Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :07 :03 Выбрать курс
Код
#статьи

Программирование для детей: с чего начать, как заинтересовать и стоит ли вообще это делать

Честная статья без маркетинга и громких обещаний.

Иллюстрация: Alexandra Romani / Freepik / Colowgee для Skillbox media

Рынок детских IT-курсов переполнен заманчивыми предложениями. Они обещают открыть ребёнку путь в профессию будущего, и у многих родителей возникает ощущение срочности: мол, если не начать учиться прямо сейчас, ребёнок упустит шанс стать успешным специалистом.

Однако у такого подхода есть нюансы. В большинстве случаев раннее знакомство с программированием не даёт карьерных преимуществ, а иногда даже вызывает обратный эффект — отторжение от профессии. Давайте разберёмся, почему так происходит, когда стоит переходить к программированию и что делать, если ребёнку это пока не интересно.

Содержание


Почему раннее обучение в IT не приносит ожидаемой пользы

Программирование — сложная профессия. Её непросто освоить даже взрослому, который понимает, зачем ему это нужно и каких целей он хочет достичь. Однако высокая востребованность IT-специалистов и привлекательные зарплаты создают впечатление, что программировать легко и доступно каждому. Из-за этого возникает ощущение, что учить детей нужно как можно раньше — иначе они могут упустить свой шанс.

Мы это понимаем. Но чтобы увидеть абсурдность ситуации, попробуйте заменить программирование на другую специальность. Никто не предлагает пятикласснику осваивать бухучёт, экономику предприятия, работу автослесаря или сварку. В этих профессиях всем очевидно, что ребёнок не готов: он не подходит по возрасту, уровню абстрактного мышления, физическому развитию и просто по жизненному опыту. Однако с программированием эта логика почему-то перестаёт работать.

Теперь взгляните на ситуацию с точки зрения мотивации. У ребёнка нет запроса сменить карьеру, повысить доход или чего-то подобного. Для него обучение превращается в дополнительную нагрузку поверх школы и кружков — без понятной цели. При этом нагрузка ощутимая. Только поначалу всё кажется простым: пара уроков, немного визуального кодинга — и быстрые результаты. Но затем сложность растёт, абстракций становится больше, и изучать всё это уже совсем не весело.

Есть и другая проблема: навык кодирования нельзя отложить и потом быстро восстановить. Это совсем не похоже на езду на велосипеде — нельзя вернуться через год и продолжить с того же места. Если ребёнок делает долгий перерыв, всё изученное быстро забывается. А за 3–5 лет меняются инструменты, обновляются языки, устаревают подходы.

Поэтому обучение «на всякий случай» редко приносит долгосрочный результат. Ребёнок может пройти несколько блоков и получить базовое представление о синтаксисе и простых алгоритмах. Но без регулярной практики всё быстро забывается. В итоге — ни знаний, ни мотивации продолжать, ни понимания, где и как применить полученные навыки.

Кому подходит программирование и когда лучше начинать

Давайте снова абстрагируемся от разработки и выберем для примера профессию электрика. В каком случае дети могут этим заниматься? На наш взгляд, ситуаций всего две: либо им самим это интересно и они проявляют инициативу, либо этот навык они планируют дальше развивать профессионально — например, поступив в колледж или вуз.

То же самое с программированием. У детей должен быть искренний интерес к технологиям и желание создавать что-то своими руками — или осознанное намерение строить карьеру в IT, которое появляется ближе к старшим классам. Без одного из этих условий обучение превращается в формальность, которая не принесёт особой пользы.

Например, если подросток увлекается компьютерными играми и хочет понять, как они устроены, предложите ему создать моды в Minecraft.

Скриншот: Forge / Skillbox Media

Если ребёнок любит конструкторы и механизмы — попробуйте проекты на Arduino или других программируемых платах. Они позволяют собирать реальные устройства и управлять ими с помощью кода.

Изображение: Skillbox Media

Если нравятся роботы — соберите своего.

Фото: личный архив Екатерины Можеговой

Если школьник в восторге от LEGO — познакомьте его с современными наборами, которые можно собрать и затем запрограммировать.

Изображение: Scratch Coding Class / YouTube

Интерес к любой из перечисленных или похожих активностей — лучший индикатор готовности к обучению программированию. В этом случае учёба становится не нагрузкой поверх школы, а инструментом для воплощения собственных идей. Ребёнок видит результат работы, получает удовольствие от процесса создания, сам проявляет инициативу и думает над тем, чтобы воплотить новый, более сложный проект.

Но есть и другой путь — когда подросток осознанно выбирает IT-профессию ближе к 9–11-му классу. В этом случае задача родителей меняется: важно не «заинтересовать школьника» или «как можно раньше научить коду», а помочь подготовиться к поступлению в сильный технический вуз. Это означает — подтянуть математику и профильные предметы, которые понадобятся для дальнейшей учёбы.

Сильный вуз даёт фундаментальные знания, структурное мышление, общение с единомышленниками, доступ к реальным проектам и стажировкам. И главное — у подростка появится достаточно времени, чтобы целенаправленно изучать программирование, разобраться в разных направлениях и понять, что ему действительно интересно.

Например, студент может попробовать сверстать сайт на первом курсе, поучаствовать в создании мобильного приложения на хакатоне на втором, а затем освоить работу с данными или машинным обучением в рамках курсовых проектов. К третьему курсу у большинства появляется понимание, что им ближе — backend-разработка, DevOps, data science или другое направление. Поэтому технический вуз открывает множество возможностей, которые недоступны в школьные годы.

Что делать, если ребёнок не проявляет интереса к технологиям

Дети не обязаны увлекаться программированием только потому, что оно популярно или высокооплачиваемо. Вы, конечно, можете предложить ребёнку попробовать визуальные языки вроде Scratch или браузерные игры, которые дают базовые представления о логике. Но на наш взгляд, если нет интереса, в большинстве случаев это избыточная нагрузка.

Гораздо важнее то, что школа даёт всё необходимое будущему разработчику: математику, русский и английский язык, основы логики, работу с текстами, умение анализировать информацию. На этом этапе достаточно сосредоточиться на них: они формируют фундамент, на котором потом можно построить любую техническую специальность.

Если к 9–11-му классу у подростка всё же появится желание поступать в технический вуз, начинать придётся не с языков программирования, а с подготовки к экзаменам по математике и информатике. В ЕГЭ и ОГЭ по информатике используется Python — и это как раз тот случай, когда язык нужен для конкретной задачи. Если на подготовку есть год, то школьник сможет изучить основы и обойтись без репетитора.

Как это сделать — читайте в статье «Как изучить Python самостоятельно и бесплатно».

Такой базовой подготовки достаточно, чтобы сдать экзамены и получить необходимый старт. Но не думайте, что всё просто. Например, вот типичная задача из 16-го задания ОГЭ по информатике — именно с таким материалом сталкиваются школьники на реальном экзамене.

Напишите программу для решения следующей задачи.

Ученики 4-го класса вели дневники наблюдения за погодой и ежедневно записывали дневную температуру. Найдите среднюю температуру для дней, когда температура поднималась выше нуля градусов. Определите количество таких дней. Гарантируется, что за время наблюдения хотя бы в один из дней температура поднималась выше нуля градусов.

Программа получает на вход количество дней, в течение которых проводилось наблюдение N (1 ≤ N ≤ 31), затем для каждого дня вводится температура. Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
4 10.0
−5 2
12
−2
8

А вот такой код он будет учиться писать, чтобы всё это работало.

Скриншот: Online Python / Skillbox Media

Дальше университет научит всему необходимому. Или вы вместе с ребёнком поймёте, что программирование на Python ему неинтересно. Тогда у вас будет достаточно времени переключиться на другое направление — и не тратить годы на то, что не приносит удовольствия.

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Бесплатный курс по Python ➞
Мини-курс для новичков и для опытных кодеров. 4 крутых проекта в портфолио, живое общение со спикером. Кликните и узнайте, чему можно научиться на курсе.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована