Счастье — это просто: драмеди о нейроотличном человеке «Правила Филиппа»
Учимся быть настоящими и не сомневаться в себе.


Кадр: фильм «Правила Филиппа» / «Смарт Фильм» / «Интерфест» / фонд «Кинопрайм»
С 22 мая 2025 года в российском прокате можно посмотреть «Правила Филиппа» режиссёра Романа Косова. Это история молодого человека с синдромом Дауна, который мечтает стать профессиональным бариста. Мама героя присматривает за ним по мере возможности, но не всегда может быть рядом. Так в жизни Филиппа появляется Мархамат — сиделка из Таджикистана без опыта работы, но с кучей родственников.
Рассказываем, чем выделяется инклюзивное кино молодого дебютанта, созданное при поддержке фонда Романа Абрамовича «Кинопрайм».
В тексте расскажем:
- как герой Григория Данишевского налаживает контакт с окружающим миром;
- как режиссёр Роман Косов перешёл от клипов к кино;
- почему история парня с синдромом Дауна показывает, как быть собой.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.
Что происходит в фильме
Филипп (Григорий Данишевский) живёт с матерью-одиночкой Ниной (Юлия Яблонская) в небольшой квартире. Всё его существование подчинено своду правил, соблюдение которых для Филиппа обязательно и, можно сказать, жизненно необходимо. Но, как говорила Гермиона Грейнджер, «это ведь так весело — правила нарушать», так что время от времени главный герой всё-таки идёт им наперекор.
Филипп то оказывается на улице один, то самостоятельно использует опасные кухонные приборы. Однажды Филипп решает украсть из музея чучело лисы и его ловят с поличным. Теперь к семье приковано внимание органов опеки, которые угрожают забрать сына в спецучреждение, если он не пройдёт тест на дееспособность и не будет под присмотром 24/7. Делать нечего: тревожная мама находит сиделку Мархамат. Она приехала в Москву из Таджикистана в надежде начать новую жизнь.



Довольно быстро Филипп и Мархамат находят общий язык, хотя на первый взгляд кажется, что это максимально непохожие друг на друга люди. Вероятно, правило «противоположности притягиваются» работает и во вселенной Романа Косова. Может, дело в том, что для окружающего мира и Филипп, и Мархамат — иные, обоих социум не принимает по факту существования, требуя в обязательном порядке соответствовать негласным «нормам». Девушка пытается расставить точки над i в отношении родственников и собственного будущего в России. Тем временем Филипп идёт к своей мечте стать профессиональным бариста, пусть все вокруг — и мама, и органы опеки, и даже Мархамат на первых порах — не считают эту затею разумной.
Кто это придумал и снял
Режиссёр Роман Косов — выпускник Высших курсов кино и телевидения ВГИКа. Его мастером был советский и российский кинематографист Александр Прошкин («Холодное лето пятьдесят третьего», «Опасный возраст»), он же выступил художественным руководителем полнометражного дебюта. До «Правил Филиппа» Косов снял короткий метр «Портретист» — фантастическую драму о художнике-самоучке. Премьера пришлась на пандемийный 2020-й, когда фестивали проходили в гибридном формате.

В мир большого кино режиссёр попал не сразу: он прошёл через рекламную индустрию. Косов снимал ролики для российских и зарубежных брендов: Samsung, «Леруа Мерлен», «Ашана», банка «Точка», «Ситимобила», «Звука», «Авито» и других. Можно сказать, что в группе кинематографистов, которые начали с рекламных и музыкальных видео и дошли до полнометражного дебюта, прибыло. По схожей траектории двигались Феликс Умаров («Пророк. История Александра Пушкина»), Ладо Кватания («Казнь») и Илья Найшуллер («Хардкор»).
Премьера «Правил Филиппа» состоялась на фестивале российского кино «Окно в Европу» в 2024 году. Картина Романа Косова удостоилась специального приза медиаконгресса «Содружество журналистов» — за лучший сценарий. Над историей работала группа авторов: Анна Соболевская («Первый класс»), Надежда Гончарова («Мой дикий друг») и Екатерина Денисова («Правила Филиппа» — её сценарный дебют).
Чем цепляет это кино
«Правила Филиппа» — крайне редкий для России пример разговора на тему нейроотличности и адаптации людей с особенностями к суровым реалиям. Во всём мире о таких людях снимают кино, которое собирает и кассу, и награды. Вспомним французский кассовый хит «1+1» с Омаром Си, хит фестиваля «Сандэнс» «CODA: Ребёнок глухих родителей» о слышащем ребёнке в семье глухих или индийскую мелодраму «Меня зовут Кхан» — основанную на реальных событиях историю мусульманина из Индии. В России таких фильмов практически не появляется, а если они и выходят, то остаются только в спектре кинофестивалей.
Построена картина без особенных визуальных изысков и сюжетных твистов. История разворачивается линейно — авторы опускают погружение в прошлое героев, предлагая сконцентрироваться на их настоящем. Центр притяжения — естественно, сам Филипп в исполнении Григория Данишевского.


Талантливый молодой актёр, как и его персонаж, нейроотличный человек. Для Григория игра в кино, к слову, не основная работа. О нём заговорили ещё четыре года назад — в 2021 году на фестивале «Кинотавр» показали короткий метр «Уличное освещение». Главные роли в фильме исполнили Григорий Данишевский и Александр Робак. По сюжету персонаж Григория заведовал уличным освещением — приезжал на электростанцию под вечер и включал её, а с наступлением рассвета выключал. Правда, в действительности станция была автоматизирована, о чём наивный герой не догадывался. Критики тепло приняли эту картину, отмечая талант Данишевского, и сравнивали его образ с героем «Человека дождя».
В «Правилах Филиппа» Данишевский тоже в некотором роде «зажигает», но больше своим поведением. Первую половину фильма события разворачиваются преимущественно вокруг него, будто Филипп — центр вселенной. Герой убегает от взрослых (и от матери, и от сиделки), никого не слушается, шалит и хулиганит. Но во второй части картины будто наступает штиль: у каждого из персонажей появляется время подумать и над своим поведением, и над отношением к окружающему миру и близким.

Читайте также:
Каждый из героев — и Филипп, и Мархамат, и мама молодого человека — проходит определённую трансформацию. Филипп окончательно убеждается, что самое важное — прислушиваться прежде всего к себе, а не к тем, кто указывает, как лучше. Мама отказывается от гиперопеки и наконец-то по-настоящему признаёт, что её сын «нормальнее многих других». А Мархамат становится заметно мягче по отношению к своим родственникам — девушка понимает, что скучает по ним чаще, чем кажется.
Создатели картины избегают чёрно-белого разделения на «правильно» и «неправильно», — в ней вообще практически нет противопоставлений и ультиматумов. Взаимоотношения между Филиппом и Мархамат преимущественно тёплые, доверительные, без пяти минут родственные. Этот дуэт крадёт максимум зрительского внимания, тогда как мать постепенно отходит на второй план.

Режиссёр всякий раз тормозит мелодраматический накал в двух шагах от пропасти. Нередко в историях на такие темы авторы позволяют себе манипуляции, выдаивая слёзные железы аудитории досуха. В случае с дебютом Романа Косова такого не происходит. Это, собственно, и спасает «Правила Филиппа» от обвинений в топорной эксплуатации нейроотличного человека, играющего без пяти минут самого себя. Конечно, совсем без эмоциональных качелей не обходится, как и без толики сентиментальности. Но фильм совсем не напоминает социальную рекламу, сделанную по разнарядке.
«Правила Филиппа» — редкий удачный пример того, как можно показывать в кинематографе людей с особенностями в развитии, не опираясь на одни только эти особенности. Здесь чувствуется и уважение, и аккуратный подход, и просто-напросто человеческое отношение. Молодому дебютанту как будто удалось ухватить что-то важное и живое в разговоре о «нормальности» нейроотличных людей. Истина где-то близко — на границе между сказочным, наивным, трогательным и живым.