Организовать концерт Noize MC* в 18, стать лейбл-менеджером в 30: история Игоря
Игорь рано начал свой путь в музыке, но забросил любимое дело. Спустя 8 лет он вернулся к мечте и снова работает с артистами.
Фото: личный архив Игоря Крузе
Игорь Крузе
Россия, Москва
Пройденные курсы
развитие
Игорь вернулся в музыку после восьмилетнего перерыва и помог десяткам артистов начать музыкальную карьеру.
Игорь рассказал:
- как от организации концертов перешёл к научным конференциям;
- как перестраивает работу в условиях блокировки и ухода стриминговых сервисов;
- какие инструменты выбирает для продвижения артистов;
- на что обращает внимание при поиске музыкантов;
- за какими ресурсами о музыке следит.
— С чего начался твой путь в музыке?
— В 18 лет я начал организовывать концерты в родном Томске. Так получилось, что первый же мой опыт в этом деле стал успешным: мы с товарищем организовали концерт Noize MC (объявлен в России иностранным агентом), на который пришло около 970 человек — это очень хорошая цифра для маленького города. Сами артисты сказали, что на тот момент это была самая большая аудитория, которую им удавалось собрать. После этого пошло-поехало, за два года я организовал примерно десять концертов. Но это не было основной моей деятельностью, параллельно я учился на менеджера в машиностроительной отрасли. А после окончания вуза уехал в Москву, где на какое-то время забыл о музыке.
— Не обидно было оставлять любимое дело после такого успешного начала?
— Нет, мне хотелось новых этапов в жизни. Но, кстати, об организации концертов в Москве я не думал тогда. Я отучился в MBA, углубился в менеджмент на более серьёзном уровне, чем в университете, стал заниматься коммерческими проектами: развивал сеть магазинов разливного пива, реализовывал светодиодное освещение.
Опыт организации ивентов тоже пригодился: какое-то время я организовывал конференции. Мы делали масштабные проекты. Например, научная ассамблея по Международным космическим исследованиям собрала восемь тысяч человек, а конференция «Музеи и власть» — три-четыре тысячи. Это был интересный опыт, но ближе к тридцати годам я понял, что всё же хочу заниматься музыкой.
Эффективно ли онлайн-обучение в музыкальном менеджменте?
— С чего начал возвращение?
— Я пошёл учиться, чтобы освежить знания и понять, как работает индустрия сейчас: всё-таки у меня был большой перерыв в работе. Сначала — в бизнес-школе RMA (там офлайн-обучение): узнал, как устроен менеджмент лейбла и артистов, разобрался в нюансах организации концертов и работы со стриминговыми сервисами. Получив диплом, понял, что хочу продолжать держать руку на пульсе, и купил онлайн-курс Skillbox.
Да, какие-то знания круто получать, общаясь очно с преподавателем, но какие-то вещи здорово получается освоить онлайн, когда ты самостоятельно проходишь материал и делаешь задания. Знания с курса очень помогли мне, когда я работал в Национальном цифровом агрегаторе (НЦА).
— А как ты туда попал?
— Во время обучения я начал активно искать работу, увидел их объявление на HeadHunter, прошёл собеседование и получил должность. Предыдущий опыт работы в организации и коммерции очень пригодился, потому что в НЦА я был по сути аккаунт-менеджером: решал проблемы артистов, лейблов, партнёров, анализировал промо артистов, отсылал финансовые отчёты, разбирался, как работает монетизация на стриминговых сервисах.
Через какое-то время я немного устал от монотонной работы и понял, что хочу заниматься чем-то более творческим, например A&R (менеджер Artists & Repertoire — тот, кто ищет новых артистов). Я ушёл из НЦА, долго ходил по собеседованиям, но в итоге в июне этого года вышел на новую работу.
Читайте также:
— На новом месте получается заниматься творчеством?
— Больше я не занимаюсь отчётами, это меня радует 🙂
Сейчас я лейбл-менеджер, в мои обязанности входит поиск потенциально коммерчески успешных артистов. Круто, что я полностью предоставлен себе, сам выдвигаю какие-то предложения, могу опираться на своё видение.
Раз в две недели мы с директором встречаемся, слушаем музыку, которую я собрал, что-то отсеиваем. Потом я связываюсь с артистами и пытаюсь привлечь их к нам. Ещё я занимаюсь выгрузкой контента на стриминговые площадки, у нас прямые контракты со всеми отечественными сервисами. Общаюсь с модераторами плейлистов, занимаюсь питчингом (обоснование, почему тот или иной артист заслуживает внимания слушателей).
— Уже есть релизы, которыми гордишься?
— Совсем громких, чтобы прямо на миллион прослушиваний, пока нет. Всё-таки начало моей деятельности выпало на непростое время, когда привычные механизмы больше не работают, всё перестраивается. За три месяца мне удалось привлечь где-то десять артистов, но прикольные релизы уже были.
Как продвигать музыканта в 2022 году
— Кстати, о непростом времени. Как вы перестраиваете свою работу в текущей ситуации? Всё-таки в музыкальной индустрии происходят серьёзные изменения. Например, недавно заблокировали SoundCloud…
— Мы пытаемся искать новых партнёров, конкретно наш лейбл старается напрямую работать со всеми отечественными платформами. Думаем над альтернативными способами продвижения и привлечения аудитории. Понимаем, что сейчас будут большие вопросы с монетизацией и стоимостью стрима, потому что если до этого тренд задавали иностранные партнёры, то сейчас отечественные площадки ориентируются только на себя.
Основные платформы вроде «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыки» периодически подбрасывают новости, которые заставляют задуматься, куда всё движется. Например, «ВКонтакте» заявили, что открывают свой лейбл, где будут активно продвигать артистов в каждом отдельном жанре. Это интересный вызов в плане конкуренции. Всегда важно смотреть на более крупных игроков, чтобы извлекать полезные для себя уроки.
— Инструментов для продвижения музыкантов в России стало значительно меньше. Как решаешь эту проблему?
— В основном мы продвигаем артистов через таргет «ВКонтакте». Также мы немного сотрудничаем с TopHit: посылаем им треки, и если они проходят внутреннее тестирование и набирают определённое количество баллов, то попадают на платформу TopHit, а там есть возможность заинтересовать радиостанции. Плюс у нас есть контракт с ребятами, которые занимаются фоновой музыкой в кафе, ресторанах, творческих пространствах. Посетители с помощью программ распознают музыку, которая привлекла их внимание, и так узнают о наших артистах.
— Онлайн-возможности продвижения и поиска музыкантов упрощают твою работу или, наоборот, усложняют?
— Ни то, ни другое. Они дают разнообразие, но ориентироваться только на эти инструменты не всегда эффективно, особенно небольшим артистам. Завируситься на YouTube, который не монетизируется, или в том же «ВКонтакте» легко только для артистов с большими бюджетами и аудиторией. А начинающим гораздо сложнее, контент действительно должен быть очень хорошим и конкурентноспособным.
YouTube Shorts, Reels в «Инстаграме»** и клипы «ВКонтакте» — это только дополнительная возможность для продвижения, но не панацея.
Сейчас мы анализируем, как лучше работать с начинающими артистами. Большим лейблам это, конечно, легче даётся: у них есть целый штат рекламщиков и пиарщиков, которые до сих пор умудряются что-то эффективно продвигать в «Инстаграме»**.
Как искать новых артистов?
— На что обращаешь внимание при поиске новых артистов?
— На качество, а также на то, будет ли музыка популярной. В поиске очень помогают топ-чарты по направлениям. Если послушать 10–20 треков из плейлистов вроде «Инди: лучшее» или «Современный хип-хоп», быстро станет понятно, что объединяет эти композиции. По этому уже можно судить, есть ли потенциал у демки (демо-версия композиции) или готового трека начинающего артиста. Конечно, это только гипотезы, угадать на 100%, зайдёт трек или нет, могут только единицы в индустрии.
Плюс в топ-чарты редко попадают по случайности. Как правило, это релизы больших лейблов, где процессы налажены так хорошо, что все в индустрии следят за их новинками. Поэтому условно 5 из 10 треков лейбла сразу окажутся в чартах просто потому, что он известен и у него хорошие отношения с редакторами плейлистов.
— Чем будешь дальше заниматься? Есть компании, с которыми мечтаешь поработать?
— Сейчас сложно сказать, так как известных стриминговых платформ в стране осталось «две с половиной», лейблов тоже становится меньше. Я бы не выделял какие-то компании как потенциальные места работы, но мне нравятся релизы «Первого музыкального», Zion Music, Believe.
— По твоей оценке, насколько сильно разорваны связи российской музыкальной индустрии с зарубежными лейблами, стриминговыми и концертными площадками?
— Я побуду оптимистичным романтиком: надеюсь, что люди из индустрии чувствуют, что границы — это условность, ведь музыка по своему призванию должна объединять, а не разделять. Поэтому я верю, что мы сможем восстановить хотя бы часть предыдущих взаимоотношений со значимыми для нас партнёрами.
Я очень хотел бы посотрудничать с иностранными лейблами. Их опыт во многих аспектах глубже, чем наш. Да, он специфичен и не всегда применим к нашей стране, но на их примере можно учиться работать так же или даже лучше. Не думаю, что ориентироваться на кого-то — плохо. Не нужно этим брезговать.
Блиц
— Три любимых продюсера.
— Я считаю своего земляка и товарища CVPELLV очень талантливым человеком.
Из зарубежных мне импонируют Фаррелл Уильямс и Макс Мартин, который создал практически половину американского попа.
— На каких отечественных начинающих артистов советуешь обратить внимание?
— «нееет, ты что» — группа из Махачкалы, которая позиционирует своё звучание как дагестанский фанк и джаз. У них очень неожиданный, стильный и качественный звук. Группа «Gayana» — она не новая, но очень недооценённая. И ещё «TIHOTIHO» — очень классные ребята, которые сейчас не совсем на хайпе.
— Какие ресурсы порекомендуешь музыкальным продюсерам?
— Есть очень много полезных телеграм-каналов. Самые базовые — «ИМИ», который, к сожалению, закрывается, и «Тихое Место».
На YouTube советую посмотреть видео «Лонгплея» — ребята рассказывают интересные штуки про то, как развивался шоубизнес, как знаковые треки становились популярными, как писались хиты.
Ещё я взахлёб прочёл книгу «Когда музыка стала свободной» — про то, как развивалось музыкальное пиратство и как с ним боролись.
*Объявлен в России иностранным агентом.
** Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс