Кино
#статьи

Антиутопия в бункере: стоит ли смотреть сериал «Укрытие»

Ребекка Фергюсон разгадывает тайны постапокалиптического мира.

Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios

17 января завершился второй сезон «Укрытия». Сериал рассказывает о мире после экологической катастрофы. Уцелевшие после неё люди спрятались в гигантском бункере, где сформировали строгую классовую систему. При желании любой житель может покинуть убежище. Однако все, кто выходил на поверхность, сразу же погибали, — поэтому никто из обитателей бункера не знает, что происходит снаружи и остались ли на планете другие выжившие.

Критики высоко оценили «Укрытие»: на Rotten Tomatoes у сериала 92% свежести. А пользователи IMDb дали ему 8,1 балла из 10.

Рассказываем, какие тайны хранит «Укрытие», и почему этот научно-фантастический сериал стоит посмотреть.

Из статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём сериал

За столетия до событий сериала на Земле произошла глобальная экологическая катастрофа. Из-за отравленного воздуха поверхность планеты стала непригодна для жизни, поэтому выжившие спрятались от конца света в громадном бункере. На верхних этажах поселилось правительство, а на нижних — рабочие.

140 лет назад в бункере произошло восстание, из-за которого информация о прошлом человечества была утрачена. Только реликвии — предметы старых времён — могут пролить свет на исторические тайны. Однако хранить их запрещено, равно как и выяснять, что было до восстания. Под землёй все живут по пакту — своду законов, который оставили неизвестные создатели бункера. Правила нужны, чтобы подземное общество могло гармонично существовать, но некоторые пункты многим кажутся нелогичными. Например, запрет на устройства с увеличительными линзами.

Пакт управляет жизнью каждого человека в бункере. Особенно строго правительство контролирует рождаемость: завести детей можно только после особого разрешения, дождавшись своей очереди. Первый эпизод знакомит нас с шерифом Холстоном Беккером и его женой Эллисон, сотрудницей IT-отдела. У пары никак не получается зачать ребёнка, и во время очередной попытки сделать это Эллисон узнаёт, что ей так и не удалили блокатор беременности.

Расследование подталкивает её к мысли, что власти полностью контролируют жизнь обитателей бункера, а значит, могут утаивать от них правду о поверхности.

Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios

Чтобы раскрыть эту тайну, Эллисон объединяется с айтишником Джорджем Уилкинсом, у которого хранится диск с данными, записанными ещё до катастрофы. Вместе им удаётся восстановить информацию, и Эллисон ещё сильнее убеждается в существовании правительственного заговора. Пытаясь доказать, что снаружи бункера можно жить, она покидает укрытие, но падает замертво возле ближайшего холма.

Вскоре после гибели Эллисон в бункере находят тело Джорджа Уилкинса, и шериф Холстон начинает расследование. В какой-то момент он также решает покинуть бункер, чтобы «встретиться с женой». Перед этим Холстон назначает своей преемницей Джульетту Николс — инженера с нижних уровней и возлюбленную покойного Уилкинса. Только во втором эпизоде становится ясно, что именно она — главная героиня сериала. Джульетта продолжает расследование предшественника, чтобы разобраться в обстоятельствах смерти Джорджа и понять, почему Беккеры добровольно решили покинуть бункер.

Главные герои сериала

«Укрытие» удачно обманывает зрителя, вводя в сюжет героиню только со второго эпизода. До этого мы наблюдаем за трогательной историей четы Беккеров и ближе знакомимся с миром сериала. Пока шериф Холстон следит за тем, чтобы в бункере было спокойно, его жена Эллисон, наоборот, пытается разрушить фундамент лжи, на котором построено укрытие. Благодаря этой сюжетной линии зритель может понять, что за люди здесь живут: чего они боятся, о чём мечтают и во что верят.

Беккеры сопротивляются режиму не ради самой борьбы, их действиями руководят искренние эмоции и понятные внутренние конфликты. Эллисон хочет отстоять своё право на выбор и пытается вернуть людям отобранную память о прошлом. А Холстон спустя время признаёт правоту жены и присоединяется к ней.

Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios

Джульетта продолжает эту борьбу, поскольку сама столкнулась с разрушительными действиями системы: при загадочных обстоятельствах погиб не только её возлюбленный, но и мать с братом. Это наталкивает Николс на мысль, что отказ от свободы ради безопасности не работает, а правительство бункера действует в своих интересах, игнорируя потребности простых людей. Ребекка Фергюсон великолепно воплотила в Джульетте образ маленького человека, который вынужден взять на себя большую миссию. При этом у персонажа нет признаков Мэри Сью: оказавшись в незнакомой и смертельно опасной среде, Джульетта часто боится или сомневается в себе. А успехов добивается благодаря уму и силе воли.

И пусть Джульетта успешно держит на себе основной фокус зрительского внимания, в бункере есть ещё немало интересных персонажей. Например, Бернард Холланд — руководитель IT-отдела, который изначально кажется союзником Джульетты, но на деле оказывается жестоким деспотом. Эту роль в сериале исполнил Тим Роббинс — звезда фильмов «Побег из Шоушенка» и «Таинственная река». Ближе к концу первого сезона Холланд становится главным антагонистом шоу и всячески мешает Джульетте раскрыть правду о поверхности. Холланду помогают его единомышленники: судья Мэри Медоуз и Роберт Симс — агрессивный глава службы безопасности.

Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios

Среди второстепенных героев можно выделить Марту Уокер — инженера из машинного отделения, которая воспитывала Джульетту, когда та сбежала от своего отца Пита. Для главной героини Марта выступает родительской фигурой: именно она взрастила в Джульетте стойкость и развила её навыки механика. Пит Николс, в отличие от дочери, от природы труслив и потому лоялен власти. Он работает акушером-гинекологом и прекрасно знает, как правительство контролирует рождаемость в бункере. Но продолжает до последнего хранить эту тайну.

Кто снял «Укрытие» и каким получился сериал

Сериал основан на трилогии романов американского писателя Хью Хауи, в которую входят произведения «Иллюзия», «Смена» и «Пыль». Сериальную адаптацию книг поручили шоураннеру Грэму Йосту, который известен по вестерну «Правосудие» и шпионскому сериалу «Медленные лошади». Режиссёром и исполнительным продюсером выступил Мортен Тильдум, снявший картину «Игра в имитацию» и мини-сериал «Защищая Джейкоба». Музыку для «Укрытия» записал исландский композитор Атли Эрварссон, а над декорациями работал художник-постановщик Гэвин Боке.

Именно Боке до мельчайших деталей продумал визуальное оформление укрытия. Дизайн мебели, вид конкретных ярусов, однообразные уровни и коридоры — всё это отражает сеттинг сериала и помогает усилить ощущение, что обитатели бункера живут в условиях тоталитаризма. Но пожалуй, самый эффектный элемент здешней антиутопии — запрет на реликвии. За хранение привычных для нас, зрителей, предметов (вроде наручных часов) жителя бункера могут сослать на рудники или вовсе убить.

Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios

Чтобы подчеркнуть гнетущую атмосферу бункера, создатели сериала часто снимают сцены с минимальным освещением. Иногда зрителю придётся выкручивать яркость экрана на максимум, чтобы увидеть происходящее в кадре. Смысл визуальной эстетики «Укрытия» — показать среду, в котором люди настолько скованы правилами и запретами, что либо фанатично убеждают себя в правильности ограничений, либо рискуют жизнью ради мига свободы. Благодаря грамотному сценарию зрителя методично знакомят с секретами бункера. При появлении новых зацепок в расследовании безопасное убежище постепенно начинает восприниматься как тюрьма.

Авторы сериала умело усиливают интригу, раскрывая одну тайну и тут же создавая другую. В конце первого сезона на руках у Джульетты есть лишь небольшая часть пазла. Она всё ещё не знает, как произошла катастрофа, что за восстание было в бункере 140 лет назад и кто на самом деле правит укрытием. Большое количество неизвестных переменных иногда оказывается авторам не по зубам. Грамотно выстроенное развитие сюжета резко замедляется во второй трети сезона, прежде чем перейти к увлекательной развязке. А сценаристы периодически спотыкаются об условности и клише постапокалиптического мира, допуская логические ошибки и утрируя образ местной диктатуры.

Как «Укрытие» совмещает детектив, антиутопию и постапокалипсис

Основная сюжетная составляющая сериала — детектив. С первых серий на зрителя обрушивается огромное количество с виду несущественных деталей. Но с каждой следующей серией сценаристы ловко собирают из разбросанных подсказок цельную картину, постоянно поддерживая интерес аудитории. Расследование даётся Джульетте непросто, ведь в любой момент она может стать жертвой покушения. Зрителю очень легко сопереживать главной героине: она, не будучи профессиональным сыщиком, рискует жизнью во имя справедливости и памяти близких ей людей.

В ходе расследования Джульетта всё глубже погружается в механизмы работы здешней антиутопии. Проблема в том, что «Укрытие» практически не привносит ничего нового в жанр. Диктатуру в закрытом пространстве мы видели, например, в серии игр BioShock, многоэтажное общество — в фильме «Платформа», а классовое противостояние — у Пон Джунхо в картине «Сквозь снег». В книжном первоисточнике было много и от классиков жанра. Попытки стереть историю, запрет на осмысление окружающего мира, тотальная слежка — мир в духе Оруэлла и Замятина.

Стремление создателей «Укрытия» остаться строго в пределах жанра наверняка сделало бы сериал довольно предсказуемым. Но сеттинг постапокалипсиса помог создателям добавить в сюжет больше тайн и усилить интригу. В первом сезоне мы по крупицам собираем информацию об экологической катастрофе: видим, как люди за пару минут умирают на поверхности, пытаемся выяснить причину конца света. Мир за стенами бункера предстаёт перед героями абсолютным злом — непознаваемым и смертельно опасным. И лишь во втором сезоне зритель знакомится с поверхностью поближе.

Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios

Развитие сюжета в «Укрытии» местами напоминает аниме «Атака титанов». В нём используется структура повествования под названием кисётэнкэцу — схема, при которой в истории нет основного конфликта. Вместо него вводится сюжетный поворот, который включает все события в новый контекст и позволяет по-новому взглянуть на них. Человечество и в «Атаке титанов», и в «Укрытии» прячется от окружающего мира в защищённом пространстве (города за стеной или бункер). В обоих случаях у людей есть представление о том, что происходит снаружи. Но дальше выясняется, что оно ошибочно, а все события следует воспринимать в другом контексте.

Пока герои «Атаки титанов» разгадывают тайну происхождения титанов, Джульетта пытается найти правду о мире за пределами бункера. Действительно ли он необитаем и непригоден для жизни? Почему всю информацию о поверхности тщательно держат в секрете? Кем, когда и зачем был построен бункер? «Укрытие» не раскрывает эти тайны до конца, но даже частичного ответа на один из вопросов хватает, чтобы переосмыслить события сериала.

Что произошло во втором сезоне «Укрытия» и стоит ли смотреть сериал

Во втором сезоне события первого получают развитие. Джульетта выясняет, что поверхность планеты малопригодна для жизни. Но назад пути нет, и бывший шериф отправляется в вынужденное путешествие по отравленным пустошам. Пока Джульетта с горечью осознаёт, что полноценно жить за пределами бункера невозможно, у людей под землёй появляется желание выйти следом за ней. Николс смогла выжить на открытом воздухе, а значит, снаружи на самом деле не опасно. Обитатели бункера полны решимости свергнуть лживое правительство и узнать правду о поверхности. Народный гнев перетекает в бунты и забастовки — в укрытии вот-вот устроят революцию, символом которой невольно стала Джульетта.

Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios

А главная героиня тем временем узнаёт ещё один секрет мира на поверхности. И теперь ей нужно спешить обратно и предупредить людей о том, что им необходимо оставаться под землёй.

В первом сезоне одним из главных козырей была загадка мира за пределами бункера. Второй сезон частично разрушает атмосферу таинственности: Джульетта путешествует по постапокалиптическому миру так, будто это эпизод «Фоллаута». Но теперь, когда героиня наконец-то вышла на поверхность, обстоятельства начинают загонять её обратно под землю.

Тем не менее «Укрытие» остаётся изобретательным и эффектным шоу даже во втором сезоне. Используя знакомые жанровые тропы, создатели сериала не забывают об экспериментах: показывают главную героиню позже обычного, посвящают целую серию её молчаливому выживанию. В «Укрытии» также нет шаблонного конфликта хороших против плохих. В первом сезоне кажется, что именно Бернард Холланд и правительство угрожают человечеству. Но во втором нам дают понять, что слепая вера и мышление толпы не менее опасны.

«Укрытие» увлекает не только бесконечными загадками. Благодаря убедительной актёрской игре и качественному сценарию герои истории воспринимаются как живые люди. Их трагедии вызывают сопереживание, мысли кажутся знакомыми, а мечты — понятными. Среди большого количества персонажей мало кого можно назвать лишними: одни помогают развивать сюжет, а другие позволяют авторам затронуть важные социальные темы. Это помогает сериалу быть одновременно достойным детективом, мощной драмой, стильным постапокалипсисом и громким социальным посланием про неравенство и важность исторической памяти.

В какой диджитал-профессии вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Разработка, дизайн, маркетинг или менеджмент? Пройдите бесплатный курс и узнайте ответ.

Узнать →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Бесплатный курс →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована