Что такое ритм-н-блюз и как он стал R&B
За последние 80 лет ритм-н-блюзом называли самые непохожие жанры.
Фото: Tim Mosenfelder / Getty Images
Из статьи вы узнаете:
- почему нет единого определения ритм-н-блюза;
- как жанр появился из джаза и блюза;
- как R&B звучал в 1940-е и 1950-е;
- почему группы из Британии получили гаражный рок из R&B;
- чем R&B отличается от соула;
- как термин R&B обновился в поп-музыке с 1980-х до наших дней.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что такое ритм-н-блюз
Ритм-н-блюз (или R&B) — термин с удивительной судьбой. Он появился в 1940-х и существует до сих пор, но им обозначают самую разную музыку. Уже в первые годы возникла двойственная природа названия. В узком смысле так называли более быстрый и современный блюз, но некоторые критики обозначали так вообще всю музыку, созданную афроамериканцами.
В итоге термин переходил от одного звучания к другому, от гитарного блюза к лирическим песням под струнные и так далее. Даже некоторые рокеры позиционировали себя как исполнители ритм-н-блюза. В итоге одним термином называли и называют до сих пор музыкантов в диапазоне от раннего рок-н-ролла до The Weeknd, от блюзовых гитаристов до Джанет Джексон.
Рассказывать о ритм-н-блюзе как о едином жанре нет смысла. Поэтому давайте проследим историю того, как значение термина менялось со времён его возникновения.
Появление: джамп-блюз 1940-х
Ритм-н-блюз появился как естественное следствие развития и урбанизации блюза. Его традиционную разновидность играли одиночки-бедняки с акустическими гитарами, либо бродяжничавшие, либо жившие в деревне.
К середине 20-го века афроамериканцы стали чаще уезжать на заработки в город, где требовались иные развлечения. Горожане, приученные к джазу и свингу, любили танцевать, а блюз с его печальным минималистичным звучанием для этого не особо подходил. Да и город быстрее принимал технические новинки, главной из которых для музыки стало появление электрических инструментов.
Читайте также:
Главным предшественником ритм-н-блюза был джам-блюз — жанр на стыке джаза, блюза и буги-вуги. Для него характерен горячий, быстрый и танцевальный звук, напористые саксофоны и энергичные гитарные партии. Ключевые исполнители: Луи Джордан, Рой Браун, Лайонел Хэмптон.
Традиционный ритм-н-блюз: предшественник рок-н-ролла
Наиболее заметными характеристиками R&B были тяжёлые бэкбиты (барабанные удары на 2-ю и 4-ю долю), мелодии в мажорной тональности, простые структуры аккордов и повторяющиеся инструментальные фразы.
Типичная группа включала солиста (или ведущий инструмент) в сопровождении ритм-секции, духовой секции и бэк-вокалисток. Среди инструментов были бас, барабаны, фортепиано, гитара, саксофон и труба — то есть в основном то же самое, что и в джаз-бэндах, игравших свинг в тридцатые. Как и в случае свинга, репертуар был заимствован из блюза или поп-музыки.
Разберём разницу между ритм-н-блюзом и предшествующими жанрами афроамериканской музыки на примере хита Джимми Форреста Night Train. Ритмически он похож на джаз, но его простые мелодии поверх тяжёлого бита — это уже черта R&B.
В 1949 году чарт Billboard Harlem Hit Parade переименовали в Billboard Rhythm & Blues, а также вышло несколько очень хитовых песен, ставших классикой жанра, среди которых:
- The Huckle-Buck Пола Уильямса (живые исполнения были более энергичными);
- Ain’t Nobody’s Business Джимми Уизерспуна (версия одного из старейших блюзовых стандартов).
В начале пятидесятых R&B-пластинки начали покупать не только афроамериканцы: жанр стал общенациональным. Этому помогли хиты Джонни Отиса и The Clovers.
Все перечисленные песни весьма заметно отличаются от энергичного джамп-блюза. Хоть они и смешивают те же жанры, но делают это в более интеллигентной манере.
The Huckle-Buck построена на классической для блюза тактовой последовательности, но сыграна более ритмично и живо. Следующие же песни, при всей новизне их музыки, больше подчёркивают вокальное исполнение. The Clovers привнесла групповое пение, свойственное госпелу — христианской афроамериканской музыке.
Но параллельно развивался и другой ритм-н-блюз, который был версией джамп-блюза на максималках. В 1951 году Айк Тёрнер написал песню Rocket 88, одну из ключевых для той эпохи. Она также построена на блюзовых тактах, она быстра, как джамп-блюз, но ещё более агрессивна. В песне Тёрнера есть стремительное фортепиано, резкое соло на саксофоне, а особая роль отведена гитаре, играющей с заметным перегрузом, возникшим от случайного повреждения усилителя.
Для такого агрессивного ритм-н-блюза именно гитара и отвязные клавишные стали смысловыми центрами, а впоследствии из этого звучания появился рок-н-ролл. Этому способствовали песни Литл Ричарда, Бо Диддли, Фэтс Домино. Все эти исполнители считаются классиками не только ритм-н-блюза, но и рок-н-ролла.
Между жанрами всё-таки можно провести границу, поскольку рок-н-ролл включал в себя и такие влияния, которых не было в R&B, — кантри и рокабилли, что заметно, например, по песне Чака Берри Maybellene. Тем не менее эти два термина были взаимозаменяемы вплоть до конца пятидесятых. Рок-н-ролл также отличали более сексуализированные тексты.
Ритм-н-блюз в Британии
В конце пятидесятых в Британии стал безумно популярен американский блюз, под влияние которого попали почти все молодые музыканты. Правда, большинство британских блюзменов подражало более старому акустическому звучанию, тогда как в США в моде был блюз, сыгранный на электрических инструментах.
Ситуация изменилась благодаря группе Blues Incorporated, созданной Алексисом Корнером. Оттуда вышла половина главных звёзд британского рока шестидесятых: группа включала участников The Rolling Stones, The Yardbirds, The Kinks и Манфреда Манна, а сам Корнер также был наставником Джимми Пейджа, гитариста Led Zeppelin. Эти группы позже развивали психоделический рок, блюз-рок и хард-рок.
Это неудивительно, ведь британский ритм-н-блюз был более гитарным и энергичным, чем американский, риффы часто упрощались. Многие R&B-музыканты раньше играли скиффл — максимально любительский жанр, исполнявшийся на дешёвых инструментах и стиральных досках, — в котором важна была энергия, а не джазовая утончённость партий. Британские певцы кричали и стонали, стремясь сделать музыку как можно более жаркой. В общем, Мик Джаггер был не одинок. Как и Кит Ричардс, игравший с заметным перегрузом.
Значительная часть британского R&B была далека от джаза, заложенного в основании жанра. Посмотрите, например, это выступление The Animals. Клавишник и гитаристы играют в совершенно диком стиле, свойственном скорее року, нежели джазу.
Другие заметные исполнители — The Pretty Things, Them, The Kinks. На их примере можно увидеть: в британском R&B любили так перегрузить звук гитар, что получался практически гаражный рок или первый панк.
Но и в Британии были более джаз-ориентированные группы с мягким звучанием, вроде Georgie Fame and the Blue Flames или Zoot Money’s Big Roll Band.
1960-е: R&B и соул
К шестидесятым гитарный подвид R&B стал роком, а вот его менее энергичный брат развивался отдельно. В это десятилетие появился соул — жанр, который вышел из R&B, но лишь частично. На него большое влияние оказал госпел, особенно в вокальной манере, которая была более лёгкой, воздушной, утончённой, возвышенной.
Тем не менее жанры очень близки, и многие классические песни можно отнести к ним обоим. Одной из первых соул-песен стала Bring It On Home to Me Сэма Кука. Ритмически она похожа на блюз, но вот аранжировка уже совсем другая: мягкая акустическая гитара, нежные скрипки и виолончели. Также в ней есть вокальная техника call-and-response, или же «вопрос — ответ», позаимствованная из религиозных песнопений, куда она пришла из народной музыки Африки. Сэм Кук как бы ведёт диалог с подпевкой, кидая фразы, на которые та отвечает.
Stand by Me Бена Кинга ещё больше подчёркивает, как в R&B всё развернулось в сторону вокала, а не музыки, хотя и та немало проработана. В ней есть джазовый бас, но основу составляют уже скрипки и виолончели, что стало главной фишкой соула. Вокал Кинга звучит сдержанно, но при этом выражает множество чувств. Это тоже отличало новое направление R&B от старого.
Для сравнения послушайте, как соул мог звучать уже в 1971 году. Опора исключительно на оркестровую секцию, никакого джаза. Айзек Хейз не только поёт, но и говорит в стиле проповедника.
Но не весь R&B-соул был таким тихим. В госпеле часто встречаются певцы с высокими голосами, которые своим мощным исполнением под энергичную музыку поднимают дух участников службы. В соуле это всё лишается религиозного смысла, но форма остаётся похожей. Так звучат многие песни Ареты Франклин: например, Respect — одна из самых известных. В ней есть элементы старого R&B (саксофон, ритм), но гитары звучат совсем по-другому, а также есть орган Хаммонда.
1980-е и позже: R&B — это всё, что не хип-хоп (но не всегда)
Хип-хоп и новые технологии звукозаписи радикально поменяли R&B. Продюсеры поняли, что для записи трека теперь не нужен оркестр, достаточно одного или нескольких умельцев, которые справятся с синтезаторами, драм-машинами и семплерами. Ну и понеслось — R&B стали называть афроамериканскую поп-музыку, которая уже почти не имела никакой связи с джазово-блюзовыми корнями.
Термином R&B обозначали песни, которые были наполовину электронными, наполовину аналоговыми, — много такого записал Принс.
Одной из крупнейших звёзд восьмидесятых была Джанет Джексон, продюсеры которой интерпретировали старые афроамериканские жанры вроде R&B и фанка целиком в электронном виде.
R&B по мелодиям, эстетике клипов и выступлений стал намного ближе к остальной поп-музыке — иногда даже сложно провести границу. Поэтому в некоторых случаях термин R&B носит чисто символический характер, особенно благодаря использованию битов из хип-хопа, который к девяностым стали обыденностью в поп-музыке. Характерные примеры: TLC, Монтелл Джордан, Бейонсе.
О разнообразии R&B говорит тот факт, что с внедрением электронных инструментов более классическое звучание никуда не исчезло. Среди певцов, которые пели под живые инструменталы, можно вспомнить Ар Келли и Эрику Баду.
R&B и хип-хоп крепко срослись. R&B-певцы и певицы пели в рэп-песнях, сами читали рэп (как Лорин Хилл), да и рэперы не оставались в долгу и пробовали петь: главными экспериментаторами стали Канье Уэст и Дрейк.
Последние двое прямо повлияли на возникновение в начале 2010-х альтернативного R&B — крайне расплывчатого термина, которым обозначали артистов вроде Мигеля, Фрэнка Оушена, How to Dress Well. Их отличало разнообразие тем в лирике, зачастую мрачная атмосфера и широкое заимствование звучаний в диапазоне от рока до электронной музыки.
Среди представителей альтернативного R&B самым популярным стал The Weeknd. Хотя поджанр был очень разнообразным, со временем в нём появилась группа исполнителей со схожим звучанием, и один из первых хитов Викенда The Hills был его типичным представителем: «трещотка» драм-машины Roland TR-808 как в хип-хопе, готичная и сексуальная атмосфера, высокий голос, индустриальные эффекты. Ещё мрачнее были первые песни Викенда — например, House of Balloons / Glass Table Girls, где электронный дисторшен наслаивается на семпл из готик-рок-песни группы Siouxsie and the Banshees.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс