Антиутопия в бункере: стоит ли смотреть сериал «Укрытие»
Ребекка Фергюсон разгадывает тайны постапокалиптического мира.
Кадр: сериал «Укрытие» / AMC Studios
17 января завершился второй сезон «Укрытия». Сериал рассказывает о мире после экологической катастрофы. Уцелевшие после неё люди спрятались в гигантском бункере, где сформировали строгую классовую систему. При желании любой житель может покинуть убежище. Однако все, кто выходил на поверхность, сразу же погибали, — поэтому никто из обитателей бункера не знает, что происходит снаружи и остались ли на планете другие выжившие.
Критики высоко оценили «Укрытие»: на Rotten Tomatoes у сериала 92% свежести. А пользователи IMDb дали ему 8,1 балла из 10.
Рассказываем, какие тайны хранит «Укрытие», и почему этот научно-фантастический сериал стоит посмотреть.
Из статьи вы узнаете:
- что происходит в стенах таинственного бункера;
- каких персонажей можно в нём встретить;
- как снимали «Укрытие» и каким получился сериал;
- чем «Укрытие» похоже на «Атаку титанов»;
- какие события произошли во втором сезоне.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
О чём сериал
За столетия до событий сериала на Земле произошла глобальная экологическая катастрофа. Из-за отравленного воздуха поверхность планеты стала непригодна для жизни, поэтому выжившие спрятались от конца света в громадном бункере. На верхних этажах поселилось правительство, а на нижних — рабочие.
140 лет назад в бункере произошло восстание, из-за которого информация о прошлом человечества была утрачена. Только реликвии — предметы старых времён — могут пролить свет на исторические тайны. Однако хранить их запрещено, равно как и выяснять, что было до восстания. Под землёй все живут по пакту — своду законов, который оставили неизвестные создатели бункера. Правила нужны, чтобы подземное общество могло гармонично существовать, но некоторые пункты многим кажутся нелогичными. Например, запрет на устройства с увеличительными линзами.
Пакт управляет жизнью каждого человека в бункере. Особенно строго правительство контролирует рождаемость: завести детей можно только после особого разрешения, дождавшись своей очереди. Первый эпизод знакомит нас с шерифом Холстоном Беккером и его женой Эллисон, сотрудницей IT-отдела. У пары никак не получается зачать ребёнка, и во время очередной попытки сделать это Эллисон узнаёт, что ей так и не удалили блокатор беременности.
Расследование подталкивает её к мысли, что власти полностью контролируют жизнь обитателей бункера, а значит, могут утаивать от них правду о поверхности.
Чтобы раскрыть эту тайну, Эллисон объединяется с айтишником Джорджем Уилкинсом, у которого хранится диск с данными, записанными ещё до катастрофы. Вместе им удаётся восстановить информацию, и Эллисон ещё сильнее убеждается в существовании правительственного заговора. Пытаясь доказать, что снаружи бункера можно жить, она покидает укрытие, но падает замертво возле ближайшего холма.
Вскоре после гибели Эллисон в бункере находят тело Джорджа Уилкинса, и шериф Холстон начинает расследование. В какой-то момент он также решает покинуть бункер, чтобы «встретиться с женой». Перед этим Холстон назначает своей преемницей Джульетту Николс — инженера с нижних уровней и возлюбленную покойного Уилкинса. Только во втором эпизоде становится ясно, что именно она — главная героиня сериала. Джульетта продолжает расследование предшественника, чтобы разобраться в обстоятельствах смерти Джорджа и понять, почему Беккеры добровольно решили покинуть бункер.
Главные герои сериала
«Укрытие» удачно обманывает зрителя, вводя в сюжет героиню только со второго эпизода. До этого мы наблюдаем за трогательной историей четы Беккеров и ближе знакомимся с миром сериала. Пока шериф Холстон следит за тем, чтобы в бункере было спокойно, его жена Эллисон, наоборот, пытается разрушить фундамент лжи, на котором построено укрытие. Благодаря этой сюжетной линии зритель может понять, что за люди здесь живут: чего они боятся, о чём мечтают и во что верят.
Беккеры сопротивляются режиму не ради самой борьбы, их действиями руководят искренние эмоции и понятные внутренние конфликты. Эллисон хочет отстоять своё право на выбор и пытается вернуть людям отобранную память о прошлом. А Холстон спустя время признаёт правоту жены и присоединяется к ней.
Джульетта продолжает эту борьбу, поскольку сама столкнулась с разрушительными действиями системы: при загадочных обстоятельствах погиб не только её возлюбленный, но и мать с братом. Это наталкивает Николс на мысль, что отказ от свободы ради безопасности не работает, а правительство бункера действует в своих интересах, игнорируя потребности простых людей. Ребекка Фергюсон великолепно воплотила в Джульетте образ маленького человека, который вынужден взять на себя большую миссию. При этом у персонажа нет признаков Мэри Сью: оказавшись в незнакомой и смертельно опасной среде, Джульетта часто боится или сомневается в себе. А успехов добивается благодаря уму и силе воли.
И пусть Джульетта успешно держит на себе основной фокус зрительского внимания, в бункере есть ещё немало интересных персонажей. Например, Бернард Холланд — руководитель IT-отдела, который изначально кажется союзником Джульетты, но на деле оказывается жестоким деспотом. Эту роль в сериале исполнил Тим Роббинс — звезда фильмов «Побег из Шоушенка» и «Таинственная река». Ближе к концу первого сезона Холланд становится главным антагонистом шоу и всячески мешает Джульетте раскрыть правду о поверхности. Холланду помогают его единомышленники: судья Мэри Медоуз и Роберт Симс — агрессивный глава службы безопасности.
Среди второстепенных героев можно выделить Марту Уокер — инженера из машинного отделения, которая воспитывала Джульетту, когда та сбежала от своего отца Пита. Для главной героини Марта выступает родительской фигурой: именно она взрастила в Джульетте стойкость и развила её навыки механика. Пит Николс, в отличие от дочери, от природы труслив и потому лоялен власти. Он работает акушером-гинекологом и прекрасно знает, как правительство контролирует рождаемость в бункере. Но продолжает до последнего хранить эту тайну.
Кто снял «Укрытие» и каким получился сериал
Сериал основан на трилогии романов американского писателя Хью Хауи, в которую входят произведения «Иллюзия», «Смена» и «Пыль». Сериальную адаптацию книг поручили шоураннеру Грэму Йосту, который известен по вестерну «Правосудие» и шпионскому сериалу «Медленные лошади». Режиссёром и исполнительным продюсером выступил Мортен Тильдум, снявший картину «Игра в имитацию» и мини-сериал «Защищая Джейкоба». Музыку для «Укрытия» записал исландский композитор Атли Эрварссон, а над декорациями работал художник-постановщик Гэвин Боке.
Именно Боке до мельчайших деталей продумал визуальное оформление укрытия. Дизайн мебели, вид конкретных ярусов, однообразные уровни и коридоры — всё это отражает сеттинг сериала и помогает усилить ощущение, что обитатели бункера живут в условиях тоталитаризма. Но пожалуй, самый эффектный элемент здешней антиутопии — запрет на реликвии. За хранение привычных для нас, зрителей, предметов (вроде наручных часов) жителя бункера могут сослать на рудники или вовсе убить.
Чтобы подчеркнуть гнетущую атмосферу бункера, создатели сериала часто снимают сцены с минимальным освещением. Иногда зрителю придётся выкручивать яркость экрана на максимум, чтобы увидеть происходящее в кадре. Смысл визуальной эстетики «Укрытия» — показать среду, в котором люди настолько скованы правилами и запретами, что либо фанатично убеждают себя в правильности ограничений, либо рискуют жизнью ради мига свободы. Благодаря грамотному сценарию зрителя методично знакомят с секретами бункера. При появлении новых зацепок в расследовании безопасное убежище постепенно начинает восприниматься как тюрьма.
Авторы сериала умело усиливают интригу, раскрывая одну тайну и тут же создавая другую. В конце первого сезона на руках у Джульетты есть лишь небольшая часть пазла. Она всё ещё не знает, как произошла катастрофа, что за восстание было в бункере 140 лет назад и кто на самом деле правит укрытием. Большое количество неизвестных переменных иногда оказывается авторам не по зубам. Грамотно выстроенное развитие сюжета резко замедляется во второй трети сезона, прежде чем перейти к увлекательной развязке. А сценаристы периодически спотыкаются об условности и клише постапокалиптического мира, допуская логические ошибки и утрируя образ местной диктатуры.
Читайте также:
Как «Укрытие» совмещает детектив, антиутопию и постапокалипсис
Основная сюжетная составляющая сериала — детектив. С первых серий на зрителя обрушивается огромное количество с виду несущественных деталей. Но с каждой следующей серией сценаристы ловко собирают из разбросанных подсказок цельную картину, постоянно поддерживая интерес аудитории. Расследование даётся Джульетте непросто, ведь в любой момент она может стать жертвой покушения. Зрителю очень легко сопереживать главной героине: она, не будучи профессиональным сыщиком, рискует жизнью во имя справедливости и памяти близких ей людей.
В ходе расследования Джульетта всё глубже погружается в механизмы работы здешней антиутопии. Проблема в том, что «Укрытие» практически не привносит ничего нового в жанр. Диктатуру в закрытом пространстве мы видели, например, в серии игр BioShock, многоэтажное общество — в фильме «Платформа», а классовое противостояние — у Пон Джунхо в картине «Сквозь снег». В книжном первоисточнике было много и от классиков жанра. Попытки стереть историю, запрет на осмысление окружающего мира, тотальная слежка — мир в духе Оруэлла и Замятина.
Стремление создателей «Укрытия» остаться строго в пределах жанра наверняка сделало бы сериал довольно предсказуемым. Но сеттинг постапокалипсиса помог создателям добавить в сюжет больше тайн и усилить интригу. В первом сезоне мы по крупицам собираем информацию об экологической катастрофе: видим, как люди за пару минут умирают на поверхности, пытаемся выяснить причину конца света. Мир за стенами бункера предстаёт перед героями абсолютным злом — непознаваемым и смертельно опасным. И лишь во втором сезоне зритель знакомится с поверхностью поближе.
Развитие сюжета в «Укрытии» местами напоминает аниме «Атака титанов». В нём используется структура повествования под названием кисётэнкэцу — схема, при которой в истории нет основного конфликта. Вместо него вводится сюжетный поворот, который включает все события в новый контекст и позволяет по-новому взглянуть на них. Человечество и в «Атаке титанов», и в «Укрытии» прячется от окружающего мира в защищённом пространстве (города за стеной или бункер). В обоих случаях у людей есть представление о том, что происходит снаружи. Но дальше выясняется, что оно ошибочно, а все события следует воспринимать в другом контексте.
Читайте также:
Пока герои «Атаки титанов» разгадывают тайну происхождения титанов, Джульетта пытается найти правду о мире за пределами бункера. Действительно ли он необитаем и непригоден для жизни? Почему всю информацию о поверхности тщательно держат в секрете? Кем, когда и зачем был построен бункер? «Укрытие» не раскрывает эти тайны до конца, но даже частичного ответа на один из вопросов хватает, чтобы переосмыслить события сериала.
Что произошло во втором сезоне «Укрытия» и стоит ли смотреть сериал
Во втором сезоне события первого получают развитие. Джульетта выясняет, что поверхность планеты малопригодна для жизни. Но назад пути нет, и бывший шериф отправляется в вынужденное путешествие по отравленным пустошам. Пока Джульетта с горечью осознаёт, что полноценно жить за пределами бункера невозможно, у людей под землёй появляется желание выйти следом за ней. Николс смогла выжить на открытом воздухе, а значит, снаружи на самом деле не опасно. Обитатели бункера полны решимости свергнуть лживое правительство и узнать правду о поверхности. Народный гнев перетекает в бунты и забастовки — в укрытии вот-вот устроят революцию, символом которой невольно стала Джульетта.
А главная героиня тем временем узнаёт ещё один секрет мира на поверхности. И теперь ей нужно спешить обратно и предупредить людей о том, что им необходимо оставаться под землёй.
В первом сезоне одним из главных козырей была загадка мира за пределами бункера. Второй сезон частично разрушает атмосферу таинственности: Джульетта путешествует по постапокалиптическому миру так, будто это эпизод «Фоллаута». Но теперь, когда героиня наконец-то вышла на поверхность, обстоятельства начинают загонять её обратно под землю.
Тем не менее «Укрытие» остаётся изобретательным и эффектным шоу даже во втором сезоне. Используя знакомые жанровые тропы, создатели сериала не забывают об экспериментах: показывают главную героиню позже обычного, посвящают целую серию её молчаливому выживанию. В «Укрытии» также нет шаблонного конфликта хороших против плохих. В первом сезоне кажется, что именно Бернард Холланд и правительство угрожают человечеству. Но во втором нам дают понять, что слепая вера и мышление толпы не менее опасны.
«Укрытие» увлекает не только бесконечными загадками. Благодаря убедительной актёрской игре и качественному сценарию герои истории воспринимаются как живые люди. Их трагедии вызывают сопереживание, мысли кажутся знакомыми, а мечты — понятными. Среди большого количества персонажей мало кого можно назвать лишними: одни помогают развивать сюжет, а другие позволяют авторам затронуть важные социальные темы. Это помогает сериалу быть одновременно достойным детективом, мощной драмой, стильным постапокалипсисом и громким социальным посланием про неравенство и важность исторической памяти.
Читайте также: