Код
#статьи

6 главных ошибок IT-специалистов на собеседовании

Собеседование — это как игра в дартс. Рассказываем, как избегать промахов и всегда попадать в яблочко.

Фото: g-stockstudio / Getty Images

Об эксперте

Руслан Мурадов

QA Lead в SberDevices, эксперт Skillbox.

Меня зовут Руслан Мурадов, я руковожу командой по обеспечению качества ПО в SberDevices. Около 10 лет я работаю в IT и последние лет пять активно провожу собеседования — нанимаю людей как в свою команду, так и в смежные. За это время я заметил несколько повторяющихся ошибок у соискателей.

Вот некоторые из них:

В этой статье расскажу подробнее о каждой из этих ошибок и дам советы, как их избежать.

Плохая подготовка

Успех на собеседовании, на мой взгляд, на 80% состоит из подготовки. В одной из компаний, где я работал, был довольно необычный стек — и нам было важно, чтобы кандидаты понимали, с чем им предстоит работать. Но, по ощущениям, многие люди просто пробежались по пунктам «преимущества работы у нас», совершенно не вникая в нюансы вакансии и не открывая наш сайт, — про полноценный ресёрч компании я уже просто молчу.

Итак, что можно сделать, чтобы увеличить шансы?

Проведите анализ компании. Выясните, в чём основная миссия компании, какие продукты она создаёт и кто её целевая аудитория. Понимание этих вещей позволит вам соотнести свои запросы с запросами компании.

Разберитесь, в чём суть работы. Тщательно изучите описание вакансии и попробуйте ответить на вопрос: чего от меня ждёт работодатель? Почему именно я подхожу под указанные требования? Ваша цель — доказать нанимателю, что вы сможете решить его проблему.

Подготовьтесь к типичным вопросам. На самом деле большинство вопросов на собеседованиях повторяются, и по каждой профессии можно найти список вопросов, которые чаще всего задают, — подготовьтесь к ним заранее. А если какие-то задачи с ходу взять не удалось, запишите их и попробуйте разобрать дома.

Не стоит забывать и о стандартных вопросах в духе «Какие у вас сильные и слабые стороны?», «Кем вы видите себя через N лет?» или «Что вас привлекает в профессии?». Однажды заготовив сильные ответы на эти вопросы, вы будете уверенно чувствовать себя на большинстве собеседований.

Невнимательность

Здесь бы я выделил вербальную и невербальную невнимательность.

Вербальная невнимательность — это когда в ходе разговора вы уходите от темы обсуждения, так и не ответив на вопрос. Либо начинаете говорить о том, что хотите лично вы, игнорируя то, что хотел услышать от вас интервьюер.

Невербальная невнимательность — это когда во время интервью кандидат постоянно смотрит по сторонам, ёрзает, поправляет волосы, смотрит на часы или проверяет сообщения на телефоне. Особенно такое поведение настораживает во время онлайн-интервью — складывается впечатление, что человек параллельно ищет ответы в интернете или смотрит в шпаргалку.

Ещё у меня был забавный случай, когда человек, подключившись с телефона, на протяжении всего собеседования наворачивал круги по комнате. Понятное дело, это не добавило баллов в пользу кандидата. Поэтому на онлайн-собеседования старайтесь подключаться с компьютера или ноутбука и, по возможности, никуда не уходить во время диалога, даже если вам лучше думается на ходу :)

Отсутствие вопросов

Мы отовсюду слышим, как важно готовиться к вопросам перед интервью. Но также необходимо иметь пул вопросов, которые вы просто обязаны задать компании. Это поможет лучше понять вашу роль в ней, выяснить, насколько вам близки её ценности, и обнаружить часть подводных камней на берегу.

Допустим, вы любите после работы отключать уведомления в мессенджерах, чтобы сосредоточиться на личном, а для компании это неприемлемо. Или, например, хотите повышения зарплаты каждые полгода, а у работодателя просто нет такой возможности. Важно обо всём этом договориться сразу.

Вот примеры того, о чём ещё можно спросить:

  • О корпоративной культуре. Насколько гибки начало и конец рабочего дня, есть ли в компании дресс-код, внерабочие активности или спортивные мероприятия, как коллеги обращаются друг к другу.
  • Об ожиданиях от роли. Какие ключевые задачи вы будете решать. Какие компетенции считаются наиболее важными для успеха в этой нише. Какие проблемы нужно решать в ближайшее время.
  • О возможностях для развития. Как быстрее расти в компании, какие есть пути для горизонтального и вертикального роста, предусмотрены ли обучающие программы или курсы для сотрудников.
  • О команде и коллегах. Какие качества ценятся в коллективе. Каким образом поддерживается командная работа на удалёнке. Как часто в команде проводятся созвоны.
  • О процессе отбора и следующих шагах. Какой будет следующий этап в процессе отбора и когда можно ожидать обратной связи. Это покажет ваш интерес и готовность к дальнейшим этапам.
  • Об оценке вашей кандидатуры. Какие критерии оценки используются в процессе подбора и какие особенности в вашем опыте и навыках считаются наиболее важными для компании.

Не забывайте, что вопросы должны быть не только о вас, но и о том, какой вклад вы можете внести в компанию. Избегайте также банальных вопросов, на которые можно легко найти ответы на сайте компании.

Неспособность подсветить свои достижения

Неспособность рассказать о своих достижениях существенно влияет на первое впечатление, которое вы производите. В компании ожидают, что кандидаты будут готовы подсветить свои сильные стороны.

Поэтому смело хвалите себя. Но делайте это объективно: расскажите об измеримых результатах вашей работы. Может быть, вы ускорили сборку проекта с десяти минут до двух, пересмотрев работу с зависимостями? Или улучшили обработку картинок, распараллелив обработку кадров на несколько потоков? Это может быть что угодно, главное — рассказать, как вы этого добились.

И здесь вам может помочь техника STAR: «ситуация — задача — действие — результат». Попробуйте разложить ваш кейс на эти компоненты, и вы увидите, что рассказать о нём будет куда проще. Вообще, эту методику используют работодатели для оценки компетенций кандидата, но вы можете пойти на небольшое читерство и подготовиться к тесту заранее :)

Есть и другая похожая методика — PARLA:

  • Problem — проблема, сложность;
  • Action — предпринятые действия;
  • Result — результат;
  • Learned — полученный урок, сделанные выводы;
  • Applied — как впоследствии применялся этот опыт.

Ключевой вывод такой: подчёркивайте свои ключевые качества, связав их с реальными ситуациями. Не бойтесь говорить о своих достижениях, но делайте это так, чтобы это звучало естественно и конструктивно. Сосредоточьтесь на том, как ваш опыт и навыки могут быть полезны компании.

Токсичность или неуместное поведение

Бывает так, что соискатели сами снижают свои шансы, проявляя негативные эмоции, пассивную агрессию или пессимизм. И мы сейчас не берём совсем одиозные случаи, когда кандидаты начинают курить или багроветь от злости, отвечая на вполне безобидные вопросы. Есть и менее заметные флажочки, которые грамотный рекрутер может расценить не в пользу кандидата.

Кадр: сериал «Кремниевая долина» / HBO

Вот несколько советов, которые помогут этого избежать:

  • Не критикуйте предыдущие места работы — отзывайтесь о бывших коллегах, проектах и работодателях либо положительно, либо нейтрально. Старайтесь опираться на факты, а не эмоции.
  • Сдерживайте эмоции или избегайте выражения их слишком ярко. Даже если на прошлой работе вы сталкивались с ситуациями, которые невозможно описать без пары-тройки крепких выражений.
  • Признавайте ответственность за свои ошибки. Если у вас были проблемы или ошибки на предыдущих проектах, не перекладывайте вину на других. Вместо этого подчеркните, как вы извлекли уроки из опыта и что сделали для улучшения ситуации.
  • Будьте уважительны — избегайте выражения неуважительных комментариев или несогласия с мнением интервьюера. Если вопросы кажутся вам неуместными или недостаточно ясными, попросите уточнить их, вместо того чтобы выражать недовольство.
  • Избегайте сарказма и иронии собеседующий вас человек может не оценить юмора и принять его на свой счёт. Постарайтесь изъясняться прямо и недвусмысленно.

Помните, что профессиональное поведение и уважительное отношение к окружающим — ключевые качества, оцениваемые на собеседовании.

Неадекватная оценка своих навыков

Будьте честными относительно своих навыков и опыта — в первую очередь сами с собой. Их преувеличение может привести к тому, что вы устроитесь на работу, к которой вы не готовы, — а это не выгодно ни вам, ни работодателю.

Кадр: сериал «Компьютерщики» / Channel 4

Некоторые айтишные блогеры уверены, что нет ничего страшного в том, чтобы подкрутить себе пару месяцев опыта или чуть-чуть соврать о навыках, дабы получить заветный оффер. Отбросив этические аспекты, у этого подхода есть много нюансов. Пускай вы и сможете таким образом обойти HR-фильтры, обман быстро раскроется на техническом собеседовании. Но даже если и нет, на работе от вас будут требовать, как от опытного спеца, — часто самозванцы не справляются, что приводит к весьма печальным последствиям.

Обратная проблема — тотальная неуверенность в себе. Даже если у кандидата полное совпадение с ролью, зажатость и неумение рассказать о своих успехах могут существенно срезать его стоимость на рынке, а то и вовсе лишить шансов на трудоустройство. Поэтому стоит учиться максимально честно, наглядно и объективно рассказывать о достижениях.

И конечно, это не значит, что нужно умалчивать о своих слабых сторонах. Иногда рассказы о факапах могут лучше «продать» кандидата на интервью, чем абстрактные пустопорожние разговоры о выдающихся «лидерских качествах», «невероятной работоспособности» и иже с ними. Важно только показать, какие выводы вы сделали из своих провалов и как работаете над своими недостатками.

Что в итоге

Давайте подытожим всё, о чём мы говорили сегодня. Для успешного собеседования:

  • Подготовьтесь заранее: изучите компанию и вакансию, подготовьтесь к типичным вопросам, имейте под рукой примеры своих достижений.
  • Проявляйте внимание и интерес: будьте внимательны к вопросам интервьюера, не перебивайте его и переспрашивайте, если что-то непонятно.
  • Задавайте вопросы: расспросите будущего работодателя о корпоративной культуре, ожиданиях от роли и возможностях для развития.
  • Избегайте токсичности: будьте дружелюбны, проявляйте оптимизм и избегайте негативных комментариев и агрессии в любой форме.
  • Подчёркивайте свои достижения: расскажите о реальных ситуациях, в которых вы были молодцом.
  • Будьте честны: избегайте преувеличений, но и стесняйтесь говорить о слабостях и проблемах.

Надеюсь, эта статья поможет вам стать лучше и найти работу мечты. Удачи!

Если у вас остались вопросы, буду рад на них ответить, мои контакты можно найти на сайте ruslan-muradov.tech.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована