Код
#статьи

Джун, мидл и сеньор: чем различаются грейды в программировании

И как перейти на новый уровень.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В разработке, как и в других диджитал-профессиях, существует три уровня развития специалиста: джун, мидл и сеньор. Чем выше уровень, тем интереснее задачи и больше зарплата, но выше и ответственность. В этой статье объясняем, чем различаются между собой грейды и что надо делать, чтобы вырасти до сеньора.

Содержание


Какие бывают грейды программистов

Грейды — это условные ступени профессионального развития программистов. В большинстве компаний выделяют три уровня:

  • Джун (junior) — специалист, который только начал карьеру. Он может часто ошибаться, поэтому за его работой надо следить.
  • Мидл (middle) — опытный разработчик, который уже может трудиться самостоятельно и помогать начинающим коллегам.
  • Сеньор (senior) — программист с большим опытом, который принимает ключевые решения по разработке продукта.

Кто такой джун (junior)

Джун — это начинающий программист, который только окончил курсы или выпустился из вуза. Джуны, как правило, знают много теории и даже пробовали создавать собственные проекты, но ещё не работали в больших командах над реальными задачами.

Руководители команд понимают, что новички часто ошибаются, поэтому за их работой внимательно следят. Более опытные коллеги отвечают на вопросы, проверяют код и дают рекомендации. Такое наставничество помогает джунам быстро и без лишних переживаний вырасти до следующего грейда.

Чего ждут от джуна:

  • Базового понимания языка программирования, алгоритмов, основных инструментов и фреймворков.
  • Знания основных концепций разработки, включая ООП, алгоритмов и структуры данных.
  • Готовности работать в команде и перенимать опыт старших коллег.
  • Мотивации развиваться в профессии.

Задачи джуна:

  • Чаще всего джунам поручают исправлять известные баги в коде проекта. Так новичку будет проще разобраться со спецификой команды и понять, чем занимается компания.
  • Если начинающий специалист уже уверенно пишет код, то ему могут доверить разработку небольших частей приложений по техническому заданию от старших коллег.
  • В компаниях часто бывают внутренние проекты, которые облегчают работу команде. Джуну могут поручить улучшать один из таких инструментов.

Кто такой мидл (middle)

Мидл — это программист с опытом 1–3 года, который справляется с большинством задач самостоятельно. Он уже может менторить джунов, хотя в сложных вопросах и сам прислушивается к рекомендациям старших коллег.

Чего ждут от мидла:

  • Глубокого знания языков программирования, инструментов и алгоритмов.
  • Умения быстро разбираться в чужом коде и предлагать улучшения.
  • Самостоятельности и умения брать на себя ответственность за принятые решения.

Задачи мидла:

  • Разрабатывать новые функции и оптимизировать имеющийся код.
  • Принимать участие в код-ревью работ начинающих специалистов в команде.
  • Ставить задачи джунам.

Кто такой сеньор (senior)

Сеньор — это опытный разработчик с глубокими техническими знаниями и опытом работы больше пяти лет. Именно сеньор-разработчики берут на себя самые сложные задачи и участвуют в обсуждении ключевых решений.

Чего ждут от сеньора:

  • Глубокого знания не только языков программирования, но и различных архитектур проектов.
  • Умения с нуля спроектировать приложение и составлять к нему техническое задание.

Задачи сеньора:

  • Разрабатывать сложные и критически важные компоненты системы.
  • Анализировать и оптимизировать производительность приложений.
  • Планировать архитектуру и структуру кода.
  • Обучать менее опытных коллег.

Различия между грейдами на примере

Чтобы стало понятнее, чем различаются джуниор-, мидл- и сеньор-разработчики, рассмотрим их задачи на примере жизненной ситуации ― разработки клиентской части веб-приложения для управления задачами.

Представим, что у нас в команде три специалиста: начинающий программист Иван, опытный Алексей и гуру кода Екатерина.

Джун Иван

Иван окончил курсы по веб-разработке и умеет писать код на HTML, CSS и JavaScript. Также он понимает основы работы браузера и клиент-серверной архитектуры.

Он пока не умеет проектировать архитектуру продуктов и разрабатывать сложные функции. Зато любит погружаться в документацию инструментов и умеет чётко придерживаться ТЗ.Иван отвечает за выполнение простых задач, например верстает компоненты пользовательского интерфейса и интегрирует API проекта, которые предоставили другие разработчики. Иван часто обращается за помощью и советом к Алексею.

Мидл Алексей

Алексей в веб-разработке уже три года. Он уверенно программирует на JavaScript и разбирается в спецификации ES6+. Кроме того, Алексей успел много поработать с фреймворками React и Vue и библиотекой Redux. Также он знает REST API, GraphQL и умеет писать юнит-тесты.

В проекте Алексей работает над более ответственными задачами, например проектирует архитектуру фронтенда, реализует сложную логику приложения и оптимизирует производительность. Для него не составит труда добавить в приложение фильтры для поиска задач по тегам или настроить работу с асинхронными запросами.

Большинство задач Алексей может решить самостоятельно, но иногда обращается за советом к Екатерине. Например, когда надо обсудить архитектуру проекта или принять решение о переходе на новый инструмент.

Сеньор Екатерина

Екатерина разрабатывает веб-приложения уже больше шести лет и за это время успела поработать над разными проектами. Она знает несколько языков программирования, умеет работать с популярными фреймворками и даже разработала собственную JS-библиотеку. Кроме того, Екатерина умеет решать конфликты в команде и знает, как правильно распределять задачи так, чтобы все успевали их доделывать в срок.

В проекте Екатерина принимает все ключевые решения. Она выбирает технологический стек, строит архитектуру и составляет гайдлайны для кода всего проекта. На её плечах лежат задачи оптимизации производительности всего приложения и обеспечения безопасности пользовательских данных. Ещё она регулярно общается с другими командами и обсуждает вопросы с заказчиком.

Как вырасти от джуна до сеньора

Для прогресса в профессии надо постоянно осваивать новые технологии, практиковаться и развивать навыки общения. Ниже советы, которые помогут продвинуться по карьерной лестнице.

Перенимайте опыт коллег

Самый эффективный способ ускорить рост — учиться у более опытных коллег. Они уже прошли похожий путь и могут дать совет. Наблюдайте за тем, как работают мидл-разработчики в вашей команде и не бойтесь задавать вопросы.

Если хотите сделать процесс обучения ещё эффективнее, попробуйте парное программирование. Когда вы вместе с более опытным коллегой работаете над одной задачей, то учитесь мыслить как профессионал при решении сложных задач.

Внимательно относитесь к код-ревью. Это не просто проверка вашей работы, а выявление слабых мест. Проанализируйте частые ошибки и старайтесь не допускать их снова.

Если вы ещё только учитесь, то можно найти ментора с помощью специального сервиса, например Solvery, EasyOffer или GetMentor. Ментор укажет на ошибки, подскажет, как можно улучшить свои навыки, и подготовит к техническому собеседованию.

Больше практикуйтесь

Тут нет никакого секрета: чем больше вы пишете код, тем лучше начинаете разбираться в нюансах разработки. Старайтесь чаще писать код для реальных проектов, например можно попробовать свои силы в разработке опенсорса. Исправьте баг в любимом фреймворке или реализуйте новую функцию для хорошо знакомой библиотеки и предложите её авторам проекта.

Алгоритмы можно потренировать на специальных платформах, например LeetCode, Codewars, HackerRank. Возьмите за правило решать по одной задаче в день. Если чувствуете, что задания начинают вам даваться легче, то повышайте уровень сложности.

Если спокойного решения задач за ноутбуком вам мало и хочется больше азарта, то попробуйте свои силы в хакатонах и соревнованиях. Это научит вас принимать решения в условиях ограниченного времени и даст опыт работы в команде.

Выходите из зоны комфорта

Не бойтесь ошибаться и выходить из зоны комфорта. Сложные задачи — это возможность попробовать новое и проверить свои навыки. Если что-то не получится, помните: ошибки часть обучения. За помощью всегда можно обратиться к опытным коллегам.

Развивайте софт-скиллы

Важны не только технические навыки, но и умение взаимодействовать с командой. Учитесь чётко и ясно доносить свои мысли — как устно, так и письменно. Это поможет избежать недопонимания.

Принимайте участие в командных обсуждениях, но старайтесь не конфликтовать. Если вы считаете, что ваше решение лучше, то объясните, почему это так, и приведите аргументы.

Коммуникация, проактивность, гибкость и другие софт-скиллы часто бывают слабыми местами технических специалистов. Если прокачать их, то можно будет выделиться на фоне коллег и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Делитесь знаниями

Когда вы помогаете другим, вы закрепляете свои знания, развиваете лидерские качества и учитесь доносить свои мысли. Поэтому не стесняйтесь объяснять новичкам темы, в которых сами хорошо разбираетесь. Если есть возможность, то участвуйте в код-ревью чужих проектов. Это поможет вам развить критическое мышление.

Если есть о чём рассказать на большую аудиторию, то напишите статью на «Хабре». Тщательно выбирайте тему для статьи. Не стоит публиковать очередной гайд про разработку чат-бота для Telegram. Таких статей уже очень много, и ещё одна не заинтересует читателей. Но если вы знаете необычный способ оптимизации производительности чат-ботов, то смело делитесь этим с сообществом.

Поделиться своим опытом можно ещё на живых выступлениях, например митапах, конференциях и вебинарах. На подобных мероприятиях часто бывают руководители команд разработки из крупных компаний. Они могут предложить должность с более высоким грейдом, если доклад о вашем опыте покажется им интересным.

Дальнейший рост после сеньора

После достижения роли сеньора перед разработчиком открыты следующие карьерные пути:

  • Тимлид — лидер команды разработчиков, который координирует работу, делегирует задачи и помогает решать технические вопросы.
  • Техлид — специалист, отвечающий за техническую часть проекта. Он выбирает стек, инструменты и архитектуру.
  • CTO (технический директор) — руководитель, формирующий направление продукта. Он отвечает за всех инженеров в команде и решает, как достичь целей бизнеса с помощью технологий.
  • Архитектор отвечает за структуру проекта, определяет, из каких компонентов будет состоять продукт и как они будут взаимодействовать друг с другом.

Важно понимать, что перечисленные позиции не совсем грейды, а скорее роли на стыке навыков и интересов специалиста. Например, тестировщик, который ни дня не работал программистом, может стать лидом команды разработки, если откроет в себе менеджерский талант. Аналогично разработчик может перейти в архитекторы, если ему нравится проектирование сложных систем, или в продакт-менеджеры, если ему ближе работа с бизнес-процессами.

Такой подход позволяет строить карьеру не строго по вертикали, а с учётом индивидуальных склонностей и навыков специалиста.

Сколько зарабатывают джуны, мидлы и сеньоры

Более высокий грейд ― это не только более интересные задачи. Опытные специалисты могут претендовать на более высокую зарплату.

Вот что говорит о медианной зарплате программистов разных грейдов статистика «Хабр Карьеры»:

  • джуны — 75 000 рублей;
  • мидлы — 174 233 рубля;
  • сеньоры — 300 000 рублей;
  • тимлиды — 357 500 рублей.

На гонорар влияет не только грейд, но и направление. Например:

  • Среди джунов меньше всего зарабатывают PHP-разработчики — 75 000 рублей. А больше всего в Golang-разработке — 120 000 рублей.
  • Среди мидл-программистов меньше всего зарабатывают разработчики на C — 160 000 рублей, а максимум снова у Golang-разработчиков — 250 000 рублей.
  • Самые высокие зарплаты среди сеньор-программистов у разработчиков на Golang — 360 000 рублей, а меньше всего получают разработчики на C — 230 000 рублей.

Что касается архитекторов ПО и CTO, то средняя зарплата первых составляет 466 000 рублей, а вторых — 507 000 рублей.

Подробнее о зарплатах программистов можно почитать в нашей статье.

Что в итоге

  • Грейды — это условные уровни, которые показывают опыт и уровень квалификации разработчика. В большинстве компаний их три: джун, мидл и сеньор.
  • Джуниоры (junior) — начинающие специалисты, которые выполняют простые задачи по строгому техническому заданию. Им нужна помощью более опытных коллег.
  • Мидлы (middle) уже могут самостоятельно и писать код, и принимать решения. Они часто помогают джунам.
  • Сеньоры (senior) ― специалисты с большим опытом, которые принимают ключевые решения в проекте и общаются с другими отделами.
  • Чтобы вырасти от новичка до опытного специалиста, нужно учиться у более опытных коллег, много практиковаться, следить за трендами в своей индустрии и не бояться брать новые сложные задачи.

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована