Кино
#статьи

Мыльная опера: почему так называется и чем нравится российскому зрителю

Говорим о мыльных операх без лишней воды.

Иллюстрация: кадры из сериалов «Дикий Ангел» / «Клон» / «В поисках завтрашнего дня» / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Мыльные оперы стали неотъемлемой частью телевизионной индустрии и захватили внимание миллионов зрителей. И хотя сегодня их можно смотреть не только на ТВ, но и на стримингах и YouTube, это всё те же старые добрые мыльные оперы. Самая долгоиграющая из них, «Главный госпиталь», выходит с 1963 года — нынешний сезон стал для неё 61-м.

В этом материале разбираем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как и когда появились мыльные оперы

Мыльные оперы — дневные драматические сериалы, изначально ориентированные на домохозяек: мужчины работали, а дети учились.

Первые мыльные оперы появились на американском радио в тридцатые годы прошлого столетия. «Мыльными» сериалы стали не случайно: между сериями (а порой и внутри) рекламировались средства личной гигиены от производителей вроде Procter & Gamble или Colgate-Palmolive.

Интересно, что словом «опера» крестили многие жанры и поджанры раннего телевидения и киноиндустрии: до мыльных были конные оперы — дешёвые вестерны, строящиеся по всем канонам жанра. После мыльной и конной родилась космическая опера — популяризации этого направления способствовали «Звёздные войны» Джорджа Лукаса.

Прародителем мыльных опер стал радиоспектакль «Клара, Лу и Эм», премьера которого состоялась 16 июня 1930 года. Его придумали три подруги: Луиза Старки (Клара), Изабель Каротерс (Лу) и Хелен Кинг (Эм). В течение всего эфирного времени три героини-домохозяйки из провинциального городка должны были обсуждать бытовые проблемы: отношения в семье, цены на продукты, новые наряды и хлопоты по дому.

Трио принесло свою идею на WGN, получило одобрение и первые выпуски записало без оплаты на голом энтузиазме. Вскоре интерес к шоу возрос, и компания Colgate-Palmolive стала спонсором проекта. Первоначально «Клара, Лу и Эм» выходили в вечернем эфире, но 15 февраля 1932 года их перенесли на дневные часы. Ближе к 1940 году радиоэфир заполонили мыльные оперы: подобных программ насчитывалось порядка 70.

Первая телевизионная мыльная опера — сериал «Фарэуэй-Хилл», премьера которого состоялась 18 декабря 1946 года.

Сюжет сериала был основан на неоконченном романе режиссёра шоу Дэвида П. Льюиса. «Фарэуэй» всё ещё был рассчитан на женскую аудиторию, но выбрался за пределы кухонных разговоров подруг. По сюжету после смерти богатого мужа главная героиня возвращается к семье в Фарэуэй-Хилл и обретает новую любовь. Она по-прежнему сталкивается с бытовыми проблемами, но не они занимают все её мысли.

Флора Кэмпбелл, актриса сериала «Фарэуэй-Хилл»
Фото: Wikimedia Commons

В начале 1960-х годов последние дневные сериалы покинули радио и окончательно стали неотъемлемой частью телевидения, где «мыльные» рекламодатели чувствовали себя комфортнее. Центральные элементы содержания сериалов остались неизменными: любовь, семья, интимные отношения и бытовые проблемы.

В этом жанре часто происходит смешение личных семейных конфликтов с более широкими социальными и политическими проблемами. Это помогло мыльным операм сохранить популярность и остаться актуальными.

Как понять, что вы смотрите мыльную оперу

Мыльные оперы — это истории о будничном, а действие обычно разворачивается внутри семьи. Конфликт строится на том, как семья справляется с каждодневными проблемами.

По мнению Дороти Хобсон, старшего преподавателя в Вулверхэмптонском университете, «люди смотрят мыльные оперы по двум причинам: чтобы уйти от повседневной жизни и научиться справляться с повседневной жизнью». Хобсон говорит, что сюжеты мыльных опер обычно отражают разные стороны жизни людей: их социальные отношения, эмоции и реальные жизненные ситуации, с которыми они сталкиваются. По сути, «мыло» рассказывает зрителям об их собственной жизни.

Чем же в таком случае мыльные оперы отличаются от мелодрам и бытовых драм?

  • Продолжительностью. Мыльные оперы идут постоянно и долго — ежедневно или несколько раз в неделю; а количество сезонов исчисляется десятками. В совокупности с клиффхэнгерами это позволяет не только развивать сюжетные линии и персонажей на протяжении долгого времени, но и сохранять интригу для зрителей.
  • Сюжетными линиями. В мыльных операх персонажи часто запутываются в отношениях, семейных интригах, любовных треугольниках и драматических событиях. Сюжетные линии разворачиваются постепенно, и у них много непредвиденных поворотов и неожиданных развязок.
  • Персонажами. Сложные характеры персонажей раскрываются на протяжении длительного времени.
  • Аудиторией. Долгое время мыльные оперы создавались для женщин среднего возраста, хотя сегодня они привлекают более обширную аудиторию — включая мужчин.
  • Эстетикой. Визуальная эстетика мыльных опер отличается от атмосферы драматических сериалов. Они снимаются в павильонах, актёры носят яркие костюмы и системе Станиславского предпочитают более театральный стиль исполнения. Всё это роднит мыльные оперы с ситкомами — про них мы делали отдельный материал.

Какие мыльные оперы смотрели в СССР

До 1988 года мыльных опер в СССР не было — советский зритель и не догадывался, что в дневное время можно смотреть мелодраматические сериалы.

Кадр: сериал «Тени исчезают в полдень» / Киностудия «Мосфильм» / Творческое объединение «Телефильм»

Вместо этого по телевизору показывали документальные фильмы, исторические передачи и сериалы, которые отражали идеологию государства. Исторические сериалы считались вполне себе развлекательными. Среди них были, например:

  • «Тени исчезают в полдень» (1970–1971) — сериал о жизни деревни Зелёный Дол от распада Российской империи до Великой Отечественной войны.
  • «Вечный зов» (1973–1983) — эпическая семейная сага, охватывающая период с 1906 года до эпохи хрущёвской оттепели. Схожий с «Тенями» сериал, в котором история трёх поколений жителей небольшой деревни растянулась на два сезона.
  • «Хождение по мукам» (1977) — экранизация одноимённого романа Алексея Толстого о событиях Первой мировой войны и революции.

Исторический контекст и классовая борьба значили в этих сериалах больше, чем быт и выяснения отношений между героями, характерные для западных опер. Радоваться обыденной жизни и думать о комфортном быте советскому зрителю было ни к чему — это так по-мещански. И на ТВ предпочитали напоминать об ужасах, пережитых страной за последние 50–70 лет. Тем не менее подобные сериалы — или, как их называли в то время, многосерийные фильмы — пользовались у советской аудитории популярностью. До тех пор, пока в страну не попали настоящие, западные мыльные оперы.

Первую такую оперу Советский Союз увидел в 1988 году — тогда в телеэфир вышли первые серии «Рабыни Изауры». Это история о молодой красивой девушке по имени Изаура, которая живет в Бразилии в поместье богатой семьи.

Рабыня Изаура (Луселия Сантус) и её возлюбленный, плантатор Алваро (Эдвин Луизи).
Кадр: сериал «Рабыня Изаура» / TV Globo

Несмотря на низкое социальное положение, Изаура отличается благородством, интеллектом и твёрдым характером. Девушка влюбляется в Алваро, сына хозяина поместья, и тот отвечает ей взаимностью. Их любовь встречает сопротивление со стороны семьи, которая считает, что Изаура недостойна их сына.

На родине сериал вышел в 1977 году. После трансляции в Европе очередь дошла и до СССР. С одним «но»: были показаны только восемь серий из ста. Недоразумение вскоре исправили и выпустили в эфир остальные, а мыльная опера стала народной: дачи переименовались в фазенды, а полных дам стали называть жануариями.

Сериал «Рабыня Изаура» стал популярным в Советском Союзе по ряду причин. Во-первых, он затронул важные социальные темы, близкие советским гражданам. История угнетения, борьбы за свободу и справедливость, поднятая в сериале, перекликалась с идеями равенства и социальной справедливости, пропагандируемыми в СССР. Советские зрители сочувствовали Изауре и её борьбе против унижений и произвола рабовладельцев.

Кроме того, сериал предоставил советским людям редкую возможность взглянуть на жизнь в другой социально-экономической системе. Капиталистическая Бразилия, показанная в мыльной опере, была совершенно чуждым миром для большинства советских граждан, живших за железным занавесом. Этот контраст, а также яркие харизматичные персонажи, проработанный сюжет и высокое качество исполнения сделали сериал феноменом в СССР.

Важную роль в популярности «Рабыни Изауры» сыграло и время её показа. В восьмидесятые годы, когда транслировался сериал, в советском обществе намечались тенденции к большей открытости и демократизации. Неудивительно, что сериал привлёк аудиторию и стал одним из самых популярных иностранных телепроектов в Советском Союзе.

После «Изауры» в начале девяностых на телевидении начала транслироваться мексиканская мыльная опера «Богатые тоже плачут» о любви бедной девушки к богатому плейбою.

Кадр: сериал «Санта Барбара» / Televisa

После выхода этого сериала позиции мыльных опер окончательно укрепились на ТВ. Зритель больше не голодал и не ограничивал себя в удовольствиях, он мог наслаждаться просмотром сразу нескольких проектов: «Дикой розы», «Вавилонской башни», «Тропиканки» и, конечно, «Санта-Барбары».

Какие мыльные оперы снимают в России

После распада СССР российское телевидение стало снимать собственные мыльные оперы. Первые отечественные многосерийные драмы, такие как «Петербургские тайны» и «Граница. Таёжный роман», появились на экранах в 1990-е и быстро завоевали большую аудиторию.

Было бы неправильно называть их «чистокровными» мыльными операми: в той же «Границе» всего восемь серий. Тем не менее вектор был задан: последующие оперы, вроде «В ритме танго» (2006) или «Как выйти замуж за миллионера» (2012), фокусировались на семейных драмах, любовных историях и бытовых коллизиях, отражая реалии постсоветского общества. Сняты все они бесхитростно: обилие восьмёрок и крупных планов в диалогах вкупе со статичной камерой — весь упор сделан на персонажей и их реплики.

Сегодня в России снимают много костюмированных многосерийных драм — здесь и «Екатерина», и «Тобол», и «Романовы». Этому мы научились у «старших братьев»: Латинской Америки, Турции и Бразилии.

Кадр: сериал «Романовы» / Star Media / «Бабич Дизайн»

Исторические проекты и любовные треугольники современному российскому зрителю нравятся. При этом он меньше озабочен проблемами классового неравенства, чем советский или современный западный зритель. Пока латиноамериканские телесериалы открыто и много говорят о материальном расслоении, низком уровне жизни части населения, проблемах безопасности, безработице и домашнем насилии, у нас подобное сглаживается, а на первое место выходит личная драма персонажей (чаще женского пола).

Почему мы любим мыльные оперы

В 2022 году учёные Тюменского государственного университета провели исследование причин популярности телесериалов (в том числе мыльных опер). По мнению специалистов, мир сериала больше насыщен событиями, чем реальность, — и поэтому увлекательнее. Глядя в телевизор, зритель может ассоциировать себя с одним из героев, сопереживать ему, оправдывать его мотивацию или поступки.

Это стремление уйти от реальности в воображаемый мир — одна из ключевых причин популярности мыльных опер. У этого «телевизионного эскапизма» есть как минимум три преимущества:

  • Возможность отвлечься от проблем. Наблюдая за перипетиями жизни героев, зрители на время забывают о своих повседневных заботах, трудностях и тревогах.
  • Компенсация того, чего не хватает в жизни. Многие зрители находят в мыльных операх романтику, страсть, семейное тепло, возможность поквитаться с врагом, достаток и успех. Это позволяет удовлетворить эти потребности хотя бы на «экранном» уровне и даёт эмоциональную разрядку.
  • Консервативные ценности. Российские мыльные оперы часто транслируют ценности традиционных семьи и брака, что устраивает не только отечественную аудиторию, но и государство с его политикой сохранения «стандартной» семьи.

Мыльные оперы дают российскому зрителю возможность на время отстраниться от собственных проблем, окунувшись в увлекательный, эмоциональный и желанный мир. Причём мир этот максимально похож на реальный — никаких тебе супергероев. Это чуть более «правильная» реальность, где главные герои обязательно получат воздаяние за все преодолённые трудности и где счастье очень возможно.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована