Код
#статьи

10 фильмов и сериалов о программистах: что посмотреть, пока отдыхаешь от кода

Разбираем главные картины об этих ваших айтишниках. Здесь все: гениальные визионеры, простые разрабы, советские гики и иконы киберпанка.

Иллюстрация: «Социальная сеть» / «Мистер робот» / Relativity Media / «Игра в имитацию» / Black Bear Pictures / Colowgee для Skillbox Media

Собрались всей редакцией и набросали целый список крутых фильмов про IT. Почему про IT? Да потому что это весело: тут вам и нейросети, и киберпанк, и стартапы, и даже демонические кагэбэшники в кожанках. Ещё потому, что мы — айтишная редакция. Мы могли бы писать, что посмотреть о вампирах и инопланетянах, но этим уже занимается раздел «Кино и музыка».

Итак, 10 лучших фильмов и сериалов про программистов и хакеров.

Мистер робот

Рейтинг IMDB: 8,5

Год: 2015–2019

Жанр: триллер

Страна: США

Режиссёр: Сэм Эсмейл

В ролях: Рами Малек, Кристиан Слэйтер, Карли Чаикин, Портия Даблдэй

Культовый сериал о программисте, страдающем раздвоением личности: днём он работает инженером по кибербезопасности в обычной IT-компании, а ночью борется против местной корпорации зла, виновной чуть ли не во всех грехах человечества — от загрязнения природы до манипуляций с данными.

Идея сериала навеяна «Бойцовским клубом», но синефилы разглядят отсылки и к другим фильмам — например, в том, как главный герой постепенно сходит с ума от одиночества, видны аллюзии на «Таксиста», а в том, как из-за личностного кризиса вступает на скользкую дорожку — на «Брейкин бэд».

Но сильнее всего на режиссёра Сэма Эсмейла повлияла хакерская культура: борьба со злом, цифровое сопротивление, fuck da system и вот это всё. Идею о том, чтобы снять кино о хакерах, он вынашивал долгих 15 лет — а когда наконец взялся за сценарий, то понял, что одним фильмом тут не обойдёшься — придётся пилить сериал. Ну и запилил. А мы до сих пор пересматриваем.

Кремниевая долина

Рейтинг IMDB: 8,5

Год: 2014–2019

Жанр: ситком

Страна: США

Режиссёры: Дэйв Крински, Джон Альтшулер и Майк Джадж

В ролях: Томас Миддлдитч, Т. Дж. Миллер, Джош Бренер, Мартин Старр

Сериал о команде программистов, которые собираются в одном доме и создают прорывной алгоритм сжатия данных. Вместо того чтобы продать его корпорации, они запускают стартап, который тут же становится лакомым кусочком для местного гугла, а также мишенью для конкурентов и мошенников разных мастей.

Атмосфера долины воссоздана с такой археологической точностью, что многие её деятели восприняли это на свой счёт — мол, никакой это не добрый ситком, а самая настоящая едкая сатира на нас самих. Вот что отвечает им Билл Гейтс, один из консультантов и давних фанатов сериала:

«У меня есть друзья в Кремниевой долине, которые отказываются смотреть шоу, потому что считают, что над ними просто смеются. Я всегда им говорю: „Вы действительно должны смотреть его, потому что они смеются над нами не больше, чем мы этого заслуживаем“».

Билл Гейтс
из статьи в личном блоге

Секрет трушности сериала ещё и в том, что экспертами для него выступили почти все крупные боссы, инженеры и инвесторы Кремниевой долины, а также профессора топовых американских вузов. В частности, стэнфордский профессор Тсаки Вайзман написал для сериала полноценный алгоритм для оценки эффективности сжатия, которого до этого не существовало в природе.

Что ещё… Ах, да, режиссёр сериала Майк Джадж сам работал инженером в Кремниевой долине в 1980-х. Ещё один плюсик в копилку реалистичности.

Социальная сеть

Рейтинг IMDB: 7,8

Год: 2010

Жанр: драма, биография

Страна: США

Режиссёр: Дэвид Финчер

В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер

Фильм о том, как Марк Цукерберг «Фейсбук»* создавал. На фоне звучит песня The Beatles про то, как хорошо быть одним из «самых прекрасных людей» на планете. Это, конечно, ирония: в фильме Цукерберг предстаёт тем ещё злодеем, способным предать друга, украсть идею для бизнеса и взломать серверы Гарварда лишь для того, чтобы отомстить бывшей подруге.

Сам Цукерберг, понятное дело, с такой трактовкой не согласился и заявил, что всё это чушь, муть и компот единственная правдивая деталь в фильме — это интерьеры офисов и его одежда в то время.

Впрочем, всё это не помешало Аарону Соркину взять «Оскара» за лучший сценарий к фильму. Даже несмотря на то, что его снимали по книге, которая «не претендовала на аккуратное изложение событий» и, похоже, была записана со слов Эдуардо Саверина, того самого обиженного Цукербергом друга. Даже несмотря на то, что автор оригинала позже заявил, что на экране Марка сделали «ещё большим козлом», чем в книге.

Справедливости ради, фильм действительно вышел крайне смотрибельным: лихо закрученный сюжет, остроумные диалоги, блестящая игра актёров делают своё дело. И мы не советуем отказывать себе в удовольствии — но вдогонку почитайте нашу статью про Марка Цукерберга. Там мы изложили эту историю объективнее и рассказали, что сейчас происходит с метавселенными.

Трон

Рейтинг IMDB: 6,7

Год: 1982

Жанр: научная фантастика, киберпанк

Страна: США

Режиссёр: Стивен Лисбергер

В ролях: Джефф Бриджес, Дэвид Уорнер, Брюс Бокслейтнер

Классика sci-fi, которую Цукерберг в юности явно засмотрел до дыр (иначе как объяснить эту нездоровую страсть к AR/VR?). Повествует о программисте по имени Алан, которого мощный и коварный ИИ забрасывает в кибермир в духе ночных клубов 1980-х, и чтобы выбраться, Алану нужно этот самый ИИ одолеть.

Сейчас фильм кажется довольно наивным, но для того времени сюжетная начинка была поистине прорывной: здесь тебе и искусственный интеллект, и виртуальная реальность, и цифровой след, и монополия IT-гигантов — в общем, все темы, о которых мы только сейчас начинаем всерьёз задумываться.

А ещё «Трон» — один из первых фильмов, где используется компьютерная графика. Фоновые спецэффекты, мотоциклы, здания, узнаваемая «сетка» и даже лицевые анимации — всё это сгенерировано с помощью CGI.

Интересно, что создатели фильма ездили за консультацией в Xerox PARC, где легендарный Алан Кей четыре часа рассказывал им о будущем компьютеров. А сценаристка Бонни Макбёрд так впечатлилась Аланом, что даже назвала в честь него главного героя «Трона» — а потом и вовсе вышла за него замуж.

Тетрис

Рейтинг IMDB: 7,4

Год: 2023

Жанр: биографический триллер

Страна: США

Режиссёр: Джон С. Бейрд

В ролях: Тэрон Эджертон, Никита Ефремов, Софья Лебедева, Энтони Бойл

Нет, этот фильм вовсе не о том, как советский инженер Алексей Пажитнов создавал «Тетрис». Голливудские продюсеры не такие простаки, чтобы снимать патриотические байопики про советских гениев — с этой задачей и так неплохо справляется российский Минкульт на пару с Фондом кино.

Это история о том, как западные игровые издатели влюбились в «Тетрис», увидели в нём хит всех времён и отправились в Москву 1980-х добывать на него лицензии. Но пусть вас не смущает прозаичность завязки: фильм смотрится не как юридическая драма, а скорее как весёлый боевичок в духе «Кингсмана» и «Джентльменов», нашпигованный аутентичными восьмибитными сценами.

Фильм вообще стилизован под эстетику игр тех времён — например, герои предстают нам в виде персонажей игр, а смена локаций выглядит как переход между уровнями. И всё это на фоне кондового электронного саундтрека.

Но самое весёлое здесь — это то, как шотландец Джон Бейрд представляет себе Москву восьмидесятых. Такой забористой клюквы вы не видели со времён «Красной жары»: здесь вам и мрачные кагэбэшники в плащах, и понурые москвичи, пьющие водку из горла, и лозунги «за кока-колу и джинсы Levi’s», и продажный Горбачёв, который готов отдать права на «Тетрис» за дружбу и бусы.

Впрочем, несмотря на всю комичность картинки, события в фильме показаны вполне реальные. Более того, создателей «Тетриса» консультировал сам Алексей Пажитнов, а после выхода заявил, что фильм ему «на удивление понравился». Так что клюква здесь работает скорее как поэтический образ, нацеленный на то, чтобы погрузить зрителя в ностальгию по 1980-м.

Первому игроку приготовиться

Рейтинг IMDB: 7,4

Год: 2018

Жанр: фантастика, приключения

Страна: США, Индия

Режиссёр: Стивен Спилберг

В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Марк Райлэнс, Бен Мендельсон, Саймон Пегг

Если «Трон» — это первый робкий шажок Голливуда в мутные воды киберпанка, то спилберговский «Игрок» ныряет в эти воды с головой. Здесь мир уже вовсю живёт по главной заповеди жанра: high tech, low life.

2045 год, мир лежит в руинах. Пока голь ютится в тесных и грязных трейлерах, богачи готовят для неё опиум — многопользовательскую онлайн-игрушку OASIS, где бедняки могут забыться от окружающей хтони. А те и рады обмануться, поэтому охотно проводят всю свою жизнь в шлемах, выходя из симуляции, только чтобы удовлетворить естественные потребности.

Где тут программист? Им условно можно назвать создателя ОASIS Джеймса Холлидея — эксцентричного миллиардера, который, умирая, завещал свою империю тому, кто найдёт в игре пасхалку. Поиском этой пасхалки и занят главный герой фильма Уэйд Уоттс, соперничая с доброй половиной населения Америки, а также с боссами самой OASIS (они ведь тоже не дураки отдавать компанию первому встречному).

Интересно, что местного Цукерберга автор книжного оригинала Эрнест Клайн частично списал с самого себя. По крайней мере, наделил его собственной страстью разбрасывать везде пасхалки, а их в картине как у дурака фантиков.

По сути, весь фильм — это одна сплошная ода поп-культуре восьмидесятых, перечислить все отсылки к этой эпохе никакой статьи не хватит. Достаточно сказать, что протагонист катается по виртуальному миру на машине DeLorean, носит очки как у Кларка Кента и хранит у себя в комнате дроида R2-D2 (неясно только, копию или оригинал).

Одна из культовых сцен — как герои приходят в кинотеатр на фильм «Сияние», а потом неожиданно оказываются в отеле «Оверлук». Оставим её ниже, можете посмотреть вместо трейлера.

Стив Джобс

Рейтинг IMDB: 7,2

Год: 2015

Жанр: биографическая драма

Страна: США

Режиссёр: Дэнни Бойл

В ролях: Майкл Фассбендер, Кейт Уинслет, Сет Роген, Джефф Дэниэлс

Когда мы делали эту статью, договорились, что в ней должно быть «что-нибудь про Джобса». «Империя соблазна» не подходила — слишком ванильно, «Джобс против Гейтса» — тоже, слишком нишево и документально (хотя, безусловно, интересно). В результате остановились на фильме с Майклом Фассбендером в главной роли — Джобс в его исполнении получился максимально аутентичным: с одной стороны — гениальным визионером и пророком, с другой — тираном, заставляющим команду работать в поте лица, чтобы успеть к презентации.

Кстати, именно вокруг презентаций Apple и крутится сюжет: первого Mac в 1984 году, второго — в 1988-м и голубого iMac — в 1998-м. На основе этих событий Аарон Соркин, уже знакомый нам по «Социальной сети», выстроил целую трёхактную пьесу, в которую уложил полноценное исследование личности Джобса. И нет, здесь даже не пахнет классической историей успеха, какой в итоге получилась «Империя соблазна» с Катчером и которые пачками штампует Голливуд на потеху свидетелям американской мечты. Фильм Бойла принципиально опускает моменты, связанные со славой и публичностью: даже во время презентаций мы остаёмся за кулисами и не видим оваций, причитающихся Джобсу. Напротив, нам открывается обратная сторона его провидческого гения — то, как стремление к идеалу рушит его отношения с близкими и соратниками.

Под «соратниками», в числе прочих, имеется в виду и Стив Возняк, который, к слову, выступил консультантом для этого фильма. Здесь Соркин пошёл по уже проложенной «Социальной сетью» дорожке и позвал в советники «обиженного» друга, чтобы создать максимально хлёсткий и некомплиментарный портрет. Старина Воз, кино, кстати, оценил — хоть и заявил, что дух Джобса получился несколько преувеличенным, как и слухи об их драматичных противостояниях.

}{отт@бь)ч

Рейтинг IMDB: 6,2

Год: 2006

Жанр: комедия, приключения, фантастика

Страна: Россия

Режиссёр: Пётр Точилин

В ролях: Марюс Ямпольскис, Владимир Толоконников, Марк Гейхман, Лива Круминя

Гена Рыжов — хакер. И, надо сказать, весьма способный: как-то раз он взломал серверы Microsoft и разместил на главной странице изображение задницы. А ещё Гена очень любит раритетные вещицы. И однажды он крадёт с аукциона древний кувшин, внутри которого заключён не менее древний джинн Хоттабыч.

Джинн появляется в жизни Гены весьма вовремя: на русского Мистера Робота охотятся агенты Microsoft, спецслужбы, бандиты и таможенники. Но и у самого джинна тоже проблема: его пытается выследить древний злодей Шайтаныч, жаждущий собрать всех джиннов вместе, чтобы устроить «великий облом»…

На тандеме юного хакера и древнего мага (которого, к слову, играет гениальный Толоконников) и строится весь сюжет:

«Мне показалось интересным то, что и ультрасовременный герой хакер Гена и древний джинн Хоттабыч живут жизнью, далёкой от реальности… И когда им приходится столкнуться с этой самой реальностью, выясняется, что у них есть что-то общее. Хакер Гена оказывается не меньшим волшебником, чем Хоттабыч».

Пётр Точилин,
режиссёр фильма «Хоттабыч»

«Хоттабыч» интересен тем, что это портрет первых русских кидалтов, взрослых детей начала нулевых, которые жизни своей не мыслят без интернета, но не спешат делать карьеру в московских финтехах и диджитал-агентствах. Для них вкус сетевой свободы слаще офисного капучино и корпоративных плюшек, а обмен мемами в «аське» и на форумах дороже переговоров с коллегами в курилке.

Если вы сами родом из той эпохи, то наверняка прольёте пару ностальгических слезинок при виде компьютерных клубов, КПК, интернет-кафе и ещё не вылизанной вдоль и поперёк Москвы.

Игра в имитацию

Рейтинг IMDB: 8,0

Год: 2014

Жанр: историческая драма

Страна: США

Режиссёр: Мортен Тильдум

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэттью Гуд

Сюжет первый: Алан Тьюринг, гениальный английский математик (и один из отцов нынешних IT, к слову), пытается взломать код немецкой машины Enigma, с помощью которой нацисты передают данные о предстоящих ударах. Сюжет второй: Алана Тьюринга, уже после войны, судят по делу о гомосексуализме, и, чтобы избежать тюрьмы, он соглашается на химическую кастрацию.

Интересно, что за работу над фильмом Грэм Мур получил «Оскара» за лучший адаптированный сценарий. Что, впрочем, не помешало критикам назвать ленту популистской — мол, слишком уж сильно она акцентируется на ориентации Алана и слишком мало — на исторических и технических деталях. А авторы портала Information is Beautiful так вообще назвали картину достоверной лишь на 41%.

Что ж, в фильме и правда много вольностей: начиная от названия дешифратора Тьюринга (который нарекли «Кристофером», вместо «Бомбы»), заканчивая намёками на связь учёного с советской разведкой.

Но стоит помнить, что «Игра в имитацию» — это вообще-то художественный фильм. Более того — фильм трогательный, важный и поучительный. Более того, это единственный фильм про Алана Тьюринга, которого в масскульте вообще почему-то обходят вниманием. Так что, как говорится, чем богаты, тем и рады.

Из машины

Рейтинг IMDB: 7,7

Год: 2014

Жанр: триллер, научная фантастика

Страна: Великобритания, США

Режиссёр: Алекс Гарленд

В ролях: Донал Глисон, Оскар Айзек, Алисия Викандер

Программист Калеб получает приглашение от шефа, эксцентричного миллиардера Нейтана, провести неделю в его лесной резиденции. Смысл поездки раскрывается уже на месте: нужно протестировать первую в мире человекоподобную ИИ-роботессу по имени Ада. Если точнее — доказать, что она умеет чувствовать, а не только обрабатывать информацию (привет, ChatGPT).

Всё начинается с безобидных тестов по Тьюрингу — с той лишь разницей, что Калеб точно знает, что перед ним робот (в оригинале участники теста не видят друг друга). Но чем дальше в лес, тем злее волки: сюжет закручивается совсем уж в духе Хичкока, и зритель сам становится, по сути, участником теста, пытаясь разобраться, кто здесь «свои», а кто — роботы. И всё это на фоне давящего индустриального саундтрека Джеффа Бэрроу.

Чтобы создать реалистичного робота, исполнительницу главной роли Алисию Викандер одели в специальный полиуретановый костюм, части которого удалили на пост-продакшене. Если учесть, что всё это делалось без «зелёнки», становится понятно, почему фильм взял «Оскара» за визуальные эффекты.

Не обошлось и без пасхалок: в одном из эпизодов пользователь Reddit заметил на мониторе героя код на Python — и тут же его запустил. Оказалось, что программа выводит на экран идентификатор ISBN, который соответствует книге об искусственном интеллекте — возможно, именно ей вдохновлялись авторы.

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Data Analyst Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована