Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Кино
#истории

«Я не хотела проснуться и понять, что ничего не сделала для мечты»: путь режиссёра Дарии

Дария совмещает офисную работу и творчество. Недавно она сняла свою первую документальную короткометражку и не планирует на этом останавливаться.

Фото: личный архив Дарьи Киселевой

Дария Киселева

Россия, Москва



Достижения

Осуществила мечту детства и сняла документальный короткометражный фильм. Кроме режиссуры, освоила сценаристику и режиссуру монтажа.


Дария рассказала:

  • почему не обязательно отказываться от финансовой стабильности ради творчества;
  • как обучение нескольким кинопрофессиям помогло ей лучше понять кино;
  • должен ли режиссёр, на её взгляд, детально разбираться в сценаристике;
  • в чём заключается специфика режиссуры и актёрской игры в документальном кино;
  • почему она считает творчество призванием.

«Мечты о кино меня не оставляли»: как решиться на освоение творческой профессии в 30 лет

— Дария, как ты пришла к режиссуре?

— Кино увлекало меня с самого детства. Любовь к нему мне привила мама — у нас была традиция регулярно смотреть фильмы вместе. При этом мне всегда было интересно не только само кино, но и то, как оно создаётся. Я обожала смотреть видео о съёмках и читать статьи про внутреннюю кухню киноиндустрии.

Правда, сначала я мечтала не о режиссуре, а об актёрской карьере. Потом ближе к подростковому возрасту решила, что хочу быть сценаристом, ведь я постоянно что-то сочиняла. А уже в старшей школе я впервые задумалась: а почему бы мне не стать режиссёром?

На это решение отчасти повлияла моя преподавательница в актёрской студии, которую я посещала. Она открыла мне глаза на то, что карьера актёра требует полной отдачи и готовности подчиняться чужому замыслу. У меня же всегда был довольно упрямый характер — я чувствовала, что не готова слепо следовать за кем-то, я хочу создавать своё.

При этом, несмотря на внутреннюю уверенность в том, что я хочу связать жизнь с кино, я не решилась поступать в профильный вуз. Родители считали, что кино — это не настоящая профессия, и поэтому я отучилась на лингвиста-переводчика.

И всё же мечты о кино меня не отпускали. И вот, уже ближе к тридцати, я поняла: пора следовать зову сердца.

— Что подтолкнуло тебя вернуться к своей мечте?

— Я работала в международной компании в сфере перестрахования и успешно строила карьеру, пока не наступил март 2022 года. Компания приостановила работу в России, и меня сократили. Это выбило меня из колеи: всё, к чему я шла, внезапно разрушилось. Я не понимала, как быть, куда двигаться дальше и действительно ли я хочу продолжать развиваться в этом направлении.

Я поделилась своим состоянием и переживаниями с психологом, и она предложила подумать о том, что мне действительно нравится. Так мы довольно быстро пришли к очевидному — к тому, что я всегда любила писать и что, кажется, пришло время это желание удовлетворить. Параллельно с изучением сценаристики я решила развиваться в ещё одном направлении — программировании.

Логика была простой: сценаристика поможет мне реализовать творческий потенциал, а Java-разработка станет новым перспективным карьерным треком.

Курсы по обоим направлениям я приобрела в Skillbox и приступила к учёбе. Вот только довольно быстро я поняла, что программирование — это совсем не моё. То же самое произошло и со сценаристикой.

Фото: личный архив Дарии Киселевой

— Почему ты передумала развиваться как сценарист? Что стало причиной?

— Во время обучения я снова устроилась на работу в сферу страхования, но она оказалась ужасно скучной: я просто сидела за компьютером и почти ни с кем не взаимодействовала. И тогда меня осенило, что по сути сценарная работа — такая же одиночная. Ты просто сидишь и пишешь. Мне же хотелось больше динамики и жизни.

В тот момент я и вернулась к мечте о режиссуре как к насыщенной и многогранной сфере, где сочетается всё — и творчество, и коммуникация, и работа за компьютером.

— Даже во взрослом возрасте, когда одобрение родителей уже не так важно, у многих всё равно остаются страхи: «Творческая профессия — это несерьёзно», «нужно бросать всё и начать с нуля». Сталкивалась ли ты с подобными сомнениями?

— Да, я понимаю эти страхи. Мне самой совсем не близка история про «бедного художника». Я люблю комфорт и стабильность и не готова кардинально менять свою жизнь — например, бросать работу в сфере страхования и получать классическое кинообразование, учась в профильном вузе четыре года.

При этом большой интерес к кино у меня есть, и я хочу его развивать. Исследовать своё увлечение. Так вот, курс удобен тем, что даёт возможность двигаться к мечте, не разрушая привычную жизнь. Ты слушаешь лекции и пробуешь себя в чём-то новом, но при этом сохраняешь прежний ритм. Выходишь из зоны комфорта, но делаешь это в своём темпе, и это огромное преимущество.

— Как тебе удавалось совмещать фултайм-работу и обучение?

— Главное — заранее выделять в своём графике время, которое ты можешь полноценно посвятить учёбе. Понятно, что это проще, когда нет детей. Но я знаю и семейных людей, которые всё равно находят время на свои увлечения. Так что всё зависит от желания.

Если ты чувствуешь, что творчество у тебя в крови и ты просто не можешь без него, то ты обязательно найдёшь возможность им заниматься. Несмотря на график, усталость и другие обстоятельства.

«Если режиссёру положено быть немного сумасшедшим, то я на правильном пути»: о профессии

— Ты поделилась, что уже с детства много читала про внутреннюю кухню кино. А что нового удалось узнать на обучении, что оказалось особенно полезным?

— Если говорить о сценаристике, то меня особенно впечатлил модуль о внутренней потребности героя. Это то, чего он на самом деле хочет, даже если сам не осознаёт. Герой может думать, что ему нужно много денег, а на самом деле его настоящая потребность — в дружбе и близости с людьми. И вот весь путь в истории должен вести его к этому открытию и пониманию.

Без чётко прописанной внутренней потребности героя сценарий будет пустым.

А из обучения режиссуре мне особенно запомнилась одна фраза преподавателя: «Хороший режиссёр должен быть немножко сумасшедшим». Теперь она меня часто успокаивает: когда мне кажется, что я занимаюсь какой-то ерундой или делаю что-то слишком странное, то просто вспоминаю эту цитату. Если режиссёру положено быть немного сумасшедшим — значит, я на правильном пути :)

А ещё я прослушала курс по режиссуре монтажа. В одной из книг я прочла, что актриса Фрэнсис Макдорманд очень любит работать с братьями Коэн — она объясняет это тем, что они с самого начала знают, как будет выглядеть финальный монтаж. Вот и мне тоже захотелось развить это чутьё — уверена, что оно будет очень полезно для любого режиссёра, даже если он не планирует становиться профи в монтаже.

— Ты училась и на сценариста, и на режиссёра. Как знания в одной сфере помогают развитию в другой?

— Вообще, работа с драматургией — это один из ключевых навыков режиссёра. Без него сложно представить себе хорошего специалиста в этой сфере. Особенно если мы говорим не о продюсерском кино, а об авторском, где режиссёр сам творит свою историю, создавая из неё настоящее искусство. Но это учитывается при разработке программы: блок по драматургии — один из основных в курсе по режиссуре.

Мне знания по сценаристике пригодились на практике — благодаря им во время съёмок нашего короткометражного фильма в рамках «Видеомастерской» я смогла разговаривать со сценаристом на одном языке. При этом я не думаю, что режиссёр обязан отдельно и глубоко осваивать сценарное мастерство, если он не планирует писать сценарии сам.

«Наш фильм вызвал много улыбок»: как снять свою первую короткометражку

— Как ты попала на «Видеомастерскую»?

— Впервые я захотела поучаствовать в этом творческом практикуме ещё в 2022 году — после того как увидела альманах из работ выпускников. Но тогда я ещё не завершила обучение и поэтому понимала, что мне не хватит знаний.

Летом 2023 года я записалась на поток как сценарист — опыт получился интересным, но мне не хватило съёмочного процесса. Хотелось не только писать, но и участвовать в продакшене. Поэтому, когда позже появилась возможность принять участие в «Видеомастерской» в качестве режиссёра, я сразу же за неё ухватилась. Несмотря на то что поток был посвящён документальному кино, а я больше хотела работать над игровым.

«Видеомастерская» — очень классный формат для начинающих киноспециалистов. Тех, кто уже хочет работать, но не знает, с чего начать.

Формат позволяет включиться в уже собранную команду, получить чёткое ТЗ с конкретным дедлайном и приступить к работе. Всё по-настоящему. Такой подход здорово дисциплинирует: ты понимаешь, что это не просто твой личный проект, который можно отложить из-за усталости или занятости, а командная работа, которую нужно завершить в срок, чтобы не подвести людей.

— Какой фильм вы с командой снимали на потоке по документальному кино?

— Мы довольно долго выбирали идею. На первом созвоне я вообще впала в ужас: у всех участников оказались совершенно разные интересы и взгляды. А мне, конечно, в идеале хотелось, чтобы выбранная история резонировала со всеми. Ну или как минимум со мной и со сценаристом, ведь именно нам вдвоём предстояло её развивать.

Проблема же состояла как раз в том, что наши вкусы со сценаристом сильно расходились. В итоге положение спасла режиссёр монтажа, которая нашла классное решение, предложив сделать центром истории сюжет об исполнении желаний. В преддверии Нового года, когда мы прорабатывали концепцию, эта идея понравилась всем членам команды.

Так у нас и родилась история про оптимиста, который убеждает скептика поверить в чудо и загадать несколько желаний. Документальным наше кино сделал сеттинг — сюжет о желаниях мы вписали в контекст города и с помощью истории двух героев рассказали о разных интересных местах Москвы. А ещё в процессе прогулки герои опрашивали случайных прохожих.

— Несмотря на использование игровых приёмов, ваша короткометражка всё равно воспринимается скорее как документальное кино. Поделись, в чём специфика режиссуры в этом жанре.

— На самом деле в фильме не было ярко выраженных игровых элементов. Да, мы использовали стилизацию одного жанра под другой, но при этом у нас не было чёткого сценария и заранее прописанных диалогов. Например, сцена, где оптимист и скептик спорят, была полностью импровизированной.

Я исполняла роль оптимиста, а мой коллега — скептика. Мы просто договорились перед съёмкой, что я выкручиваю на максимум свой оптимизм, а он — свой скептицизм. При этом мы остаёмся собой и стараемся особо не играть.

Во время съёмок мы просто усилили наши реальные качества, а не задействовали актёрскую игру. Для меня всё происходящее перед камерой было настоящим и оставалась в рамках документального кино.

— И как тебе такой опыт?

— С одной стороны, очень интересно, а с другой — немного грустно. Всё-таки как режиссёру мне особенно интересна работа с актёрами, а здесь её почти не было. Не было и проработанной драматургии. Это вызывало сомнения: «О чём мне вообще думать как режиссёру, какую структуру выстраивать, если мы просто приезжаем и расспрашиваем людей на камеру?»

Уже позже я пришла к выводу, что специфика документального кино как раз в этом и заключается: чёткое понимание, в какую сторону движется фильм, приходит только после отсмотра собранного материала. Структура начинает вырисовываться лишь на этапе монтажа. Да, это тяжело, но ничего не поделать.

Кстати, знания по режиссуре монтажа очень пригодились мне во время написания ТЗ для специалиста.

— Каково было совмещать роль актрисы и режиссёра в одном проекте?

— Ужасно сложно! Я люблю играть и в будущем хотела бы появляться в собственных фильмах, но в небольших ролях. В этом же проекте на меня навалилось всё и сразу, слишком много. Особенно учитывая то, что это была моя первая киноработа.

На некоторых локациях из-за их специфики у нас даже не было возможности переснимать сцены. Например, для съёмки в кафе у нас было буквально пара часов, и в конце у меня почти не оставалось времени, чтобы проверить, нормально ли всё вышло. Финальную картину я увидела только на этапе монтажа.

Преодолевать такие ситуации было крайне тяжело психологически: мне казалось, что фильм ускользает из-под моего контроля.

— Что помогло справиться с этим чувством?

— Осознание, что сдаваться нельзя, так как в процесс уже вложено слишком много сил. Это понимание приходит как раз в те моменты, когда становится по-настоящему нелегко и нервы уже на пределе.

— В итоге у вас с командой всё получилось и вы успешно завершили работу над фильмом! Как на него отреагировали зрители?

— Мы не особо много где показывали нашу работу, но та обратная связь, которую успели получить, была очень тёплой. Фильм вызвал много улыбок.

Для меня очень важно, что в фильме есть простая человеческая радость, тепло. А может быть, даже надежда — что иногда можно просто взять и загадать желание. И верить, что оно сбудется.

«Иногда достаточно просто заниматься любимым делом»: о творчестве как призвании

— Дария, какие проекты у тебя впереди?

— Для начала я хочу снять ещё несколько короткометражек — идеи для них уже есть. Дальше загадывать пока не берусь — сейчас я не знаю, как много времени смогу уделять режиссуре. Всё-таки я продолжаю совмещать кино с основной работой, поскольку ценю стабильный доход, который режиссура пока принести не может. Но не исключаю, что когда-нибудь я смогу полностью переключиться на кинематограф.

— Некоторые люди стыдятся того, что, освоив творческую специальность, продолжают работать в других сферах ради финансовой стабильности. А некоторые и вовсе боятся учиться творчеству: в их представлении ради него нужно развернуть жизнь на 180 градусов. Что бы вы сказали таким людям?

— Думаю, если у человека есть внутренняя потребность в творчестве — а у многих она есть, — нужно просто дать ей пространство. Да, возможно, процесс окажется не таким радужным, как представлялось в детстве, и в итоге не приведёт к «Оскару» и мировому признанию. Но, может, это и не нужно. Иногда достаточно того, что ты просто чувствуешь себя счастливым, занимаясь любимым делом. Даже если это дело так и не станет твоей основной профессией.

Искусство, в каком бы виде оно ни существовало, даёт силы жить. Я не люблю слово «хобби», для меня режиссура — это призвание. Если бы это было не так, я бы не грезила кино, уже будучи успешной в другой сфере.

Трейлер фильма «Сбудется ли»?

А тем, кто боится пробовать, я бы сказала: «Представьте: в старости вы можете вдруг осознать, что ничего, совсем ничего не сделали для своей мечты. Что вы тогда почувствуете?» Ведь не обязательно сворачивать горы. Для меня, например, уже многого стоит просто возможность сказать себе, что я сняла небольшой документальный фильм и он понравился людям.



Практический курс: «Профессия Режиссёр» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована