Кино
#истории

«Стендап — лишь текст с шутками, а я хочу создать нечто большее»: как комик стал сценаристом

Александр Данилин начинал с участия в КВН и юмористических шоу, а теперь, освоив сценарное мастерство, создаёт проекты для крупных стриминг-сервисов.

Фото: личный архив Александра Данилина

Александр Данилин

Россия, Саратов



Достижения

Написал сценарий для эпизода сериала, который вышел на стриминговых сервисах. Сейчас работает над новым крупным проектом.


ссылки


Александр рассказал:


«На комедии останавливаться не планировал»: о приходе в сценаристику

— Саша, у тебя большой творческий опыт: с юного возраста ты пишешь тексты для стендапов, где, как и в сценариях, должна быть драматургия. Зачем в таком случае ты решил дополнительно учиться ещё и на сценариста?

— На самом деле меня всегда привлекало художественное кино. Когда я играл в университетском КВН, то больше всего любил именно номера про кино и в особенности те, что были соответственно стилизованы. А ещё обожал в своих выступлениях делать отсылки на известные фильмы.

И тем не менее тогда я не планировал изучать эту сферу углублённо, не думал об обучении. На курс по сценарному мастерству попал, можно сказать, случайно — благодаря контекстной рекламе. Содержание программы мне понравилось, и я, недолго думая, записался.

— То есть у тебя не было цели совместить кино и юмор? Не хотел писать сценарии для комедий, например?

— Нет. Оказавшись на курсе, я поставил для себя совсем другие цели — понять, как строится сценарий и как в принципе создаётся кино. Да, я умел писать шутки, но понимания, как выглядит структура фильма и тем более сериала, у меня не было. А узнать всё это мне очень хотелось.

Александр выступает со стендапом на телешоу
Фото: личный архив Александра Данилина

Что касается жанров — вначале я об этом почти не задумывался, но точно понимал, что только на комедии останавливаться не собираюсь. Более того: я надеялся, что однажды смогу написать сильную драму или, возможно, даже триллер. И до сих пор верю, что в скором времени дорасту до этих стилей.

«Домашнее задание — посмотреть свои любимые фильмы»: об обучении

— Давай поговорим о курсе подробнее. Как строился процесс обучения?

— Курс делится на тематические блоки, к каждому из которых прилагается домашнее задание. После выполнения работу обязательно проверяет куратор и, если требуется, присылает правки и даёт обратную связь.

Теория идёт от общего к частному — например, мы сначала слушали длинные вводные лекции и только потом пробовали писать свои первые диалоги и выстраивать сцену.

Каждая новая тема всё сильнее погружала нас в сферу кино, всё больше нюансов раскрывала. Вплоть до того, как правильно оформить и форматировать сценарий.

— То есть недостаточно просто написать его в Word?

— Оказалось, что нет. Нужно также соблюсти все возможные технические правила по шрифтам, отступам, разметке. А ещё лучше сразу использовать специальные программы, где эти и многие другие моменты уже учтены.

И такое оформление сценария — не просто прихоть: единообразие формата экономит людям в индустрии часы времени.

— Прямо как в университетском дипломе: все эти отступы, колонтитулы, сноски…

— Да, даже в творческой сфере от них никуда не деться 🙂

— А что ещё запомнилось тебе из курса?

— Мне понравилось, что мы очень подробно разбирали процесс создания сценария. Возьмём ту же трёхактную структуру истории — завязка, конфронтация и развязка — опираясь на неё, мы ещё в школе писали сочинения. Однако я не помню, чтобы тогда нам подробно рассказывали о каждом акте.

А на курсе спикеры уделили трёхактной структуре много времени. Мы на примерах разбирали, какие события и почему происходят с героем в каждом акте, как он на них реагирует, какие действия совершает и как в итоге к концу повествования меняется как личность.

Кстати о герое: в отдельных модулях нам рассказывали, как создать достоверного персонажа — продумать его характер, арку, добиться, чтобы зритель ему сопереживал. А в качестве домашнего задания требовалось посмотреть свои любимые фильмы и проанализировать их через призму той самой трёхактной структуры.

— Домашка мечты!

— Ага, в целом очень интересно изучать, как устроено то, что ты любишь и любишь давно. После того задания я стал больше внимания обращать на построение диалогов, сценарные повороты, мотивацию героев во всех фильмах и сериалах, что смотрю. Теперь вижу и понимаю, как мыслил автор.

Я больше никогда не смогу смотреть кино как обычный зритель. Но, если честно, это только радует!

«Наш эпизод показывали в кино перед „Росомахой“»: о написании сценария для сериала «Впервые»

— Правильно понимаю, что в ходе всего курса ты разрабатывал сценарий, на котором постепенно и отрабатывал все темы и инструменты?

— Да, причём с темой всем следовало определиться ещё в начале курса и почти сразу же приступить к сценарным наработкам, корректируя их по мере продвижения по программе.

Так поступил и я: придумал идею, а потом прописывал сцены, дорабатывал героев, советовался с кураторами и к концу курса вышел уже с готовым драфтом.

— Здорово! И твоё портфолио сценариста сразу же пополнилось одной работой.

— Да 🙂 А ещё я участвовал в творческом практикуме «Видеомастерская», где мы с командой разрабатывали эпизод сериала. Эта работа тоже стала внушительной строчкой в моём резюме.

Сериал называется «Впервые». Каждая его серия — законченная история, где герои делают что-то в первый раз. Кстати, 2 октября сериал вышел на стриминговых платформах.

Серия моего авторства — пятая по очереди и называется «Неприметная история». Это фантастическая картина о том, как после смерти нерешительный фаталист Даниил попадает на работу в Отдел примет. В первый же день всё идёт не по плану, и теперь ему предстоит спасти подопечную от гибели.

— Ну ничего себе синопсис! Как вы пришли к такой идее?

— Наша команда состояла из пяти человек: сценариста (то есть меня), продюсера, режиссёра, оператора и монтажёра. Изначально мы задумывали снять мистическую комедию, основывающуюся на народных приметах, но после брейншторма и в процессе работы ушли скорее в сторону фэнтези и мистики. В итоге получилась история про загробную жизнь и божественную канцелярию.

Трейлер серии «Неприметная история»

Вообще, в силу неопытности мы напридумывали много всякого интересного, что в итоге не смогли снять. Выяснилось, что воплотить некоторые вещи в жизнь сложнее, чем кажется.

— Например, какие?

— У нас была прописана сцена, где главный герой бежит за девушкой, чтобы догнать её и спасти, но на пути ему мешают разные мистические препятствия. Мы представляли, как перед героем эпично разбиваются зеркала, падают вилки, сбываются другие плохие приметы.

В общем, динамика, экшен, напряжение! Но, увы, эту сцену мы так и не сняли: оказалось, что аренда реквизита и оборудования стоит слишком дорого.

— И всё равно у вас получилась интересная серия. Настолько, что её даже показывали в некоторых кинотеатрах вместо трейлеров фильмов!

— Да, перед «Дэдпулом и Росомахой» 🙂

Кстати, я об этом узнал случайно от нашего режиссёра, Нанамори. Мы всей командой были удивлены и пока сами не знаем, как так вышло. Думаю, это как-то связано с тем, что Skillbox сотрудничает с киношколой «Свободное кино». В любом случае, мы в приятном шоке!

— Родственники уже звонили со словами: «Саша, там твой фильм крутят»?

— Для этого пока рановато. К тому же у меня все друзья и родня в Саратове, а серию показывали только в Москве.

Но сейчас, когда сериал «Впервые» уже вышел на стриминговые платформы и его можно посмотреть онлайн, таких сообщений от родственников и знакомых точно буду ждать.

Бэкстейдж со съёмок серии «Неприметная история»

«Есть перспектива выйти на известную стриминговую платформу»: о профессиональных успехах

— Как складываются твои успехи в сценарном ремесле после окончания курса?

— Все идеи, которые появляются, я обязательно записываю в заметки в телефоне. К некоторым из них со временем возвращаюсь — докручиваю, детально продумываю персонажей, и они постепенно обрастают «мясом».

С одной из таких наработок я отправился на питчинг от Skillbox, где познакомился с продюсером из индустрии. Он попросил меня прислать другие идеи, и одна ему особенно понравилась. Мы начали вместе её дорабатывать, и в процессе пришли к тому, что она имеет потенциал на целый сериал. Сейчас мы на стадии детальной проработки персонажей.

Самое крутое, что этот продюсер работает на стриминговой платформе, поэтому есть вполне реальная перспектива выйти на неё с нашим сериалом.

— Ого! Это какая-то известная платформа?

— Довольно известная, да 🙂 Но пока я не могу поделиться ни её названием, ни деталями самой идеи, поскольку, как это часто бывает, не все проекты доходят до продакшена. Не хочется ничего загадывать и тем более хвастаться.

— Тем не менее это уже уровень. Поделись хотя бы своими чувствами: каково тебе работать с крупной площадкой?

— Волнительно! Особенно я переживал поначалу: представлял, что там, в своих офисах, сидят взрослые солидные дяди в пиджаках, ходят на совещания, а я приду такой «зелёный». На самом деле всё совсем не так, мне даже сразу предложили перейти на «ты».

Сейчас, когда я уже влился в процесс, то стал проще ко всему относиться. Понимаю, что абсолютно все в команде нацелены на положительный результат и только рады мне где-то помочь и что-то подсказать. К тому же, я вижу, что площадка в целом старается растить молодые кадры.

Приятно видеть, что, несмотря на то, что я начинающий автор, все заинтересованы в моём труде.

Набираться опыта в таких условиях очень интересно. Хотя, признаюсь честно, я до сих пор периодически переживаю, что продюсеры скажут: «Саша, это всё фигня. Мы передумали с тобой работать».

Но пока этого не происходит, и надеюсь, что не произойдёт. Верю, что у продюсеров с редакторами хватит терпения всему меня научить.

Фото: личный архив Александра Данилина

— А можешь, пожалуйста, чуть подробнее рассказать о том, как строится процесс вашей работы?

— Сейчас мы на стадии синопсиса и, как я уже сказал, проработки персонажей. Я отправляю продюсерам документ с текстом, они вносят правки, и я их отрабатываю.

Кстати, критика исключительно конструктивная и в доброжелательном тоне, что очень важно.

Периодически мы созваниваемся с главным продюсером и редакторами и проводим обсуждение — они высказывают свои мысли, я их фиксирую и после стараюсь адаптировать под сценарий.

Процесс несложный, но долгий: пока материал посмотрит вся команда, пока все сформулируют и выскажут своё мнение, пройдёт довольно много времени. Но таков рабочий процесс, и это нормально. Зато глаз не замыливается, и я всегда возвращаюсь к материалу со свежей головой.

— Помимо этого, пока секретного, проекта ты где-то ещё задействован?

— Иногда беру заказы на написание сценариев для ютуб-видео и рилсов на фрилансе. Это случается нечасто, и я на этом почти не зарабатываю, но опыт крутой — почти всегда мне попадаются интересные заказчики, благодаря которым я изучаю другие страны.

Например, как-то я писал сценарии для клиента, переехавшего из России в США. Он снимал видео про недостатки жизни в Америке, и от него я узнал про быт в Штатах: о стоимости аренды, ценах на отопление и далее по списку. А в другой раз готовил ролик про особенности жизни в Таиланде.

Бывают, конечно, и забавные клиенты. Например, одна девчонка попросила написать сценарий рилса для бренда свечей под названием «Когда собака пукнула» 🙂

— Интересный нейминг… А бывало, что ты предлагал какую-то классную, на твой взгляд, идею, а редакторы или заказчики просили её убрать?

— Бывало, конечно. Но мне в такие моменты совсем не обидно — я давно привык к критике и безжалостным сокращениям. Многолетнее участие в юмористических шоу, знаете ли, закаляет.

«Надо уметь расставаться со своими идеями»: чему Александра научило участие в «Comedy Баттл»

— Кстати о юмористических шоу: очень интересно узнать про их изнанку. Ты прошёл длинный и сложный путь в юморе. Расскажешь, как он начался?

— В 13 лет я впервые попал в школьный КВН. Забавный факт в том, что меня туда привела мама. Я рос апатичным подростком без интересов. Приходя из школы, садился играть в компьютерные игры, и этого мне было достаточно для счастья.

А мама, конечно, таким раскладом была недовольна и пыталась придумать мне интересное занятие. Она работала учителем в нашей школе и поэтому однажды настоятельно предложила мне поучаствовать в местном КВН, искренне надеясь, что мне понравится.

— И тебе действительно понравилось?

— Да. Я начал играть в КВН школе, а потом не бросил его и в университете. А ещё чуть позже узнал, что у нас в Саратове есть стендап-клуб, и начал пробовать свои силы там. Ну и, наконец, решился выступить на телешоу.

Александр (второй справа) на выступлении с командой
Фото: личный архив Александра Данилина

— И пошёл на кастинг «Открытого микрофона»?

— Да, причём тот кастинг проводился в формате фестиваля: каждый год около тысячи человек приезжает в Москву, чтобы выступить перед залом с редакторами и другими участниками и испытать свои силы.

Я не ожидал, что пройду и, если честно, ещё долго не мог в это поверить. Даже когда уже снимался в «Открытом микрофоне».

Но спокойно относиться к правкам я научился не на этом шоу, а позже, на «Comedy Баттл». И, кстати, это произошло вовсе не за счёт красных кнопок от жюри и сбрасывания меня как комика со сцены 🙂

— А как же тогда?

— Перед съёмкам проходит подготовительный этап. Участников заселяют в гостиницу, где в течение недели они пишут материал. Каждый день. Затем — показывают его группе авторов и те редактируют текст, вносят правки. Также авторская группа предлагает идеи по тому, как сделать материал интереснее. После этого участники встречаются с креативным продюсером: тот слушает материал и решает, какие шутки он пропускает, а какие нет.

Конечно, из эфира много чего вырезается, и порой текст приходится полностью переписывать. Сначала тебе жалко его и своих гениальных, как кажется, идей. Но… в итоге ты научаешься безжалостно отсекать лишнее и расставаться со своими идеями, чтобы в результате получить сильный материал.

— Интересно! А я думала, что больше всего участники «закаляются» именно во время съёмок.

— Понимаю. Когда смотришь шоу по телевизору, создаётся впечатление, что на кастингах все настроены против участника: жюри его жёстко оценивает, другие комики с ним конкурируют. Но на самом деле атмосфера на съёмках очень тёплая: все общаются, и иногда участники даже помогают друг другу придумывать шутки.

Да, выступать на сцене действительно волнительно и нервно, но по большей части — только из-за долгого ожидания своей очереди. Вот ты сидишь целый день в Доме кино, где обычно проходят съёмки, повторяешь-повторяешь материал, и ничем другим заняться не можешь. Ожидание сильно выматывает.

Стендап Александра о взрослении

А во время самого выступления голова отключается и свой материал читаешь, как будто на автомате. Иногда даже удаётся получить удовольствие от процесса. Особенно когда зрители смеются над шутками. Ну а когда тебя скидывают со сцены, на уме остаётся лишь одна мысль — как бы правильно сгруппироваться, чтобы сильно не удариться при падении.

— В начале разговора ты упомянул, что останавливаться только на жанре комедии не планируешь. А какие профессиональные планы строишь? Какие вопросы хочешь поднимать?

— Меня волнуют темы выбора. Между мечтой и реальностью, между семьёй и карьерой. Стендап я люблю, но, кажется, уже перерос этот формат. Я доказал себе, что могу рассмешить людей, и теперь хочу выйти из кадра и сделать нечто большее, чем просто текст с шутками 🙂

Научитесь: Профессия Сценарист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована