Кино
#статьи

«Я знаю, кто тебя убил»: сериал о замкнутом круге насилия

Разбираем триллер с Александром Яценко в роли печального киднеппера.

Кадр: сериал «Я знаю, кто тебя убил» / Киностудия КИТ / НМГ Студия

Когда дети в семье подвергаются абьюзу или наблюдают за ним со стороны, они могут привыкнуть к мысли о том, что боль в отношениях — это нормально. Насилие кажется неотъемлемой частью жизни, а ещё — эффективным способом решать конфликты. Взрослея, вчерашние дети могут повторять сценарии насилия в собственной семье. Так запускается цикл абьюзивного поведения.

О том, как насилие рождает насилие, размышляют создатели «Я знаю, кто тебя убил» — сериала, который вышел на стриминговом сервисе Wink. В нашей статье мы разберём:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём сериал

Сисадмин Герман одинок. Калека, ещё в детстве он остался сиротой, и с тех пор его травили все кому не лень — только любящая сестра Ева всегда была на стороне Германа. Теперь Ева умерла при загадочных обстоятельствах, и наш герой подозревает, что в деле замешаны её бывший муж Олег Ломакин и его новая супруга Ольга. Герман готовится убить эту парочку в лесу.

В последний момент Герман узнаёт: у Олега и Ольги есть дочь. План меняется — он крадёт их трёхлетнюю девочку. Ему не нужен выкуп. Он лишь хочет восстановить жестокую справедливость.

Сериал снят по мотивам книги «Ева» Любови Бариновой. Режиссёром должна была выступить Софья Райзман, но во время съёмок она покинула проект, и на месте её имени стоит прочерк. В главных ролях — Александр Яценко из «Фишера» и Юлия Снигирь из «Мастера и Маргариты».

Проект куда ближе к психологическому триллеру, чем к детективу. Зрители погружаются в давние травмы персонажей, чтобы понять их поступки. Кошмары прошлого неразрывно связаны с насилием, которое герои обрушивают на мир.

Как играют актёры

Александр Яценко в роли антигероя Германа погружает зрителя в противоречивые, сложные эмоции: вызывает одновременно сочувствие и отвращение. Заставляет жаждать справедливого наказания, но втайне надеяться, что и у Германа всё сложится хорошо.

Было бы легко свести главного героя к одной из крайностей: изобразить его как жуткого психопата или всеми обиженного бедолагу, которого нужно простить. Оба этих образа упростили бы драму и превратили в резиновую жвачку. Но исполнение Александра Яценко обогащает героя полутонами, а сериал — серой моралью, что выводит проект на сложный уровень психологического реализма.

Кадр: сериал «Я знаю, кто тебя убил» / Киностудия КИТ / НМГ Студия

Юлия Снигирь играет сестру Германа — Еву. Её тёмная притягательность покоряет сердце зрителя каждый раз, когда она появляется на экране, — невольно начинаешь восхищаться ей наравне с Германом. Ева манипулирует, издевается и унижает — но как же хочется, чтобы эта женщина-вихрь была на твоей стороне.

Среди других актёрских работ выделяется дуэт Александра Ильина — младшего и Марии Карповой: между их героями, полицейским Мишей и курсанткой Аней, чувствуется химия. Правда, Александр Ильин — младший играет то ли Лобанова из «Интернов», то ли самого себя. Но каждое его появление на экране вызывает прилив дофамина.

Как сериал ностальгирует по минувшей эпохе

События сериала стартуют в 2003 году, но периодические флешбэки возвращают зрителя в девяностые и семидесятые-восьмидесятые. Художники создали локации в духе времени, а ретросаундтрек усиливает впечатление: зритель слышит Буланову, Губина, МАКSИМ и «Агату Кристи».

Кадр: сериал «Я знаю, кто тебя убил» / Киностудия КИТ / НМГ Студия

Конечно, некоторые мелочи выдёргивают зрителя из погружения — например, сок «Агуша» в кадре или современная стоковая съёмка ночного города, которая используется в перебивке. Но в остальном картинка выглядит достоверно: герои созваниваются по мобильникам-«кирпичам», обсуждают процессоры «Пентиум», обедают на фоне аляповатых фотообоев.

Эти визуальные «ключи» не только помогают зрителям не путаться во флешбэках, но и возвращают в прошлое. Напоминают, каким всё было до интернета и смартфонов. Поэтому ещё одна причина смотреть сериал «Я знаю, кто тебя убил» — потешить себя ностальгией, а может, и обрадоваться тому, как изменилась жизнь.

Как «Я знаю, кто тебя убил» пытается говорить на социально значимые темы

В английском языке есть выражение «Hurt people hurt people» — «Раненые люди ранят других людей». Склонность к насилию передаётся из поколения в поколение, и не каждый человек может разорвать этот порочный круг.

24% россиян сегодня сталкиваются с домашним насилием, а 37% школьников становятся жертвами буллинга. Медиа стремятся образовать зрителя в вопросах абьюза — чем больше мы будем говорить о проблеме, тем больше шансов научиться справляться с ней. Поэтому в кино и сериалах последних лет эта тема поднимается всё чаще — кажется, обратного пути уже просто нет.

«Я в детстве видел, как муравьи вдруг начинают бегать по кругу. Их становится всё больше и больше, и новые давят старых. И так бесконечно они бегут — их путь усыпан мёртвыми телами, — пока кто-то один не выйдет из этого круга и не выведет всех оставшихся в живых».

Так говорит Герман, образно сравнивая людей с муравьями и вербализируя главный посыл «Я знаю, кто тебя убил». Цикл насилия нужно остановить: нельзя причинять боль тем, кого любишь.

Какие промахи допустили создатели сериала


Недостаточно раскрытые герои

Большинство персонажей действуют в рамках своего тропа и не развиваются за его пределами. Как выразился один рецензент, они «написаны одной краской»:

  • Ольга — безответственная мать-алкоголичка;
  • Ева — манипуляторша, которая разрушает жизни мужчин;
  • Олег — трусоватый и подлый изменщик;
  • Митя — зубодробительно заботливый ухажёр;
  • Арина — взрывная девочка-подросток.

Все эти персонажи действуют предсказуемо. Например, Арина неоднократно грубит Мите в ответ на его заботу, но он возвращается снова и снова, словно не способен обидеться за скверное обращение. Сериал объясняет это влюблённостью в Арину, но Митя действует не как живой человек, а как программа: он возвращается к Арине, потому что должен возвращаться и двигать сюжет.

Другой пример — Ольга, которая встречалась с Олегом, но знала, что он намерен жениться на Еве. Как она относилась к этому и почему мирилась с наличием соперницы? Возникает ощущение, что Ольга и Олег пытались уговорить Еву создать полиаморную семью — настолько нагло они себя ведут рядом с ней.

У Лиды обратная проблема. Там, где другие образы действуют «на одной ноте», она ведёт себя непоследовательно и меняется в соответствии с потребностями сценария. В первой половине сериала она нелепая замухрышка, а во второй — уверенная и грациозная femme fatale. В сюжете нет объяснения этой трансформации. Она происходит, потому что в этот момент Лида должна навести жуть на зрителя.

Читайте также:

Что такое троп в кино

Растянутый хронометраж — и сюжетные упущения

Сериал растягивает хронометраж там, где его тянуть не нужно, — например, повторяет флешбэки, которые зритель уже видел, или излишне замедляет повествование. В конце сериала действие происходит настолько лениво, что вгоняет зрителя в анабиоз — даже экшен-сцена не сможет его встряхнуть.

А ещё создатели сериала упустили важные моменты сюжета, которые раскрывают мотивации персонажей и дают зрителю контекст. Например, непонятно, что чувствовал Герман, заботясь о похищенной девочке, и как сложились их отношения после суда?

Существенные логические нестыковки

Чтобы погрузиться в сюжет выдуманного произведения, сочувствовать персонажам и получать удовольствие от истории, зрителю нужно приостановить неверие. Другими словами, он должен утихомирить внутреннего критика, который твердит: герои ненастоящие, события выдуманные — переживать не о чем.

Приостановка неверия легче всего даётся, когда персонажи и мир реалистичны. По большей части «Я знаю, кто тебя убил» справляется с задачей, но некоторые промахи мешают погружению зрителя:

  • Аня — третьекурсница и стажёрка, но ведёт дело наравне с Мишей — опытным сотрудником полиции. И именно она получает нагоняй от руководства.
  • Когда Пётр и Герман скрываются на машине скорой помощи, Миша объявляет план-перехват. Полиция упускает подозреваемых, но Лида выслеживает и догоняет их — ранее ничто не намекало на то, что у неё есть талант гонщицы.
  • Когда Лида сбила Петра на автомобиле, то забрала и отбуксировала карету скорой помощи, чтобы не оставить улик. Но тело бросила там, где задавила: на пустыре. Скрывать одну улику и оставлять другую попросту бессмысленно.
  • С начала и до конца остаётся тайной, зачем Герман похитил Арину. Это, вероятно, самая важная деталь, которая проясняет мотивацию героя и на которой строится повествование, но она выпадает из картины. Поэтому зритель не может до конца сформировать отношение к действиям персонажа Яценко.

Какой ошибочный посыл транслирует сериал

«Я знаю, кто тебя убил» пытается объяснить: люди, столкнувшиеся с жестокостью, продолжают её сеять. Вот только большинство преступников в сериале принадлежат к уязвимым группам населения.

Взять главного героя — хромой калека, который похищает ребёнка. И главный посыл сериала уже не считывается так чётко — кажется, будто у него есть подтекст: «Уязвимые, нездоровые люди склонны к насилию, потому что обижены на весь мир». Мол, вот если бы не обижались, так и преступлений бы не совершали.

Или вот Лида. Сериал открыто не заявлял о её нейроотличности, но можно предположить у неё расстройство аутистического спектра: сложности с общением, неуклюжесть, невыразительная мимика и голос, трудности с распознанием социальных сигналов. В первых четырёх эпизодах Лида показана с забавной стороны. Но как только зритель начинает её подозревать, образ Лиды меняется на расчётливый и холодный. Из-за этого она выглядит как манипулятор-психопат.

Кадр: сериал «Я знаю, кто тебя убил» / Киностудия КИТ / НМГ Студия

Этой необъяснимой переменой в характере сериал словно вознаграждает зрителя за то, что он посмеивался над Лидой. Мол, ты был прав! Ты сразу заметил, что она ненормальна. Что остаётся аутсайдерам, кроме как мстить всему миру, верно?

«Я знаю, кто тебя убил» рассказывает о проблеме насилия — это, безусловно, доброе дело. Но люди с физическими и психическими особенностями показаны недостаточно осторожно, и это укрепляет стигму против них. Зритель может сделать вывод: давить этих «ненормальных» правильно, потому что рано или поздно они станут преступниками.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована