Кино
#статьи

«Претенденты»: спортивная драма с Зендеей от режиссёра «Назови меня своим именем»

Разбираем фильм Луки Гуаданьино о любовном треугольнике и теннисе.

Кадр: фильм «Претенденты» / Metro-Goldwyn-Mayer / Pascal Pictures

Не успела Зендея покинуть пустыни Арракиса, как оказалась на не менее зыбкой почве — теперь её героиня на теннисном корте наблюдает, как соревнуются между собой двое влюблённых в неё друзей. Всему виной очередной эксперимент Гуаданьино. В списке работ итальянского режиссёра уже были хоррор про танцоров («Суспирия»), документалка о дизайнере обуви («Сальваторе — сапожник снов»), драма о каннибалах («Целиком и полностью») — а теперь вот динамичная мелодрама о соперничестве под миксы диджея Boys Noize.

В этом материале разберём:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём фильм «Претенденты»

Арт Дональдсон (Майк Фейст) — титулованный теннисист, уставший от спорта. После его очередного проигрыша Таши (Зендея) — жена, тренер и менеджер в одном лице — записывает мужчину на турнир «Челленджер». По задумке Таши, соревнования низшего уровня помогут мужу вернуть былой запал. Турнир проходит гладко, только вот в финал вместе с Артом выходит Патрик Цвейг (Джош О’Коннор), его бывший лучший друг — в своё время мужчины не поделили Таши. Как только ребята берутся за ракетки, зрителя флешбэком отбрасывает на 13 лет назад. Так мы узнаём об истоках конфликта.

Оказывается, Патрик и Арт дружили и увлекались теннисом ещё с детства, вместе мечтали о крупных победах. Знакомство с Таши — роковой женщиной — произошло, когда спортсмены играли в парном разряде на открытом чемпионате среди юниоров. Таши была среди участниц, и Патрик с Артом с первого взгляда влюбились в неё. Дальнейшее общение трёх молодых людей повлекло за собой череду внекортовых соревнований, инициированных симпатичной теннисисткой: «Кто выиграет следующий матч, получит мой номер телефона».

Кадр: фильм «Претенденты» / Metro-Goldwyn-Mayer / Pascal Pictures

Номер достался Патрику, только вот любви между молодыми людьми так и не случилось: через некоторое время на пороге вновь возник Арт и перехватил инициативу — да так, что создал с Таши семью и назначил главной во всех вопросах спортивной карьеры. Сама девушка, кстати сказать, получила травму колена, из-за чего бросила играть.

Финальный матч, как сломанная машина времени, перманентно перекидывает героев в прошлое, напоминая о былой дружбе, несбывшихся надеждах, несостоявшихся отношениях и спортивных неудачах. Однако на переднем плане остаётся решающий сет. Он не только повлияет на исход турнира, но и изменит ход конфликта между старыми товарищами.

Почему картина похожа на театральный спектакль

«Претенденты» не похожи на обычные спортивные драмы с их многочисленными локациями, уймой второстепенных персонажей и пафосными сценами, где герой побеждает вопреки всему. Лука Гуаданьино концентрируется исключительно на названной троице и их камерной истории, которая разворачивается на кортах и в номерах отелей. Это в том числе заслуга дебютанта-сценариста с оригинальным видением истории.

Кадр: фильм «Претенденты» / Metro-Goldwyn-Mayer / Pascal Pictures

За сценарий «Претендентов» отвечал Джастин Курицкес, драматург, ранее не имевший дело с кинопроизводством. Курицкес занимался театральными постановками, писал романы и создавал вирусные видеоролики. Когда о нём писали в интернете, то выставляли этаким чудаковатым пероснажем мемов. Даже делали комиксы по мотивам абсурдных скетчей.

«Взрослое» творчество Джастин умело совмещал с дурашливыми выходками, что, скорее всего, и помогло ему добраться до киноиндустрии вслед за женой, Селин Сон (эта та постановщица, которая в прошлом году дебютировала с фильмом «Прошлые жизни»). Variety даже упомянули Курицкеса в материале о сценаристах с большим потенциалом; там же приведена цитата Джастина: «„Претенденты“ пришли ко мне скорее как отношения между персонажами и пространством — геометрия персонажей на теннисном корте».

Дуэт Гуаданьино и Курицкеса вышел удачным: происходящее на экране выглядит театральной постановкой, украшенной киноприёмами — в первую очередь, нарушенным хронотопом, в котором годы и события сменяют друг друга в порядке, хаотичном для зрителя, но важном для истории. Как и в театральной постановке, каждая реплика выверена, важна, звучит своевременно и убедительно. А ещё «Претенденты» стали самой смешной лентой в карьере итальянца — его герои наконец-то научились шутить, а не только томно вздыхать и говорить полунамёками (хотя без этого и здесь не обошлось).

Сценарист и режиссёр настолько сработались, что уже успели снять вторую совместную картину. В экранизации романа «Квир» (его российский перевод, пожалуй, можно считать самым интолерантным из всех) главную роль исполнили Дэниэл Крейг и Джейсон Шварцман, а выйдет фильм уже в этом году.

Почему это самый напряжённый фильм Гуаданиньо

Лука Гуаданьино снял такое количество драм, что не может не понимать: ещё одна не привлечёт большого внимания. Так что он завернул старую как мир историю в обёртку теннисного матча, в ходе которого на зрителя обрушиваются «вьетнамские» флешбэки.

Кадр: фильм «Претенденты» / Metro-Goldwyn-Mayer / Pascal Pictures

Подобное режиссёр проворачивал в «Целиком и полностью». Кому интересно смотреть на очередных Бонни и Клайда? А вот на поедающих друг друга Бонни и Клайда в исполнении Тейлор Расселл и Тимоти Шаламе — ещё как.

Впервые за всю карьеру Гуаданьино снимает столь динамичное кино. Это словно и не фильм, а музыкальный клип: ритмичный саундтрек подстёгивает героев отбивать мяч в такт музыке, камера неустанно следит за игрой и иногда даже принимает в ней участие — в моментах, когда мы начинаем видеть игру глазами героев или с перспективы летающего со страшной скоростью мяча. Актёры по максимуму выкладываются в кадре — их не отличишь от профессиональных спортсменов. Каждая новая сцена игры — мини-аттракцион, способный заворожить даже тех, кто далёк от тенниса и не понимает смысла в беготне по корту.

Динамичны не только состязания — порой даже диалоги обзаводятся бодрым фоновым звучанием. Так, в одной сцене разговор Арта и Патрика в сауне происходит под ту же музыку, под которую они будут играть в следующей.

Лука тонко чувствует кадр и мизансцену. Он не делает лишнюю склейку для перехода с общего на крупный план в драматичной сцене, а использует зум, оставив актёра погружённым в своего персонажа и его переживания. Иногда камера застывает, фокусируясь на деталях. Перед финальным матчем на протяжении нескольких минут в кадре лишь гудящие от напряжения ноги спортсменов — это сгущаются тучи перед бурей: грядёт битва протагонистов.

А как любовно Гуаданьино показывает индивидуальные черты актёров — камера никогда не пройдёт мимо кудряшек Шаламе, скул Тильды Суинтон или улыбки О’Коннора. Иногда кажется, что режиссёру важно не разыграть историю, а понаблюдать за живыми людьми со всеми их достоинствами и недостатками.

Кадр: фильм «Претенденты» / Metro-Goldwyn-Mayer / Pascal Pictures

Некоторые персонажи, кажется, и вовсе существуют в его фильмах ради одной лишь сцены, но когда она наконец случается — происходит один из лучших моментов ленты, как это было в диалоге отца и сына в «Назови меня своим именем».

О чём на самом деле фильм «Претенденты»

В сцене знакомства героиня Зендеи говорит: «Теннис — это отношения. В теннисе соперники любят и ненавидят — узнают друг друга». Собственно, на этом строится весь фильм: герои оживают только на корте. Арт и Патрик не вздорят наедине — они выясняют отношения в игре. Таши не любит Арта как мужа, но обожает его как игрока, когда в нём наконец просыпается дух соперничества. Все важнейшие события происходят с протагонистами на поле: будь то травма, перечеркнувшая карьеру, или таинственные знаки — условные сигналы, которые один подаёт другому.

Сколько бы ни махали герои ракетками, уже с первых минут понятно, что спорт лишь удобный фон для выяснения отношений в любовном треугольнике. Как и в позабытом «Большом всплеске» Гуаданьино, соперничество героев друг за друга всё острее с каждой сценой.

Основание треугольника — Арт и Патрик. Влюбившись в Таши, ребята до конца дней обрекли себя не только на неразделённую любовь, но и на вражду между собой. Арт — пай-мальчик, плывущий по течению жизни. Патрик — комнатный бунтарь с фирменной ухмылочкой.

Кадр: фильм «Претенденты» / Metro-Goldwyn-Mayer / Pascal Pictures

Ни тот ни другой не понимают свою обречённость: ребята потеряли дружбу, а любовь или спортивный успех не обрели. Патрик ночует в машине из-за сломанной карты, а Арт уже и забыл, когда в последний раз хорошо играл.

Высшая и важнейшая точка в пресловутом треугольнике — Таши. Зендея примерила на себя образ своенравной целеустремлённой спортсменки, разрушившей многолетнюю дружбу, — правда, героиня с самого начала предупредила ребят о том, что такое возможно.

Таши в молодости — раскованная девушка с романтично распущенными длинными волосами и чувственной грацией. Она не стесняется взволновать ухажёров соблазнительными намёками, а в последний момент уйти, оставив недоумевать. Девушку не особо заботят чувства парней, а собственные у неё отсутствуют: с кем бы из героев и как долго Таши ни встречалась, поверить в её любовь невозможно.

Таши за 30 — расчётливая женщина с короткой стрижкой. Она устала от детских игр, но не нашла счастья в стабильности: за дочкой в основном ухаживает бабушка, с мужем разговоры до ужаса формальны.

Кадр: фильм «Претенденты» / Metro-Goldwyn-Mayer / Pascal Pictures

Героиня до сих пор неравнодушна к спорту, однако эту страсть может отнять Арт, помышляющий о пенсии. Только матч-пойнт финальной игры возвращает Таши любимый теннис, а также интерес к любовникам. Но это — территория спойлеров.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована