5 методов генерации креативных идей для корпоративного обучения
Они помогут найти решение, когда стандартными способами задачи обучения не решить, а новые идеи надо найти быстро.
Кадр: фильм «Тринадцать друзей Оушена» / Village Roadshow Pictures / Jerry Weintraub Productions
В корпоративном обучении всё должно работать как часы, по правилам и с предсказуемым результатом. При всех очевидных плюсах, у такого стандартизированного подхода есть и минусы — ограничения и бесконечная рутина вполне способны подавить тягу к инновациям, без которой невозможны рост и развитие новых идей.
Основательница консалтинговой компании Learning Rebels, автор книги «Прорывное обучение» (Disruptive Learning) и T&D-специалист с двадцатилетним опытом работы Шеннон Типтон в своём блоге предложила коллегам почаще использовать метод креативного решения проблем, который позволяет справляться со сложными задачами и придумывать новые подходы к работе. Для этого она собрала пять удачных методов. Кратко пересказываем, в чём они заключаются.
Формулирование идей
Формулирование идей — один из этапов дизайн-мышления (метода и процесса решения задач). Суть этого этапа в том, чтобы сгенерировать как можно больше идей за короткий отрезок времени, при этом без критики и боязни высказаться. То есть можно делиться даже идеями, которые на первый взгляд кажутся бредовыми.
Шеннон Типтон считает, что этот метод хорош для сбора инсайтов от пользователей-сотрудников, стейкхолдеров и заказчиков обучения — он поможет вовлечь их в процесс и сформулировать новые стратегии, о которых раньше, возможно, никто не задумывался.
Примеров того, как организуют сессии по формулированию идей, немало. Например, в Школе бизнеса Северо-Западного университета предлагают такие варианты (все они довольно широко известны и часто применяются на практике):
- Мозговой штурм: участники высказывают свои идеи и на ходу совершенствуют предложения друг друга за ограниченный срок. Их задача — сгенерировать как можно больше идей, а затем выбрать наиболее релевантные.
- Метод «6-3-5»: шесть человек записывают по три идеи на отдельные листки бумаги — на это у них есть пять минут. Затем они передают листок соседу по команде, а уже он дорабатывает чужое предложение. Всё это проходит в полной тишине, чтобы никто из участников не выделялся, а все идеи были равноправны.
- «Пять почему»: ведущий сессии обозначает какую-то проблему: например, снизились продажи в последнем квартале. К ней добавляют вопрос «почему». Когда группа приходит к ответу, уже к нему добавляется такой же вопрос. Например, «Снизились продажи в последнем квартале. Почему?» — «Потому что у отдела продаж не было времени изучить новый скрипт… Почему?» — «Потому что руководство не выделяет сотрудникам достаточно времени для обучения…». Процесс, конечно, может быть бесконечным, но на самом деле уложиться в несколько вопросов вполне реально. Главное, соблюдать правило о критике — высказывания и обсуждение должны быть свободными, ведь это не попытка найти виноватых.
Есть и общие рекомендации для проведения таких сессий (они пригодятся и для креативной групповой работы в целом):
- Заранее подготовить вводные данные — от бюджета до заранее проанализированных потребностей сотрудников.
- Встречаться с командой в непривычном месте. Например, одна американская страховая компания арендовала залы в коворкинге, чтобы сотрудники сосредоточились на инновациях и не отвлекались на типичные офисные задачи, а ещё получили заряд вдохновения.
- Ограничить число участников встречи. Так, создатель Amazon Джефф Безос использует «Правило двух пицц»: людей должно быть столько, чтобы двух пицц хватило на всех.
- Создать расслабленную атмосферу (не просто так лучшие идеи приходят к нам в душе или в ещё более уединённых местах!).
- Подготовить список вопросов, которые начинаются с «А как мы можем..?»
Читайте также:
Метод SCAMPER
SCAMPER — один из способов провести мозговой штурм, когда нужно что-то обновить или актуализировать, будь то программа курса или учебные материалы. Фактически это возможность провести аудит курса или продукта, просто не совсем стандартный.
Название — аббревиатура, за которой скрываются этапы анализа и мозгового штурма:
- Substitute — замена. На первом этапе команда размышляет, что можно заменить в уже существующем продукте, чтобы его усовершенствовать.
- Combine — соединение. Что в курсе или, например, инструкции можно упростить? Возможно, стоит объединить лонгрид и презентацию по схожей теме в одну программу? Смысл в том, чтобы взять несколько аспектов готового продукта (иногда не очень-то сочетаемых) и придумать, как заставить их работать иначе, ещё проще и эффективнее.
- Adapt — адаптация. На этой фазе стоит проанализировать сам процесс создания продукта (курса, тренинга): как сделать его более гибким? Как это повлияет на результат работы?
- Modify — изменение. Как изменить продукт, чтобы он эффективнее решал задачи?
- Put to another use — применение в новом ключе. Можно ли программу, курс, тренинг, инструкцию задействовать в какой-то другой сфере?
- Eliminate — исключение. Какой элемент из продукта можно безболезненно исключить, что будет наименее значимой потерей?
- Reverse — разворот. Можно ли поменять местами элементы продукта, чтобы улучшить результаты? Например, можно поменять местами теорию и практику, а можно сначала дать тест, а потом уже курс. Суть этого шага в том, чтобы поставить процесс с ног на голову, если это необходимо для совершенствования.
Освобождающие структуры
Освобождающие структуры — это набор из 33 методов для групповой работы. Шеннон Типтон отмечает, что в сфере корпоративного обучения они отлично подойдут и для организации работы команды, и для учебных тренингов.
Каждая структура — это отдельная готовая инструкция к действию. Например, структура «1-2-4» предполагает, что вы предлагаете участникам встречи подумать над какой-то проблемой. Сначала все они в течение одной минуты размышляют над собственным решением, оптимальным на их взгляд. Затем все объединяются в пары и обсуждают свои идеи в течение двух минут, а потом — в четвёрки, и обсуждение длится уже четыре минуты. В конце ведущий узнаёт у каждой группы, какая идея показалась им наиболее привлекательной. Весь процесс занимает 12 минут, и его можно повторять несколько раз.
Полный список таких структур и рекомендации к их использованию переведены на русский язык и выложены в свободный доступ, найти их можно, например, здесь.
Сумасшедшие восьмёрки
Суть методики «Сумасшедшие восьмёрки» в том, чтобы за восемь минут составить восемь идей. Работает это так: члены команды собираются с заранее подготовленными листочками и расчерчивают их на восемь квадратов. У них есть одна минута, чтобы зарисовать свою идею — всего восемь раундов за восемь минут. Результаты в идеале прикрепить на одну доску (это может быть и онлайн-доска). Затем каждый участник объясняет свои идеи, а остальная команда отмечает наиболее интересные.
Такая методика, считает Шеннон, поможет добавить креативности в разработке учебных материалов или справиться с непростыми задачами по педдизайну.
Интеллект-карты
Интеллект-карты позволяют оформить и соединить собранные идеи, чтобы найти оптимальное решение той или иной проблемы. Их часто используют и в обучении, и в его создании. В корпоративной сфере с помощью этого инструмента можно проектировать курсы, формулировать результаты обучения, визуализировать сложные концепции и идеи.
Суть метода сводится к созданию довольно подробной иерархической структуры. В её центре — определённая идея, проблема, концепция. На первом уровне — ключевые подразделы, а на втором уровне они обрастают деталями и подробностями. Например, можно составить структуру учебного курса по сложной теме с помощью интеллект-карт, а заодно распределить роли и задачи в команде разработки.
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс