Корп. обучение
#статьи

3 совета, как развивать у сотрудников стрессоустойчивость и гибкость

Эти качества очень важны для сохранения спокойствия и стабильной работы в условиях непредсказуемости мира.

Кадр: фильм «Треугольник печали» / Film i Väst / BBC Films

В отчётах о корпоративном обучении и бизнесе последних лет один тренд остаётся неизменным — неопределённость (VUCA-мир и BANI-мир — по сути, о том же). Скорость изменений становится всё выше, а значит, к ним всё труднее привыкнуть, и люди буквально не вылезают из стрессовых ситуаций. А это, в свою очередь, влияет на то, как они работают и учатся на рабочем месте.

Конечно, чтобы справиться с проблемой, компании организуют тренинги и программы, которые позволяют развивать стрессоустойчивость, гибкость и бороться с тревогой из-за неопределённости. Однако нередко они поверхностны, утверждает в своей колонке для TrainingZone Эвелина Дзиманавичуте, консультант по стратегии организационного развития и психологического благополучия, нейроучёный и коуч. Она приводит несколько советов о том, что учитывать в разработке обучения — такого, которое действительно поможет сотрудникам развить устойчивость и справляться с вызовами. Кратко их пересказываем.

Совет 1


Развивайте отдельные навыки вместо комплексных

В корпоративной среде принята вполне стандартная схема обучения стрессоустойчивости: тренинг с вдохновляющим спикером, который рассказывает о своём опыте преодоления трудных ситуаций. Организаторам обычно кажется, что это поможет сотрудникам позитивнее относиться к сложностям.

Отчасти такой подход действительно вдохновляет, однако люди в силу личных особенностей по-разному справляются с непростыми обстоятельствами или вызовами. Поэтому эксперт предлагает не работать со стрессоустойчивостью в целом, а создавать обучение по отдельным навыкам, в первую очередь относящимся к когнитивной сфере: принятию решений и решению проблем, концентрации, улучшению работы памяти, распознаванию когнитивных искажений и быстрой обработке новой информации.

Всё это, по мнению Эвелины, принесёт больше пользы: так каждый сможет разработать собственные стратегии по работе с вызовами или неприятностями, а не просто послушать лекцию о том, чем полезны вызовы и трудности.

Совет 2


Работайте с гибкими навыками вместо позитивных наставлений

Ещё одна постоянная «ошибка» в разработке обучения по стрессоустойчивости — попытка уравнять её с позитивным мышлением. Здесь индивидуальные особенности тоже редко учитывают, а кому-то практика подбадриваний сотрудников в духе «всегда думайте о хорошем» способна дать обратный эффект: как будто человеку запрещается переживать и проживать негативный опыт. Так искусственный позитив становится токсичным.

Кадр: фильм «Пассажиры» / Columbia Pictures / LStar Capitalruen

Рекомендация Эвелины схожа с предыдущей: надо работать над отдельными навыками в эмоциональной сфере. Например, обучать регуляции эмоций, управлению стрессом, коммуникации. Тогда в критической ситуации у сотрудников будет достаточно инструментов, чтобы справиться со своими чувствами, но и необходимость улыбаться «через не могу» не будет на них давить.

Совет 3


Создавайте безопасную среду

Даже самые стрессоустойчивые люди могут сломаться без поддержки со стороны. И функции обучения это тоже нужно учитывать, подчёркивает эксперт. Именно среда обычно «выпадает» из поля зрения L&D при разработке тренингов: кажется, что ответственность лежит на самих сотрудниках, так что если тренинги им не помогли, то ничего не поделаешь. В действительности развитие гибкости невозможно без должных условий.

«Наша окружающая среда способна формировать устойчивость на генетическом и неврологическом уровнях, и теперь мы знаем, что наше влияние на гены гораздо больше, чем мы изначально считали. Благодаря процессу эпигенетики наши обстоятельства могут играть огромную роль во влиянии на экспрессию генов (включение и выключение генов)», — объясняет Эвелина.

Всё это приводит к рекомендации о создании поддерживающей, безопасной среды: это означает, что в ней есть пространство для ошибок, просьбы о помощи естественны, а психологическое благополучие учитывается в оценке продуктивности.

Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована