Кино
#подборки

40 лучших французских фильмов всех времён

Собрали для вас лучшее с родины кинематографа.

Кадр: фильм «Аннетт» / Mozinet

Возраст французского кино перевалил за сотню лет ещё в прошлом веке. За это время, если верить IMDb, во Франции сняли десятки тысяч картин. Мы очень старались составить список так, чтобы охватить разные имена, жанры и направления и показать мир французских фильмов в его многообразии.

Из этой статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Набережная Орфевр

Рейтинг IMDb: 7.70

Год: 1947

Жанр: нуар, криминальная драма

Режиссёр: Анри-Жорж Клузо

В ролях: Луи Жуве, Симона Ренан, Бернар Блие, Сьюзи Делер

Нуарный послевоенный Париж, убийство и грубоватый следователь, предвосхищающий инспектора Джеппа и лейтенанта Коломбо.

Любопытно, что режиссёр Анри-Жорж Клузо и сценарист Жан Ферри не слишком старались создать интригу и даже не потрудились раздобыть оригинал романа Станисласа-Андре Стимана, впечатления от которого легли в основу сценария. Им было куда интереснее создать мрачную атмосферу, насытить фильм деталями, доставить удовольствие самым изощрённым киногурманам, угостить их сочными диалогами и вывести на первый план взаимоотношения людей. Видимо, за всю эту вкуснятину Клузо и получил приз за режиссуру на Венецианском фестивале 1947 года.

Орфей

Рейтинг IMDb: 7.90

Год: 1950

Жанр: фэнтези, мелодрама

Режиссёр: Жан Кокто

В ролях: Жан Маре, Мария Казарес, Франсуа Перье

Орфей с внешностью Жана Маре живёт в Париже 1950-х, публикует стихи и ходит пропустить бокальчик в популярном арт-кафе. Внезапно его жену Эвридику убивает Смерть, и он отправляется в Царство мёртвых, чтобы вернуть возлюбленную.

Смерть нисколько не похожа на Волдеморта или Призрачное лицо из франшизы «Крик» — это модная молодая красавица, которая ездит в чёрной машине, её всегда сопровождают крутые байкеры в чёрном. Забыв о жене, Орфей влюбляется в Смерть.

Постмодернистский киноремейк античного мифа со Смертью в качестве третьей в любовном треугольнике наверняка порадовал бы доктора Фрейда и озадачил античных греков. Фильм стал сенсацией ещё на этапе проекта — играть Принцессу Смерти хотели Марлен Дитрих и Грета Гарбо, — а после выхода на экраны он был обласкан критиками и коллегами-режиссёрами.

Акира Куросава называл «Орфей» своим любимым фильмом, а в 1993 году Бруклинская музыкальная академия заказала Филипу Глассу оперу по сценарию фильма Кокто. Премьера состоялась в том же году в Американском репертуарном театре, а в настоящий момент представляется сразу в нескольких странах мира.

Дневник сельского священника

Рейтинг IMDb: 8.10

Год: 1951

Жанр: драма

Режиссёр: Робер Брессон

В ролях: Клод Лейдю, Жан Ривейр

История молодого католического священника без имени, который со свойственным юности пылом борется за души прихожан вопреки их желанию. В фильме играют непрофессиональные актёры, а диалоги лишены коммерческого остроумия и театральности.

«Дневник» — любимый фильм Андрея Тарковского, Брессон — любимый режиссёр Андрея Звягинцева, а ещё один брессоновский фильм — тот, что про ослика Бальтазара, — любимый у Михаэля Ханеке. Смотреть с любовью.

Четыреста ударов

Рейтинг IMDb: 8.10

Год: 1959

Жанр: криминальная драма

Режиссёр: Франсуа Трюффо

В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье

Первый полнометражный фильм Франсуа Трюффо (и первый из пяти его фильмов об Антуане Дуанеле) про 12-летнего парижанина, у которого проблемы в школе, с родителями и с законом.

«Четыреста ударов» — фильм про взросление, отчуждение и разочарование. Эдакое «Над пропастью во ржи» от французского кинематографа. Актёр Жан-Пьер Лео внешне очень похож на Трюффо, и, конечно, сюжет фильма похож на автобиографию режиссёра. Фильм — символ революции кинематографа 1950-х, программный фильм французской «новой волны», «Золотая пальмовая ветвь» и номинант на «Оскар» и BAFTA.

На ярком солнце

Рейтинг IMDb: 7.70

Год: 1960

Жанр: триллер

Режиссёр: Рене Клеман

В ролях: Ален Делон, Мари Лафоре, Морис Роне

Молодой Ален Делон играет очаровательного двуличного американца Тома Рипли, который одержим гламурным образом жизни своего богатого друга Филиппа в исполнении Мориса Роне. Стильная операторская работа, живописная красота итальянского побережья, безоблачное небо и мрачное напряжённое повествование — неотразимая классика жанра триллеров.

Роман Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» неоднократно экранизировался — последняя голливудская версия с Мэттом Деймоном и Джудом Лоу отмечена пятью номинациями на «Оскар» и столькими же на «Золотой глобус», — но «На ярком солнце» остаётся самой запоминающейся и влиятельной версией.

В фильме Мингеллы даже типажи подобраны под стать французскому шедевру — например, Джуда Лоу без помощи искусственного интеллекта не отличишь от Мориса Роне.

На последнем дыхании

Рейтинг IMDb: 7.80

Год: 1960

Жанр: криминальная драма

Режиссёр: Жан-Люк Годар

В ролях: Джин Сиберг, Жан-Поль Бельмондо

Часто говорят, что Годар — самый сложный режиссёр французской «новой волны». В своём дебютном фильме он отказался от освещения, грима, диалогов и использовал джамп-кат, импровизацию и плёнку для фотоаппаратов.

Он придумал сюжет фильма буквально на коленке, в бистро, и подкидывал реплики актёрам прямо в процессе съёмки. Всё это Годар сделал для того, чтобы максимально упростить и освободить кино, ставшее к тому времени слишком дорогим, навороченным и заштампованным.

Что до сложности, то «На последнем дыхании» понятен даже ребёнку. Сюжет о молодом отморозке, который угоняет машины, кадрит девушек и, стараясь походить на Хамфри Богарта, палит из пистолета, известен всем, кто когда-либо смотрел гангстерские фильмы, а стиль съёмки будет близок тем, кто хоть раз снимал видео на смартфон.

Жюль и Джим

Рейтинг IMDb: 7.70

Год: 1962

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Франсуа Трюффо

В ролях: Жанна Моро, Оскар Вернер, Анри Серр

Жюль, которого играет Оскар Вернер, и Джим, которого играет Анри Серр, — лучшие друзья, их объединяет глубокая связь и страсть к искусству и жизни. Катрин, которую играет Жанна Моро — свободолюбивая и загадочная женщина, дикая кошка, интеллектуалка. Парни влюбляются в Катрин, и она становится центром их вселенной. Катрин влюбляется то в одного, то в другого, то в обоих сразу, и все вместе они без конца пытаются угнаться за любовью и счастьем.

Сладостно-горький любовный треугольник в объективе главного режиссёра «новой волны», закадровый голос, нелинейная структура повествования и завораживающая игра Жанны Моро, предвосхищающей героинь «Секса в большом городе», получили широкое признание и принесли фильму несколько номинаций и премий: в их числе Nastro d’Argento, старейшая итальянская премия в области кино.

Шербурские зонтики

Рейтинг IMDb: 7.80

Год: 1964

Жанр: мюзикл

Режиссёр: Жак Деми

В ролях: Катрин Денёв, Нино Кастельнуово

Культовый визуальный шедевр с песенными диалогами, которые положены на эмоциональную музыку Мишеля Леграна, вдохновивший Голливуд на ответку в виде «Ла-Ла Ленда». Красивейшая история любви, потери и взросления на фоне хорошенького, как открытка, городка у моря.

Четыре номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий, и главный приз — «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале 1964 года.

Безумный Пьеро

Рейтинг IMDb: 7.40

Год: 1965

Жанр: криминальная драма

Режиссёр: Жан-Люк Годар

В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Анна Карина

Снова Годар, снова Бельмондо, снова криминал и бегство и снова трагическая любовь. На этот раз фильм снят в цвете и, кажется, намерен сразить наповал убийственной красотой кадра. Бельмондо здесь — представитель среднего класса, примерный семьянин, который бежит от буржуазного образа жизни. Вдобавок он ещё и поёт.

В этом фильме герои ломают четвёртую стену, цитируют искусство и снова бесконечно импровизируют. Годар со времён «На последнем дыхании», кажется, исполнился горечи в адрес современного человечества и умудряется за первые 20 минут ненавязчиво высмеять вселенскую одержимость продажами, покупками, успехом, брендами и сексуальной объективацией женского тела. Фильм получил номинации на «Золотого венецианского льва» и на премию Британской киноакадемии за лучшую актёрскую работу.

Мужчина и женщина

Рейтинг IMDb: 7.50

Год: 1966

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Клод Лелуш

В ролях: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян

Мужчина и женщина встречаются в школе, куда водят своих детей, и сближаются на фоне общего опыта потери. Постепенно они влюбляются друг в друга, но их прошлые травмы мешают принять свои чувства и они боятся вновь открыть свои сердца любви.

«Мужчина и женщина» известен одноимённой музыкальной темой Франсиса Ле и визуально ошеломляющей кинематографией, в которой запечатлена красота французского побережья Атлантики. Лелуш использовал чёрно-белую и цветную плёнки, чередуя их с каким-то скрытым смыслом... как казалось интеллектуалам и поклонникам «новой волны». Но когда режиссёра спросили, какова символика смены цветных и чёрно-белых кадров, он ответил, что инновационный Kodak был слишком дорогим, поэтому пришлось снимать на дешёвую чёрно-белую плёнку там, где на Kodak не хватило денег. Вуаля!

Несмотря на малобюджетность, фильм стал одной из самых знаковых любовных историй в мировом кинематографе. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» и две премии «Оскар» — за лучший иностранный фильм и лучший оригинальный сценарий. Для фанатов этой истории Лелуш позже снимет целых два сиквела.

Дзета / Z

Рейтинг IMDb: 8.20

Год: 1969

Жанр: криминальный триллер

Режиссёр: Коста-Гаврас

В ролях: Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян

Криминальный и политический триллер об оппозиционном политике, либерале и пацифисте, которого убивают во время митинга. Название «Z» — сокращённое греческое слово «Ζει», что означает «Он жив». Это лозунг, который сторонники оппозиционера используют, чтобы почтить его память и принципы.

Действие происходит в неназванной средиземноморской стране (правда, все понимают какой). Расследование ведёт харизматичный следователь, а власти всячески пытаются помешать ему и преподносят убийство как несчастный случай.

«Z» остаётся актуальным и сегодня благодаря мощному изображению политической коррупции, государственных репрессий и поиска справедливости. Фильм собрал множество наград, в том числе премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Макс и жестянщики

Рейтинг IMDb: 7.30

Год: 1971

Жанр: криминальная драма

Режиссёр: Клод Соте

В ролях: Мишель Пикколи, Роми Шнайдер

Мишель Пикколи в роли хладнокровного парижского полицейского и Роми Шнайдер в роли проститутки под прикрытием исследуют границы между законом, моралью и желанием. Роми Шнайдер несколько раз снималась у Клода Соте, и «Макс и жестянщики» — их лучшая совместная работа.

Атмосферный фильм про маргиналов в суровом и грязном Париже 1970-х годов, в котором раскрываются подспудные мотивы амбициозных карьеристов.

Скромное обаяние буржуазии

Рейтинг IMDb: 7.80

Год: 1972

Жанр: комедия

Режиссёр: Луис Бунюэль

В ролях: Фернандо Рей, Поль Франкёр, Жан-Пьер Кассель

Бывают в фильмах такие эпизоды, где герою не удаётся поесть. Помните, в фильме «Один дома» Кевин готовит себе «питательный макаронный обед из микроволновки», и только он садится за стол, как бандиты приходят грабить его дом.

«Скромное обаяние буржуазии» — фильм, в котором такой эпизод повторяется постоянно. Шесть персонажей пытаются вместе пообедать, но на протяжении всего фильма их прерывают абсурдные события. Главный сюрреалист мирового кино испанец Луис Бунюэль снял с французскими актёрами комедию про страхи и желания, которые никак не получат удовлетворения. За эту работу в 1973 году он получил премию «Оскар».

Лакомб Люсьен

Рейтинг IMDb: 7.60

Год: 1974

Жанр: драма

Режиссёр: Луи Маль

В ролях: Пьер Блез, Аврора Клеман, Хольгер Лёвенадлер

1944-й год. Юного и необразованного крестьянина Люсьена Лакомба не взяли во французское Сопротивление из-за его возраста. Чувствуя себя отвергнутым и обиженным, Люсьен сотрудничает с гестапо, надеясь стать влиятельным и уважаемым парнем.

Как и у Ханны Арендт, в фильме Маля зло случайно и буднично. Сам переживший немецкую оккупацию, режиссёр не понаслышке знал, как влияет война на людей и их выбор, стирая границы между жертвами и преступниками.

После выхода фильм был тепло встречен критиками и номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Игрушка

Рейтинг IMDb: 7.40

Год: 1976

Жанр: комедия

Режиссёр: Франсис Вебер

В ролях: Пьер Ришар, Мишель Буке, Фабрис Греко

Кроткий и незадачливый журналист Франсуа мается от безработицы в стране победившего социализма. Его пути пересекаются с богатым и влиятельным бизнесменом, который покупает Франсуа в качестве игрушки для своего сына. От безысходности герой соглашается на унизительное предложение.

Фильм трижды номинировался на премию «Сезар» и, хотя так и не получил ни одного приза, имел большой коммерческий успех во Франции, а также завоевал популярность на международном уровне. Беззаботная комедия, высмеивающая отношения между могущественной элитой и простыми смертными, послужила основой для одноимённого американского ремейка 1982 года. А в 2023 году на экраны вышел уже французский ремейк «Новая игрушка» с Жамелем Деббузом в главной роли.

Дива

Рейтинг IMDb: 7.20

Год: 1981

Жанр: триллер

Режиссёр: Жан-Жак Бенекс

В ролях: Вильгельминия Уиггинс Фернандес, Фредерик Андре

Если «новая волна» 1960-х пыталась вырваться из плена повествовательного кинематографа с его красивой выхолощенной картинкой, то «Дива» — начало новой эпохи французского кино под названием cinéma du look. Из неё вырастут Люк Бессон и Леос Каракс, но пионером был Жан-Жак Бенекс.

К моменту создания фильма «новая волна» постарела и набила оскомину молодым режиссёрам, и Бенекс снова черпает вдохновение в американском кино. Картинка выстроена абсолютно по-голливудски, а антураж, состоящий из «Кока-Колы», шикарных авто, пластинок и джинсов заставляет поверить, что вы смотрите какое-то неизвестное кино Копполы или Скорсезе.

Персонажи тоже вполне американские — это скорее типажи, чем индивидуальности: главный герой-курьер, девица-меломанка, оперная дива и фриковатый эксцентричный коллекционер, за которыми охотятся туповатые, но очень жестокие французские злодеи и филиппинская мафия.

Правда, насколько серьёзен Бенекс в своём решении создать атмосферный французский триллер по-голливудски — непонятно. В иные моменты кажется, что он просто решил позабавиться над ставшим общим местом жанром — совсем как Тарантино много лет спустя.

Без крыши, вне закона

Рейтинг IMDb: 7.20

Год: 1985

Жанр: драма

Режиссёр: Аньес Варда

В ролях: Сандрин Боннэр, Маша Мериль

Если до «Ла-Ла Ленда» были «Шербурские зонтики», то до «Земли кочевников» был «Без крыши, вне закона». Это история Моны Бержерон, которая кочует по сельской Франции. Она бродяга, живущая мгновением, без постоянного дома и социальных связей.

Бездомные во Франции — важные и уважаемые члены французского общества, многих из которых сознательно выбрали уличную жизнь. В 2022 году во Франции насчитывалось 330 тысяч бездомных.

Фильм Аньес Варда — размышление о том, почему некоторые люди делают такой выбор, о давлении современной жизни, её темпе и заточенности на успех, о свойственной каждому живому существу жажде свободы. Нелинейная история, рассказанная разными людьми в форме воспоминаний о встречах с Моной, поэтическая режиссура, элементы мокьюментари и философский взгляд на жизнь — и в итоге три премии Венецианского фестиваля и «Сезар» Сандрин Боннэр за лучшую женскую роль.

Трое мужчин и младенец в люльке

Рейтинг IMDb: 6.60

Год: 1985

Жанр: комедия

Режиссёр: Колин Серро

В ролях: Андре Дюссолье, Ролан Жиро, Мишель Бужена

Кто сказал, что мужчины хуже заботятся о детях, чем женщины? Вот именно, что лучше! Не верите — смотрите фильм Колин Серро.

По сюжету три холостяка весело отжигают в общей квартире в Париже, пока у них на пороге не появляется маленькая корзинка с младенцем и запиской, в которой говорится, что один из них — отец. Мужчины понятия не имеют, как ухаживать за младенцем, но честно берут на себя ответственность и изо всех сил стараются заботиться о подкидыше.

Трогательный и добрый фильм о новой мужественности нашёл отклик у зрителей во всём мире. Он получил номинацию на «Оскар» и стал основой для ремейков в нескольких странах; в их числе американская версия «Трое мужчин и младенец» 1987 года с Томом Селлеком, Стивом Гуттенбергом и Тедом Дэнсоном.

Зелёный луч

Рейтинг IMDb: 7.60

Год: 1986

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Эрик Ромер

В ролях: Мари Ривьер, Амира Чемакхи

Жизнь проходит мимо Дельфины. Друзья уехали без неё в отпуск, и ей одиноко и нечем заняться. Героиня борется с меланхолией, чувствует себя потерянной и опустошённой.

Зелёный луч — редкое атмосферное явление. Его можно увидеть во время ясного заката, и это чудо приносит духовное удовлетворение и помогает найти настоящую любовь. Для романтика Ромера «зелёный луч» — метафора неуловимой и преобразующей природы счастья и любви. Влюблённый в людей и сострадающий им режиссёр в простой форме рассказывает о том, как порой сложны и запутанны человеческие отношения, и о том, как важно для нас общение. На Венецианском кинофестивале 1986 года фильм получил «Золотого льва» и приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).

До свидания, дети

Рейтинг IMDb: 8.00

Год: 1987

Жанр: драма

Режиссёр: Луи Маль

В ролях: Гаспар Манесс, Рафаэль Фейтё

В католической школе-интернате в оккупированной нацистами Франции под вымышленным именем живёт еврейский мальчик. Директор школы рискует жизнью, укрывая его.

Фильм основан на реальном опыте режиссёра Луи Маля, который подростком посещал школу-интернат недалеко от Фонтенбло и однажды стал свидетелем рейда гестапо. Душераздирающее исследование детства на фоне войны принесло Малю признание критиков и два десятка наград, в том числе «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, семь премий «Сезар» и две номинации на премию «Оскар».

Индокитай

Рейтинг IMDb: 7.00

Год: 1992

Жанр: эпическая драма

Режиссёр: Режис Варнье

В ролях: Катрин Денёв, Венсан Перес, Фам Линь Дан

Колониальная драма о сложном треугольнике отношений. Сначала история напоминает экзотическую версию набоковской «Лолиты», в подробностях изображая роман французского офицера с вьетнамской школьницей (а заодно и с её матерью), но затем личное сплетается с культурным, и любовная история приобретает эпический размах. Зрелая Катрин Денёв, только похорошевшая со времён «Шербурских зонтиков», молодой Венсан Перес и юная Фам Линь Дан разыгрывают любовь и самопожертвование на фоне крушения колониального порядка и вьетнамской борьбы за независимость.

«Индокитай» получил признание критиков за роскошную постановку, потрясающую кинематографию и сильную игру (премия «Сезар» Катрин Денёв за лучшую актёрскую работу). Фильм выиграл множество наград, в том числе «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.

Три цвета: Красный

Рейтинг IMDb: 8.10

Год: 1994

Жанр: детективная драма

Режиссёр: Кшиштоф Кесьлёвский

В ролях: Ирен Жакоб, Жан-Луи Трентиньян

Заключительная часть знаменитой трилогии «Три цвета» и последний фильм Кесьлёвского. Каждая кинокартина трилогии посвящена одному из идеалов Французской революции: свободе, равенству и братству.

«Три цвета: Красный» фокусируется на теме братства и исследует взаимосвязь разных людей, живущих в одном городе. Главные герои — случайно познакомившиеся старый судья и молодая модель — спасают собак, подглядывают за соседями и ходят на модные показы. В этой череде будничных и странных событий режиссёр постоянно сталкивает абстрактные понятия справедливости (которое воплощает судья) и милосердия (модель) и, похоже, склоняется к тому, что сострадание для человечества важнее.

Потрясающе красивый фильм, в котором почти в каждом кадре нет-нет да и мелькнёт что-нибудь красное, начиная гигантским рекламным баннером с лицом героини и заканчивая пачкой сигарет «Мальборо». Четырнадцать номинаций, среди которых три — на «Оскар», и премия Национального совета кинокритиков (США) за лучший иностранный фильм.

Леон

Рейтинг IMDb: 8.50

Год: 1994

Жанр: боевик

Режиссёр: Люк Бессон

В ролях: Жан Рено, Натали Портман, Гэри Олдмен

Культовый французский боевик на английском языке о том, как любовь сгубила киллера. Аутичный Жан Рено, совершенно сумасшедший Олдмен и Натали Портман со рвущим сердце на части дебютом сделали из фриковатого триллера шедевр, который можно пересматривать бесконечно.

Ноль премий и номинаций, зато всепланетная любовь и фан-арт: 42-е место в списке лучших боевиков по версии журнала Time Out, 8-е место в списке величайших злодеев кино (у персонажа Гэри Олдмена), песня «Матильда» английской группы alt-J и южнокорейская песня исполнительницы Айю.

Ненависть

Рейтинг IMDb: 8.10

Год: 1995

Жанр: криминальная драма

Режиссёр: Матьё Кассовиц

В ролях: Венсан Кассель, Юбер Кунде, Саид Тагмауи

Матьё Кассовиц — это тот милый парнишка, в которого влюбляется Амели в фильме «Амели» и который в финале трогательно целует её в лоб, глаза и прочие части лица под портретами пёсика и гусёнка. За шесть лет до «Амели» он в качестве режиссёра снял абсолютно отвязный, брутальный и реалистичный фильм о пёсиках псах с городских окраин, которые устали от полицейского произвола и берут справедливость в свои руки. Чёрно-белая эстетика, спортивные штаны, золотые цацки, гангста-рэп и вид на бульвар Монмартр, которому позавидовал бы Писсарро, — и в итоге три премии «Сезар», две премии «Люмьер» и каннская «Золотая пальмовая ветвь» лучшему режиссёру.

Церемония

Рейтинг IMDb: 7.50

Год: 1995

Жанр: триллер

Режиссёр: Клод Шаброль

В ролях: Изабель Юппер, Сандрин Боннэр, Жаклин Биссет, Виржини Ледуайен, Жан-Пьер Кассель

Если в «Ненависти» справедливость в свои руки брали мальчики, то в «Церемонии» за ружьё берутся девочки. Правда, справедливость здесь субъективная и вызвана простой социальной ненавистью.

Адаптация тру-крайм-романа Рут Ренделл «Каменный приговор» о том, как сестрички-служанки Папен убили своих хозяев, перенесена в современность: здесь есть все атрибуты атмосферы 1990-х вроде кассетного магнитофона, кожаных курток, чёрных капронок и жевательной резинки.

Как и у Хичкока, в фильмах Шаброля почти с первых минут понятно, что что-то случится, и большая часть фильма — это саспенс, подготовка к тому, чего мы ждём, затаив дыхание. Когда же наконец всё случается, да ещё и под звуки музыки Моцарта, кульминация становится настоящей «церемонией» преступления.

Насмешка

Рейтинг IMDb: 7.30

Год: 1996

Жанр: драмеди

Режиссёр: Патрис Леконт

В ролях: Шарль Берлен, Жан Рошфор, Фанни Ардан, Жюдит Годреш

Во Франции во время правления короля Людовика XVI живёт молодой и умный инженер по имени Грегуар Понселюдон де Малавой. Его регион страдает от засухи, и, чтобы помочь, он хочет осушить болота. Без разрешения короля Грегуар не может запустить свой «стартап» и поэтому отправляется в Версаль в надежде заручиться монаршей поддержкой.

Там он быстро понимает: чтобы получить доступ к королю, он должен плести интриги и научиться остроумным словесным играм — «насмешкам», главному таланту для продвижения при дворе и достижения своих целей.

Хотя действие и происходит в XVIII веке, с тех пор, кажется, мало что изменилось — политики всё так же далеки от народа. Умный, проницательный сценарий «Насмешки» понравился критикам, а красивейшая кружевная кинематография — зрителям. Фильм получил четыре премии «Сезар» и был номинирован на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

8 женщин

Рейтинг IMDb: 7.00

Год: 2001

Жанр: детектив, мюзикл

Режиссёр: Франсуа Озон

В ролях: Виржини Ледуайен, Даниель Дарьё, Фанни Ардан, Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фирмин Ришар, Эммануэль Беар, Людивин Санье

1950-е. В большом богатом доме готовятся встретить Рождество. На улице падает снег, в камине полыхает огонь. Праздник нарушает жуткое открытие — хозяин дома лежит мёртвым в своей постели, в его спине торчит кинжал. В доме восемь женщин. У каждой есть свой секрет, который обязательно будет раскрыт.

Франсуа Озон собрал для своего фильма самых известных актрис французского кинематографа — от «бабушки» звукового кино Даниель Дарьё, живых легенд Катрин Денёв и Фанни Ардан до ярких и модных старлеток Виржини Ледуайен и Людивин Санье. Каждой женщине он дал свой цвет и свою песню, которые раскрывают их характеры.

Красивейшие и талантливейшие актрисы, каждая из которых на экране — подарок для киномана, солируют и конкурируют в ярком живом букете, и в итоге совершенно неважно, кто убил Марселя, потому что главное здесь — доставить удовольствие зрителю.

Вишенка на торте — девятая женщина, Роми Шнайдер. Эта икона французского кино появляется лишь на секунду — на фотографии, которую хранит одна из героинь, но она довершает радость киногурмана мимолётным напоминанием о себе.

Амели

Рейтинг IMDb: 8.30

Год: 2001

Жанр: романтическая комедия

Режиссёр: Жан-Пьер Жёне

В ролях: Одри Тоту, Матьё Кассовиц

Эпохальный фильм об одиночках и неудачниках в большом городе, каждый из которых находит маленькое счастье в мелочах и потихоньку, малюсенькими шажочками, берёт под контроль свою жизнь.

Сейчас уже трудно представить, но Жан-Пьер Жёне задумал «Амели» с расчётом на Эмили Уотсон (и даже имя героине дал аналогичное). Был бы фильм с «рассекающей волны» музой Триера таким же трогательным и поэтичным — можно только гадать, но игра Одри Тоту стала источником вдохновения для нескольких поколений творческих людей и породила массу цитат и креатива.

В Эквадоре в честь Амели назвали новый вид лягушки, «Макдональдс» продавал куриные стрипсы от Амели, а в одной из серий «Симпсонов» Лиза безвозмездно помогала жителям Спрингфилда искать своё счастье под реплики закадрового голоса.

Фильм получил четыре «Сезара», две премии Британской киноакадемии и пять номинаций на «Оскар»; а в общей сложности фильм номинировался в различных категориях 133 раза и выиграл 59 наград.

Хористы

Рейтинг IMDb: 7.80

Год: 2004

Жанр: музыкальная комедия, драма

Режиссёр: Кристоф Барратье

В ролях: Жерар Жюньо, Франсуа Берлеан, Кад Мерад, Жан-Поль Боннер

Добрый и трогательный фильм о том, как искусство делает жизнь трудных детей легче, даёт надежду и помогает принять и полюбить себя. Несмотря на то что сюжет кажется переслащённым, сильная, без натяжек, сторона фильма — в его музыке. Гениальный саундтрек, написанный Брюно Куле, получил несколько премий и номинаций, а в 2017 году состоялась премьера мюзикла «Хористы» в парижском «Фоли-Бержер».

Бобро поржаловать!

Рейтинг IMDb: 7.10

Год: 2008

Жанр: комедия

Режиссёр: Дэни Бун

В ролях: Кад Мерад, Дэни Бун, Анн Маривен, Зоэ Феликс

Народная комедия о начальнике почтового отделения, которого переводят работать на север Франции. Там он встречает грубых людишек, разговаривающих на непонятном диалекте, и они неожиданно становятся его идеальной командой и лучшими друзьями.

Фильм обошёл в прокате все когда-либо существовавшие французские фильмы, в том числе нетленку — «Большую прогулку», а из голливудских фильмов не переплюнул только «Титаник». Благодаря комедии Буна маленький северный городок Берг пережил туристический бум, а производители сыра мароль обогатились.

Отдельно стоит отметить русский перевод Андрея Бочарова: он совершил невозможное: выдумал несуществующие слова и адаптировал шутки так, что они стали понятными и уморительно смешными.

Белый материал

Рейтинг IMDb: 6.90

Год: 2009

Жанр: драма

Режиссёр: Клер Дени

В ролях: Изабель Юппер, Кристофер Ламберт, Николя Дювошель

Владелица плантации (Изабель Юппер) отказывается принять, что началась война и земля горит под ногами. Пока её бывшие работники берут в руки автоматы Калашникова, она пытается заставить их трудиться и считает кофейные зёрна. Её муж (почётный «горец» Кристофер Ламберт) в аду видел плантацию и весь кофейный урожай вместе с ней: он думает только о том, как сохранить жизнь.

Маленькие секреты

Рейтинг IMDb: 7.10

Год: 2010

Жанр: драмеди

Режиссёр: Гийом Кане

В ролях: Франсуа Клюзе, Марион Котийяр, Бенуа Мажимель, Жиль Лелуш, Жан Дюжарден, Лоран Лафитт, Валери Боннетон

Фильм в стиле «О чём говорят мужчины». Компания друзей по традиции собирается провести лето на берегу моря. В повседневной болтовне неожиданно вскрываются их тайные прегрешения.

Магия фильма в том, что в нём нет ни одной фальшивой ноты — актёры действительно дружат между собой (гадай теперь, можно ли так искренне сыграть дружбу на одной актёрской технике, не будучи друзьями взаправду).

Несмотря на то что Кане немного переборщил с мелодрамой (в сценах, где друзья оплакивают закованного в гипс Жана Дюжардена), фильм подкупает непосредственным и жизненным изображением тридцатилетних из поколения X и смотрится на одном дыхании — так легко пьётся хорошее французское вино.

Артист

Рейтинг IMDb: 7.90

Год: 2011

Жанр: драмеди

Режиссёр: Мишель Хазанавичус

В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо

Спустя сто лет кинематограф сделал виток и снова вернулся к немому чёрно-белому стилю. Впрочем, это стиль сейчас, а в начале прошлого века это была единственно возможная реальность. Наверное, только теперь, когда каждый может снять кино, вооружившись смартфоном и приложением для монтажа, можно по-настоящему, без стеснения поностальгировать по золотому веку Голливуда, когда сотворение фильма было магией.

Действие фильма происходит в конце 1920-х годов и рассказывает о жизни Джорджа Валентина, которого играет Жан Дюжарден. Карьера Джорджа идёт на спад с появлением звуковых фильмов. Джордж ещё не знает, что скоро киноиндустрия будет производить только звуковое кино, и цепляется за немое, считая, что с этим видом искусства ничто не сравнится.

«Артист» — это признание в глубокой и страстной любви к кинематографу. Киноманы найдут здесь оммажи не только немым фильмам Дугласа Фэрбенкса и Кинга Видора, но и звуковым шедеврам вроде «Головокружения» и «Поющих под дождём». Фильм получил 196 номинаций и 99 наград, в том числе пять премий «Оскар» и семь Премий Британской киноакадемии.

Любовь

Рейтинг IMDb: 7.90

Год: 2012

Жанр: драма

Режиссёр: Михаэль Ханеке

В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер

Фильм о любви, заботе и старости. «Любовь» совсем не похожа на «На золотом пруду» с Кэтрин Хепбёрн и Генри Фондой — Михаэль Ханеке не изменяет себе и снимает честно, натуралистично и даже грубо.

Для актёров, перешагнувших возрастную планку 70 лет, роли в кино и театре редки: в лучшем случае это король Лир, а чаще — бабушки и дедушки в эпизодах. Обычно пожилые актёры уходят в закат, играют в гольф и перестают появляться на публике.

«Любовь» Ханеке, похоже, задала новый тренд в кинематографе: в последние годы возрастных актёров всё больше на экране — например, Энтони Хопкинс в «Отце» или Клинт Иствуд в «Наркокурьере».

Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» и пять номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий. Эмманюэль Рива была номинирована на лучшую женскую роль, что сделало её старейшей номинанткой в истории премии.

Это всего лишь конец света

Рейтинг IMDb: 6.80

Год: 2016

Жанр: драма

Режиссёр: Ксавье Долан

В ролях: Гаспар Ульель, Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду

В 2001 году канадский писатель Дуглас Коупленд написал книгу «Нормальных семей не бывает», а в 2016 году канадский режиссёр Ксавье Долан снял на эту тему фильм с французскими актёрами на французском языке.

Неизвестно, читал ли Долан Коупленда или просто наступила пора в истории человечества, когда большие художники, вместо того чтобы цементировать миф о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, опровергают ценность нуклеарной семьи.

Счастливых семей не существует, заявляет Долан. Все мы немножко чокнутые, и поддержки в друзьях и незнакомцах намного больше, чем в тех, на кого в нашей культуре принято рассчитывать, — кровных родственниках. Такого анфан террибль франко-канадского кино ещё не снимал, и некоторые критики даже обиделись на режиссёра за то, что он уже не торт. Тем не менее жюри Каннского фестиваля удостоило «Это всего лишь конец света» Гран-при.

Персональный покупатель

Рейтинг IMDb: 6.10

Год: 2016

Жанр: мистический триллер

Режиссёр: Оливье Ассайас

В ролях: Кристен Стюарт, Ларс Айдингер

Морин Картрайт работает личным помощником в покупках у богатой знаменитости в Париже. Морин считает себя медиумом и может общаться с духами. Она скорбит о недавней смерти своего брата-близнеца Льюиса, который умер от врождённого порока сердца. Однажды Морин начинает получать на телефон загадочные и жуткие сообщения и подозревает, что их посылает дух её умершего брата.

Смысл фильма — точно слоган к «Секретным материалам»: всё время крутится где-то рядом. То ли это критика общества потребления, то ли сатира на интерес современного человека к эзотерике, то ли размышление о бренности всего сущего (впрочем, одно не противоречит другому).

Многое зависит от того, любите ли вы в принципе Кристен Стюарт: кто-то считает, что она не умеет играть, поэтому и понять ничего нельзя, кто-то видит в её героине сложного и эмоционально нестабильного персонажа — идеального жителя современного мегаполиса. Несмотря на то что критики в целом прохладно встретили фильм, Оливье Ассайас получил премию Канн 2016 года за лучшую режиссуру.

Портрет девушки в огне

Рейтинг IMDb: 8.10

Год: 2019

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Селин Сьямма

В ролях: Ноэми Мерлан, Адель Энель, Валерия Голино

Эмоциональное исследование того, каково быть женщиной в патриархальном мире XVIII века. По сюжету художница Марианна должна написать портрет молодой дворянки Элоизы для её жениха из Милана, которого она никогда не видела. Поначалу девушки не слишком ладят — Элоиза не хочет, чтобы её писали, — но постепенно сближаются.

Атмосфера фильма передаёт ценности, которые традиционно ассоциируются с женщинами, — мягкость, нежность, утончённость, красоту — а ещё беспросветную тоску по свободе. И хотя мы знаем, что женщины тоже могут быть жестокими (вспомнить «Сестёр Магдалины» или «Цель номер один»), Сьямма пытается сказать, что по природе женщинам чужда агрессия и, если бы у них было больше прав, история человечества была бы совсем иной. Фильм собрал около 50 номинаций и выиграл 25 наград, в том числе две в Каннах.

Моя собака Идиот

Рейтинг IMDb: 6.20

Год: 2019

Жанр: драмеди

Режиссёр: Иван Атталь

В ролях: Иван Атталь, Шарлотта Генсбур

Отличный фильм для пятничного вечера за бокалом вина. Писатель Анри чувствует себя неудовлетворённым и страдает от отсутствия вдохновения. Он берёт домой огромного пса по имени Идиот, который добавляет хаоса в и без того напряжённую обстановку в семье.

В отличие от образцового кинопса Бетховена, Идиот не становится любимцем жены и детей и не объединяет семью вокруг себя. Более того — с его появлением все четверо детей Анри по очереди покидают родительский дом; последней уходит его жена. В иные моменты кажется, что собаки не существует, это просто чёрная грузная метафора беспорядка и непредсказуемости жизни, воплощение кризиса среднего возраста.

И всё-таки здравый смысл и оптимизм в финале побеждают экзистенциальный кризис (французское кино вообще не любит жертв и фанатизма): дети, быть может, и вылетели из гнезда, но это можно превратить в отличный сюжет для книги, а любовь двадцатилетней выдержки становится только крепче с годами.

Аннетт

Рейтинг IMDb: 6.30

Год: 2021

Жанр: мюзикл

Режиссёр: Леос Каракс

В ролях: Адам Драйвер, Марион Котийяр

Нашумевший фильм по сценарию Рона и Рассела Мэлов, известных как американская рок-группа Sparks. История вращается вокруг бурных любовных отношений Генри (Адам Драйвер) и Энн (Марион Котийяр). Их жизнь резко меняется, когда у них появляется дочь по имени Аннетт, обладающая уникальным и загадочным даром.

Несмотря на неоднозначную реакцию критиков (сложно смотреть, говорили они), фильм воспринимается легко. Главное — во время просмотра не думать о классических мюзиклах вроде «Вестсайдской истории» или «Mamma Mia!». Вместо этого попробуйте представить, что Дэвид Линч, Курт Кобейн и Стивен Кинг собрались и на троих сочинили мюзикл (ничего подобного не было, а жаль) — и вы удивитесь, какая ясность возникнет в голове.

Номинация на «Золотой глобус» и призы за лучшую режиссуру и лучшую музыку в Каннах.

Больше чем никогда

Рейтинг IMDb: 6.80

Год: 2022

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Эмили Атеф

В ролях: Вики Крипс, Гаспар Ульель

Пронзительный фильм о любви и смерти и внезапно последняя роль Гаспара Ульеля (отчего пронзительнее примерно в пятьсот миллионов раз). А ещё это последний фильм в нашей подборке.

Несмотря на то что «Больше чем никогда» посвящён универсальной и популярной теме принятия себя, это очень французское кино.

Если попытаться подвести черту под всеми французскими фильмами, можно сказать, что они о принятии. Американский герой пойдёт против толпы, чтобы перековать мир по-своему. Русский герой вырвет из груди своё сердце и пожертвует собой ради счастья других. Французский герой не станет отдавать себя на распятие, но и не пойдёт по головам — он поймает баланс, поднимет бокал и скажет: се ля ви. Даже если в финале французского фильма умерли все живые существа, будьте уверены — кто-то поднимется просто чтобы воскликнуть: жизнь продолжается! Спустя 130 лет французы больше не законодатели кинематографа; но у них ещё определённо есть чему поучиться.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована