Кино
#подборки

11 экспериментальных песен The Beatles

Ливерпульская четвёрка заимствовала приёмы у музыкантов из прошлого и придумывала музыку будущего.

Фото: Michael Ochs Archives / Getty Images

С момента распада The Beatles прошло уже более полувека, а они до сих пор остаются одними из самых обсуждаемых музыкантов мира.

В спорах о них часто встречаются две противоположные точки зрения. Одни утверждают, что The Beatles единолично придумали свои концептуальные альбомы. И это факт — в дискографии знаменитой четвёрки достаточно песен, которые опередили время.

Вторые говорят, что ливерпульцы профессионально повторяли за другими. И в этом тоже есть доля правды — не секрет, что именно благодаря их популярности стали известны многие авангардные жанры и приёмы.

В этом статье вспоминаем эксперименты, на которые, сознательно или нет, шли в The Beatles.

Think for Yourself

Альбом: Rubber Soul

Год: 1965

Эта песня относится к раннему периоду группы, когда её песни были простыми и ориентированными на концертное исполнение. Однако в ней уже есть след увлечения широкими возможностями студийной работы, в которую The Beatles погрузилась после 1966-го, когда перестала гастролировать.

Хотя это весьма стандартный поп-рок, в нём есть две партии баса: обычная и пропущенная через фуз-бокс. Благодаря этому Пол Маккартни добился эффекта дисторшена — искажения сигнала, которое делает звук тяжелее. Этот приём позже стали использовать металлисты и панки, но The Beatles втиснула его в рамки поп-песни.

Rain

Сингл: Paperback Writer / Rain

Год: 1966

В середине шестидесятых группа отклонилась от поп-курса раннего творчества и в числе первых вошла в набирающее силу движение психоделического рока — жанра, стремящегося изменить сознание слушателя за счёт космического звука и множества эффектов.

«Битлы» увлекались культурой Индии. Хотя в песне Rain они обходятся только гитарами, в ней чувствуется влияние индийской музыки. Здесь отсутствуют мотивы, зато есть дроун — гудящий монотонный звук с минимальным развитием аккордов. Рифф в Rain так же неспешен.

Самое необычное решение — обратная прокрутка звука, которую в поп-музыке до этого использовали крайне редко.На бэк-вокале звучат записи слов Леннона «sunshine» («солнце»), «rain» («дождь») и «when the rain comes they run and hide their heads» («если идёт дождь, они бегут и прячут головы»), пущенные в обратном порядке.Так группа добивалась загадочного звучания, способного ввести в транс.

Tomorrow Never Knows

Альбом: Revolver

Год: 1966

Tomorrow Never Knows была записана на несколько дней раньше Rain, но вышла спустя три месяца. В ней задом наперёд пропустили записи гитар, оставшиеся от песни Taxman. Но это лишь малая часть новаторских идей — настоящий шок вызвало использование семплов и зацикленных барабанов, хотя до изобретения хип-хопа оставалось ещё много лет.

Ринго Старр записал однообразный луп барабанов, а затем его замедлили — получилось равномерное и механистичное звучание, настолько ровное, что людям бы такой точности достичь не удалось.

Поверх этого «Битлы» наложили искажённые семплы с криками чаек, оркестровыми ударами, индийскими инструментами (ситар и табла). Искажённый и дрожащий вокал Леннона пропущен через динамик Лесли — вращающийся громкоговоритель внутри органа Хаммонда. Вся мелодия построена на одном аккорде и напоминает скорее мантру, чем поп-песню.

Love You To

Альбом: Revolver

Год: 1966

Многие инновации появились в творчестве The Beatles из-за увлечения группы индийской культурой. Эта песня почти целиком записана Джорджем Харрисоном — главным фанатом Индии. Love You To стала одним из первых примеров рага-рока — жанра, в котором смешиваются рок и индийская традиционная музыка.

Харрисон сам сыграл на акустической и ритм-гитаре, а также на ситаре — индийском струнном инструменте. Приглашённые музыканты добавили тампуру (ещё один струнный) и таблы (парные барабаны).

Strawberry Fields Forever

Сингл: Strawberry Fields Forever / Penny Lane

Год: 1967

Когда «Битлы» в 1966-м перестали гастролировать, их музыка начала постепенно усложняться. В студии они могли экспериментировать с эффектами и инструментами. В Strawberry Fields Forever объединены многие методы, опробованные группой.

Тут есть инструменты, записанные в обратном порядке, звуки меллотрона, свармандала (индийской цитры), виолончели, трубы, карибской перкуссии, хонки-тонк-пианино (внутрь него помещены кнопки или гвозди). Песня, как и предыдущие в этой подборке, стала одним из первых примеров популярного психоделического рока.

A Day in the Life

Альбом: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Год: 1967

В семидесятые мировую сцену захватили группы вроде Pink Floyd, King Crimson и Yes, играющие прогрессивный рок. Это очень сложный жанр с длинными песнями, состоящими из большого количества частей, различных мелодий, длинных соло, а сами группы использовали огромное количество инструментов. Но первые опыты в прог-роке были ещё в шестидесятые, в частности у «Битлов».

A Day in the Life состоит из трёх частей: первая и третья на одну мелодию с вокалом Леннона, а вторая — на другую, с голосом Маккартни. Хотя куплеты представляют собой простые мотивы на фортепиано, соединены они неожиданно громкими и резкими симфоническими вставками, а в конце песня переходит в атональный оркестровый шум. За симфоническую часть отвечал оркестр из 40 человек.

Revolution 9

Альбом: The Beatles (White Album)

Год: 1968

Эта песня стала главной провокацией в карьере Beatles, от неё было больно многим фанатам, ждавшим красивых песен. На этот опыт «Битлов» вдохновили работы авангардных композиторов, в частности Джона Кейджа и Карлхайнца Штокхаузена, а также эксперименты Йоко Оно, подруги Леннона.

Revolution 9 — это не песня в классическом понимании, а нарезка звуков разной степени безумия: отрывки из классических произведений Бетховена, Шумана и Сибелиуса, фразы, крики, смех, склеенные записи магнитофонных петель с меллотроном, скрипками, гобоем и гитарами. Всего в 8,5-минутной песне не менее 45 источников звука.

Есть ли в песне смысл или драматургия — решайте сами.

Helter Skelter

Альбом: The Beatles (White Album)

Год: 1968

Про Пола Маккартни часто говорили, что он пишет только романтичные баллады. Helter Skelter — своеобразный ответ на подобные заявления. Маккартни вдохновила рецензия на группу The Who, чью песню I Can See for Miles называли громкой, грубой и отвязной.

«Битлы» записали такую же песню. Некоторые восприняли её просто как шум. По звучанию она предвосхищает хард-рок и панк-рок. В наши дни она уже не кажется очень уж тяжёлой, хотя Маккартни и кричит так, как не делал это ни в одной другой песне. Записывали Helter Skelter в состоянии намеренного хаоса: пока Пол пел, Джордж бегал по студии с подожжённой пепельницей.

Rocky Rассoon

Альбом: The Beatles (White Album)

Год: 1968

Хотя стиль The Beatles — британский, у группы есть очень американские записи вроде Rocky Raccoon. Пол, однако, говорил, что сочинил песню как пародию.

Это кантри-песня с элементами регтайма — предшественника джаза, ставшего популярным в конце XIX века. Маккартни играет на акустической гитаре, Леннон — на губной гармошке, а продюсер Джордж Мартин — на хонки-тонк-пианино: инструменты, подобные ему, стояли в каждом салуне Дикого Запада. В тексте Пол рассказывает о любовном треугольнике в ковбойской среде.

Honey Pie

Альбом: The Beatles (White Album)

Год: 1968

В конце совместного творчества «Битлы» совсем перестали держаться в рамках одного звучания, поэтому в «Белом альбоме» так много нестандартных песен. В Honey Pie группа отдаёт уважение мюзик-холлу — развлекательным постановкам, которые были в моде в XIX веке.

Потрескивание пластинки создаёт ретроатмосферу, а преимущественно скрипичный оркестр играет легкомысленную мелодию. Песня рассказывает о знаменитой актрисе и её старом любовнике, который ждёт её возвращения из США в Англию, — типичный сюжет для постановки в мюзик-холле.

I Want You (She’s So Heavy)

Альбом: Abbey Road

Год: 1969

Ещё один около-хард-роковый опыт, только куда более близкий к блюзу. Это песня почти на восемь минут с повторяющимся текстом, блюзовыми гаммами, тяжёлым басом и органом. Несмотря на большую длительность, в песне нет гитарных соло, зато есть медленные и тяжёлые риффы.

Их громыхание критики сравнивали с более поздними песнями Black Sabbath и говорили, что I Want You (She’s So Heavy) заступила не только на территорию хеви-метала — он тогда уже, по сути, существовал. Тут уже можно говорить о ненамеренном предугадывании дум-метала — очень медленного и мрачного жанра с крайне тяжёлыми риффами.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована