«Дикий робот»: новый шедевр DreamWorks
Материнство, дикая природа и технологии.
Кадр: мультипликационный фильм «Дикий робот» / Dentsu / DreamWorks Animation
8 сентября 2024 года на киноэкраны вышел новый, последний проект DreamWorks — «Дикий робот». Студия, подарившая зрителям легендарных «Шрека», «Мадагаскар», «Кунг-фу Панду», «Как приручить дракона» теперь будет передавать продакшен в руки сторонних студий, чтобы сократить расходы.
В последнюю работу создатели вложили всё своё мастерство: «Дикий робот» получил четыре номинации на «Золотой глобус», восторженные отзывы критиков и зрителей. Это трогательная история о поиске себя, дружбе, любви к близким. Насколько тесно связаны технологии с природой? Что помогает почувствовать себя живым? Как авторы отвечают в «Диком роботе» на эти вопросы и чем ещё цепляет мультфильм — рассказываем в нашем материале.
В этой статье расскажем:
- может ли робот воспитать гусёнка;
- чем «Дикий робот» понравится поклонникам работ Миядзаки;
- что о мультфильме говорят критики и зрители.
Что происходит в «Диком роботе»
Компания Universal Dynamics создаёт роботов-помощников серии Rozzum, которые должны облегчить жизнь людей. Они выполняют рутинные задачи: помогают по дому, саду и обеспечивают комфорт домочадцам, с которыми живут под одной крышей. Во время перевозки коробок с роботами судно попадает в шторм, а груз выносит на необитаемый остров. Коробка с роботом Rozzum 7134 оказывается на берегу, где её находят любопытные выдры. Играя с ней, они случайно распаковывают содержимое, и Роз включается. Она не помнит, как и для чего здесь оказалась, поэтому принимается искать того, кому нужна её помощь.
Оказалось, что найти «клиента» среди диких зверей не так просто. В помощи робота они не нуждаются, да и воспринимают её как монстра. Тогда Роз решает стать ближе к животным. Она учит язык зверей, а после несчастного случая заботится о гусёнке-сироте. Теперь цель Роз — научить его добывать еду, плавать и летать, чтобы осенью гусёнок смог мигрировать на юг. В этом нелёгком деле ей помогает хитрый лис Финк, который изначально хочет съесть малыша, но постепенно привязывается к нему.
Сюжет мультфильма основан на одноимённой серии детских книг Питера Брауна. Режиссер картины Крис Сандерс впервые узнал об этой истории благодаря своей дочери, которая тогда училась в средней школе. Когда студия DreamWorks пригласила Криса поработать над «Диким роботом», он сразу согласился, назвав историю «эмоционально сложной» и «обманчиво простой».
Выбор режиссёра неслучаен: душевные мультфильмы об обретении семьи — его фишка. В нулевых Крис Сандерс работал над культовым «Лило и Стичем». Тогда, помимо знакомого нам сюжета, он хотел уделить больше экранного времени тому, как Стич — существо, которое «не вписывается», — будет взаимодействовать с дикими животными. Концепцию в итоге отменили, но спустя двадцать лет режиссёр решил вернуться к этой идее.
Акценты в фильме Крис Сандерс расставлял вместе с Питером Брауном. Он хотел, чтобы Роз стала более проработанным и разноплановым персонажем, а само повествование не было перегружено. В первоисточнике роль робота ограничивалась тем, что Роз постоянно искала задание и не находила в лесу того, кто мог бы его дать. В мультфильме, напротив, она становится более самостоятельной и раз за разом переписывает свой код. Роз пытается понять, каково это — испытывать эмоции. Что такое любовь и дружба? Может ли добро помочь выжить в дикой природе? Создатели «Дикого робота» отвечают на эти вопросы так, что за происходящим на экране интересно наблюдать и взрослым, и маленьким зрителям.
Читайте также:
Как создавали «Дикого робота»
Одно из главных достоинств мультфильма — озвучка. Для актёров было важно передать особенности каждого героя. Чтобы озвучить Роз, актриса Лупита Нионго делала свой голос похожим на механический. По мере того как развивался фильм, Лупита меняла его на более живой и эмоциональный. Поскольку у Роз нет артикуляции, голос — единственный способ показать, что её безэмоциональная роботическая сущность начинает походить на человеческую.
Хитрый лис Финк в исполнении Педро Паскаля тоже близок к персонажу. В отличие от Нионго, у Паскаля больше пространства для манёвра. Хоть лис и раскрывается неожиданно к концу фильма, эмоциональность и чувство юмора присущи Финку с самого начала.
Голоса второстепенных героев также помогают раскрыть персонажей. Грозный медведь гризли, озвученный Марком Хэмиллом, становится не кровожадным хищником, а мудрым защитником леса. Мэтт Берри, озвучивший вечно недовольного бобра, дарит своему подопечному немного сатиры и уверенности в собственной исключительности. А задор опоссума Шерстинки в озвучке Кэтрин О’Хары привносит в фильм долю юмора.
Но если в озвучке авторы «Дикого робота» стремились к идеальному соответствию голосов актёров и персонажей, в визуальном исполнении они позволили себе нарочитую небрежность. В последней работе внутри студии DreamWorks много экспериментируют. Художники смешивают современные техники с традиционной анимацией (прямо как в «Аркейне»). Это выглядит ещё и как оммаж на «Человека-паука: Через вселенные»: 3D-персонажи действуют на раскрашенных вручную 2D-фонах. Акварельная эстетика отсылает к лучшим работам Миядзаки. Команда «Дикого робота» создала мир, который вызывает ощущение картины Моне в лесу Миядзаки.
Режиссёр Крис Сандерс рассказал, что в работе над «Диким роботом» ориентировался на «Небесный замок Лапута» студии Ghibli. К этому отсылает и дизайн Роз, которая поразительно похожа на роботов из «Лапуты». Но роботы Миядзаки безмолвны, а Сандерс наделяет Роз выразительностью во всём: «Мы хотели, чтобы всё в Роз передавалось через её действия, движения, взгляд. Мы усердно работали, чтобы сделать её глаза, хоть и на сто процентов механические, очень выразительными». Это достойный пример того, как обращение к фильмам прошлого помогает кинематографистам создавать новые шедевры.
Читайте также:
Что о мультфильме говорят критики и зрители
Критики остались в восторге от мультфильма. На агрегаторе Rotten Tomatoes у «Дикого робота» 97% свежести. Рецензенты сходятся во мнении, что это «простая история, рассказанная с большой изысканностью». Питер Хауэлл из Toronto Star назвал работу DreamWorks лучшим анимационным фильмом за 2024 год. Этого же мнения придерживается Марк Кеннеди из Associated Press. Фильм хвалят за яркий визуал и за то, что в сюжете поднимаются темы семьи, любви, дружбы. Венди Айд из Observer также высоко оценила чёрный юмор, который сглаживает излишне сентиментальные моменты.
Оценили критики и то, что «Дикий робот» раскрывает множество актуальных тем: глобального потепления, роботизации, проблем инклюзии. Недостатков у мультфильма нашли куда меньше. Некоторые критики ругают его за предсказуемую структуру, очевидные сюжетные ходы и топорные попытки пробить зрителя на слезу. А Кайл Смит из Wall Street Journal и вовсе назвал мультфильм «строго механическим».
Аудитория приняла «Дикого робота» даже лучше, чем критики: рейтинг 98% на Rotten Tomatoes и оценка 8,3 на IMDb. Зрители отмечают трогательный сюжет с глубоким смыслом, харизматичность персонажей и яркую запоминающуюся рисовку. Одни плакали во время просмотра, другие задумались о важности семьи, а третьи воспринимали картину как очаровательную сказку.
Но «Дикий робот» тронул далеко не всех. Часть аудитории посчитала драму в мультфильме натянутой и предсказуемой. Часто в этом контексте упоминали Роз, чьё «очеловечивание» показалось некоторым зрителям нелогичным. Разочаровал и слишком быстрый темп мультфильма: некоторых персонажей не успели раскрыть. Ещё часто претензии предъявляли, как ни странно, к основным темам мультфильма: они тоже показались банальными и скучными.
И всё же большинство зрителей и критиков сходятся на том, что «Дикий робот» — лучший мультфильм года, который цепляет не только сочной картинкой, но и милой историей о приключениях робота, лиса и гусёнка.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс