Код
#статьи

Спасаемся от помидоров: как подготовить крутой доклад для IT-конференции

Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить, в подробном гайде от спикера с многолетним стажем.

Иллюстрация: Jonas Kakaroto / Pexels / Gorodenkoff / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Подготовка к выступлению на конференции — сложный процесс, требующий от докладчика значительного количества сил и времени. Поэтому нужно понимать, зачем вы туда идёте, что хотите рассказать и узнать. Ведь на кону репутация — ваша и компании, которую вы представляете. Кроме того, билеты на популярные конференции стоят немалых денег и хотелось бы, чтобы эти деньги не были потрачены впустую.

Анна Жаркова уже много лет выступает с докладами на IT-конференциях и является членом программных комитетов Mobius, CodeFest и «Стачка». В своей колонке для Skillbox Media она рассказала, как подготовиться к выступлению, чтобы завоевать сердца аудитории.

Анна Жаркова

Lead Mobile Developer в Usetech. Пишет нативные приложения под iOS и Android и кросс-платформенные на Xamarin, Xamarin.Forms и Kotlin Multiplatform. Эксперт Skillbox по мобильной разработке.
Автор на «Хабре» и Medium. Пишет статьи, выступает на конференциях и митапах. Член программного комитета Mobius, CodeFest, «Стачка». Увлекается живописью и участвует в выставках.

Какие бывают конференции и чем они различаются

Существуют секционные и узкопрофильные конференции. От типа мероприятия зависит уровень погружения аудитории в предмет и набор тем.

Секционные конференции включают несколько направлений (секций) и привлекают весьма «разношёрстную» аудиторию. Часто на них можно встретить зрителей, не знакомых с темой доклада, например дизайнеров и тестировщиков, которые хотят стать разработчиками. Иногда новички составляют значительную часть аудитории. При подготовке к выступлению на многопрофильных конференциях желательно это учитывать: не злоупотреблять профессиональным сленгом, пояснять значения некоторых терминов, давать более развёрнутые объяснения процессов, которые вам, с высоты опыта, кажутся очевидными, и так далее.

Бывают там и слушатели, которые «переросли» стандартные доклады про разработку, например тимлиды. Они, как правило, приходят послушать про управление командой, взаимодействие с начальником и о том, как уберечь нервы на менеджерской позиции :)

На секционных конференциях популярностью пользуются выступления на общие темы, разборы хайповых технологий, вводные воркшопы, кейсы нестандартного применения старых решений и доклады на стыке направлений, например про дизайн и разработку. Важно, чтобы текст понимали джуны и представители смежных сфер.

Примеры секционных конференций: новосибирский CodeFest, DUMP в Екатеринбурге и «Стачка», которая проходит в Санкт-Петербурге и Ульяновске.

Иногда на секционных конференциях встречаются «хардовые» технические секции. Так, на DevFest мобильный разработчик и блогер Алексей Гладков организовал секцию, посвящённую ОС «Аврора». И хотя на подобных мероприятиях узконаправленные инженерные темы обычно не пользуются популярностью, идея с «Авророй» зашла на ура — отчасти из-за своей экзотичности и хайпа вокруг импортозамещения. Однако это всё же исключение.

Узкопрофильные конференции построены вокруг конкретных технологий и языков программирования. К таким событиям относятся HighLoad++, Mobius, KotlinСonf, конференции JUG.ru и «Онтико».

В тематических конференциях доклады разбиты по направлениям и уровням сложности. Например, JUG.ru расставляет такие метки: «смузи» — подходит новичкам и джунам, «инженер» — для мидлов, «хард» и «дичь» — для сеньоров. Те, кто только погружается в технологию, обычно приходят на «смузи» и иногда на «инженер», а любители экзотики и подкапотных внутренностей — на «хард» и «дичь». Там их ждут доклады вроде «Как запустить Doom на чайнике». Мидлы также любят воркшопы и сессии лайвкодинга.

Отмечу, что на профильных конференциях есть место и докладам про софт-скиллы — только в контексте определённого технологического стека. Скажем, на какой-нибудь Podlodka Android Crew можно послушать про то, «как выстроить взаимодействие в команде, состоящей из мобильных разработчиков-сеньоров» или «как продакт-менеджеру, который пришёл из другой сферы, наладить работу с командой».

Помимо всероссийских, отраслевых и многосекционных конференций, есть локальные митапы студенческого и городского уровней. Если на «взрослые» мероприятия вас пока не пускают или вы испытываете страх перед опытной аудиторией, митапы — это отличное место для старта. Среди мобильных разработчиков известен Мobile Broadcast, филиалы которого есть во многих городах.

Зачем ходить на конференции

Больше всего пользы от конференций, помимо организаторов, получают докладчики. Самая активная группа — мидлы, с одной стороны, обладающие достаточным опытом, а с другой — полные амбиций и желания расти. Другая активная категория — опытные преподаватели, которые знают, как сделать интересную лекцию. Сеньоры тоже выступают часто, но, как правило, со сложными темами, рассчитанными на людей того же уровня.

Так зачем же все эти люди выступают и слушают доклады? Я бы выделила по меньшей мере пять причин.

Обучение. Независимо от направления конференции, участие в ней всегда связано с повышением экспертности. Во время подготовки к докладу можно не только прокачать навыки проведения публичных выступлений, но и более глубоко проработать некоторые технические темы, восполнить пробелы в знаниях и в конце концов чему-то научиться — ведь принцип «хочешь понять сам — объясни другому» никто не отменял.

Обмен опытом. В дискуссионной зоне, в секции «Вопросы и ответы», у стендов и в кулуарах мы обмениваемся мнениями с другими разработчиками. Иногда в спорах по поводу того или иного доклада можно прийти к неожиданным выводам и взглянуть на тему под другим углом.

Развитие личного бренда и HR-бренда компании. Кто бы что ни говорил о пользе конференций, но выступления на них высоко котируются в сообществе и повышают вашу узнаваемость. Это помогает при поиске работы и обсуждении зарплаты на собеседовании. В нормальных компаниях, где не боятся потерять сотрудников, DevRel сами предлагают разработчикам выступать, потому что подобные мероприятия — это отличная реклама HR-бренда.

Нетворкинг. Конференции — идеальное место для поиска новых знакомств в профессиональной среде: с представителями компаний, обладателями уникальных знаний и просто единомышленниками. Помимо рядовых участников, спикеры знакомятся с членами программного комитета и организаторами — как правило, это известные люди с богатым опытом.

Возможность вырваться из рутины. Часто у айтишников work-life balance сильно смещён в сторону work, а life сводится к семейным делам — на большее просто не хватает времени. Участие в конференциях здорово разбавляет серые будни — особенно если вы выступаете в другом городе и у вас остаётся время на прогулки. Кстати, многие конференции организовывают для своих участников экскурсии по городу.

Как выбрать тему доклада

Итак, вы решились пойти на конференцию. С чего начать? Варианта два:

  • выбрать конференцию и придумать подходящую тему доклада;
  • взять готовый материал и подобрать для него мероприятие.

Но перед этим важно определить, про что мы можем рассказывать и кому. Условно доклады делятся на «софтовые» и «хардовые»:

  • Софтовые — про всё, что касается управления, карьерного развития, психологии отношений в команде, найма и так далее. Такие темы подходят для TeamLead Conf, частично для TechLead Conf и некоторых многосекционных конференций. Например, на TechTrain есть секция с докладами про софт-скиллс.
  • Хардовые — это доклады разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и архитекторов про технологии и их применение. К ним относятся мастер-классы, лайвкодинг-сессии, обзоры библиотек и фреймворков и так далее.

Выбираем и оцениваем тему

После того как определились с типом доклада, нужно выбрать тему. Составьте список проектов, в которых вы участвовали в течение последних лет, включая пет-проекты. Для каждого выпишите задачи, которыми занимались, и выберите из них те, в которых удалось добиться наиболее интересного и оригинального решения.

Я использовала этот подход во время подготовки к первому Mobius. В то время я в течение нескольких лет работала над тем, чтобы в мобильном приложении в фоновом режиме не отваливались пуш-уведомления. Помимо технических сложностей, столкнулась с кучей организационных препон. Зато на основе этой истории получился доклад с богатой фактурой.

Также можно собрать несколько похожих кейсов в так называемую рулетку — этот формат очень популярен среди слушателей. Главное — даже самую интересную теорию приправлять личным опытом.

Есть три критерия оценки темы:

Уникальность — нельзя прийти на конференцию с чужим докладом. Казалось бы, очевидная мысль, но иногда случаются казусы :)

Актуальность — доклад должен приносить пользу в настоящее время, поэтому лучше ориентироваться на популярные технологии.

Новизна — ваше решение должно отличаться от тех, что уже известны в сообществе. Например, можно предложить необычный подход к использованию всем известной библиотеки.

Послушайте доклады предыдущих лет по своему направлению. Помимо того что вы научитесь чему-то у спикеров и получите вдохновение, сможете оценить новизну и актуальность своего доклада. Доклады прошлых лет часто публикуют на сайтах конференций.

Если всё под NDA

Бывает так, что рабочим опытом особо не поделишься. Например, если вы подписали NDA или программный код проекта является плодом совместной работы и рассказывать о нём от своего имени было бы неэтично.

В таком случае можно отталкиваться от технологий, которые вышли в течение последних 2–3 лет и сохранили актуальность. Apple и Google каждый год проводят конференции, на которых компании рассказывают про свои новые технологии и инструменты и дают рекомендации по их использованию. Можно выбрать что-нибудь оттуда и рассказать, как это можно использовать для решения известной проблемы.

Все Android-разработчики знают про библиотеку Retrofit и корутины. Когда Apple добавила в iOS async/await, основанный на андроидовских корутинах с большим количеством параллелизма под .NET, на конференциях звучало много докладов о том, как всё это использовать и переехать со старых решений.

Воркшопы — беспроигрышный вариант

Третий вариант — воркшоп, или мастер-класс, по использованию конкретной технологии на практике. Например, я делала воркшоп по плагину для перевода макетов Figma сразу в код. Или, если вышел новый фреймворк, можно рассказать, как сделать с помощью него нетривиальный проект.

Бывает и так, что в новой технологии есть проблема, которая не позволяет использовать её на практике. При этом разработчики проблему не решают и, видимо, не собираются. Так, например, было с ужасной нативной навигацией в SwiftUI. Или разработчики учли пользовательские сценарии, но на практике в некоторых случаях возникают утечки, создаётся много сущностей или программа ведёт себя неадекватно. В таком случае можно попытаться решить проблему самостоятельно и в случае удачи (или даже неудачи) рассказать об этом сообществу.

Помните про аудиторию

Ваш контент должен соответствовать интересам и уровню подготовки аудитории — определить их можно опять же по выступлениям прошлых лет. Понятно, что рассказывать менеджерам про компиляторы — такая себя идея. Вряд ли вас забросают помидорами, но минусов за выступление накидают.

В ноябре прошлого года на митапе в Минске я попала в подобную ситуацию. Организаторы пригласили выступить перед разработчиками, но на месте выяснилось, что половина аудитории — тестировщики, которым тема моего доклада была, что называется, до лампочки. Через несколько минут после начала они буквально загудели… Стоит ли рассказывать, насколько было обидно за силы и время, потраченные на подготовку, дорогу из Барнаула и обратно.

Но всё же обычно, если доклад будет совсем «мимо», программный комитет сообщает об этом спикеру на вводном созвоне и предлагает выбрать другую тему.

На самом деле ни одна конференция не обходится без негативных комментариев — всегда найдутся люди, которым что-то не понравилось. Часто критика сводится к незначительным замечаниям и субъективным оценкам, но если вы получили негативный фидбэк по делу, лучше прислушаться, пересмотреть своё выступление и сделать выводы для будущих конференций.

И ещё один важный момент. Доклад — это не только содержание, но и сценическая подача, поэтому важно не только что вы говорите, но и как говорите. Чтобы звучать убедительно и удерживать внимание аудитории на протяжении всего доклада, нужно выбрать и выдержать правильный тон. Ваша интонация и стиль повествования должны соответствовать теме, типу мероприятия и настроению аудитории.

Готовим доклад


Объём материала

Строгих требований к количеству символов или слов в докладе нет, но стандартная длительность выступления на конференции ограничена 30–40 минутами. На некоторых мероприятиях, особенно секционных, вас, наоборот, попросят ужаться до 25 минут. Потому не старайтесь вместить в доклад всё, что знаете. После выступления часто предоставляют время на общение с аудиторией — там-то и разовьёте мысли :)

Иногда большой объём текста можно компенсировать беглостью речи, но здесь важно сохранить баланс и не тараторить. Доклады на сложную тему лучше начинать с описания технологии. Достаточно привести 2–3 кейса, чтобы ввести слушателей в курс дела.

Количество слайдов в презентации может переваливать за сотню — пусть хотя бы половину из них занимают мемы и ключевые мысли (одна мысль на слайд). Тут тоже важен баланс: не засоряйте презентацию весёлыми картинками и не вываливайте на слушателей простыню текста.

Предварительный созвон

Итак, у вас на руках лежит готовый текст и презентация. Что дальше? Связываемся с программным комитетом (ПК).

На «нулевом» созвоне ПК собирает ключевые тезисы доклада, оценивает его уникальность и соответствие выбранному направлению. Вас попросят рассказать, для какой аудитории написан доклад и какую пользу он ей принесёт. Иногда в результате такой беседы можно прийти к совершенно другим выводам и сменить канву выступления.

На одном из предварительных созвонов я задавала спикеру наводящие вопросы, после которых стало понятно, что его текст перегружен и повторяет содержание выступлений. Тогда я предложила подойти к теме с другой стороны и добавить больше практики. В итоге он переписал заявку и подготовил крепкий технический доклад.

Прогоны и репетиции

На большинстве конференций организаторы для подстраховки проводят черновые прогоны докладов. Не всем спикерам нравится такая практика, но часто она полезна для них же самих.

После прогона кураторы и программный комитет дадут фидбэк, который поможет дополнить и раскрыть тему, исправить логические ошибки. Возможно, и вовсе предложат повернуть выступление в другую сторону. Не стоит этого бояться — если доклад не забраковали, значит, он уже зацепил организаторов.

Следующие прогоны нужны для доработки и полировки материала. На момент включения в программу доклад может быть готов не на 100%, но уже должно быть понятно, заинтересует ли он аудиторию.

Полезно снимать прогоны на камеру и пересматривать записи. Это позволит увидеть себя со стороны, оценить качество выступления и настроить подачу.

Выводы

Пройдём по ключевым пунктам:

  • Конференции помогают разработчикам прокачать навык публичных выступлений, повысить узнаваемость в сообществе, поделиться опытом и перенять опыт других разработчиков.
  • При подготовке доклада важно учитывать уровень знаний вашей аудитории. Приходить к джунам с докладом уровня HighLoad — плохая идея. Сеньоры же не захотят тратить время на поверхностный обзор технологии.
  • Одна из основных задач любой конференции — обмен опытом между участниками. Поэтому делитесь своими кейсами и рассказывайте о проблемах, которые вам удалось решить.
  • Доклад должен быть актуальным и новым. Но если по вашей теме уже кто-то выступал, всегда можно раскрыть тему с другой стороны. Главное — не повторять чужие избитые тезисы.
  • Не пытайтесь уместить в одно выступление все накопленные знания. Лучше выбрать 2–3 ярких кейса и рассказать о них в деталях.
  • Участвуйте в прогонах. Они позволяют отрепетировать выступление в условиях, приближённых к реальности, оценить ваш уровень подготовки и найти слабые места.
  • Полезно записывать свои выступления на видео, чтобы оценить подачу, исправить недочёты и не забыть о проблемах к следующему выступлению.
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована