Зумеры пустились во все тяжкие: почему поколение Z полюбило культовые сериалы прошлого
И чему новые зрители могут научиться у Тони Сопрано и семьи Уайт.


Иллюстрация: Windows 98 / Microsoft / сериал «Сопрано» / The Park Entertainment / сериал «Офис» / NBC Universal Television / сериал «Во все тяжкие» / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Зумеры вдруг полюбили «Клан Сопрано», «Во все тяжкие», «Офис» и другие популярные тайтлы из нулевых. Ещё недавно эти сериалы считались морально устаревшими и проблемными: в них было полно предрассудков и шуток на чувствительные темы. Теперь же молодое поколение подражает стилю жён мафиози, обсуждает психологические травмы преступников и пытается понять, в чём привлекательность работы в офисе.
Зумеры взахлёб смотрят классику телевидения, а потом идут обсуждать её в социальных сетях. Но чем их так зацепили старые сериалы? И какие новые смыслы молодёжь нашла в давно снятых историях?
В этой статье расскажем:
- как карантин и TikTok открыли зумерам классические тайтлы;
- какие персонажи стали иконами стиля для молодых зрителей;
- почему Скайлер из сериала «Во все тяжкие» была права.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки ????
Как старые сериалы стали популярны среди молодёжи
Зумеры пристрастились к классическим сериалам в 2020 году во время пандемии COVID-19: это был отличный способ убить время в четырёх стенах. Но производство новых сериалов затормозилось из-за карантина, и в ход пошла классика. Тогда-то зумеры и открыли для себя героев (часто с припиской «анти») прошлых поколений: мафиози Тони Сопрано, учителя химии Уолтера Уайта и инфантильного босса Майкла Скотта.
Уже через несколько недель после того, как в США ввели карантин, просмотры «Клана Сопрано» в сервисе HBO Max взлетели на 179%. А самым популярным сериалом того года, по данным компании Nielsen, стал «Офис». До сих пор остаются на плаву и другие знаменитые ситкомы вроде «Теории большого взрыва» или «Друзей». Само собой, среди зрителей были не только зумеры, но именно молодое поколение начало активно обсуждать классику телевидения в соцсетях.

Читайте также:
Любовь к старым сериалам только усилилась, когда их загрузили в TikTok в формате коротких 25-секундных роликов. Зумеры, которые уже посмотрели «Клан Сопрано», были рады вспомнить самые интересные и шокирующие сцены, а новые зрители знакомились с интригующим сериалом и бежали смотреть его полностью. Соцсети стали для них площадкой, где можно строить теории насчёт сюжетных поворотов и делиться мемами с понравившимися героями.

Актёр Стив Шириппа — исполнитель роли Бобби Баккальери из «Клана Сопрано» — утверждает, что сериал стал популярен как никогда, особенно среди молодёжи. В одном из интервью он сказал:
«[Когда сериал выходил. — Ред.] они были слишком молоды, чтобы его смотреть. А сейчас благодаря стримингу „Клан Сопрано“ смотрит больше людей, чем тогда. <...> Важную роль здесь сыграл COVID-19. Во время пандемии сериал стал чуть ли не вторым по популярности. Многие смотрели его на карантине».
Фан-базы старых сериалов и ситкомов стали ещё шире за счёт зумеров. Новые поклонники «Хора» начали смотреть его вместе с давними фанатами: они выбирали интересные эпизоды, обсуждали музыкальные номера, кринжевали от неудачных сюжетных линий и делились запоминающимися цитатами.
Некоторые энтузиасты до сих пор ведут аккаунты с мемами из сериалов. Они постят скриншоты из «Клана Сопрано» вне контекста, гримасы Уолтера Уайта из «Во все тяжкие» и забавные сцены из «Офиса».

А на платформе Reddit можно прочитать аналитические разборы эпизодов и психологические портреты. Например, анализ мотивов Уолтера Уайта:
«Решающую роль в трансформации Уолта играет диагностированный у него рак и последующее участие в наркоторговле. <...> Когда смерть становится неизбежной, Уолтер осознаёт, как мало он достиг в жизни...»
Почему классика сериалов заинтересовала зумеров
Никто не будет копаться в психологических травмах героев «Друзей» или составлять рейтинг шуток из «Теории большого взрыва» без горячей любви к этим сериалам. Объясняем, чем они так зацепили молодых зрителей.
Доступность. Многие культовые сериалы стартовали или завершились ещё до рождения зумеров. Раньше старые драмы и ситкомы можно было включить на старом DVD или найти на неофициальных сайтах — часто в плохом качестве. Но с появлением стриминговых сервисов вроде Netflix и HBO Max смотреть классику стало так же просто, как и новые проекты. А по окончании серии можно обсудить её в социальных сетях или послушать подкаст, где актёры вспоминают случаи со съёмок.
Ностальгия. У каждого поколения она своя — для многих зумеров это нулевые. Молодёжь надевает джинсы с низкой посадкой и укороченные топы в стиле Y2K, слушает Linkin Park и пытается прочувствовать дух эпохи. Для неё старые сериалы — своеобразные капсулы времени, которые хранят стиль, быт, желания и страхи людей того времени. Поколение Z, выросшее среди цифровых гаджетов, с удовольствием смотрит «Друзей», где герои встречаются в кофейнях и ходят в гости. Другие зумеры на удалёнке включают «Офис», где корпоративная жизнь бьёт ключом, хоть и показана в наивной перспективе.
Волна популярности старых сериалов повлияла на то, как одевается молодёжь. Трендом прошлых лет стала эстетика mob wife и office core. Название первого стиля переводится как «жена мафиози»: молодёжь вдохновляется Кармелой Сопрано и Адрианой Ла Сёрва. Героини «Клана Сопрано» носят пышные шубы из натурального меха, не стесняются анималистичных принтов и кричащего макияжа, а свой статус подчёркивают дорогими аксессуарами.

Office core, он же стиль офисных сирен, переосмысливает одежду клерков и бизнесменов. Зумеры выбирают оверсайз вместо приталенных костюмов, необычно заправляют рубашки и блузы, экспериментируют с галстуками и обувью.
Сложные и неоднозначные персонажи. Одним из главных трендов кинематографа десятых были супергерои: от высокоморального Капитана Америки до саркастичного, но всё же положительного Железного человека. Теперь, когда маятник вновь качнулся в сторону антигероев, молодое поколение с интересом знакомится с гангстером Тони Сопрано или химиком Уолтером Уайтом, который варит запрещённые вещества, чтобы помочь жене и детям.
В культовых сериалах прошлого часто нет разделения персонажей на однозначно хороших и плохих. Сценаристы копаются в их психологии, исследуют причины их злых поступков и показывают зрителям многогранные образы, в которых есть и добро, и зло. Сюжетные обстоятельства ставят персонажей перед тяжёлым выбором — например, спасти семью или остаться хорошим с моральной точки зрения человеком. Эти же дилеммы начинают терзать и зрителей.
Решения протагонистов становятся поводом для жаркой дискуссии, ведь каждый в таких ситуациях поступил бы по-своему. Именно противоречивость делает их живыми и интересными. Даже когда аудитория обвиняет персонажей в нелогичности, их действия вполне соответствуют их же мировоззрению, а потому понятны и последовательны.

Актуальные темы. Офисные клерки, мафиози, зумеры — все думают и переживают примерно об одном: работа невыносима, мир катится в бездну, близкий человек разочаровал, а ошибки прошлого не искупить. Нет ничего удивительного в том, что молодому поколению интересен «Клан Сопрано», ведь сериал пронизывает актуальный пессимистичный мотив: лучшие времена позади, а завтрашний день пугает. Создатель сериала Дэвид Чейз говорил о нём так:
«Жизнь в Америке стала настолько дикой и эгоистичной, что даже мафиози не мог больше этого вынести».
Классические сериалы часто отличает новаторский подход: когда они выходили, то поднимали табуированные или непопулярные в то время темы. Современники не всегда могли понять проблематику истории, но спустя пару десятилетий оказывалось, что режиссёр попал прямо в цель. В год выхода «Клана Сопрано» психотерапию считали причудой или признаком слабости, особенно если на сеанс пришёл мужчина.

Из-за этого некоторые телесети отказывались транслировать сериал. Но сейчас синопсис «глава мафиозного клана решает записаться к психологу» не выглядит экстравагантным или глупым. Нормализацией психотерапии мы обязаны в том числе режиссёру «Клана Сопрано» Дэвиду Чейзу: своим проектом он помог снять стигму с темы психического здоровья.
Как новое поколение переосмысляет культовые сериалы прошлого
Удивляет сам факт того, что старые сериалы снискали популярность среди зумеров. С тех пор как общество стало более чувствительным к социальной несправедливости, многим известным сюжетам вынесли обвинительный приговор: «Офис» глупый и нереалистичный, «Секс в большом городе» напичкан сексизмом, а «Клан Сопрано» воспевает женоненавистничество и абьюз.
Читайте также:
Например, последний тайтл шокирует зрителя сценой насилия над беременной: 20-летнюю стриптизёршу Трейси жестоко избивает её парень, гангстер Ральф Сифаретто. Это далеко не единственный эпизод сериала, где женщине причиняют боль. При этом режиссёр не спешит открыто осудить насилие, ведь в мире мафии убийства и избиения не считаются чем-то зазорным. Поэтому зрители посчитали, что автор не видит в насилии над женщинами ничего серьёзного.
Однако Дэвид Чейз показывает недопустимость насилия не в нравоучениях, а в сюжетных последствиях. Бандит Сифаретто, наживший себе врагов из-за собственной жестокости, в финале встречает закономерный конец. Создатель «Клана Сопрано» сознательно отказывается от морализаторства и предлагает зрителям самостоятельно поразмышлять о том, чем заканчиваются преступления.
Если произведение показывает человеческие пороки, это ещё не значит, что автор их одобряет или романтизирует. Иногда благие намерения режиссёров дать отпор всему плохому и на камеру «разжевать» проблему оборачиваются катастрофой. Например, новых «Зачарованных» решительно невозможно смотреть: что ни реплика, то фраза из агитационного листка. Создаётся впечатление, что неожиданная любовь юного поколения к хитам нулевых — ещё и протест против стерильных нравоучительных сюжетов.

Зумеры воспринимают старые сериалы с точки зрения современных моральных ценностей, поэтому их трактовка сюжета может кардинально отличаться от общепринятой. К Скайлер Уайт — жене Уолтера из «Во все тяжкие» — зрители изначально отнеслись негативно. Она искренне любит мужа, но начинает отдаляться по мере того, как он всё глубже вязнет в криминале. Скайлер может показаться слишком эмоциональной, а впоследствии и жестокой по отношению к супругу. Но сейчас её часто считают жертвой манипулятора, которая просто хотела уберечь своих детей от опасности. Один из пользователей на платформе Reddit пишет:
«Я знаю, что многие её ненавидят. Но честное слово, во время просмотра „Во все тяжкие“ я почти всегда понимал, почему она так поступает. Её муж — наркоторговец, а их семью могут убить в любой момент».
Фразы вроде «Jesse was the real victim» или «Skyler was right» наглядно отражают мысли зумеров. Они легко могут перевернуть устоявшиеся взгляды на персонажа или мораль истории. На них зачастую не действует очарование харизматичных злодеев с трудной судьбой. В браваде криминальных гениев и их желании сохранить власть зумеры видят мачизм и тонко подмечают, когда персонаж пытается скрыть свои грехи. Вот что пишет другой пользователь про персонажа Тони Сопрано:
«Тони не растёт. Он не учится. У него просто всё лучше выходит притворяться осознанным. Терапия для него стала лишь очередным способом оправдать себя. Тони говорит, что токсичен, что он просто солдат, — и затем продолжает творить всё то же самое. Может быть, даже хуже»
Персонажи в старых сериалах могут отпустить похабную шутку в адрес женщины, пошутить про цвет кожи коллеги или между делом оскорбить человека по признаку национальности. Но даже если тайтл пестрит оскорбительными стереотипами, многие зумеры всё равно смотрят его с мысленной пометкой «так не надо делать». Беспардонные реплики гангстеров или офисных работников напоминают молодым зрителям: совсем недавно такая жестокость была в порядке вещей. Важно помнить, каким мир был всего десять или двадцать лет назад, — только так получится сохранить достижения прогресса и уменьшить дискриминацию.

В этом плане сериалы нулевых с обилием жестокости оказываются более поучительными, чем современные этически корректные истории, где любую неоднозначную реплику вычёркивают ещё на этапе сценария. Но не только злободневность и смелость классики привлекает юное поколение. «Во все тяжкие» и «Клан Сопрано» — в первую очередь отлично написанные и снятые сериалы: с многогранными персонажами и цепляющими историями. И зумеры далеко не последние, кто оценит их шарм.