«Похоже на первую любовь, которую никогда не забудешь»: история сценариста Алёны Грицай
В рамках учёбы Алёна написала три сценария, по одному из которых уже сняли эпизод для сериала. Творчество она успешно совмещает с работой бухгалтером.
Фото: личный архив Алёны Грицай
Алёна Грицай
Россия, Магнитогорск
Пройденные курсы
Достижения
Написала три сценария — для эпизода сериала и двух короткометражных фильмов.
Алёна рассказала:
- как любовь к чтению привела её в сценаристику;
- где ищут вдохновение сценаристы;
- в какой момент поняла, что училась не зря;
- как рождаются и утверждаются идеи для сценариев.
«Поглощала любые скопления букв с особым рвением»: о пути в сценаристику
Вот уже семь лет я работаю бухгалтером, из которых последние два — на Магнитогорском металлургическом комбинате. Считаю, что основная профессия мне отлично подходит, поскольку я хорошо умею справляться с монотонными задачами, не теряя при этом концентрации. Кстати, это качество помогает мне не только в работе, но и во многих других сферах жизни.
Училась я тоже по этой специальности — в МГТУ имени Носова, на экономическом факультете. Обучение особых трудностей не вызывало, наоборот, только интерес. Оно и понятно — всё-таки меня тянуло к цифрам с самого детства. А ещё именно в университете я очень полюбила читать, причём абсолютно всё. Поглощала любые скопления букв с особым рвением.
Мало кому удаётся сочетать интерес к сухим цифрам с любовью к выразительным словам, но у меня получалось.
В какой-то момент я стала осознавать, что мне есть о чём рассказать самой. Более того, я начала ощущать желание это сделать. Почти никто из близкого окружения мой интерес к книгам и сюжетам в то время не разделял, поэтому я искала путь в этом направлении сама. Именно тогда я впервые и задумалась об обучении — правда, сперва не до конца понимала, какую именно область выбрать.
А потом я случайно наткнулась на информацию о курсе для сценаристов и поняла, что меня очень воодушевляет идея попробовать себя именно в этой профессии. Сценаристы всегда казались мне этакими тёмными лошадками — теми, кто незаметно дёргает за нужные ниточки и управляет судьбами своих героев.
Учиться было интересно. Мне нравилось всё: и программа, и практические задания, и преподаватели. Материал объясняли доходчиво и подробно. Главной сложностью, пожалуй, было в конце обучения собрать всё воедино, чтобы подготовить итоговый проект.
«Достаточно просто смотреть по сторонам»: о первом сценарии и источниках вдохновения
Дебютный сценарий, по которому позже организовывали реальные съёмки, я написала во время участия в первой «Видеомастерской». Тогда этот практический формат только запускали, и, конечно, все — что организаторы, что участники — испытывали большое волнение и не понимали, как всё пройдёт.
Мой короткометражный фильм «Последний урок» рассказывает о том, как учитель шахмат потерял любимую жену и теперь хочет покончить с собой. Неожиданный визит ученика останавливает его. Они начинают шахматную партию, и он понимает, что проигрывает. Остаётся только вопрос — кому?
По работе видно, сколько усердия и трудолюбия было в неё вложено. У каждого в команде была сильная мотивация сделать свою работу хорошо, услышать коллег, кураторов, доработать результат. Всё это — несмотря на разные часовые пояса, основную работу, семьи.
Самое важное и сложное в работе сценариста, на мой взгляд, — не потерять то, для чего ты пишешь, что хочешь сказать своей работой.
А то за обилием правок и замечаний очень легко забыть о «зерне», посаженном в самом начале. Задача сценариста — поливать это «зерно» и ухаживать за ростком, который из него появится, чтобы в финале наглядно показать зрителю, для чего всё затевалось.
Во время учёбы мне особенно запомнился вебинар «Сценарий фильма из старой газеты и Тиндера», в рамках которого мы обсуждали, как находить вдохновение в повседневных и обыденных событиях. Как оказалось, именно там его больше всего!
Достаточно просто остановиться и посмотреть по сторонам: понаблюдать за окружающими, подслушать краем уха чужие беседы, подметить, чем живут люди вокруг.
Часто именно такие детали и становятся основной для интересных историй, и именно через них можно рассказать то, что волнует тебя как автора. Например, сценарий документальной короткометражки «На свет» навеян реальной историей девушки с биполярным расстройством, опыт которой оказался близок одному из наших коллег.
«Я вижу перед собой множество путей развития»: как изменилось отношение к профессии
Учёба помогла мне расширить представление о профессии. Теперь я знаю, что вариантов для развития в сценаристике очень много: можно создавать не только фильмы и сериалы, но и видеоигры — продумывать их сюжеты, библии персонажей и механики, прописывать диалоги и поворотные точки.
Продолжая список, моё портфолио также разнообразило несколько сценариев ютуб-роликов для канала направления «Кино и Музыка» Skillbox Screensaver — непривычный, но очень интересный формат. Там от меня требовался исследовательский подход. Моя задача заключалась в том, чтобы доступно объяснить зрителю тонкости сценарного мастерства на конкретных примерах.
Примеры роликов по сценарию Алёны:
К тому же благодаря учёбе на курсе и в «Видеомастерской» я узнала, как устроена работа не только сценариста, но и оператора, режиссёра, продюсера. Нам на практике объясняли, как создавать синопсисы, логлайны и пилотные серии, как преподносить их продюсерам. Это помогло лучше понять изнанку индустрии и убедиться, что кино — это по-настоящему командная работа.
А ещё я обнаружила, что хорошо умею доводить сырые идеи до конечного продукта. Сейчас на моём счету три оконченных короткометражки («Последний урок», «На свет», «Запомни этот вечер»), которые я создала в период с 2021 по 2023 год. Это результат, о котором я говорю с улыбкой на лице.
И всё же своим главным достижением я считаю самую первую работу — «Последний урок». Это был шаг в неизвестность, с которого у меня и начались отношения с кино. Причём не только у меня, но и каждого из нашей команды.
Похоже на первую любовь, которую никогда не забудешь. Как сейчас помню: когда на пробах я впервые услышала, как актёр читает до боли знакомые строки из моего сценария, то ощутила прежде незнакомые, но очень тёплые чувства. Тогда я поняла, что всё не зря.
«Идей всегда должно быть много»: о каких тонкостях важно помнить сценаристу
Однажды я участвовала в онлайн-питчинге, проходившем в рамках сценарного потока «Видеомастерской». Формат был дистанционным, но это не помешало мне выступить и защитить свой проект «Свидание под прицелом».
Среди членов жюри, посмотревших и прокомментировавших мой проект, были Наталья Дубовая (сценарист и креативный продюсер Decon Studio), Андрей Дмитриев (генеральный продюсер «Росвидео Продакшн»), Анастасия Акопян (исполнительный директор студии «Рок»), Ольга Никулина (креативный продюсер кинокомпании Sreda Production Company). Было очень волнительно, но я рада, что мне удалось преодолеть страх получить развёрнутую обратную связь на свою идею.
Члены жюри объяснили, как лучше представлять свою работу в будущем и на чём делать акцент. А также посоветовали изучить побольше референсов и всегда стремиться к простой формулировке логлайна: история должна быть понятна и интересна любому, кто её услышит. Всё должно быть ёмко, ярко, быстро.
А ещё во время учёбы в «Видеомастерской» я написала сценарий для заключительной серии мини-сериала «Впервые». Идея родилась спонтанно. У меня сменился режиссёр в самой середине проекта, и нужно было срочно придумать что-то новое. Вместе с новым режиссёром Григорием Павленко мы штамповали идеи как горячие пирожки, пытаясь вписать их в концепцию «первого раза», когда герой делает что-то впервые.
Вообще, идей у сценариста всегда должно быть много — лучше предлагать не менее пяти. Причём важно детально продумать все из них, вписав во все имеющиеся рамки: по концепту, по бюджету, по возможностям. Таким образом, если одну идею отвергнут, вы сможете сразу предложить другую.
Кажется, в нашем с Григорием случае было около 5–7 непринятых задумок. В итоге нам утвердили идею о первой годовщине, которая действительно оказалась самой интересной. По сюжету серии «Запомни этот вечер» муж хочет отметить первую годовщину свадьбы без происшествий, но жена находит его ежедневники, в которых он записывал каждый её шаг. И теперь, чтобы оправдаться, он вынужден рассказать ей правду о её болезни — амнезии. Это будет стоить ему жизни.
Мне нравится наша история в том числе потому, что я сама неравнодушна к твистам. Один из моих любимых фильмов с таким приёмом — «Семь», снятый Дэвидом Финчером. Для меня это знак качества и мастерства, когда атмосфера и саспенс, задуманные режиссёром, держат тебя до конца.
Идея для создания подобных фильмов построена на тайне: автор всегда знает больше, чем зритель, и только в самый напряжённый момент открывает истину. Времени на размышления уже не остаётся, и зрителю приходится просто принять её, какой бы она ни была.
Второго октября мини-сериал «Впервые» вышел на стриминговых платформах. Во время монтажа многие детали нашего эпизода потерялись, из-за чего, возможно, у зрителя могут остаться вопросы. И всё же работа мне нравится: я отношусь к этому проекту как к хорошей возможности заявить о себе. Всё-таки я настроена и дальше развиваться в сценаристике.
Более того, не так давно наш режиссёр Григорий Павленко участвовал в Северо-Кавказском молодёжном кинофестивале «Кинокавказ — 2024», где наша работа «Запомни этот вечер» попала в шорт-лист номинации «Короткометражный игровой фильм». Безусловно, это приятно.
Сейчас с этим же режиссёром и ещё одним сценаристом мы работаем над новым совместным проектом. Подробностей, к сожалению, раскрыть не могу, но работа кипит. Надеемся, что сможем рассказать ещё одну интересную историю, которую высоко оценят и зрители, и критики, и коллеги из отрасли.