10 главных групп в истории прогрессивного рока
Pink Floyd, Yes, King Crimson и другие превратили рок-н-ролл в искусство такое же сложное, как классическая музыка.
Фото: Pete Still / Redferns / Getty Images
В начале семидесятых завершилась эпоха рок-н-ролла, простой музыки, которая заводила танцполы. Вышел из моды и психоделический рок для хиппи. Зато появился прогрессивный рок — жанр, который временами напоминал научные эксперименты. Группы будто проверяли: как сильно можно усложнить звук? сколько инструментов поместится в трек? будут ли слушать песни длиной в 20 минут?
В середине десятилетия прогрессив (или просто прог) был безумно популярен. Несмотря на сложность музыки, пластинки расходились на ура. Группам, которые создали один из самых необычных жанров рока, посвящена эта подборка.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Pink Floyd
Главные альбомы: Dark Side of the Moon, Animals, The Wall.
Лицо прогрессивного рока для массового слушателя. Альбомы Pink Floyd разошлись тиражом более 250 миллионов копий, что поместило группу в топ-10 самых коммерчески успешных музыкальных коллективов всех времён. На примере её творчества можно перечислить все важнейшие черты жанра.
- Песни длиной в 20 минут и больше. Одна композиция занимала целую сторону виниловой пластинки (Echoes).
- Использование новейших инструментов, таких как синтезаторы Moog (Shine On You Crazy Diamond).
- Концептуальные альбомы (Dark Side of the Moon, Animals), песни в которых связаны общей темой, и рок-опера (The Wall) со сквозным сюжетом. Все эти работы объединены темой социальной критики, направленной против власти, капитализма, системы образования. Концепция альбома Animals, в которой антропоморфные собаки, свиньи и овцы символизируют социальные классы, вдохновлена «Скотным двором» Джорджа Оруэлла.
- Создание необычных звуков с помощью синтезаторов и студийных экспериментов. В песне On the Run для имитации шума взлетающего самолёта использовали синтезатор EMS VCS 3 с гитарным фрагментом. По струнам водили микрофонной стойкой, а затем звуки проиграли в обратном порядке и добавили эхо.
Genesis
Главные альбомы: Selling England by the Pound, The Lamb Lies Down on Broadway, Foxtrot (они относятся к классическому прогу семидесятых, более хитовые работы из восьмидесятых мы опустили).
Genesis стала одной из самых коммерчески успешных прог-групп: она продала более 150 миллионов альбомов. Однако её траектория более причудлива, чем у Pink Floyd. Genesis смогла без проблем перейти из семидесятых, времени прога, в восьмидесятые, где всем правил канал MTV, а в мейнстриме был более простой и цепкий рок. Два участника группы, Питер Гэбриел и Фил Коллинз, построили успешные сольные карьеры: первый экспериментировал с этнической музыкой, второй делал мягкий поп-звук. Но до гламурных восьмидесятых были альбомы, которые стали классикой прогрессивного рока.
Все ключевые группы жанра сочетали инструментальное новаторство со сложными текстами. Слушая песню Dancing with the Moonlight Knight, вы можете насладиться тем, как гитарист Стив Хэккет одним из первых в роке использует технику тэппинга — ударяет по струнам между ладами на грифе. Тексты тоже интересны: в Dancing with the Moonlight Knight группа погружается в мифологическое прошлое Англии, а в Cinema Show отсылает одновременно к «Ромео и Джульетте» и античным мифам.
При этом прогеры часто были социально ответственными, поэтому пели про важные для общества темы: альбом The Lamb Lies Down on Broadway («Заклание агнца на Бродвее») аллегорически рассказывает историю самопознания подростка в современном обществе. В отличие от «The Wall» Pink Floyd, предельно конкретной и реалистичной, истории Genesis выполнены в духе магического реализма, и с бандами Нью-Йорка в них соседствуют змееподобные существа.
King Crimson
Главные альбомы: In the Court of the Crimson King, Larks’ Tongues in Aspic, Red.
Альбом In the Court of the Crimson King вышел в 1969 году. Многие считают его первым в истории прогрессивного рока. Он сразу показал широчайшую палитру звучания, которая будет в арсенале и самой King Crimson, и её последователей.
Пока большинство групп играли утяжелённый блюз-рок, а самые верные цеплялись за уходящий со сцены психоделический, King Crimson представила нечто новое и куда более эклектичное. Она объединила классическую музыку, психоделический рок, фолк, джаз, метал, свободную импровизацию. При этом King Crimson умело играла с настроением музыки, чередуя очень мрачные песни с умиротворяющими элегиями.
Жизнь кидала группу из стороны в сторону: состав постоянно обновлялся, а единственным постоянным участником был Роберт Фрипп, который сохранял уникальное видение коллектива. Одной из самых интересных для музыкантов было время первой половины восьмидесятых, когда в группе играл гитарист Эдриан Белью. Именно тогда King Crimson использовала несвойственную классическому прогу полиритмию, уплотнённые текстуры звука, насыщенные необычными гитарными эффектами и промышленными шумами.
Yes
Главные альбомы: Fragile, Close to the Edge, Tales from the Topographic Ocean.
Особенность прогрессивного рока состоит в том, что в нём каждый музыкант должен быть профессионалом, владеющим широчайшим диапазоном приёмов для игры на своём инструменте. Группу Yes отличало множество необычных и даже новаторских черт.
Помимо виртуозного гитариста Стива Хау, в Yes выделяется басист Крис Сквайер, который одним из первых начал использовать тремоло, фазинг и педали с эффектом wah-wah, а резкости звучанию бас-гитары придавала игра с медиатором.
Но, пожалуй, самый яркий музыкант Yes — клавишник Рик Уэйкман, которого многие признают одним из величайших в истории рока. Мало того что он технически круто владеет клавишными, он ещё и постоянно экспериментировал с разными инструментами. В песнях Yes были как инновации в сфере синтезаторной мысли, так и классические инструменты вроде клавесина и спинета. Часто их линии и фактуры замысловато переплетались в одной композиции. Например, в Heart of Sunrise есть орган Хаммонда, фортепиано, меллотрон и синтезатор Minimoog.
Emerson, Lake & Palmer
Главные альбомы: Tarkus, Brain Salad Surgery, Pictures at an Exhibition.
В семидесятые появилось довольно много супергрупп, состоящих из уже известных музыкантов. В ELP играли клавишник Кит Эмерсон из The Nice, вокалист-гитарист-басист Грег Лейк из King Crimson и барабанщик Карл Палмер из Atomic Rooster.
Несмотря на традиционную для жанра склонность к сложной структуре песен, ELP отличалась от коллег необычайной энергией. В проге принято быть тихим и задумчивым, но эти музыканты сумели соединить филигранную работу со звуком и настоящую рок-н-ролльную веселуху. Под мощный грув ритм-секции и органные соло можно танцевать, что вряд ли получится под композиции других групп из этого списка.
При этом ELP была, пожалуй, главным ценителем классической музыки среди прог-групп — особенно выделялся Кит Эмерсон. Группа исполняла рок-обработки Баха, Прокофьева, Копленда, Хинастеры. Самым знаменитым примером совмещения двух музыкальных миров, которые ранее казались совсем далёкими, стала аранжировка «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского. Группа исполняла её с самого начала выступлений в 1970 году, а затем выпустила и полноценный лайв-альбом.
Magma
Главные альбомы: Mekanïk Destruktïw Kommandöh, Ẁurdah Ïtah, Köhntarkösz.
Французская группа Magma разработала стиль цойль, изменивший жанр. Его главным идеологом был барабанщик Кристиан Вандер, поэтому неудивительно, что основой жанра стали ритм и его вариации, а не соло-партии. Страсть к продолжительным повторам в маршевом стиле и полифонии большого количества инструментов сближает цойль с музыкой композиторов-минималистов.
Музыка Magma близка к классической не только выбором инструментов, но и атмосферой готической оперы, подчёркнутой высокими партиями хора. Это ещё одно отличие Magma от обычных прог-групп — в них за весь вокал обычно отвечает один человек.
Кроме того, Magma исполненяет песни на кобайском языке, созданном самой группой. В них повествуется о планете Кобайя, где развернулась борьба духовности и технократизма.
Soft Machine
Главные альбомы: Third, Fourth, Fifth.
Исследователи прогрессивного рока выделяют стиль исполнителей из английского города Кентербери, хотя сами музыканты спорят с утверждением, что местные группы объединяет одно звучание. Soft Machine — самая популярная группа из Кентербери и, пожалуй, самая сложная, хотя начинала она с простого психоделического рока, построенного по законам поп-песен.
В Soft Machine были едва ли не главные любители сюитной формы в проге. Другие группы обычно разбавляли многочастные композиции длиной под 20 минут чем-то попроще и покороче. Двойной альбом Third состоял всего лишь из четырёх песен, по одной на каждую сторону пластинки.
Группа использовала джазовые инструменты: саксофон, флейту, кларнет, тромбон. Из джаза музыканты заимствовали и форму — в их песнях была велика доля импровизации и традиционный для джаза ритм. Также в их песнях тут и там звучали отзвуки электронной музыки в виде неясного синтезаторного гула, будто развёрнутого задом наперёд. Их работы предугадали образ эклектичного джаза будущего не хуже, чем работы самих джазменов.
Mike Oldfield
Главные альбомы: Tubular Bells, Hergest Ridge, Ommadawn.
Майк Олдфилд — редкий пример того, как сложный жанр можно осилить в одиночку. Масштаб его мастерства, равно как и амбициозность задумок, превосходил умения некоторых групп.
Олдфилд записывал монструозные альбомы, состоящие из одной 50-минутной песни, и сам играл на 10–15 инструментах. Его легко представить безумным алхимиком, смешивающим ингредиенты в лаборатории в поисках философского камня.
К партиям живых инструментов он добавлял магнитофонные записи, чтобы сделать звук более многослойным. Такое неординарное творчество легко могло остаться глубоко на дне, но Олдфилд — один из самых популярных артистов в жанре. Его композиция Tubular Bells стала главной темой в фильме «Изгоняющий дьявола» и получила «Грэмми».
Jethro Tull
Главные альбомы: Aqualung, Thick as a Brick, A Passion Play.
Многие прог-группы со временем меняли звучание, но путь Jethro Tull был одним из самых витиеватых. Группа начала с блюз-рока, в начале семидесятых сформировала фирменное прог-звучание, потом ушла в сторону фолка, экспериментировала с электронным роком. Jethro Tull выделяла фолковая часть — особенно использование флейты фронтменом Иэном Андерсоном.
Местами Jethro Tull будто пародировала прогрессив. Альбом Thick as a Brick целиком состоит из одной песни, разделённой по сторонам пластинки, что было свежим для 1972 года ходом. Группа создала мистификацию — якобы текст для альбома взяли из поэмы восьмилетнего Джеральда Бостока, выигравшего поэтический конкурс со стихотворением «Туп как кирпич». Даже обложка альбома пародировала типичную английскую газету, в которой сообщали об успехе «маленького Мильтона».
Но Jethro Tull не только стебалась: лидера группы Иэна Андерсона некоторые считают одним из лучших авторов текстов в истории рока.
Rush
Лучшие альбомы: Moving Pictures, 2112, A Farewell to Kings.
Канадская группа выпустила первый альбом в 1974 году, когда прог уже был на пике. Но по-настоящему важной она стала уже ближе к восьмидесятым, потому что одной из первых заглянула в будущее жанра. Rush показала, что музыкальная и концептуальная сложность легко сочетается с тяжёлым звучанием, и стала одной из основателей прогрессивного метала.
Наследие Rush было не только музыкальным, но и идейным. Тексты были вдохновлены научной фантастикой, фэнтези и философией. В дальнейшем концептуальные альбомы прог-метала посвящены обычно этим темам, в отличие от рок-альбомов семидесятых, рефлексирующих в основном над социальными проблемами.
Так же высоко Rush подняла планку исполнительского мастерства. Барабанщик Нил Пирт играл на установке из 50 барабанов, расставленных на 360 градусов. Вокалист Гедди Ли брал очень высокие ноты, при этом руками играя сложнейшие партии баса, а ногами программируя партии синтезатора на ножной клавиатуре.