Терменвокс: 11 лучших песен, сыгранных на первом электронном инструменте
Рассказываем об изобретении советского инженера, благодаря которому появилась электронная музыка.
Фото: Soibelman Syndicate / Visual Studies Workshop / Getty Images
Терменвокс — одно из уникальных изобретений в истории музыки, принадлежащее советскому инженеру Льву Термену. В 1920 году Термен представил инструмент, к которому не нужно прикасаться для извлечения звуков.
Терменвокс снабждён двумя высокочастотными генераторами — с постоянной и переменной частотой. Две антенны в корпусе инструмента ловят движения рук, в зависимости от положения которых меняются громкость и высота звука.
Инструмент, по большому счёту, так и остался в авангардной среде. Однако изредка его можно услышать и в популярной музыке, особенно среди рокеров-экспериментаторов. Про такие песни мы и поговорим.
Читайте также:
The Beach Boys — Good Vibrations
Год: 1966
Жанр: психоделический поп
Это одна из ключевых песен зарождавшегося психоделического рока. Текст посвящён девушке в хипповом наряде, а его автор Майк Лав вдохновлялся движением «Сила цветов», протестующим против войны во Вьетнаме. Название песни отсылает к учению о вибрациях внутри человека: интерес к эзотерике питали многие группы жанра.
При этом музыкально The Beach Boys опередила всех ещё больше, потому что Good Vibrations — одна из самых сложных (и дорогих) записей тех лет. Это практически симфония на три с половиной минуты с несколькими изменениями тональности. Её собрали по кусочкам из 90 часов плёнки, в ней использовали многочисленные наложения дорожек, а в записи участвовало 29 человек.
На тему вибраций идеально ложится терменвокс, но есть один нюанс: The Beach Boys использовала не стандартную разновидность, а электротерменвокс — он управляется ручкой на корпусе, а сыграл на нём сам изобретатель, Пол Тэннер. Несмотря на эту деталь, песня подняла интерес к инструменту.
The Rolling Stones — Please Go Home
Год: 1967
Жанры: блюз-рок / психоделический рок
Музыканты из The Rolling Stones были одними из главных любителей американского блюза в Великобритании, на их альбомах нередко появлялись каверы на старые блюзовые песни. В середине шестидесятых также стал популярен психоделический рок, куда «роллинги» тоже заглянули, отчего появилась достаточно причудливая смесь.
Please Go Home вдохновлена песнями блюзмена Бо Диддли и в целом представляет собой обычный блюз-рок, разве что более быстрый, чем обычно: напористая и танцевальная музыка с характерными риффами и губной гармошкой. В то же время в ней случайно всплывают психоделические элементы вроде эффекта задержки в несколько секунд.
Терменвокс вступает в диалог с гитарами: он гуляет по частотному спектру вверх-вниз, тогда как гитары постоянно стремятся вверх.
Led Zeppelin — Whole Lotta Love
Год: 1969
Жанры: хард-рок / блюз-рок
Led Zeppelin постоянно искала новое звучание и экспериментировала с жанрами вроде фолка, фанка или регги. При этом свой самый авангардный ход группа припасла на песню, которая могла бы остаться достаточно простым хард-роком. Заметим, абсолютно культовым — рифф из этого трека входит в пантеон лучших за всю историю рока.
Песня распадается на три части: между гитарной классикой врывается неожиданное соло на терменвоксе в сопровождении одинокой тарелки барабанщика Джона Бонэма. Также в песне использовано обратное эхо, отчего звучание становится ещё более странным.
Хотя обычно терменвокс ассоциируется с чем-то футуристичным, здесь его сочетание с постоянным ритмом тарелок и эротичным вздохами вокалиста Роберта Планта на фоне создаёт ощущение шаманского ритуала.
Pink Floyd — Echoes
Год: 1971
Жанр: прогрессивный рок
Группы, игравшие прогрессивный рок, любили не только длинные песни со сложной структурой. В их творчестве постоянно появлялись необычные инструменты, так что вполне логично, что кто-то из них использовал терменвокс.
Опус Echoes, который длится 23 с половиной минуты, начинается и заканчивается величественными гитарами, играющими бодрые риффы. В середине же музыка практически затухает. Начинаются медленные переходы между звуковыми ландшафтами в духе эмбиента, построенные на терменвоксе и синтезаторах.
Pixies — Velouria
Год: 1990
Жанр: инди-рок
Pixies была одной из тех групп, которые в конце восьмидесятых сформировала звук инди-рока. Её энергичные припанкованные гитары звучали грязно, но песни были построены по поп-канонам. Pixies стремилась не к провокациям и бунту, а к выражению потаённых чувств.
Хотя Velouria звучит тяжело, это очень нежная и робкая песня. Её текст вдохновлён поэзией Томаса Стернза Эллиота и посвящён загадочной и «потусторонней» девушке по имени Велория. Песню можно трактовать двояко: это то ли она о неразделённой любви, то ли Велория умерла, а герой её оплакивает.
Терменвокс элегантно вплетён в звуковой ландшафт композиции: он не солирует, не выскакивает очень акцентно, а время от времени очень мягко проявляется в разных частях песни. Инструмент подчёркивает то, насколько внеземной или даже божественной герой ощущает Велорию.
Portishead — Humming
Год: 1997
Жанр: трип-хоп
Portishead стояла у истоков трип-хопа — жанра, который взял приёмы хип-хопа и сделал из него что-то более спокойное и чувственное. Ударный бит и семплы на месте, но музыка Portishead медленная, а Бет Гиббонс не читает, а поёт. Да ещё как — для описания её невероятно трагичного голоса лучше всего подходят слова «траурная красота».
Джефф Бэрроу и Эдриан Атли смогли найти звуковые ландшафты, которые лучше всего подчёркивают вокал Гиббонс. Важную партию в них играли рожки и виолончели, однако также использовался и терменвокс.
Humming начинается с пространного инструментального вступления, в котором гудение оркестра выводит на первый план нервный плач терменвокса. Когда Бет Гиббонс начинает петь, то кажется, что она становится хуманизацией терменвокса: слишком уж хорошо сочетаются дрожания их голосов.
The White Stripes — Little People
Год: 1999
Жанр: гаражный рок
Появление The White Stripes встряхнуло застоявшийся альтернативный рок и помогло возродиться гаражному року вместе с группами вроде The Strokes и The Hives. На пик популярности группа вышла в 2003 году: на альбоме Elephant была песня Seven Nation Army и другие хиты.
Звучание этого альбома стало более зрелым и приспособленным для массового слушателя, чем раннее творчество The White Stripes. Оно было резким и грубым. Бунтарские и примитивные риффы Джека Уайта наследовали блюзовой традиции, свойственной ещё хард-року семидесятых.
Little People построена не по припевно-куплетной схеме, а двигается от одного гитарного взрыва к другому. Риффы сопровождает протяжное завывание терменвокса, что делает песню ещё более фриковой по сравнению с популярным роком того времени.
Garbage — Cup of Coffee
Год: 2001
Жанры: альтернативный рок / трип-хоп
Garbage отказалась от традиции использовать терменвокс для создания космической или футуристической атмосферы. Cup of Coffee — песня куда более прямолинейная, чем та же Velouria.
Ширли Мэнсон поёт про горечь от расставания в разных плоскостях. Тут есть и повседневные детали («Я вижу твою машину, припаркованную на дороге / В твоём окне горит свет»), и образы-гиперболы («Миллион миль между нами / Планеты разбиваются в пыль»).
Интересно построение песни: Ширли Мэнсон поёт под ударные, фортепиано, гитару и виолончели, а терменвокс звучит в инструментальных переходах. В эти моменты подчёркивается его угнетающее звучание, которое, как оказалось, подходит и для подчёркивания депрессии, а не только для космических полётов.
Erykah Badu — Incense
Год: 2010
Жанр: соул
В популярной музыке терменвокс использовали преимущественно рокеры, но есть и исключения. Эрика Баду — икона современного соула, неизменно стильная и элегантная. Incense можно принять за интерлюдию альбома, ведь Эрика почти не поёт, но в эту песню вложено столько стараний, что воспринимать её второсортной не получается.
Спродюсировал песню Madlib — знаменитый битмейкер, также замеченный в любви к винтажному стилю. Под расслабленный хип-хоп-бит Кирстен Агреста играет на арфе, а Эрика сначала выдаёт лишь тихий вокализ и только затем немного поёт. Но музыка в песне всё равно остаётся на первом плане, а где-то на фоне в ткань бита незаметно вплёлся терменвокс, придающий композиции загадочности.
Mastodon — Stargasm
Год: 2011
Жанры: прогрессивный метал / сладж-метал
Редкий пример терменвокса в по-настоящему тяжёлом металле. Очень плотные и монструозные риффы вместе с отчаянным вокалом сплетаются в то, что сама Mastodon назвала «космическим металом».
Ну и да, песня посвящена ровно тому, о чём можно подумать по названию Stargasm, — сексу в космосе. Колеблющиеся вскрики терменвокса в дополнение к гитарам здесь вполне в тему.
Two Door Cinema Club — Wake Up
Год: 2012
Жанр: инди-рок
Простая и яркая песня, танцевальный инди-рок с искрящимися гитарами и позитивным настроем. Но Two Door Cinema Club заготовила сюрприз: в конце трека слушателя ждут сразу два соло, на гитаре и терменвоксе.
Хотя сама песня вполне в поп-формате, но концовка получилась весьма авангардной. Булькающий звук терменвокса вполне сочетается с избыточным гитарным стилем TDCC.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс