Джун, мидл и сеньор: чем различаются грейды в программировании
И как перейти на новый уровень.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В разработке, как и в других диджитал-профессиях, существует три уровня развития специалиста: джун, мидл и сеньор. Чем выше уровень, тем интереснее задачи и больше зарплата, но выше и ответственность. В этой статье объясняем, чем различаются между собой грейды и что надо делать, чтобы вырасти до сеньора.
Содержание
- Какие бывают грейды программистов
- Кто такой джун (junior)
- Кто такой мидл (middle)
- Кто такой сеньор (senior)
- Различия грейдов на практике
- Как дорасти от джуна до сеньора
- Дальнейший рост после сеньора
- Сколько зарабатывают джуны, мидлы и сеньоры
Какие бывают грейды программистов
Грейды — это условные ступени профессионального развития программистов. В большинстве компаний выделяют три уровня:
- Джун (junior) — специалист, который только начал карьеру. Он может часто ошибаться, поэтому за его работой надо следить.
- Мидл (middle) — опытный разработчик, который уже может трудиться самостоятельно и помогать начинающим коллегам.
- Сеньор (senior) — программист с большим опытом, который принимает ключевые решения по разработке продукта.
Кто такой джун (junior)
Джун — это начинающий программист, который только окончил курсы или выпустился из вуза. Джуны, как правило, знают много теории и даже пробовали создавать собственные проекты, но ещё не работали в больших командах над реальными задачами.
Руководители команд понимают, что новички часто ошибаются, поэтому за их работой внимательно следят. Более опытные коллеги отвечают на вопросы, проверяют код и дают рекомендации. Такое наставничество помогает джунам быстро и без лишних переживаний вырасти до следующего грейда.
Чего ждут от джуна:
- Базового понимания языка программирования, алгоритмов, основных инструментов и фреймворков.
- Знания основных концепций разработки, включая ООП, алгоритмов и структуры данных.
- Готовности работать в команде и перенимать опыт старших коллег.
- Мотивации развиваться в профессии.
Задачи джуна:
- Чаще всего джунам поручают исправлять известные баги в коде проекта. Так новичку будет проще разобраться со спецификой команды и понять, чем занимается компания.
- Если начинающий специалист уже уверенно пишет код, то ему могут доверить разработку небольших частей приложений по техническому заданию от старших коллег.
- В компаниях часто бывают внутренние проекты, которые облегчают работу команде. Джуну могут поручить улучшать один из таких инструментов.
Кто такой мидл (middle)
Мидл — это программист с опытом 1–3 года, который справляется с большинством задач самостоятельно. Он уже может менторить джунов, хотя в сложных вопросах и сам прислушивается к рекомендациям старших коллег.
Чего ждут от мидла:
- Глубокого знания языков программирования, инструментов и алгоритмов.
- Умения быстро разбираться в чужом коде и предлагать улучшения.
- Самостоятельности и умения брать на себя ответственность за принятые решения.
Задачи мидла:
- Разрабатывать новые функции и оптимизировать имеющийся код.
- Принимать участие в код-ревью работ начинающих специалистов в команде.
- Ставить задачи джунам.
Кто такой сеньор (senior)
Сеньор — это опытный разработчик с глубокими техническими знаниями и опытом работы больше пяти лет. Именно сеньор-разработчики берут на себя самые сложные задачи и участвуют в обсуждении ключевых решений.
Чего ждут от сеньора:
- Глубокого знания не только языков программирования, но и различных архитектур проектов.
- Умения с нуля спроектировать приложение и составлять к нему техническое задание.
Задачи сеньора:
- Разрабатывать сложные и критически важные компоненты системы.
- Анализировать и оптимизировать производительность приложений.
- Планировать архитектуру и структуру кода.
- Обучать менее опытных коллег.
Различия между грейдами на примере
Чтобы стало понятнее, чем различаются джуниор-, мидл- и сеньор-разработчики, рассмотрим их задачи на примере жизненной ситуации ― разработки клиентской части веб-приложения для управления задачами.
Представим, что у нас в команде три специалиста: начинающий программист Иван, опытный Алексей и гуру кода Екатерина.
Джун Иван
Иван окончил курсы по веб-разработке и умеет писать код на HTML, CSS и JavaScript. Также он понимает основы работы браузера и клиент-серверной архитектуры.
Он пока не умеет проектировать архитектуру продуктов и разрабатывать сложные функции. Зато любит погружаться в документацию инструментов и умеет чётко придерживаться ТЗ.Иван отвечает за выполнение простых задач, например верстает компоненты пользовательского интерфейса и интегрирует API проекта, которые предоставили другие разработчики. Иван часто обращается за помощью и советом к Алексею.
Мидл Алексей
Алексей в веб-разработке уже три года. Он уверенно программирует на JavaScript и разбирается в спецификации ES6+. Кроме того, Алексей успел много поработать с фреймворками React и Vue и библиотекой Redux. Также он знает REST API, GraphQL и умеет писать юнит-тесты.
В проекте Алексей работает над более ответственными задачами, например проектирует архитектуру фронтенда, реализует сложную логику приложения и оптимизирует производительность. Для него не составит труда добавить в приложение фильтры для поиска задач по тегам или настроить работу с асинхронными запросами.
Большинство задач Алексей может решить самостоятельно, но иногда обращается за советом к Екатерине. Например, когда надо обсудить архитектуру проекта или принять решение о переходе на новый инструмент.
Сеньор Екатерина
Екатерина разрабатывает веб-приложения уже больше шести лет и за это время успела поработать над разными проектами. Она знает несколько языков программирования, умеет работать с популярными фреймворками и даже разработала собственную JS-библиотеку. Кроме того, Екатерина умеет решать конфликты в команде и знает, как правильно распределять задачи так, чтобы все успевали их доделывать в срок.
В проекте Екатерина принимает все ключевые решения. Она выбирает технологический стек, строит архитектуру и составляет гайдлайны для кода всего проекта. На её плечах лежат задачи оптимизации производительности всего приложения и обеспечения безопасности пользовательских данных. Ещё она регулярно общается с другими командами и обсуждает вопросы с заказчиком.
Как вырасти от джуна до сеньора
Для прогресса в профессии надо постоянно осваивать новые технологии, практиковаться и развивать навыки общения. Ниже советы, которые помогут продвинуться по карьерной лестнице.
Перенимайте опыт коллег
Самый эффективный способ ускорить рост — учиться у более опытных коллег. Они уже прошли похожий путь и могут дать совет. Наблюдайте за тем, как работают мидл-разработчики в вашей команде и не бойтесь задавать вопросы.
Если хотите сделать процесс обучения ещё эффективнее, попробуйте парное программирование. Когда вы вместе с более опытным коллегой работаете над одной задачей, то учитесь мыслить как профессионал при решении сложных задач.
Внимательно относитесь к код-ревью. Это не просто проверка вашей работы, а выявление слабых мест. Проанализируйте частые ошибки и старайтесь не допускать их снова.
Если вы ещё только учитесь, то можно найти ментора с помощью специального сервиса, например Solvery, EasyOffer или GetMentor. Ментор укажет на ошибки, подскажет, как можно улучшить свои навыки, и подготовит к техническому собеседованию.
Больше практикуйтесь
Тут нет никакого секрета: чем больше вы пишете код, тем лучше начинаете разбираться в нюансах разработки. Старайтесь чаще писать код для реальных проектов, например можно попробовать свои силы в разработке опенсорса. Исправьте баг в любимом фреймворке или реализуйте новую функцию для хорошо знакомой библиотеки и предложите её авторам проекта.
Алгоритмы можно потренировать на специальных платформах, например LeetCode, Codewars, HackerRank. Возьмите за правило решать по одной задаче в день. Если чувствуете, что задания начинают вам даваться легче, то повышайте уровень сложности.
Если спокойного решения задач за ноутбуком вам мало и хочется больше азарта, то попробуйте свои силы в хакатонах и соревнованиях. Это научит вас принимать решения в условиях ограниченного времени и даст опыт работы в команде.
Выходите из зоны комфорта
Не бойтесь ошибаться и выходить из зоны комфорта. Сложные задачи — это возможность попробовать новое и проверить свои навыки. Если что-то не получится, помните: ошибки часть обучения. За помощью всегда можно обратиться к опытным коллегам.
Развивайте софт-скиллы
Важны не только технические навыки, но и умение взаимодействовать с командой. Учитесь чётко и ясно доносить свои мысли — как устно, так и письменно. Это поможет избежать недопонимания.
Принимайте участие в командных обсуждениях, но старайтесь не конфликтовать. Если вы считаете, что ваше решение лучше, то объясните, почему это так, и приведите аргументы.
Коммуникация, проактивность, гибкость и другие софт-скиллы часто бывают слабыми местами технических специалистов. Если прокачать их, то можно будет выделиться на фоне коллег и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.
Делитесь знаниями
Когда вы помогаете другим, вы закрепляете свои знания, развиваете лидерские качества и учитесь доносить свои мысли. Поэтому не стесняйтесь объяснять новичкам темы, в которых сами хорошо разбираетесь. Если есть возможность, то участвуйте в код-ревью чужих проектов. Это поможет вам развить критическое мышление.
Если есть о чём рассказать на большую аудиторию, то напишите статью на «Хабре». Тщательно выбирайте тему для статьи. Не стоит публиковать очередной гайд про разработку чат-бота для Telegram. Таких статей уже очень много, и ещё одна не заинтересует читателей. Но если вы знаете необычный способ оптимизации производительности чат-ботов, то смело делитесь этим с сообществом.
Поделиться своим опытом можно ещё на живых выступлениях, например митапах, конференциях и вебинарах. На подобных мероприятиях часто бывают руководители команд разработки из крупных компаний. Они могут предложить должность с более высоким грейдом, если доклад о вашем опыте покажется им интересным.
Дальнейший рост после сеньора
После достижения роли сеньора перед разработчиком открыты следующие карьерные пути:
- Тимлид — лидер команды разработчиков, который координирует работу, делегирует задачи и помогает решать технические вопросы.
- Техлид — специалист, отвечающий за техническую часть проекта. Он выбирает стек, инструменты и архитектуру.
- CTO (технический директор) — руководитель, формирующий направление продукта. Он отвечает за всех инженеров в команде и решает, как достичь целей бизнеса с помощью технологий.
- Архитектор отвечает за структуру проекта, определяет, из каких компонентов будет состоять продукт и как они будут взаимодействовать друг с другом.
Важно понимать, что перечисленные позиции не совсем грейды, а скорее роли на стыке навыков и интересов специалиста. Например, тестировщик, который ни дня не работал программистом, может стать лидом команды разработки, если откроет в себе менеджерский талант. Аналогично разработчик может перейти в архитекторы, если ему нравится проектирование сложных систем, или в продакт-менеджеры, если ему ближе работа с бизнес-процессами.
Такой подход позволяет строить карьеру не строго по вертикали, а с учётом индивидуальных склонностей и навыков специалиста.
Сколько зарабатывают джуны, мидлы и сеньоры
Более высокий грейд ― это не только более интересные задачи. Опытные специалисты могут претендовать на более высокую зарплату.
Вот что говорит о медианной зарплате программистов разных грейдов статистика «Хабр Карьеры»:
- джуны — 75 000 рублей;
- мидлы — 174 233 рубля;
- сеньоры — 300 000 рублей;
- тимлиды — 357 500 рублей.
На гонорар влияет не только грейд, но и направление. Например:
- Среди джунов меньше всего зарабатывают PHP-разработчики — 75 000 рублей. А больше всего в Golang-разработке — 120 000 рублей.
- Среди мидл-программистов меньше всего зарабатывают разработчики на C — 160 000 рублей, а максимум снова у Golang-разработчиков — 250 000 рублей.
- Самые высокие зарплаты среди сеньор-программистов у разработчиков на Golang — 360 000 рублей, а меньше всего получают разработчики на C — 230 000 рублей.
Что касается архитекторов ПО и CTO, то средняя зарплата первых составляет 466 000 рублей, а вторых — 507 000 рублей.
Подробнее о зарплатах программистов можно почитать в нашей статье.
Читайте также:
Что в итоге
- Грейды — это условные уровни, которые показывают опыт и уровень квалификации разработчика. В большинстве компаний их три: джун, мидл и сеньор.
- Джуниоры (junior) — начинающие специалисты, которые выполняют простые задачи по строгому техническому заданию. Им нужна помощью более опытных коллег.
- Мидлы (middle) уже могут самостоятельно и писать код, и принимать решения. Они часто помогают джунам.
- Сеньоры (senior) ― специалисты с большим опытом, которые принимают ключевые решения в проекте и общаются с другими отделами.
- Чтобы вырасти от новичка до опытного специалиста, нужно учиться у более опытных коллег, много практиковаться, следить за трендами в своей индустрии и не бояться брать новые сложные задачи.
Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!