5 лучших фильмов Луки Гуаданьино
Говорим о самых ярких и чувственных картинах итало-американского режиссёра.


Иллюстрация: кадры из фильмов «Суспирия», «Целиком и полностью» / Broomberg & Chanarin / WSJ / Annie для Skillbox Media
Лука Гуаданьино — постановщик, который снимает эмоциональные, трогательные, по-настоящему живые киноленты. Его герои страдают от переполняющих их эмоций и зачастую не могут найти себя в огромном и жестоком мире. Они живые люди, за судьбами которых всякий раз интересно наблюдать. В этом материале мы поговорим о пяти картинах, которые характеризуют Гуаданьино как режиссёра, раскрывают его таланты и самобытность.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Будущий кинодеятель родился в Италии, но детство провёл в Эфиопии. Позже из-за гражданской войны семье пришлось вернуться на родину. Карьеру в кино Гуаданьино начал с коротких метров и документалок.
Первый полнометражный фильм Гуаданьино «Протагонисты» вышел в 1999 году. В нём снялась Тильда Суинтон, которая позже стала музой постановщика и появлялась во многих его картинах. Однако настоящая известность пришла к режиссёру после выхода трилогии «Желание», в которую вошли фильмы «Я — это любовь», «Большой всплеск» и «Назови меня своим именем». Последний получил множество наград и сделал знаменитым молодого актёра Тимоти Шаламе, с которым постановщик продолжил сотрудничать и в дальнейшем.
Лука Гуаданьино попробовал себя и в жанре ужасов, сняв фильм «Суспирия», ремейк классической истории Дарио Ардженто. Фильм оказался спорным и не имел успеха в прокате, хотя примечательных моментов в нём было предостаточно — это один из ярких примеров востребованного сегодня «психологического хоррора». После этого итальянец снял для HBO сериал о подростках «Мы те, кто мы есть» и ещё один фильм ужасов (снова с Тимоти Шаламе в одной из ведущих ролей) «Целиком и полностью». Последние его картины — динамичная спортивная драма «Претенденты» и местами неровная экранизация Уильяма Берроуза «Квир» с Дэниелом Крэйгом. Помимо игрового кино, Гуаданьино продолжает регулярно снимать рекламные ролики для известных модных брендов.
В своей довольно внушительной карьере Лука Гуаданьино получил много наград за режиссуру, его фильмы номинировались на «Оскар» и премию Британской киноакадемии.

Но, кажется, что далеко не только разнообразие в творчестве делает подход итальянца к работе интересным. Зрителей привлекает скорее честность демонстрируемого, незаурядный подход к традиционным жанрам вроде мелодрам или хорроров.
«Я не верю в голливудский канон, мне не нравятся правила коммерческого англосаксонского кино, где всё идёт строго по прописанным правилам и точно известно, когда герой должен встретить на своем пути опасность и на какой минуте произойдет кульминация. Это утешительное зрелище: у зрителя имеются определённые ожидания, и авторы шоу их удовлетворяют. А мне не нравится оправдывать ожидания.
<…>
Если я начну освобождать героев от противоречий, перестану провоцировать зрителя, думаю, мне следует завершить свою карьеру в кино».
Лука Гуаданьино для «Кинопоиска»
Честность одновременно с самим собой и со своей аудиторией делает Луку Гуаданьино, кажется, одним из самых искренних режиссёров современности.
«Назови меня своим именем» (2017)
18+
Действие фильма разворачивается в солнечной Италии в 1983 году. Семнадцатилетний юноша по имени Элио (Тимоти Шаламе) проводит беззаботное лето на вилле своих родителей, американского профессора (Майкл Стулбарг) и итальянской переводчицы (Амира Касар). Дни его наполнены типичными летними развлечениями: купанием, чтением книг, неторопливыми беседами и лёгким флиртом с подругой Марцией (Эстер Гаррель). А ещё Элио часами транскрибирует классические музыкальные произведения.
Однако привычный уклад и безмятежный отдых нарушает приезд Оливера (Арми Хаммер), молодого американского студента, который становится ассистентом отца Элио. Его появление — переломный момент в жизни юноши: Элио впервые встречает настолько близкого по духу человека.
«Назови меня своим именем» — это картина о тонких нитях, связывающих нас с близкими людьми, с друзьями, с теми, кого мы любим, и даже с самим собой. Путь главного героя, Элио, — это путь смелого и решительного человека, который не прячется от жизни, не боится рискнуть и открыться собственным чувствам, даже если понимает, что эта дорога не будет лёгкой и может привести к боли.
Фильм не делает акцента на гендерных различиях, подчёркивая, что истинные чувства не зависят от пола. Важнее то, что Элио, выросший в мире книг, интуитивно чувствует: боль, которая неизбежно приходит с настоящей любовью, уже сделала его сильнее, сформировала его как личность.
Юноша демонстрирует удивительную честность, отказываясь от простых и удобных отношений с соседкой-француженкой. Он трезво оценивает ситуацию с Оливером, понимая, что их история не будет долгой, но всё равно решается на смелый шаг, не жалея себя, не пытаясь уберечься от возможной фрустрации. Эта смелость делает его настоящим, живым человеком. Родители Элио относятся к чувствам сына с мудростью и пониманием. Ближе к концу фильма отец несколько минут кряду рассуждает о том, как важно проживать свои эмоции, какими бы болезненными они ни были.
Лука Гуаданьино вместе со сценаристом Джеймсом Айвори проводит параллель между любовью к культуре, которой пропитана семья Элио, и их толерантным отношением к миру. Если в происхождении простого слова «абрикос» сложно разобраться, что уж говорить о хитросплетениях человеческих отношений?

Постановщик строит свой фильм подобно мозаике, из отдельных фрагментов. Сцены сменяют друг друга, то плавно перетекая одна в другую, как музыкальные аккорды, то резко обрываясь, — это заслуга первоисточника, одноимённого романа Андре Асимана. Писатель тоже не пытался соблюдать хронологическую последовательность, как бы размывал воспоминания главного героя о тех нескольких неделях, что он провёл с Оливером. Гуаданьино в этом плане совершает практически невозможное: перекладывает оригинальный текст так, чтобы тот заиграл новыми красками и не растерял свою самобытность. Редкий случай, когда фильм получился если не лучше книги, то по крайней мере равным ей.
Италия восьмидесятых годов в картине — ностальгическое ретро, полное нежной иронии: безобидные дискотеки, милые старушки с портретами Муссолини, споры о политике… Словом, на экране показан мир, где нет социальных сетей и записку «Нам нужно поговорить» приходится передавать тайком, подсовывая под дверь.
«Назови меня своим именем», — просит Оливер, стирая границы между ними, ведь нет ничего более интимного, чем обмен именами. В этот момент они, словно герои древнегреческого мифа, сливаются в единое целое. Но, отказываясь от имени, Элио не теряет, а наоборот, обретает. Он видит себя со стороны — юношу, дрожащего от горя на перроне, — и понимает, что этот опыт сделал его сильнее.

Читайте также:
«Претенденты» (2024)
18+
В «Претендентах» Лука Гуаданьино вместе со сценаристом Джастином Куритцкесом рассказывает историю некогда успешного теннисиста Арта Дональдсона (Майк Фейст), который, перешагнув тридцатилетний рубеж, начинает задумываться о завершении карьеры. Он уже не горит желанием побеждать, как раньше, однако его жена-тренер-менеджер Таша (Зендея) не готова сдаться так просто. Девушка записывает Арта на небольшой турнир, чтобы спортсмен смог вернуть себе былую уверенность. Неожиданно для Арта на этом турнире он встречает своего друга детства Патрика (Джош О’Коннор) — их дружба прервалась много лет назад из-за Таши.
Хотя в фильме нет откровенных сцен — несмотря на провокационные намеки в промокампании, — центром повествования становится именно любовный треугольник. При этом «Претенденты» — не просто история соперничества двух парней за сердце девушки. В картине Гуаданьино рассуждает о природе азарта, страсти, дружбы, любви и, конечно же, спортивного духа, без которого невозможно представить большой спорт.
Роль Таши позволяет Зендее как блистать внешностью, так и демонстрировать свой актёрский талант. Майк Фейст убедительно играет самого незаметного персонажа из этой троицы, а Джош О’Коннор создаёт образ обаятельного парня, привыкшего полагаться на свою харизму не меньше, чем на сильную подачу.

Создатели фильма не стали ограничиваться банальным сравнением отношений с теннисным матчем, но показали, что для героев теннис и есть отношения. Лука Гуаданьино не забыл и о поклонниках спорта: операторская работа Сайомбху Мукдипрома заставляет переживать во время каждого матча так, будто мы смотрим трансляцию важного турнира. За героев болеешь всей душой, даже если они сами в этот момент хотят порвать друг друга в клочья.
«Претенденты» не глубокий философский фильм, да и не лучший в карьере итальянца, будем честны. Это скоре лёгкая, ироничная и чувственная история о честолюбии, которая придётся по вкусу любителям романтических комедий и спортивных драм.
«Целиком и полностью» (2022)
18+
В конце 1980-х годов восемнадцатилетняя Марен (Тейлор Расселл) вместе с отцом переезжает в небольшой городок. Однажды ночью, сбежав на вечеринку к однокласснице, девушка неожиданно для себя откусывает палец новой знакомой. Утром Марен обнаруживает на столе свидетельство о рождении и кассету от отца, где тот объясняет, почему он вынужден её бросить. Оказывается, дочка — каннибал и с раннего детства борется с непреодолимым желанием есть человеческую плоть.
Марен, преданная и одинокая, отправляется в путешествие по Америке в надежде найти свою мать, о которой ничего не знает. В пути она знакомится с другими каннибалами — такими же, как она сама, изгоями общества, вынужденными скрывать свою истинную природу. Среди них — мудрый и опасный Салли (Марк Райлэнс) и юноша по имени Ли (Тимоти Шаламе).

Тейлор Расселл и Тимоти Шаламе блестяще передают гамму чувств своих героев: отчаянную жажду быть нормальными, боль от отвержения и одиночества. Марк Райлэнс в роли Салли создаёт запоминающийся образ мудрого, но пугающего наставника, человека, который знает о тёмной стороне жизни больше, чем хотел бы.
Каннибализм же в фильме — не просто вызывающий элемент, а метафора, которая может быть интерпретирована по-разному. Это и символ непохожести, инаковости, и отчаянная попытка найти своё место в мире, где тебе нет места. Марен и Ли — современные Бонни и Клайд, которые мчатся навстречу неизвестности, оставляя за собой кровавый след. Их путь — путь самопознания, принятия своего естества, осознания того, что монстры не всегда прячутся в тени, а иногда живут внутри нас. Фильм заставляет задуматься о границах дозволенного, о том, что значит быть человеком, и о том, способны ли мы на самом деле принять тех, кто отличается от нас.
«Большой всплеск» (2015)
18+
Знаменитая рок-певица Марианна (Тильда Суинтон) отдыхает на солнечном острове Пантеллерия со своим молодым парнем Полом (Маттиас Шонартс). Женщина временно потеряла голос из-за операции, но, кажется, парочке и без этого хорошо.
Внезапно на остров приезжает её бывший по имени Гарри (Рэйф Файнс), — музыкальный продюсер, который когда-то познакомил Марианну с Полом. Вместе с ним — его взрослая дочь Пенелопа (Дакота Джонсон), о существовании которой никто не знал. Оба гостя ведут себя так, словно им здесь рады: Гарри пытается вернуть Марианну, а Пенелопа открыто флиртует с Полом.
«Большой всплеск» Луки Гуаданьино — это новая версия знаменитого психологического триллера «Бассейн», снятого Жаком Дере в 1969 году. Оригинальная картина была основана на пьесе Алена Пажа и запомнилась зрителю блестящим актёрским составом: Роми Шнайдер, Ален Делон, Морис Роне и Джейн Биркин. Перед Гуаданьино стояла сложная задача — найти актёров, которые смогли бы не стушеваться на фоне легенд кинематографа. Возможно, именно поэтому итальянец решил действовать от обратного, подобрав материал для Тильды Суинтон. Рядом с такой яркой актрисой должен быть партнёр ей под стать. Выбор пал на её соотечественника, Рэйфа Файнса. Дополнили актёрский ансамбль Маттиас Шонартс и Дакота Джонсон.
В оригинальном фильме на первый план выходили бурные страсти, чему способствовали реальные отношения между актёрами. В ремейке же центральной темой становится страх старения и конца карьеры, что вполне объяснимо: герои представляют мир шоу-бизнеса.
Отсюда бесконечные рассуждения большинства персонажей о былых заслугах и эксцентричный танец Гарри, который до последнего отказывается принимать тот факт, что он выходит в тираж. Марианна, напротив, большую часть фильма хранит молчание, ведь после операции на голосовых связках она вынуждена восстанавливать голос. Сможет ли она петь как прежде — вот вопрос, который держит её в напряжении.
Неопределённость заставляет Марианну ревновать молодого любовника Пола и поддаваться на провокации бывшего возлюбленного Гарри, с которым её связывают не только романтические чувства, но и моменты былой славы. Меняется и роль дочери Гарри, Пенелопы. Теперь она становится инструментом в руках своего отца. Тот, внезапно появившись на вилле Марианны, практически насильно внедряет туда свою взрослую дочь, о существовании которой героиня узнала совсем недавно. Пенелопа не только открыто флиртует с Полом, но и подталкивает его к опасным соблазнам: Пол — бывший алкоголик, который недавно прошёл курс реабилитации после серьёзной аварии.

При этом Пол всячески опекает Марианну, а та не прочь продемонстрировать свою неподвластную времени красоту. Её движения резки и выразительны, мимика напоминает о немом кино.
Атмосфера накаляется, идиллия Марианны и Пола под угрозой. Их хрупкий мирок может рухнуть в любой момент, ведь за красивым фасадом скрывается бурное прошлое, по которому герои втайне тоскуют. Не готовы они к размеренной жизни у бассейна, когда рядом плещется море и дышит вулкан Этна.
Особую роль в фильме играет символизм еды. Оператор Йорик Ле Со часто снимает Марианну на фоне сочных, перезревших фруктов (намёк на грехопадение?). А Гарри камера ловит за разделкой свежей рыбы, которую он готовит с такой страстью, что даже видавшая виды кухарка-итальянка смотрит на него с опаской.
Неторопливый темп повествования, отсутствие явной кульминации — всё это создаёт напряжение, которое не отпускает зрителя до самого финала. Кто же виноват в трагедии? Кто превратил бассейн с тёплой водой в могилу? Ответить однозначно невозможно — виноваты, кажется, все, включая жертву.
«Суспирия» (2018)
18+
Действие фильма разворачивается в 1977 году в Берлине, городе, разделённом стеной и тяжёлым прошлым. Новости пестрят сообщениями о террористической группировке Баадера — Майнхоф, а за окном уныло сменяют друг друга дождь, снег и взрывы. В этом безрадостном месте оказывается молодая девушка Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон), полная надежд провинциалка из Огайо, мечтающая стать танцовщицей. Она приезжает в западную часть города на прослушивание в знаменитый театр, которым руководит легендарная мадам Блан (Тильда Суинтон).
Прослушивание проходит успешно, и вот уже рыжеволосая американка с пронзительным взглядом становится частью исключительно женской труппы. Под пристальным руководством мадам Блан и её эксцентричных ассистенток начинаются изнурительные репетиции. Постепенно Сьюзи понимает, что в стенах этого храма искусства происходит неладное.

Фильм «Суспирия» Луки Гуаданьино — это современная интерпретация одноимённого фильма ужасов Дарио Ардженто 1977 года, который, в свою очередь, был вдохновлён новеллой Томаса де Квинси «Зловещее дыхание». Режиссёр не скрывает восхищения шедевром Ардженто, но при создании фильма использует собственное видение. Действие перенесено из Фрайбурга в Берлин неслучайно: стена, разделяющая город, становится символом конфронтации. Вместо мрачного средневекового особняка, который служил основным местом действия в оригинальном фильме, Гуаданьино выбирает роскошный интерьер в стиле ар-деко с характерным для тоталитарной эстетики оттенком.
В новой версии фильма постановщик заставляет зрителя всерьёз задуматься о дьявольской природе искусства и магической силе женской сущности. Одна из самых ярких сцен фильма — первое убийство: Сьюзи исполняет ведущую партию в балете Volks, а в это же время в соседнем зале её коллега Ольга (Елена Фокина) корчится в муках, — каждое па Сьюзи отзывается смертельным ударом потусторонних сил.
Финальный эпизод оргии призван стать развязкой фильма, однако он снят не так мастерски, как все предыдущие сцены, — оккультное действо кажется немного неуклюжим. Однако, может быть, Лука Гуаданьино намеренно сделал финал не таким совершенным? В этом несовершенстве есть своё очарование. «Суспирия» — намеренно неидеальное кино о тёмных временах и людях, скрывающих истинные лица.

Читайте также: