Код
#статьи

Аккредитация IT-компании: что нужно знать и как получить

Выясняем, что изменилось в порядке аккредитации IT-компаний, кто может претендовать на господдержку и как её получить.

Фото: Morsa Images / Getty Images

Новые правила аккредитации для IT-компаний действуют с 1 октября 2022 года. Если раньше для получения господдержки компании достаточно было иметь профильный ОКВЭД, то теперь число требований для бизнеса выросло — например, к ним добавились нормы по средней зарплате и доле доходов от IT в общей выручке. А с февраля 2023 года и этот список был расширен.

Несмотря на все сложности, аккредитация даёт компании ряд налоговых преимуществ, а её сотрудникам — право на ипотеку со сниженным процентом, отсрочку от армии и другие льготы. О том, как получить аккредитацию и пользоваться мерами поддержки от государства, поговорим в этой статье.

Выясним:


Чем выгодна аккредитация: льготы для компаний и сотрудников

Сразу оговоримся: наличие аккредитации не единственное требование для получения господдержки. Чтобы использовать все положенные льготы, доля профильной выручки компании должна составлять более 70%. Исходя из этого рубежа, все льготы можно поделить на две группы.

Льготы для аккредитованных IT-компаний:

  • Упрощённый наём иностранных специалистов — разработчики из визовых стран могут устроиться в аккредитованную компанию даже без разрешения на работу.
  • Сниженная ставка по кредиту (от 1 до 5%) — если на время действия договора работодатель сохранит не менее 85% рабочих мест и будет регулярно индексировать зарплаты.
  • Мораторий на выездные налоговые проверки — до 3 марта 2025 года и на плановые неналоговые — до конца 2024 года.

Дополнительные льготы для компаний с долей профильной выручки выше 70%:

  • Нулевая ставка по налогу на прибыль — до конца 2024 года.
  • Сниженная ставка по страховым взносам — 7,6% вместо 30%.

Есть преференции и для сотрудников: льготная ипотека под 5% и отсрочка от службы в ВС РФ. Чтобы получить первую, сотрудник должен соответствовать требованиям по возрасту и средней зарплате, а вторую — по опыту работы и образованию. О двух этих льготах у нас выходили подробные материалы:

Стоит отметить, что некоторые компании не смогут воспользоваться льготами даже при соблюдении всех условий. В основном это банки, страховые компании, унитарные предприятия, госорганы, госкорпорации и другие крупные предприятия с большой долей государственного участия.

Какие IT-компании могут получить аккредитацию

Получить аккредитацию могут только организации и учреждения, работающие в сфере IT — индивидуальным предпринимателям она недоступна. Если говорить о крупных компаниях, для получения господдержки им предлагается выделять профильные дочерние IT-компании. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, это не будет расцениваться как дробление бизнеса — только если появление новой компании не будет связано с реорганизацией.

Чтобы получить аккредитацию, компания должна соответствовать четырём обязательным требованиям: иметь айтишный ОКВЭД в качестве основного, получать минимум 30% дохода от IT-продуктов, указать на сайте информацию о деятельности в сфере IT, а также раскрыть налоговую тайну.

Давайте разберём каждое из этих условий подробнее.

Код ОКВЭД по профилю IT-компании

ОКВЭД — это документ, где каждому виду деятельности присвоен цифровой код. Получить аккредитацию могут только компании с профильным кодом ОКВЭД — то есть создающие продукты и услуги, связанные с IT.

До принятия новых правил таких кодов было всего семь, сейчас — 31. Среди направлений, пополнивших список, — производство оборудования связи, ремонт компьютеров и периферии, научные исследования и даже EdTech.

Чтобы получить аккредитацию, компания должна указать в качестве основного один из этого 31 кода. При этом 13 из них не совсем «самостоятельны» — они могут идти только в паре с дополнительными. Например, если основной код — 85.30, профессиональное обучение, то в дополнение к нему нужно указать, допустим, 62.02 — разработка компьютерного ПО.

Список кодов ОКВЭД, которые можно указать в качестве основных.

Код ОКВЭДСфера деятельности компании
62.0Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги
62.01Разработка компьютерного программного обеспечения
62.02Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий
62.02.1Деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем
62.02.4Деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации
62.02.9Деятельность консультативная в области компьютерных технологий.

Сюда входят ИТ, не включённые в другие группы, например восстановление ПК после сбоя, установка и настройка ПК, установка настройка и ПО.

Но данный код не включает хостинг и управление данными, разработку ПО, консультации, установку специализированных ПК
62.03Деятельность по управлению компьютерным оборудованием
62.03.1 и 62.03.11Деятельность по управлению компьютерными системами
62.03.13Деятельность по сопровождению компьютерных систем
62.09Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Этот код включает: услуги по восстановлению ПК после сбоя, установку, настройку персональных компьютеров, установку ПО.

Не включает: установку специализированных ПК, разработку ПО, хостинг и управление данными, а также консультации.
63.1Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет
63.11Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность
63.11.1Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
63.11.9Прочая деятельность по предоставлению услуг по размещению информации
63.12Деятельность веб-порталов

Сюда входит:

функционирование веб-сайтов с использованием поисковой системы для создания и поддержки обширной базы данных интернет-адресов, содержащихся в легкодоступной форме;

функционирование прочих веб-сайтов, которые действуют как порталы информационно-коммуникационной сети Интернет (например, медиасайты, предлагающие периодически обновляемое содержание, СМИ, размещаемые в интернете).

Под этим кодом нельзя издавать журналы, книги, газеты, а также проводить вещание через интернет
73.1Деятельность рекламная
74.90.9Деятельность в области защиты информации

Список кодов, которые можно указать только в паре с дополнительными из групп 62 и 63.

Код ОКВЭДСфера деятельности компании
26.20.4Производство средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием средств защиты информации
46.51.2Торговля оптовая программным обеспечением
47.91.2Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет
58Деятельность издательская
58.2Издание программного обеспечения
59.14Деятельность в области демонстрации кинофильмов в кинотеатрах, киноклубах и на открытых площадках
60.10Деятельность в области радиовещания
60.20Деятельность в области телевизионного вещания
63.91Деятельность информационных агентств
73.20.1Исследование конъюнктуры рынка
85.30Обучение профессиональное
85.41Образование дополнительное детей и взрослых
85.42Образование профессиональное дополнительное

Доля выручки от IT-услуг — минимум 30%

При подсчёте доли выручки в расчёт берут финансовые итоги предыдущего года. Если компании меньше одного года, а её прибыль превышает миллион рублей, при расчётах будет использоваться вся выручка. Посмотреть список услуг, относящихся к IT, можно в отдельном приказе от Минцифры — это не то же самое, что перечень кодов ОКВЭД.

Информация об IT-услугах на сайте

Во-первых, у компании должен быть официальный сайт. Во-вторых, на нём должна содержаться информация о направлениях работы организации и продуктах, разрабатываемых компанией, а также указано, внесены ли они в единый список отечественных программ для ЭВМ.

Согласие на раскрытие налоговой тайны

Подписывая это согласие, вы разрешаете налоговой передать ваши данные в Минцифры: информацию о прибыли, зарплате, числе сотрудников, уплаченных налогах и так далее. Это нужно для того, чтобы ведомство могло проверить, соответствует ли компания условиям для аккредитации.

Обратите внимание: согласие может как иметь срок окончания действия, так и быть бессрочным. Перед тем как направлять заявление на регистрацию, проверьте актуальность имеющегося соглашения, либо оформите новое.

Согласие направляется в орган ФНС, к которому прикреплена компания. Чтобы упростить процесс, можно воспользоваться инструкцией от Минцифры.

Фото: Arlington Research / Unsplash

Что изменилось с февраля 2023 года

Как мы отметили выше, редакция правил от октября 2022 года — не последняя. В феврале 2023 года вышло постановление, которое несколько дополнило документ. Коротко перечислим основные изменения:

  • Расширили список ОКВЭД для IT, по которым можно получить аккредитацию.
  • Средний доход сотрудников теперь исчисляется по страховым взносам за три месяца до момента подачи заявления на аккредитацию. А при упрощённом порядке аккредитации зарплата учитывается за предыдущий и текущий годы.
  • Запретили крупным компаниям, госорганам и госкорпорациям получать аккредитацию. Основной критерий — доля прямого участия Российской Федерации или одного из её субъектов. Для получения аккредитации она должна быть менее 50%.
  • Сайт компании теперь обязательно должен быть на русском языке и содержать информацию о её деятельности, которую при необходимости нужно дополнить по требованию Минцифры.
  • Обязали раскрывать налоговую тайну.

Дополнительные требования: три варианта аккредитации

Помимо обязательных условий, перечисленных выше, существует несколько дополнительных. Их можно условно разделить на три «пакета»: для компаний с высокими зарплатами, для стартапов и для разработчиков ПО из реестра Минцифры. Чтобы получить господдержку, компания должна соответствовать требованиям одного из этих пакетов.

Компании с высокими зарплатами

Дополнительное условие: средняя зарплата в компании должна быть не ниже, чем средняя по стране или в регионе.

Средняя зарплата считается следующим образом: складываются все выплаты и вознаграждения за последние три месяца, а затем эта сумма делится на общее число сотрудников компании. При этом в расчёт не принимаются гонорары внештатников, а также выплаты сотрудникам в декрете.

Компании, создающие ПО из перечня Минцифры

Дополнительное условие: компания должна быть правообладателем программы, внесённой в реестр отечественного ПО, и получать доход от её реализации за предыдущий год.

Если вы выбираете этот вариант аккредитации, не забудьте указать на сайте, что создаёте продукт, внесённый в реестр отечественного ПО.

Фото: seventyfour / Freepik

Стартапы

Государственную аккредитацию могут получить и стартапы — то есть компании с небольшой выручкой или её полным отсутствием.

Дополнительные условия для стартапов:

  • Средняя зарплата сотрудников не меньше средней по стране или региону, где зарегистрирована компания.
  • Доход стартапа не превышает 1 млн рублей с момента создания.
  • Возраст компании — менее трёх лет.

Помимо этого, стартап должен обязательно отметиться в перечне региона, в котором он осуществляет деятельность. Если подобного перечня нет, компания должна удовлетворять перечисленным выше условиям. Если реестр есть, но стартап в нём отсутствует, то для получения аккредитации доля его доходов от IT-услуг должна быть не меньше 30%

На момент написания статьи перечень стартапов есть только в Москве и Московской области. Однако вскоре планируется запуск и в других субъектах.

Как подать заявление на аккредитацию через «Госуслуги»

Получить аккредитацию для IT-компании не так сложно, как кажется — особенно если у вашей организации уже есть профиль на «Госуслугах». В этом случае в профиле компании есть почти все сведения, необходимые для подачи заявления. Они будут автоматически внесены в формируемый бланк. Если же каких-то сведений не будет, их можно добавить самостоятельно.

Чтобы IT-компании получить аккредитацию с помощью «Госуслуг», достаточно войти в личный кабинет и сформировать следующий пакет документов.

Заявление. Заполняется в специальной форме на «Госуслугах» руководителем или любым другим лицом по доверенности. Все нужные данные о компании и руководителе «подтянутся» в форму автоматически — вам останется лишь проверить данные и заполнить строки, в которых информация отсутствует. После заполнения заявление заверяется электронной цифровой подписью.

Справка о доходах. Также сформируется автоматически при заполнении заявления на «Госуслугах». Как и заявление, справка заверяется руководителем или доверенным лицом с помощью ЭЦП. Для автономных некоммерческих организаций и госучреждений потребуется также документ о расходах.

Выписка из реестра (для стартапов). Если в вашем регионе уже работает реестр стартапов, необходимо зарегистрировать в нём компанию, а выписку из реестра приложить к заявлению.

Другие документы. Кроме этих документов может потребоваться справка из органа МВД об отсутствии у руководителя компании судимости. Также до отправки заявления необходимо отправить в ФНС по месту регистрации компании согласие на раскрытие налоговой тайны — как его заполнить, расскажем чуть дальше.

После заполнения пакет документов передаётся в Минцифры. Сотрудники ведомства проверят компанию на соответствие требованиям и запросят нужную информацию в ФНС и МВД. Вся процедура займёт 15 рабочих дней с момента подачи заявления, но этот срок может и затянуться, если Минцифры запросит у компании дополнительные сведения.

При любом исходе в личном кабинете появится уведомление от Минцифры: о внесении в реестр, либо об отказе. Решение ведомства можно и обжаловать — в случае, если нарушен срок рассмотрения и регистрации заявления, отказ кажется вам немотивированным или с вас потребовали деньги за услугу.

Фото: пресс-служба Минцифры России

Как оформить согласие на раскрытие налоговой тайны

Оформить согласие на передачу налоговых данных в Минцифры можно двумя способами:

Способ первый: через личный кабинет на сайте ФНС. Для этого в личном кабинете юридического лица через вкладку «Сведения о юридическом лице» найдите раздел «Подача заявлений» и перейдите в «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Далее следуйте такому алгоритму:

  • Выберите режим заполнения вручную. В строчке «Даю согласие…» нажмите «Часть сведений», а из кодов выберите 1400 — «Иное».
  • В дополнительном поле впишите код 20009 — так доступ получит только Минцифры.
  • Здесь же указывается срок, на который выдаётся согласие. Для организаций старше трёх лет — с 01.01.2022 по 31.12.2023. Для компаний, которые начали работу недавно, срок действия согласия начинается с даты регистрации.
  • Проверьте правильность введённых данных и нажмите кнопку «Подписать и отправить».

После этого заявление уходит на рассмотрение в ФНС. После обработки решение отобразится в разделе «Информация об электронном документообороте с налоговыми службами». Его нужно скачать и приложить к основному пакету документов на аккредитацию.

Способ второй: через ЭДО. У разных систем электронного документооборота порядок подачи заявления может различаться. Но есть и общее условие: необходимо вручную указать срок действия согласия и код 20009.

Почему в аккредитации могут отказать

Не все организации, ведущие деятельность в сфере IT, могут получить аккредитацию. Отказ возможен, если компания:

  • Не соответствует перечисленным выше требованиям.
  • Не предоставляет доступ к налоговой тайне.
  • На 50% и больше принадлежит муниципалитету или государству. Исключением являются автономные некоммерческие, бюджетные, казённые учреждения.
  • Является госорганом, госкорпорацией, государственным и муниципальным учреждением.
  • Является финансовым обществом, банком, оператором связи, страховой компанией или акционерным обществом из перечня правительства от 23.01.2003.
  • Имеет задолженность по уплате налогов свыше 3000 рублей.
  • Управляется лицом с непогашенной судимостью.

После устранения недостатков, из-за которых получен отказ, IT-компания сможет подать новое заявление. Если организация не согласна с принятым решением, его можно обжаловать.

Могут ли аннулировать аккредитацию?

Действующими сегодня нормативно-правовыми актами не оговорено окончание срока действия аккредитации, то есть она действует бессрочно.

Однако раз в год Минцифры вправе провести внеплановую проверку, чтобы убедиться, что компания соответствует требованиям о выдаче аккредитации. Для этого ведомство может запросить данные как у самой компании, так и у других органов — например, у налоговой или МВД. Если выяснится, что фирма больше не отвечает требованиям, аккредитацию могут отозвать.

Аннулировать аккредитацию могут и по другим причинам. Например, это могут сделать, если компания:

  • Закроется, изменит направление деятельности и подаст об этом информацию в ЕГРЮЛ.
  • Предоставит заведомо ложные сведения — в этом случае должностные лица могут понести наказание.
  • Не отправит в ФНС согласие на раскрытие налоговой тайны либо отзовёт его позже. В этом случае новое заявление на аккредитацию можно будет снова подать только спустя год со дня отзыва старого.
  • Сама захочет удалить себя из реестра Минцифры.

Чтобы аннулировать аккредитацию самостоятельно, нужно заполнить соответствующее заявление на «Госуслугах». Срок рассмотрения заявки составит пять дней, по истечении которых компанию удалят из реестра. Повторно начать процедуру аккредитации можно будет не раньше чем через полгода.

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Управление командами digital-специалистов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована