Кино
#статьи

«Вуду. Шёпот тьмы»: хоррор, который совмещает игровое кино и покадровую анимацию

Разбираем новую ленту малоизвестного хоррор-мейкера.

Кадр: фильм «Вуду. Шёпот тьмы» / BFI / Blue Light

В российский прокат 24 октября выходит картина «Вуду. Шёпот тьмы» (Stopmotion в оригинале) режиссёра Роберта Моргана. Это первая полнометражная работа американца — до этого Морган снимал короткометражные анимационные фильмы («Кот с человеческими руками») или вместе с коллегами создавал киноальманахи («Азбука смерти — 2»). Неизменным всегда оставался жанр, в котором работал Морган, — ужасы.

В «Вуду» постановщик старается не пугать зрителя скримерами, а давит атмосферой и томительным ожиданием неизбежного. Ещё Роберт Морган много размышляет о природе творчества и взаимоотношениях художника с его творениями.

Подробно разберём «Шёпот тьмы», остановившись:


Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём эта картина

Элла (Эшлинг Франчози) — дочь культового режиссёра покадровой анимации Сюзанны Блэк (Стелла Гонет). Властная мать не может продолжать работать из-за артрита, поэтому заменяет свои руки руками Эллы. При этом дочери запрещено креативить — она должна лишь беспрекословно выполнять требования родителя. Два миллиметра влево, три миллиметра вверх — это всё, что доверено девушке. Но всё меняется, когда у Сюзанны случается инсульт и она впадает в кому.

Сначала Элла хочет закончить фильм матери, но чуть позже решает создать собственный. Чтобы было где творить, девушка снимает квартиру и делает из неё небольшую студию. В полузаброшенном доме Элла знакомится с маленькой девочкой (Кэолинн Спринголл) — соседкой, которая бесцеремонно лезет в производство картины и даже предлагает идею для короткометражки.

Кадр: фильм «Вуду. Шёпот тьмы» / BFI / Blue Light

Первое время девушка не слушает ребёнка, пытаясь создать что-то оригинальное. В итоге Элла всё же сдаётся и под чутким руководством новой знакомой начинает экранизировать жуткую историю о девочке, за которой гонится чудовище по имени Пепельник. Жертва преследования прячется в доме, и три ночи подряд к ней приходит монстр. Каково же удивление Эллы, когда она начинает понимать, что мультфильм постепенно становится явью.

Какой получилась главная героиня

Персонажей в фильме немного. Есть Элла и девочка-соседка, есть мама, которая в самом начале фильма впадает в кому, а ещё есть бойфренд главной героини Том (Том Йорк) и его сестра Полли (Терика Уилсон-Рид). Роберт Морган хорошо умеет работать с историями о куклах, но это его первая попытка в проработке персонажей — к сожалению, не вполне удавшаяся. Интересными персонажами могли бы стать мать героини и девочка из её подсознания, однако немного подвёл сценарий.

Элла получилась наиболее живым персонажем с понятными проблемами. Всю жизнь девушка существовала в тени матери, и теперь, выбравшись наконец из-под гнёта родителя, она понимает, что ещё не создала ни одной оригинальной работы и не придумала ни одной собственной идеи. В картине даже есть сцена, в которой Элла осмеливается обратиться к пока ещё здоровой матери с предложением творчески участвовать в создании новой ленты, однако властная Сюзанна всем своим видом показывает, что лучше бы дочери закрыть рот.

Кадр: фильм «Вуду. Шёпот тьмы» / BFI / Blue Light
Кадр: фильм «Вуду. Шёпот тьмы» / BFI / Blue Light

Элла буквально росла на хоррор-мультфильмах матери и всё свободное время проводила с ней, поэтому у героини нет друзей — есть только парень, который, судя по всему, не в восторге от своего выбора. У Эллы много травм и незакрытых гештальтов — психологическое здоровье полностью разрушено, из-за чего в её голове начинают возникать пугающие образы.

Выученная беспомощность девушки не даёт ей самой сесть за новый проект, создав его с нуля, однако воспалённое сознание находит выход. Им становится образ маленькой девочки, придуманный исключительно для того, чтобы создать новую короткометражку. Видимо, Элла настолько привыкла работать под чьим-то руководством, что её мозг прибегнул к вот такой вот хитрой затее — создать мини-копию матери, которая точно так же будет указывать ей, что и когда делать. Элле искренне хочется сопереживать, поскольку она заложница ситуации. Девушка находится в плену у матери и себя. Порой она творит ужасные вещи, но даже за этим наблюдаешь не без доли сочувствия.

Как режиссёр рассказывает историю

Внутри игровой картины примерно четверть показанного — покадровая анимация. По сути, мы смотрим фильмы внутри фильма — сначала тот, что снимала Элла под руководством мамаши, а следом тот, что героине навязала девочка.

Сюзанна снимала притчу о циклопе, который пожертвовал глазом в обмен на пророческое видение — в нём циклоп наблюдал собственную смерть. Элла создаёт что-то среднее между сказками «Красная Шапочка» и «Три поросёнка», используя традиционные для фольклорных сюжетов иносказательные элементы и символы — например, число 3. Первый фильм снят в постапокалиптических декорациях, а второй — в импровизированном лесу из сухих веток. Оба смотрятся жутко, но более яркие эмоции вызывает всё же последний.

Для своей картины Элла лепит фигурки из воска и мяса. Поначалу это стейки из магазина, а ближе к концу картины — части животных и людей. Куклы выглядят омерзительно и двигаются с характерным склизким звуком. Они не пугают, но смотреть на них, честно говоря, не очень приятно.

Кадр: фильм «Вуду. Шёпот тьмы» / BFI / Blue Light

В заключительной трети фильм становится боди-хоррором — Элла начинает ковыряться в себе и в других. Морган не настолько изобретателен в поджанре, как Кроненберг или Дюкурно, однако заметно, что у режиссёра есть талант к съёмкам сцен с излишними телесными подробностями. Постановщик в этих эпизодах не щадит зрителя и заставляет нас пристально наблюдать за происходящей на экране жестью.

При этом чувствуется, что бюджет фильма был весьма ограничен: мало локаций и персонажей, отсутствие компьютерных спецэффектов и скромная операторская работа. Но в этой картине многомиллионные затраты были в принципе невозможны — сама по себе история локальна, а основной конфликт разворачивается внутри головы героини.

Почему фильм всё же неидеален

К сожалению, довольно ёмкая история была растянута до 93 минут режиссёром и другими авторами — вместе с Морганом над сценарием работал ещё один человек, Робин Кинг. Заметно, что Роберт привык создавать короткие метры и не до конца понимает, как распоряжаться выделенными ему полутора часами. Авторы могли бы с лёгкостью ужать хронометраж фильма до 15–20 минут, создав отменный триллер с выразительным сюжетом.

Лента медлительна в начале, проседает в середине и лишь в конце разгоняется. Знатоки жанра могут с многозначительным видом сказать, что перед нами слоубёрнер, фишка которого как раз и заключается в неспешном повествовании. Это, конечно, верно, да вот только медлительность «Шёпота тьмы» не имеет ничего общего с поэтапным развитием сюжета в условной «Реинкарнации». Моргану сложно даётся темпоритм полного метра — в той же «Азбуке» истории выглядят органичнее.

Режиссёр ударяется то в психологический, то в классический, то в боди-хоррор, будто до конца не определился, чем именно хочет пугать зрителя. Как следует покопаться в голове героини Моргану, очевидно, хотелось больше всего, ведь основной конфликт фильма — творец и творчество. Безымянная девочка — плод воображения героини, её альтер-эго, которое полно идей и креатива. Элла столько лет подавляла ребёнка в себе (не без помощи деспотичной матери, естественно), что в какой-то момент та её часть ожила и начала досаждать своими навязчивыми идеями.

Кадр: фильм «Вуду. Шёпот тьмы» / BFI / Blue Light

Боди-хоррор разворачивается на экране примерно через час после начала фильма. Причём телесной мерзости ожидаешь уже на первых минутах, но никак не на 60–70-й. Если мастер жанра Дэвид Кроненберг может шокировать с первых кадров или плавно подвести к изменениям в теле персонажей ближе ко второй трети фильма, то Морган решил сделать ставку на отложенный эффект. Получилось не особо удачно, ведь к моменту, когда герои начинают заниматься членовредительством, успеваешь заскучать. Да и прожжённых любителей ужасов не напугаешь ковырянием в ноге: совсем недавно Корали Фаржа в «Субстанции» заставляла своих героев курицу из пупка доставать — вот это настоящий экстрим!

Классические хоррор-элементы вполне… классические. Скример с дверным глазком — клише, сцены убийств в каком-то смысле даже стерильны (что странно, ведь элементы боди-хоррора пугают и шокируют куда сильнее), да и дизайн главного монстра не запоминается.

Мысль автора ясна: творчество порой помогает не созидать, а разрушать. Иной проект может загубить человека, не принеся ему никакого удовлетворения. Идею, посетившую Роберта Моргана, осмысляли на протяжении веков многие творцы. Конфликт актуален: о нём рассуждал и ранее упомянутый Кроненберг в своём предпоследнем фильме «Преступления будущего».

Кадр: фильм «Вуду. Шёпот тьмы» / BFI / Blue Light

Моргану нужно было не придумать оригинальную тему, а оригинально раскрыть изъезженный вопрос. Внедрить покадровую анимацию в игровой фильм — идея хорошая, однако кажется, будто стоило сделать на этом основной упор, а не задвигать прекрасные кукольные короткометражки на второй план. Пожалуй, мог бы помочь опыт коллег — так, Фил Типпетт в 2021 году презентовал потрясающий анимационный фильм «Безумный бог». Возможно, если бы Роберт Морган пошёл по пути Типпетта и создал полнометражный анимационный проект, получилось бы ещё интереснее. Впрочем, «Вуду» и так определённо заслуживает внимания.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована