Кино Развитие
#статьи

Почему мы плачем над фильмами: 5 причин

Вместе с психологом разбираемся, как наш мозг запрограммирован на сочувствие киногероям и при чём тут Шекспир.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Представим ситуацию: кинотеатр, на экране идут финальные титры. Загорается свет. Неловко шмыгаешь, хватаешь ведёрко из-под попкорна и выходишь из зала с мокрым лицом и огромным чувством облегчения. Знакомо?

Кто-то считает, что рыдать над фильмами — редкая глупость: ведь истории там ненастоящие, нечего и переживать. Но для других возможность поплакать в кино — один из любимых способов разгрузиться и отдохнуть.

Мы поговорили с клиническим психологом Ксенией Савельевой о том, почему люди плачут над историями на экране. В этой статье расскажем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Ксения Савельева

Клинический психолог со стажем консультирования более пяти лет и с пятью тысячами часов практики. Дипломированный психолог в области социальной, клинической и нейропсихологии. Работает с детьми, подростками, взрослыми, а также с семейными парами и родителями с детьми.

Причина 1


Зеркальные нейроны отражают эмоции на экране

Когда в офис заходит коллега в хорошем настроении, у всех на душе сразу становится светлее. А когда подруга сквозь слёзы жалуется на бывшего, иногда хочется поплакать вместе с ней. Почему это происходит?

Нейробиологи выяснили: каждый раз, когда мы выполняем действие или испытываем эмоцию, в мозге «зажигаются» определённые области. Например, гнев активирует лимбическую систему мозга, а конкретнее — миндалевидное тело. Но когда мы наблюдаем со стороны за действиями и эмоциями другого человека, у нас в мозге всё равно «загораются» те же области. Например, подруга расстраивается и льёт слёзы — и миндалевидное тело в нашем мозге начинает работать так, будто мы тоже плачем. Наш мозг словно «зеркалит» то, что происходит с окружающими.

Так появилось название «зеркальные нейроны». Это особые клетки мозга, которые активируются, когда мы наблюдаем за действиями другого человека. Они позволяют нам «примерять» чужие эмоции и симулируют внутри нашего организма отголосок ощущений, которые испытывает другой человек.

Когда мы смотрим кино, из-за зеркальных нейронов мы словно сами переживаем то, что происходит с героями на экране. Поэтому, когда Симба подходит к безжизненному телу Муфасы, мы словно подключаемся к его страху и горю — и тоже начинаем плакать.

«Когда мы видим, как другой человек испытывает боль, радость или грусть, наши зеркальные нейроны отражают эти эмоции, создавая ощущение, будто мы сами переживаем то же самое. В случае с фильмами, хотя персонажи являются вымышленными, мозг реагирует на их эмоциональные проявления так, словно они реальны. Это объясняет, почему мы можем плакать вместе с героем фильма: наши зеркальные нейроны активизируются, заставляя нас испытывать те же эмоции».

Ксения Савельева

Зеркальные нейроны тесно связаны с человеческой эволюцией. Во-первых, если мы способны сопереживать чужой боли, это увеличивает шансы, что мы не оставим других в беде. А взаимопомощь важна для выживания популяции. Во-вторых, зеркальные нейроны помогают учиться на чужом опыте. Например, если друг набирал воду в озере, а его съел крокодил, мы начнём обходить опасное озеро стороной. Опыт одного человека превратится в урок для всей группы, и её выживаемость повысится.

Короче: когда персонажи на экране страдают, у нас в голове активируются зеркальные нейроны. Мы начинаем чувствовать то же самое, что чувствует герой фильма.

Причина 2


На эмоциональный отклик влияют гормоны

Нейробиолог Пол Зак в своих исследованиях выявил: когда мы смотрим трогательные фильмы, наш организм вырабатывает гормон окситоцин. Его называют «гормоном любви» — он выделяется, например, когда матери кормят детей грудью, а также когда мы обнимаемся с близкими, целуемся, занимаемся сексом.

Люди — социальные существа. Как у Тарковского: «Человеку нужен человек», — иначе в этом мире не выжить. Окситоцин помогает нам привязываться к людям, которые нас поддерживают и защищают, и выстраивать с ними крепкие отношения. Если человек отколется от своего «племени», то подвергнет себя опасности, поэтому окситоцин — это своеобразная система предохранения, которая снижает желание изолироваться и жить в одиночестве.

Ещё окситоцин отвечает за эмпатию. Пол Зак рассказывает:

«…У тех, кто просматривал наиболее эмоциональную часть видео, окситоцин в крови повысился на 47%. <…> …Со скачком окситоцина высоко коррелировала эмпатия. Это первое доказательство предположения, что окситоцин — физиологическое проявление сочувствия».

Пол Зак, нейробиолог; из статьи в журнале Psychology Today

Наконец, окситоцин повышает остроту переживаемых эмоций. Например, если человек радуется от встречи с друзьями, этот гормон будто прибавляет «громкости» его чувствам. Можно сравнить окситоцин с усилителем вкуса: добавь его в любое событие, и впечатления станут ещё ярче.

Этот эффект давно разгадали драматурги. Чтобы история растрогала зрителя, нужно сперва вовлечь его: заинтересовать сюжетом, вызвать привязанность к персонажам. Не зря аудиторию гораздо сильнее впечатляют смерти уже полюбившихся героев, таких как Эддард Старк из «Игры престолов». А вот убийства безымянных статистов воспринимаются спокойно, просто как факт: нет окситоцина — нет яркой эмоциональной реакции.

Кадр: сериал «Игра престолов» / HBO Entertainment / Television 360

Короче: гормон окситоцин формирует у нас привязанность к героям на экране. Из-за привязанности становится легче им сочувствовать. Если с персонажем происходит что-то печальное, мы словно чувствуем это на своей шкуре, и окситоцин дополнительно обостряет эмоции.

Причина 3


События на экране действительно трогают за живое

Мало кто в жизни смеётся над каждой услышанной шуткой: одним больше нравится «Кривое зеркало», а другим — стендап в стиле Бо Бёрнэма. Так же и с фильмами: зритель плачет над картинами, которые действительно смогли задеть за живое.

Например, вряд ли мы прослезимся над трагической судьбой неприятного для нас персонажа — того же Рамси в пресловутой «Игре престолов». А вот если героя играет наш любимый актёр, это уже другое дело: мы будем вовлечены больше, а значит, и почувствуем более сильный отклик.

«Мне было просто невыносимо смотреть первый сезон „Аркейна“. Маленькая Паудер жутко напоминала мою подругу: те же круглые щёчки, те же глаза. Поэтому всё, что происходило с Паудер, я невольно переносила на близкого мне человека».

Анонимная читательница

Наибольший отклик мы испытываем, если можем мысленно поставить себя на место персонажа и проникнуться его горем. Для этого нужны общие точки — например, похожий характер, жизненный опыт, убеждения.

Кадр, мультипликационный сериал «Аркейн» / Fortiche / Riot Games

А иногда общего так много, что мы вдруг осознаём: «Герой на экране прошёл через то же, что и я. И это его сломало. Что, если я тоже не в порядке?» Тогда мы плачем не только над событиями фильма, но и над собственными горестями.

«Несмотря на то что мозг понимает разницу между реальностью и вымыслом, эмоциональный отклик на происходящее на экране часто бывает таким же сильным, как и на реальные события. Причина кроется в том, что наше восприятие основано на образах и ассоциациях. Даже если событие на экране является вымышленным, оно может пробудить воспоминания о реальных событиях нашей жизни. Эмоции, вызванные этими ассоциациями, становятся настолько сильными, что наш мозг начинает реагировать на них так, будто они настоящие».

Ксения Савельева

Бывает обратная ситуация: все говорят, что рыдают на концовке «Титаника», а человеку хоть бы хны. Зато его развозит от особо миленьких видео с котиками. Это нормально: наши личные обстоятельства могут не совпадать с обстоятельствами персонажей, поэтому нам тяжелее их понять. Из-за этого некоторые фильмы раскрываются только при втором-третьем просмотре. Ведь в промежутке мы получили новый жизненный опыт, а он заставляет иначе реагировать на происходящее.

Кадр: фильм «Титаник» / Paramount Pictures / 20th Century Fox

Короче: мы сопереживаем героям, потому что можем ассоциировать себя с ними. Чем больше себя мы видим в персонаже, тем вовлечённее наблюдаем за ним.

Причина 4


Сценарий специально написан так, чтобы вызывать сильные эмоции

Да-да, во всём виноваты драматурги. Это они сотни лет оттачивали искусство кратчайшим путём вызвать у аудитории эмоциональный отклик. Например, у Шекспира в распоряжении не было даже дня, чтобы привязать зрителей к Ромео и Джульетте: постановка длилась всего несколько часов. И за это время нужно было вовлечь аудиторию в сюжет настолько, чтобы гибель влюблённых воспринималась как трагедия.

Считается, что театр как вид искусства зародился ещё в Древней Греции. С тех пор человечество вырабатывало инструменты и правила драматургии. Сегодня любой сценарист и режиссёр знает, как вызывать у зрителя эмоциональную реакцию. Впрочем, даже если у человека нет специального образования, он может интуитивно понимать правила, по которым строится история. Ведь мы не существуем в вакууме, а смотрим фильмы и сериалы, играем в видеоигры, читаем книги. Поэтому подсознательно запоминаем приёмы, которые в них используются.

Основные принципы драматургии можно сформулировать так:

  • Зритель должен привязаться к героям. Неравнодушие к судьбам персонажей заставит аудиторию сопереживать их боли и радостям.
  • Конфликт вызывает сострадание. Когда персонаж сталкивается с трудностями, зрители начинают за него «болеть». Конфликт может быть не только внешним, но и внутренним — например, герой пытается победить свой страх высоты, как в «Головокружении» Хичкока.
  • Напряжение должно нарастать постепенно. Тогда кульминация вызовет сильные эмоции. Если в финале произойдёт трагедия или потеря, к которой зрителей подводили в течение всего фильма, это оставит аудиторию в состоянии глубокого потрясения.
  • Кино на универсальные темы отзовётся любому. Универсальные темы — это, например, любовь, утрата, дружба, принятие, отвержение. Если фильм их затрагивает, зрителям будет легче понять картину, проассоциировать себя с персонажами, посочувствовать им.
  • Контраст усиливает эффект от каждой эмоции. Актёрам театра рекомендуют: если персонажу должны сообщить новость о смерти близкого, пусть он «войдёт» в сцену радостным и счастливым. Такие «качели» подчёркивают каждую эмоцию и усиливают впечатление.

Именно поэтому возникла забавная примета: если в сериале нам вдруг стали показывать детство второстепенного героя и раскрывать его глубокие переживания, скорее всего, в следующей серии он умрёт. Это нужно, чтобы смерть произвела на зрителя более яркое впечатление.

Короче: мы плачем над фильмами, потому что их создатели хотели добиться именно такой реакции и использовали все доступные способы выдавить из зрителя слезу.

Причина 5


Фильм создаёт безопасное пространство, в котором можно поплакать

Есть что-то приятное в том, чтобы пустить слезу в кинозале. Вокруг темно, зрители друг друга не видят, но проживают этот опыт вместе. Многие синефилы признаются: плакать в кино для них намного комфортнее, чем в обычной жизни.

Со слезами связан интересный факт: люди могут плакать, только когда им ничего не угрожает. Это тоже один из механизмов выживания: если за человеком гонится голодный лев, тут уже не до слёз — надо быстрее убегать. А вот когда беглец окажется в безопасности, на него обрушится осознание: «Моя жизнь только что висела на волоске». И привет, истерика.

Некоторым людям комфортнее плакать над фильмами, потому что в других ситуациях слёзы кажутся неуместными. Например, человек ожидает, что окружающие его застыдят: мол, нечего себя жалеть. А вот поплакать в кино — благое дело. Ведь в фильме всё понарошку, и слёзы тоже, получается, как бы понарошку.

«В реальной жизни многие люди подавляют свои чувства из-за страха осуждения или необходимости сохранять контроль над собой. Фильмы позволяют снять этот барьер, давая возможность безопасно пережить сильные эмоции без риска социальной оценки. Кроме того, сюжеты фильмов часто построены таким образом, чтобы вызывать эмоциональный резонанс, используя драматические повороты событий и яркие образы. Это позволяет зрителю испытать чувство облегчения и очищения после просмотра, что называется катарсисом».

Ксения Савельева

Поэтому над фильмами часто плачут храбрые стоики, которые в других обстоятельствах просто не позволяют себе расклеиться. Прослезиться над трогательной историей — для них единственный способ прожить эти эмоции и не встретить осуждения.

Короче: бывает, что в жизни много всего накопилось, а в свои эмоции заглянуть страшно. Тогда включить грустный фильм и как следует под него выплакаться — то что надо: сразу станет легче.

Научитесь: Профессия Сценарист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована