Кино и музыка
#статьи

«Восстание зловещих мертвецов»: почему стоит смотреть

Драма о трудностях семейной жизни, которая прикидывается перезапуском известной франшизы про непобедимое зло.

Кадр: фильм «Восстание зловещих мертвецов» / New Line Cinema

В конце апреля вышла новая часть культовой хоррор-серии — «Восстание зловещих мертвецов». Картина получила восторженные отзывы критиков и зрителей, собрала в мировом прокате более 144 миллионов долларов и привлекает к франшизе новую аудиторию. 9 мая «Восстание» появилось в каталогах стриминговых платформ.

Рассказываем о новинке и разбираемся, почему фильм понравился и давним поклонникам, и зрителям, которые не знакомы с трилогией Рэйми. Заодно выясняем, как студенческий хоррор восьмидесятых стал отправной точкой для огромной франшизы, почему серия уже 40 лет держится на режиссёрах-новичках и при чём тут мангака Дзюндзи Ито.

Из статьи вы узнаете:

Почему «Зловещие мертвецы» стали культовыми

Первые «Зловещие мертвецы» вышли в 1981 году и наделали шума в узких кругах. Несмотря на небольшой бюджет и отсутствие опыта в кино, съёмочная группа буквально вложила в продакшен душу и создала по-настоящему странный, мрачный и безбашенный ужастик, пропитанный атмосферой безысходности.

Кадр: фильм «Восстание зловещих мертвецов» / New Line Cinema

Заброшенная хижина в лесу, запретные ритуалы и группа обычных парней и девушек, вынужденных сражаться с непобедимым древним злом ради выживания. Зло же прекрасно осознавало своё превосходство над молодыми людьми и, перед тем как лишить их жизни, просто-напросто издевалось.

За сорок с лишним лет существования история про демонические силы превратилась в огромную франшизу.

  • Сэм Рэйми, создатель серии, снял ещё два фильма — «Зловещие мертвецы 2» (1987) и «Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы» (1992).
  • Из-под его же пера вышел комедийный сериал на три сезона — «Эш против зловещих мертвецов» (2015–2018).
  • Помимо этого, были видеоигры — слэшер Evil Dead: Regeneration и асинхронный мультиплеерный экшен Evil Dead: The Game.
  • Комиксы, в которых Эш сталкивался в том числе с Мстителями и Фредди Крюгером, а также игрушки по их мотивам.
  • Ремейк «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» (2013) от малоизвестного на тот момент режиссёра Федерико Альвареса.

«Зловещие мертвецы: Чёрная книга» — каким был перезапуск

Федерико Альварес старался передать настроение оригинальной картины, но с поправкой на актуальные тренды в жанре, и в чём-то даже переиграл Рэйми. Например, в контексте и обилии брутального экшена.

Трейлер фильма «Зловещие мертвецы: Чёрная книга»

Как и в первых «Мертвецах», в «Чёрной книге» была хижина в глухом лесу, битвы с нечистью, изобретательная расчленёнка. От себя Федерико Альварес добавил тему зависимостей и ещё более густую атмосферу отчуждения. Так фильм рассказывает о борьбе не только с внешними демонами, но и с внутренними, а также о попытках осмыслить бытовой процесс, когда люди вокруг нас меняются и перестают быть похожими на себя прежних.

Картина привлекла зрителей, собрала неплохую кассу, но в итоге не превратилась ни в самостоятельную трилогию, ни в обещанный кроссовер с фильмами Рэйми. Возможно, работать над ней надоело и самому Альваресу. Он занялся другим кино и к «Мертвецам» больше не возвращался.

Что может предложить новая часть?

За долгую историю своего существования франшиза о «Мертвецах» постоянно опиралась на энергию и свежие идеи режиссёров-дебютантов. Сэм Рэйми снял первый фильм, имея в портфолио лишь комедийную короткометражку, у Федерико Альвареса до «Чёрной книги» тоже не было полнометражных работ.

Спустя десять лет с выхода перезапуска зло возвращается. В режиссёрском кресле — Ли Кронин. У него есть несколько короткометражек, серия в веб-антологии «50 штатов страха» и один малоизвестный полнометражный хоррор «Другой». Получается, что за «Мертвецов» уже в третий раз берётся постановщик-дебютант.

Перед Кронином стояла сложная задача — снять фильм в рамках уже существующей вселенной, удивить фанатов-старичков, привлечь новых зрителей и при этом не выбиться из общего настроения франшизы. То есть сильно экспериментировать, снимать медленно и задумчиво в артхаусном стиле студии A24 нельзя, отходить от канонов — тоже. Да и бюджет скромный. Тем не менее Кронин справился.

Изображение: постер фильма «Восстание зловещих мертвецов» / New Line Cinema

По сюжету «Восстания зловещих мертвецов» одинокая мать Элли живёт в небольшой квартирке в бедном районе Лос-Анджелеса вместе с тремя детьми. Однажды ночью к ней приезжает Бет — непутёвая сестра, с которой у Элли сложные отношения. Во время трудного разговора происходит землетрясение, ломаются двери у секретного подземного хранилища под многоквартирным домом, и вновь в руки людям попадает Книга Мёртвых. В очередной раз древнее зло вырывается из заточения — чтобы поселиться в квартирке Элли и настроить женщину против детей и сестры.

Кронин в «Восстании» сделал ровно то же самое, что делал Альварес 10 лет назад, — использовал тропы оригинального фильма на свой лад. Вместо хижины в глухом лесу — квартира в неблагополучном районе, отрезанная от внешнего мира в результате землетрясения. Вместо подростков на отдыхе — семья в кризисе. Вместо разухабистого веселья и «эпичных» фраз героя Брюса Кэмпбелла — безысходная депрессия.

Кадр: фильм «Восстание зловещих мертвецов» / New Line Cinema

Может показаться, что изменилось вообще всё и от картины 1981 года не осталось и следа. На самом деле как раз наоборот: новый постановщик снял самый что ни на есть классический фильм вселенной на новый лад — Элли, Бет и дети оказываются заперты в квартире наедине с непобедимым злом, как молодёжь в хижине сорок лет назад.

И это зло не только пробуждает в героях самые ужасные качества, но и воссоздаёт сцены из предыдущих частей. То ли это дань уважения и верности культовому фильму, то ли местное зло не может работать по-другому. Даже элементы, давно укрепившиеся в каноне, двустволка и бензопила, в «Восстании» есть. Правда, из-за атмосферы семейной драмы и неоднозначных тем вроде насилия над детьми сцена с той же бензопилой выглядит непривычно жутко. Не из-за обилия крови и оторванных конечностей, а из-за подтекста.

К тому же в фильме море отсылок, есть даже фирменные гэги вроде оторванного глаза. Пока вы смотрите «Восстание» режиссёр не раз вам подмигнёт, поиграет со смыслами и тонко пошутит. Прямо как Сэм Рэйми в безумном сиквеле «Доктора Стрэнджа», который вышел в кинотеатрах будто бы назло боссам Marvel.

Однако из-за нового настроения вроде бы юморные вставки в ремейке ощущаются совсем по-другому. Местами будет некомфортно, местами — страшно, а в паре моментов захочется взвыть, особенно если вы родитель и вам знакомы тяготы семейной жизни.

Кронин снял свой фильм будто бы по заветам хоррор-мангаки Дзюндзи Ито («Томиэ», «Спираль»), который считает, что самый сильный ужас сокрыт в обычных бытовых мелочах, в том, что окружает нас каждый день. В качестве наглядной иллюстрации Дзюндзи приводит пример из детства. Он рос в городке, в котором было много улочек и переулков. Будущему мангаке казалось, что город похож на лабиринт, в котором можно заблудиться, играя с друзьями в прятки, и никогда оттуда не выйти. Это ощущение, появившееся как реакция на окружение, в итоге легло в основу «Спирали» — истории о деревне, где живые существа и даже само окружение постепенно превращались в спирали.

Трейлер экранизации манги «Спираль»

Постановщик «Восстания» решил немного отойти в сторону от сверхъестественного и показать больше бытовых мотивов. Кронин сфокусировал вокруг бытовухи весь второй слой повествования и выбрал для этого идеальное место действия — небольшая квартира, в которой обычная семья переживала свои взлёты и падения, пережила череду трагедий и изменилась до неузнаваемости.

При этом фильм не превратился в семейную драму о «кошмарном материнстве», а остался кровавым боди-хоррором.

Гиперболизированность насилия, характерная для всей франшизы, передалась и «Восстанию». Но если в предыдущих частях сверхнасилие было даже комичным, то в фильме Кронина его трудно воспринимать как что-то смешное. Оно больше похоже на метафору внутренней борьбы и страданий в рамках простой повседневной жизни.

Что будет дальше с Ли Кронином и франшизой?

За сорок лет Сэм Рэйми стал большим режиссёром, снял трилогию о Человеке-пауке и ещё десяток студийных фильмов, которые запали зрителям в сердце.

Федерико Альварес пошёл другим путём: снял минималистичный авторский хоррор «Не дыши», который тоже превратился в франшизу, и продолжил дело Дэвида Финчера — экранизировал продолжение «Девушки с татуировкой дракона».

Учитывая кропотливую работу Ли Кронина над перезапуском «Мертвецов», постановщика вполне может ждать светлое будущее в большом кино. Спустя ещё несколько работ он сможет посостязаться с новой волной хоррормейкеров — Ари Астером, Робертом Эггерсом и недавним дебютантом Заком Креггером, который удивил зрителей «Варваром».

Кадр: фильм «Восстание зловещих мертвецов» / New Line Cinema

Стоит повторить, что Кронин не сделал ничего особенного для франшизы — просто добавил новых деталей и непривычных для серии персонажей и рассказал ту же историю по отработанным тропам. Но этого хватило, чтобы освежить старый нарратив и заставить зрителей заново погрузиться в давно знакомую вселенную.

Ещё «Восстание» смогло привлечь множество новых зрителей — например, поклонников интеллектуальных хорроров от студии A24.

Фильм уже десятикратно окупился, авторы делают намёки на возможные продолжения. Пожалуй, «Восстание» нельзя назвать хоррором на все времена, но в нём всё же есть кое-что очень ценное: картина отлично работает в моменте, не претендует на величие и забавно обыгрывает наследие франшизы. Именно в этом и состоят её основные достоинства.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована