Как снимать кино, если ты не в Москве
Рассказываем о съёмках и прокате фильмов в регионах России.
Кадр: фильм «Похабовск. Обратная сторона Сибири» / Юрий Яшников
Из этой статьи вы узнаете:
- почему в лидерах регионального кинопроизводства — национальные республики;
- как снять успешное художественное кино в регионе — опыт Иркутска;
- как получить государственную поддержку;
- как показать свой фильм в кинотеатрах.
Почему в лидерах кинопроизводства — национальные республики
Многие знают про феномен якутского кинематографа. Каждый год в республике снимают десятки фильмов: триллеры и детективы, драмы и хорроры, комедии и мелодрамы. В местных кинотеатрах они собирают больше, чем общероссийское и голливудское кино.
По итогам 2022 года в десятке кассовых хитов якутского проката сразу шесть местных фильмов и ни одного «столичного».
У якутского кино много российских наград. Международные призы тоже есть: например, «Нуучча» выиграл гран-при одной из секций Международного кинофестиваля в Карловых Варах и победил в программе Таллинского фестиваля «Тёмные ночи». Картины берут зарубежные стриминговые сервисы — например, в 2016 году триллер «Мой убийца» вошёл в каталог Amazon Prime.
Другой центр силы российского регионального кино — мастерская режиссёра Александра Сокурова в Нальчике. Её выпускники прославились не только в России. Кантемир Балагов снял «Тесноту» и «Дылду», после чего создатель сериала «Чернобыль» Крэйг Мэйзин пригласил его снимать пилот сериала «Одни из нас», ставшего в итоге хитом HBO. Правда, россиянин покинул проект из-за творческих разногласий, но часть сцен первой серии всё же снял.
В 2021 году фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко победил в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. В международных фестивалях участвовали картины и других выпускников мастерской в Нальчике: «Глубокие реки» (2018) Владимира Битокова и «Мальчик русский» (2019) Александра Золотухина.
Мастерская Александра Сокурова дала мощный заряд развитию кино в российских регионах Кавказа. Но свои фильмы снимают также в Бурятии, Калмыкии, Татарстане, Башкортостане и других местах.
Почему в лидерах национальные республики? Один из ответов в случае с Якутией — туда не добрались федеральные киносети. Местные кинотеатры рискнули ставить своё кино — и не прогадали. Но главная причина, кажется, в другом.
Юрий Яшников
режиссёр и продюсер, основал кинокомпанию в Иркутске.
— Большим драйвером развития кинематографа в регионах изначально был национальный фактор. Мне на это открыл глаза бурятский продюсер Евгений Замалиев, который сделал франшизу «Решала». Когда-то я задал ему вопрос: как они вообще набрались смелости заниматься кино в Бурятии? Даже в Москве с трудом снимают достойные фильмы.
Он меня спросил: Юра, у тебя какая столица? Я сказал, что Москва. Он говорит: а у меня две, Москва и Улан-Удэ. А потом подытожил: люди в национальных республиках ментально свободнее. Республика — это некая сущность, в рамках которой они могут себя мыслить как равные федеральному кинематографу или Голливуду. А ненациональные регионы во всём равняются на Москву. Поэтому там трудно набраться смелости, чтобы совершить какой-то самостоятельный прорыв.
В 2023 году отсутствие голливудских фильмов открыло дорогу российскому кино. Среди первых — снова национальные республики. Например, в федеральный прокат вышел фильм «Чекаго» хакасской киностудии «Ветер перемен».
Как создать успешную кинокомпанию в регионе — на примере Иркутска
В 2013 году бывший капитан команды КВН «Байкал» Юрий Яшников снял в Иркутске комедию «Похабовск. Обратная сторона Сибири» о приключениях команды политтехнологов на выборах местного мэра. Фильм показали в нескольких десятках сибирских городов, он собрал 20 миллионов рублей и до сих пор остаётся самой кассовой российской комедией, снятой в регионе. Рейтинг картины на «Кинопоиске» — 7,0, а ещё это первая роль в кино Александра Гудкова.
Юрий Яшников
— Наша компания появилась во многом благодаря соседству с Бурятией, где в своё время начало зарождаться явление, которое называют региональным кино. В 2010 году там сняли комедию «Чайник», которая по сборам в местных кинотеатрах побила диснеевский мультфильм «Кот в сапогах». Мы хорошо знали авторов и не понимали, как это возможно: снимать своё кино и показывать его в кинотеатрах.
Спустя несколько лет другие кинематографисты из Бурятии сделали комедию «На Байкал». Мне предложили заняться её прокатом в Иркутской области. И я тогда был поражён. Потому что, когда я смотрел «Чайник», было видно, что это любительское кино. Но какая-то его часть мне показалась действительно смешной и достойной настоящей большой комедии, над которой смеялась бы вся страна.
И вот три года спустя я увидел «На Байкал» — в нём процент хорошего кино вырос. Я понял, что это управляемый процесс, который зависит от опыта. И если это могут делать наши коллеги, почему бы и нам в себя не поверить.
Так в 2011-м мы с друзьями создали кинокомпанию. Первым проектом был «На Байкал», который нуждался в монтаже, работе над звуком и маркетинговой кампании. Мы освоили эти процессы и стали готовиться к собственному проекту. В 2013 году сделали «Похабовск».
Фильм получился успешным. Но Юрий с коллегами поняли, что это очень рискованный бизнес. Федеральные сети кинотеатров (тогда ближайшая для Иркутска располагалась в Красноярске) не захотели показывать картину. Так что прокат спасли кинотеатры Иркутска, Улан-Удэ, Читы и других городов Восточной Сибири. Сейчас, с одной стороны, труднее: столичные сети уже везде. С другой — легче: из-за санкций нет голливудского кино и договориться о прокате проще.
С 2015-го по 2020-й компания снимала много рекламы, в том числе для федеральных брендов.
С 2020-го сосредоточились на документальном кино. Например, сняли фильм «Русский Морган» — об иркутянине Николае Второве, самом богатом предпринимателе царской России по версии Forbes. В Иркутске о нём почти никто не знал. Узнав историю земляка, режиссёр Анастасия Зверькова загорелась идеей снять фильм.
В начале работы у команды была всего одна фотография Второва. В российских архивах ничего не оказалось. Зато в Лондоне нашлась 17-секундная видеохроника — правда, очень дорогая. На неё долго собирали деньги — и всё-таки выкупили лицензию на использование до 2025 года. В «Русском Моргане» использовали анимацию. Вместо голоса рассказчика с помощью актёров воспроизвели разговор героя с западной журналисткой, которую озвучила польская актриса Каролина Грушка.
Фильм произвёл большой эффект в регионе. Раньше иркутские экскурсоводы проезжали мимо дома Николая Второва, а теперь останавливаются и рассказывают туристам о бизнесмене фразами из кино. Губернатор показывает «Русского Моргана» приезжим гостям. Региональные бизнесмены тоже получили заряд вдохновения.
А к компании потянулись заказчики похожих проектов. Например, в Бурятии захотели сделать кино о первом учёном республики Доржи Банзарове, в Новосибирске — о лётчике-асе Александре Покрышкине (к работе над этим проектом уже приступили, он получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив).
Много героев на примете и у самой студии. В ближайших планах премьера фильма «Саня, драматург» о самом востребованном советском драматурге, Александре Вампилове, который родом из Иркутской области. И уже стартовали съёмки кино о создателе вертолётов серии «Ка» Николае Камове.
Юрий Яшников
— Мы с режиссёром Настей Зверьковой летели на какой-то кинофестиваль и обсуждали, откуда взялся успех. Я до сих пор храню заметку, в которой записывал, из чего состоит фильм: из каких мыслей, смыслов, ходов, приёмов, визуальных и сценарных решений. Этих пунктов оказалось около двадцати.
И мы поняли, что это технология создания такого кино: когда человек, которого вообще вроде как не было, вдруг оживает. Мы захотели сделать такой сериал, потому что достойных героев очень много. И даже придумали для такого кино название — «киноинтервью». Потом мы убедились, что до нас определения не существовало, подали заявку на регистрацию товарного знака и получили свидетельство Роспатента.
Также студия снимает игровые короткометражки, последняя из них — «Без неба» с Дмитрием Певцовым. А ещё работает над вторым после «Похабовска» полным метром.
Комедию «Откуда руки растут» задумывали как сериал: в 2022 году на фестивале «Пилот» его признали самым ожидаемым проектом. Но создатели поняли, что из истории лучше сделать фильм. Сейчас дорабатывают сценарий. Снимать планируют на частные деньги.
Параллельно с компанией Яшникова появился «ГайдайЦентр». Его цель — развитие кинопроизводства в регионе. Первым шагом стало создание онлайн-музея Леонида Гайдая, родившегося в Иркутске. Ещё «ГайдайЦентр» стал одним из инициаторов создания Байкальского питчинга кинопроектов, проводит мастер-классы и творческие встречи с ведущими кинематографистами.
Как получить государственное финансирование на производство фильма
Почти все российские фильмы, которые делают с прицелом на прокат, не обходятся без государственного финансирования. Деньги распределяются через три канала.
Фонд кино
Финансирует кино для массовой аудитории от лидеров кинопроизводства. Список таких компаний фонд утверждает каждый год. Это известные столичные компании, например 1-2-3 Production, студия «ТриТэ» Никиты Михалкова, «Базелевс» и так далее.
Ещё есть Фонд поддержки регионального кино. Он не даёт финансирования, но проводит лаборатории, форумы и питчинги. А на отдельном сайте рассказывает о событиях и принимает заявки на участие.
Министерство культуры РФ
Поддерживает проекты, имеющие культурную значимость или фестивальный потенциал. Это дебютное, авторское, документальное и детское кино, в том числе сериалы и короткометражки.
Минкульт даёт деньги на фильмы определённых тематик. Перечень тем утверждает государство.
Если вы режиссёр-дебютант и закончили очное обучение в государственном киновузе, то Минкульт может компенсировать 100% затрат на производство вашего фильма. Дебютантом считают режиссёра, который раньше не снимал кино соответствующего жанра — игровое, неигровое, анимационное. Другие заявители могут получить субсидию в 50–70%. Остальное нужно достать самим.
Как подать заявку на субсидию Минкульта:
- Документы подаются в определённый промежуток времени. В 2023 году это были даты с 6 сентября по 8 октября. Проекты проходят три этапа отбора: проверку документации, оценку членами экспертных советов и защиту проектов — очный питчинг. Документы подаются в электронном виде на специальном сайте.
- Заявку должна подать коммерческая организация, которая по ОКВЭД занимается производством кино. У неё не должно быть долгов перед Минкультом по ранее полученным субсидиям. Одна компания может подать несколько заявок.
- Вместе с заявкой подаются документы с описанием фильма, опыта участников команды и обоснованием размера запрашиваемой субсидии. Список документов и правила подачи Минкульт публикует на своём сайте за несколько месяцев до сбора заявок. В 2022 году видеопродакшен Vilka Agency опубликовал шаблоны документов для Минкульта.
- Нужен обеспечительный платёж: деньги на счету заявителя, которые подтверждают намерение снять фильм. В 2022 году Минкульт отменял обеспечительный платёж, но потом снова вернул. Игровые полнометражные фильмы — 1,5 миллиона рублей; игровые дебюты — 250 тысяч рублей, неигровые полнометражные фильмы — 150 тысяч рублей; короткометражные, неигровые дебюты, анимационные короткометражки и сериалы — 50 тысяч рублей.
Институт развития интернета (ИРИ)
Даёт деньги на сериалы для онлайн-платформ. У ИРИ есть онлайн-курс по подаче заявки на финансирование проектов. Институт заинтересован в широком охвате контента, полезного с точки зрения государства. Поэтому здесь есть KPI по количеству просмотров. При подаче проекта его создатели заявляют, сколько просмотров предположительно соберёт их кино. За недобор предусмотрены штрафы, но пока таких случаев не было.
Как получить рибейт — субсидию на съёмку кино в регионе
В некоторых российских регионах есть кинокомиссии. Это «служба одного окна», которая помогает организовать съёмки кино в регионе: согласовывает съёмки с властями, сдаёт в аренду оборудование, находит местных актёров и других членов съёмочной группы и так далее.
Ещё кинокомиссия рассматривает заявки на выплату рибейтов — так называют субсидию, которую регион возвращает производителю фильма, который там сняли.
Скажем, вы решили снять фильм или сериал в Красноярске. Планируете потратить на съёмки 50 миллионов рублей. В эту сумму входят затраты на переезды, проживание, питание и гонорар съёмочной группы, а также другие траты. Вы можете подать заявку на рибейты в кинокомиссию Красноярского края: если её одобрят, то после съёмок региональный бюджет вернёт от 30 до 50% ваших затрат на производство фильма.
Это касается денег, которые вы заплатите контрагентам, зарегистрированным в регионе. На субсидию можно рассчитывать, даже если вы сняли в регионе не весь фильм, а только часть. Конечно, субсидию могут получить не только заезжие кинематографисты, но и местные.
Рибейты не выплачивают тем, кто уже получил другое финансирование из регионального бюджета, например грант. Но если у вас частное финансирование, субсидия Минкульта или Фонда кино, деньги с победы на питчинге в другом регионе, подать заявку на рибейт можно.
Кинокомиссии такого формата впервые появились в США. Эти организации не столько про кино, сколько про бизнес. Их задача — привлекать в регион киношников, чтобы они тратили там деньги: жили в гостиницах, ели в ресторанах, арендовали локации, платили водителям и визажистам, нанимали местных актёров и операторов. А ещё фильмы привлекают в регионы туристов.
Например, трилогия «Властелин колец» открыла миру Новую Зеландию. После выхода «Сумерек» маленький городок Форкс в штате Вашингтон посетили сотни тысяч туристов. Наплыв фанатов «Гарри Поттера» зафиксирован во всех местах, где проводились съёмки.
В 2016 году посетители локаций «Игры престолов» подняли курс исландской кроны на 15%. В России похожее случилось с Териберкой в Мурманской области, куда российские туристы массово поехали после выхода «Левиафана» Андрея Звягинцева.
Не во всех российских регионах есть кинокомиссии. Но в последние несколько лет их активно создают. Например, основательно взялись за дело в Красноярском крае. Чтобы оперативно решать вопросы по киносъёмкам, комиссию собрали из представителей разных органов власти: заместителя губернатора, главы Красноярска, сотрудников разных министерств — от экономики до МЧС.
В начале 2023-го в Красноярском крае приняли закон о поддержке кинематографа. До конца года планируют разработать порядок выплаты рибейтов. По плану в начале каждого года будут принимать документы на первый этап конкурса, который завершится к концу апреля. В третьем или четвёртом квартале пройдёт второй этап, после чего выплатят субсидии.
Александр Червов
первый заместитель генерального директора «Енисей кино».
— В этом году правительство Красноярского края определило сумму, в пределах которой кинокомиссия может принять решение о выплате субсидий, — 50 миллионов рублей.
Есть перечень затрат, которые может покрыть субсидия: на транспорт, аренду и многое другое. Главное, что выгодоприобретателем не может быть кто-то, кроме получателя субсидии. Например, если для съёмок нужно, чтобы из земли била вода, нельзя вырыть скважину на чьей-то даче.
Чтобы получить государственную поддержку, начинающим кинематографистам нужно научиться работать с документами. И настроиться на то, что этот процесс может занять 2–3 года.
В Красноярске активно стараются привлечь столичных киношников. У кинокомиссии удобный сайт — с фотографиями локаций, портфолио местных профессиональных актёров, продюсеров, операторов, монтажёров и других специалистов. За отдельную плату подберут локацию и организуют экспедицию, согласуют разрешение на съёмку, предоставят оборудование или проведут кастинг. Любой житель края может добавить на сайт информацию о себе: стать актёром массовки, стилистом, водителем, художником, производителем реквизита или другим специалистом на съёмках. А если у вашей дачи кинематографичный пруд, на сайте можно заявить локацию.
Это приносит плоды. В 2022 году в Красноярске сняли сериал «Красный Яр», в работе над которым приняли местные профессиональные актёры. Для второго состава съёмочной группы компания «Триикс Медиа» организовала курсы повышения квалификации в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения.
Осенью 2022-го в Красноярске снимали части двух телесериалов — «Первого отдела» и «Великолепной пятёрки». А в августе 2023-го — один из эпизодов детективного сериала «Невский». В нём тоже получили роли несколько десятков местных актёров.
Александр Червов
— Мы видели интерес людей, которые хотят не только сняться в фильме, но мелькнуть где-то на секунду, поработать кем угодно. У кого-то были профессиональные навыки, у кого-то нет. Я знаю людей, которые просто ходили и держали грузы: по сути, грузчики, но грузчики оператора.
Мы продолжаем сотрудничество с «Триикс Медиа» и другими компаниями. Есть планы на производство двух художественных фильмов, мультипликации и на разные образовательные проекты. Мы дважды проводили Международный форум кинопроизводителей, куда приезжали компании из России и ближнего зарубежья. Много людей в крае работают над тем, чтобы кинематография тут расцвела.
Как показать свой фильм в кинотеатрах и на кинофестивалях
Чтобы показать фильм в кинотеатрах и на фестивалях, нужно получить прокатное удостоверение. Это можно сделать на «Госуслугах» — загрузив документы и оплатив пошлину 3500 рублей. Документ подтверждает ваши права на фильм и отсутствие в нём запрещённых законом элементов:
- Материалов, нарушающих законодательство РФ о противодействии терроризму, экстремистской деятельности, употреблению и распространению наркотических средств и психотропных веществ.
- Пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости.
- Скрытых вставок, которые воздействуют на подсознание людей и отрицательно влияют на их здоровье.
- Нецензурной брани.
Прокатное удостоверение обязательно для публичных показов на территории России: некоммерческих показов в кинозалах, коммерческого проката в кинотеатрах, выпуска на физических носителях, показа другими техническими способами. Но выложить фильм в интернет можно без прокатного удостоверения.
Чтобы показать фильм в кинотеатрах, надо заключить с ними договор. Сделать это можно самостоятельно или через дистрибьюторов. Они же могут отправить фильм на подходящие кинофестивали. Их в России сейчас несколько десятков: «Короче», «Дух огня», «Амурская осень», «Восток и Запад» и другие.
С чего начать, если вы хотите делать кино в регионе
Самый простой способ начать путь в кино — снять короткометражный фильм. Его можно отправлять на фестивали и онлайн-платформы. Например, режиссёру Алексею Петрашевичу короткометражки помогли попасть на работу в сериале «Подслушано».
Читайте также:
Вот что нужно учесть:
- Посчитайте бюджет. В смете нужно заложить всё — от затрат на авторские права и аренду техники до покупки канцелярии.
- Деньги на производство можно получить на конкурсах или собрать через краудфандинг. Если вы не популярный блогер с большой аудиторией, сделать это непросто. Создатели короткометражек применяют смекалку. Так, съёмочная группа фильма о трудовом рабстве попросила рассказать о денежном сборе паблики во «ВКонтакте», посвящённые левым идеям.
- Снять кино можно и на айфон. Но для широкой дистрибуции, конкурсов и платформ нужно определённое качество. Например, цифровая копия фильма должна быть в формате DCP, а звук — поддерживать систему Dolby Atmos. Технику можно взять в аренду.
- Актёров ищите в театральных и киновузах. Хотя в некоторых случаях даже театральные актёры из городов-миллионников могут согласиться сниматься бесплатно.
- В идеале нужно собрать команду, где у каждого своя роль. Например, продюсер организует съёмки и продвижение фильма, второй режиссёр следит за ходом съёмок, художник-постановщик занимается декорациями, реквизитом и костюмами, гафер руководит установкой осветительного оборудования, оператор-постановщик, звукорежиссёр, гримёр и администратор площадки — разные люди, а не «три в одном», и даже хлопушка — отдельная должность.
- После съёмок фильм нужно привести в чистовой вид — смонтировать, сделать цветокоррекцию и звук. На это обычно уходит несколько месяцев.
- Продумать, как продвигать картину, можно ещё до начала съёмок.