3 совета, как развивать у сотрудников стрессоустойчивость и гибкость
Эти качества очень важны для сохранения спокойствия и стабильной работы в условиях непредсказуемости мира.
Кадр: фильм «Треугольник печали» / Film i Väst / BBC Films
В отчётах о корпоративном обучении и бизнесе последних лет один тренд остаётся неизменным — неопределённость (VUCA-мир и BANI-мир — по сути, о том же). Скорость изменений становится всё выше, а значит, к ним всё труднее привыкнуть, и люди буквально не вылезают из стрессовых ситуаций. А это, в свою очередь, влияет на то, как они работают и учатся на рабочем месте.
Конечно, чтобы справиться с проблемой, компании организуют тренинги и программы, которые позволяют развивать стрессоустойчивость, гибкость и бороться с тревогой из-за неопределённости. Однако нередко они поверхностны, утверждает в своей колонке для TrainingZone Эвелина Дзиманавичуте, консультант по стратегии организационного развития и психологического благополучия, нейроучёный и коуч. Она приводит несколько советов о том, что учитывать в разработке обучения — такого, которое действительно поможет сотрудникам развить устойчивость и справляться с вызовами. Кратко их пересказываем.
Совет 1
Развивайте отдельные навыки вместо комплексных
В корпоративной среде принята вполне стандартная схема обучения стрессоустойчивости: тренинг с вдохновляющим спикером, который рассказывает о своём опыте преодоления трудных ситуаций. Организаторам обычно кажется, что это поможет сотрудникам позитивнее относиться к сложностям.
Отчасти такой подход действительно вдохновляет, однако люди в силу личных особенностей по-разному справляются с непростыми обстоятельствами или вызовами. Поэтому эксперт предлагает не работать со стрессоустойчивостью в целом, а создавать обучение по отдельным навыкам, в первую очередь относящимся к когнитивной сфере: принятию решений и решению проблем, концентрации, улучшению работы памяти, распознаванию когнитивных искажений и быстрой обработке новой информации.
Всё это, по мнению Эвелины, принесёт больше пользы: так каждый сможет разработать собственные стратегии по работе с вызовами или неприятностями, а не просто послушать лекцию о том, чем полезны вызовы и трудности.
Совет 2
Работайте с гибкими навыками вместо позитивных наставлений
Ещё одна постоянная «ошибка» в разработке обучения по стрессоустойчивости — попытка уравнять её с позитивным мышлением. Здесь индивидуальные особенности тоже редко учитывают, а кому-то практика подбадриваний сотрудников в духе «всегда думайте о хорошем» способна дать обратный эффект: как будто человеку запрещается переживать и проживать негативный опыт. Так искусственный позитив становится токсичным.
Рекомендация Эвелины схожа с предыдущей: надо работать над отдельными навыками в эмоциональной сфере. Например, обучать регуляции эмоций, управлению стрессом, коммуникации. Тогда в критической ситуации у сотрудников будет достаточно инструментов, чтобы справиться со своими чувствами, но и необходимость улыбаться «через не могу» не будет на них давить.
Совет 3
Создавайте безопасную среду
Даже самые стрессоустойчивые люди могут сломаться без поддержки со стороны. И функции обучения это тоже нужно учитывать, подчёркивает эксперт. Именно среда обычно «выпадает» из поля зрения L&D при разработке тренингов: кажется, что ответственность лежит на самих сотрудниках, так что если тренинги им не помогли, то ничего не поделаешь. В действительности развитие гибкости невозможно без должных условий.
«Наша окружающая среда способна формировать устойчивость на генетическом и неврологическом уровнях, и теперь мы знаем, что наше влияние на гены гораздо больше, чем мы изначально считали. Благодаря процессу эпигенетики наши обстоятельства могут играть огромную роль во влиянии на экспрессию генов (включение и выключение генов)», — объясняет Эвелина.
Всё это приводит к рекомендации о создании поддерживающей, безопасной среды: это означает, что в ней есть пространство для ошибок, просьбы о помощи естественны, а психологическое благополучие учитывается в оценке продуктивности.
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.