Внутриигровые покупки: как заработать на игре, не ограбив игроков

Многие студии ненавидят за внутриигровые покупки, но для них это единственный способ заработать. Разбираемся, что к чему и чего делать не стоит.

Студиям очень важно монетизировать свои игры, чтобы не только окупить их, но и собрать денег на следующую игру. К сожалению, сейчас разработка стоит очень дорого, а люди не готовы платить за игры больше 60 долларов. И чтобы держаться на плаву, студиям приходится искать дополнительные способы заработать на игре.

Один из вариантов — реклама. В основном её добавляют в бесплатные игры: попробуйте вставить закрывающий половину экрана баннер в платную игру, и вас возненавидят. За дело.

Другой способ — дополнительные продажи внутри игры. Именно о них мы поговорим в этой статье: что это вообще такое, насколько это этично и как сделать внутриигровые покупки так, чтобы не насолить игрокам.

Евгений Кучерявый

Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.


Какими бывают внутриигровые покупки

Чаще всего используется слово «донат». Донат (англ. donation — пожертвование) — это любые пожертвования разработчикам игры. Например, вы можете стать патроном инди-студии или перевести им деньги на краудфандинговых платформах вроде KickStarter.

Однако под этим словом чаще всего подразумевают внутриигровые покупки, которые помогают продвинуться в игре: обмен реальной валюты на игровую, приобретение мощных предметов, получение разных бонусов и так далее. Игроков, которые платят за то, чтобы получить преимущество, называют донатерами.

Во многих играх для выполнения различных действий нужна энергия. Вы либо ждёте, пока она восстановится, либо платите.

Чаще всего возможность купить что-то в игре за реальные деньги встречается в многопользовательских играх. Если за саму игру не надо платить, то она входит в категорию free-to-play (играй бесплатно, условно бесплатные игры). Если же покупки ломают баланс сил, то это уже pay-to-win (плати, чтобы победить).

Кроме каких-то «полезных» вещей, во многих играх предусмотрена возможность получить за деньги разные декоративные вещи: скины, костюмы, причёски, аксессуары и прочее.

Ещё есть лутбоксы — коробки с фиксированной стоимостью, в которых может лежать случайный предмет. Они популярны, потому что игрок никогда не знает, что он получит за свои деньги, — отличный пример использования ящика Скиннера.

Считать их стопроцентным злом нельзя, однако многие разработчики делают всё, чтобы заставить игроков покупать как можно больше лутбоксов. В итоге некоторые люди, особенно подверженные влиянию азартных игр или склонные к зависимостям, тратят на них огромные деньги.

Этическая сторона вопроса

Внутриигровые покупки и лутбоксы — это большой источник денег для разработчиков, который позволяет делать игры дешёвыми или и вовсе бесплатными. Многие студии получают львиную долю своей прибыли с небольшой части игроков, которая очень много покупает, — их называют китами.

И нет ничего плохого в том, что люди готовы платить: это их деньги, и они вольны распоряжаться ими как захотят. Ровно до того момента, пока это не превращается в принуждение со стороны разработчиков.

Если студии и не стремятся выкачать все деньги из игрока, то они не помешают вам спустить их самостоятельно.

Отдельный вопрос — внутриигровые покупки, которые совершают дети. Этой темой мало кто занимается по двум причинам:

  1. У детей нет денег. Более того, у них нет даже возможности совершить покупку — в большинстве стран невозможно получить банковскую карту до 14 лет. Хотя это и не значит, что они не могут ввести данные родителей или просто поиграть с их телефона и оплатить всё через Google или Apple Pay.
  2. Судебные разбирательства. Так как покупка была совершена недееспособным лицом, продавец (в данном случае разработчик или издатель) обязан возместить стоимость покупки (так, например, трактует этот вопрос законодательство РФ).

Даже если вы не стремитесь каким-либо способом вымогать деньги у детей, то вы должны ограничить функционал игры для всех, кто не достиг определённого возраста (14 лет — возраст частичной дееспособности по законодательству РФ). Если же вы этого не сделаете, то это небезопасно и для вас, и для ребёнка.

Если же вы намеренно пытаетесь манипулировать детьми, потому что они более внушаемые, то я надеюсь, что судебная система до вас доберётся, а игру закроют.

Как добавить внутриигровые покупки правильно

К счастью, можно улучшить ситуацию для обеих сторон. Для этого нужно следовать некоторым рекомендациям.

1. Не вынуждайте игроков совершать покупки

Если в вашу игру невозможно играть без дополнительных денег, то вы сделали плохую игру, которая манипулирует игроками. Есть много игр, в которые можно играть и даже чего-то достигать без денег, но которые делают всё, чтобы заставить вас заплатить, — иначе игровой процесс затянется на десятилетия.

Тут в качестве контрпримера можно привести Fallout Shelter в ней очень сложно улучшать убежище, если не совершать игровые покупки. И хотя прокачка занимает действительно много времени, вас никто не торопит, потому что в игре не нужно ни с кем состязаться.

Даже если вы не будете платить, ваше убежище не разграбит тот, кто заплатил

2. Не ломайте баланс

Многие игроки готовы платить, даже если не получат никакой практической пользы. Им достаточно и того, что они смогут выделиться на фоне других игроков.

Скин снайперской винтовки в CS: GO

3. Будьте прозрачны

Если в вашей игре есть лутбоксы, укажите вероятность выпадения каждого из предметов — так игроки будут знать, чего им ждать, и у них не будет завышенных ожиданий.

В Корее, например, разработчиков обязывают указывать шанс выпадения даже для лута от обычных NPC.

4. Ограничьте возраст игроков

Если в вашу игру можно играть и без вложений, то ограничьте возможность покупок для всех, кто не достиг 14 или 16 лет (проконсультируйтесь с юристом). Если же вы зачем-то всё-таки решили создавать pay-to-win игры, то сразу ставьте 18+.

5. Предупреждайте игрока

Внутриигровые покупки редко бывают дорогими. Поэтому вложение денег в игру превращается в поход в магазин «Всё по 50 рублей». Вроде бы взял только дешёвые вещи, а вышло уже на пару тысяч.

Некоторые игроки попросту не следят за тем, сколько денег они тратят. Поэтому, чтобы уберечь их кошельки, добавьте в игру предупреждение вида «Вы уже потратили Х рублей на этой неделе. Вы уверены, что хотите потратить ещё?».

Заключение

Я надеюсь, что вы, как и я, считаете игры искусством и поэтому предпочтёте сделать что-то интересное и увлекательное, а не очередной инструмент для выкачивания денег.

Для этого, конечно, нужны определённые навыки, но их можно получить в доступном и удобном формате — например, на нашем онлайн-курсе.

Курс

Профессия геймдизайнер


Станьте геймдизайнером с нуля до трудоустройства за 1 год!

Вы научитесь:

  • Разрабатывать игровые проекты.
  • Создавать прототипы интерфейсов.
  • Рассчитывать игровой баланс.
  • Разрабатывать стратегию продвижения продукта на рынке.

После прохождения обучения — помощь в трудоустройстве.

Хочешь получать крутые статьи по программированию?
Подпишись на рассылку Skillbox