Кино и музыка
#статьи

Pro Tools: что это за программа, кто в ней работает, основные функции, сложности

Расскажем, почему Pro Tools лучше подходит для сложных проектов, а не для песен на скорую руку.

Иллюстрация: Freepik / Behringer / Pro Tools / Colowgee для Skillbox Media

Из этого текста вы узнаете:

Артём Семёнов

Звукорежиссёр кино, композитор. Работал звукоинженером в «Мосфильме». Член Союза кинематографистов РФ. Основатель звукового продакшена echosoundpost.com.

Кто использует Pro Tools

Pro Tools — digital audio workstation (DAW), или цифровая звуковая рабочая станция, которой пользуются в первую очередь звукорежиссёры, саунд-дизайнеры и другие создатели звука, работающие в кино. Программа позволяет работать одновременно с аудиодорожками и с видеоизображением, а без этого не обойтись при работе над фильмом.

Немного истории. Pro Tools выпустила в 1991 году компания Avid. Pro Tools была первой цифровой программой для записи музыки. Софт позволял получать аналоговое качество записи и обработки звука и при этом не тратить больших денег на дорогостоящее аналоговое оборудование.

Постепенно продукция стала стандартом студийного ПО для работы со звуком, и сегодня её можно найти в кино- и музыкальных студиях во всём мире. Помимо Pro Tools, Avid производит разные устройства для записи аудио — например, внешние цифровые сигнальные процессоры (DSP), которые разгружают процессор компьютера при работе с «тяжёлыми» плагинами.

«Я работал в киностудиях, где записывают шумы и речь для озвучки. Там все работают в Pro Tools, а 80–90% оборудования от Avid. То же самое во всех крупнейших музыкальных студиях, особенно тех, что ориентированы на запись ансамблей и оркестров, играющих на живых инструментах».

Артём Семёнов

Звукооператоры из киноиндустрии используют программу Pro Tools для работы с видео и звуком одновременно. Они адаптируют саунд-дизайн к фрагментам фильма или сериала, синхронизируя звук с визуальными элементами произведения. Музыканты используют Pro Tools для записи композиций с большим количеством живых инструментов — например, с джазовыми ансамблями и симфоническими оркестрами. Pro Tools также выбирают кинокомпозиторы — некоторые работают сразу в нескольких DAW. Например, автор саундтрека к «Шерлоку» Майкл Прайс пишет музыку в Logic, а Pro Tools использует для дополнительного сведения и передачи материала на этап перезаписи фильма.

Так одна из композиций Прайса для «Шерлока» выглядит в DAW

Основные функции

Программа позволяет производить со звуком следующие операции.

  • Записывать: с помощью внутренних инструментов, MIDI-клавиатуры или подключённых «живых» инструментов.
  • Редактировать: накладывать эффекты, изменять громкость, вырезать или дублировать нужные фрагменты.
  • Микшировать: соединять множество дорожек с разными мелодиями или партиями.
  • Сводить: настраивать громкость и эффекты отдельных дорожек так, чтобы при соединении они звучали гармонично, отдельные инструменты не терялись, звук не резал уши.
  • Мастерить: финальная «полировка» трека, уже сведённого в единую дорожку, обычно с помощью эквализации.

В Pro Tools есть возможность редактировать и видео. Создатели кино и сериалов могут импортировать видеофайлы в форматах высокой чёткости, таких как XDCAM, MJPG-A, PhotoJPG, DV25, QuickTime и другие, и управлять ими. В ProTools есть временной код, карты темпа, эластичный звук и автоматизация. DAW поддерживает микширование объёмного звука Dolby Atmos.

В DAW есть ознакомительная версия Pro Tools Intro. Начальный уровень включает восемь инструментальных дорожек, восемь аудиодорожек, восемь MIDI-дорожек, 35 подключаемых модулей.

Преимущества Pro Tools перед другими DAW

Давайте разберёмся, чем Pro Tools отличается от других звукозаписывающих программ.

Мировой стандарт

Если есть задача свести звук для кино, запись оркестра или просто трек, почти всегда в крупнейших студиях (от «Мосфильма» и «Синемалаб» до Disney и Paramount) решать её будут именно в Pro Tools. Так что, если вы планируете достичь в карьере каких-то высот, придётся самому иметь дело с Pro Tools.

Кинокомпозиторы и саунд-дизайнеры часто используют Pro Tools во всём процессе, а некоторые комбинируют её с другими DAW. Например, легендарный Ханс Циммер пишет музыку в Cubase, а Pro Tools использует для совмещения аудио и видео. Автор музыки к сериалу «Бродчёрч» Оулавюр Арнальдс пишет только в Pro Тоols. Звукорежиссёры Рон Бартлетт и Алан Мейерсон в Pro Tools сводили звук для «Дюны».

Некоторые студии идут навстречу, если вы хотите работать в другой программе. Однако это приводит к лишней трате времени и денег, поскольку оборудование, которое стоит в студиях, обычно произведено компанией Avid: удобнее всего использовать его вместе с Pro Tools.

Работа над большими проектами

Представьте фильм, который записывают в крупной студии, — в масштабе от комедий Enjoy Movies до «Оппенгеймера». Там одновременно занято много людей, работающих со звуком: они записывают диалоги, шумы, фоны и создают саунд-дизайн в целом. Над таким фильмом работает команда до 20 специалистов. Для её работы нужен унифицированный воркфлоу, то есть способ передачи информации.

В Pro Tools импорт файлов работает без сбоёв, а ещё удобно настроена автоматизация — изменение характеристик звука на конкретном участке. Её можно настроить буквально парой кликов в отдельном окне, двигая одну ручку мышкой. В программе также есть функция Satellite Link — она позволяет управлять запуском и воспроизводить сессии с 12 компьютеров одновременно. До появления современных мощных компьютеров сессию разбивали на несколько частей и эти части включали на разных устройствах. В кино обычно нужно было три компьютера: для реплик, саунд-дизайна и музыки.

Режим Preview

Он есть не во всех DAW — например, в Logic его нет. Нужен для настройки звучания на отдельных участках сессии.

Допустим, у пользователя есть партия гитары и он хочет придать её звучанию энергичность или, наоборот, мягкость. Для этого ему нужно изменить эквализацию — частотные характеристики звучания гитары. В режиме Preview пользователь может поставить гитару на повтор и прослушивать изменения до тех пор, пока не достигнет желаемого результата.

Если результат не удовлетворяет пользователя, он может одним нажатием отменить все настройки и вернуть инструмент в исходное состояние. В режиме Preview пользователь может гибко экспериментировать со звуком, не беспокоясь о постоянном сохранении изменений.

Легко перейти с других DAW

Интерфейсы современных программ для создания музыки становятся всё более похожими друг на друга, и Pro Tools следует этому тренду. Её интерфейс особенно похож на Cubase, Studio One, Reaper. Благодаря сходству Pro Tools легко освоят те, кто уже работал с другими DAW.

Функциональность зависит от уровня подписки

Есть разные уровни подписки на Pro Tools. Они различаются количеством доступных треков, шин, MIDI-треков и видеотреков. Для первого опыта есть бесплатная версия Pro Tools First с 16 дорожками, 16 MIDI-инструментами и 24 посылами сигналов из канала в канал (но нет возможности работать с видео, она открывается только за деньги). Модель доступа к разной функциональности за разные деньги — редкость для DAW.

Фото: личный архив Артёма Семёнова

Самая большая версия, в которой работают специалисты из кинопродакшена, — Pro Tools Ultimate. Она даёт до 2048 дорожек, но на практике обычно столько и не нужно — слишком большое их количество свидетельствует о том, что звукорежиссёр не может оптимизировать рабочее пространство и с умом использовать треки. Обычно специалисты используют 200–300 дорожек. Зато Ultimate позволяет работать одновременно с 64 видео и с форматами пространственного аудио 5.1 и 7.1, что чаще всего нужно в кино или сериалах.

Чтение AAF-файлов

Это общий пакет файлов, который монтажёры по завершении работы высылают звукорежиссёру. Он содержит не только готовый видеофайл, но и звук с площадки, музыку, эффекты, метаданные. Часто возникают ситуации, когда Logic не может прочитать этот пакет, Reaper этого просто делать не умеет, а в Pro Tools таких проблем не возникает.

Сложности работы с Pro Tools

Несмотря на перечисленные плюсы, Pro Tools не назовёшь программой для всех. Некоторые виды музыки на ней записать сложно, да и смысла нет — в других DAW процесс будет приятнее.

Не подходит для быстрой записи

Интерфейс других DAW более располагает к творчеству по мимолётному вдохновению, поскольку он проще и ориентирован на то, чтобы можно было сделать черновик. Например, можно установить на телефон GarageBand и быстро создать скелет будущей песни. Доделать её можно уже с компьютера в Logic, потому что интерфейс этих DAW почти идентичен. В Pro Tools пока нет возможности накинуть на основную мелодию автоматически сгенерированные барабаны или лупы, что важно для быстрой фиксации идеи трека.

Не подходит для создания электронной музыки

Все продюсеры используют инструменты и плагины, которых нет в изначальной версии DAW. Создают их другие компании, и добавить их можно в любую программу. Однако во многих DAW всё равно есть изначально встроенные и включённые в стоимость синты и другие инструменты, к которым музыканты часто прибегают, поскольку с их помощью можно получить уникальное звучание.

Компания Avid в свои инструменты не вкладывается. У неё есть стандартный набор плагинов для динамической, эквализационной и частотной обработки, но нет встроенных синтезаторов, как в Logic, или семплеров, как в Cubase.

«В Pro Tools иногда работают электронные продюсеры, но вообще, в этой DAW нет какой-то изюминки, особого режима или крутых инструментов, которые привлекали бы электронщиков. В Ableton есть крутая и гибкая обработка семплов, в Logic — синхронизация с GarageBand и гибкая автогенерация партии барабанов, в Pro Tools ничего подобного я не встречал».

Артём Семёнов

Слабые стандартные плагины

Например, плагин для эквализации EQ3 заметно уступает плагину Pro-Q3, который чаще всего используют современные музыканты. Его разработала компания FabFilter — один из главных поставщиков плагинов в наши дни. В Pro-Q3 лучше выполнено регулирование частот, изменение громкости, эффект панорамирования и другое.

Скриншот: Avid / Skillbox Media

В EQ3 все настройки с ручками находятся вне главного окна с полосами, что мешает быстро и гибко настроить частотный баланс.

В Fabfilter Pro Q3 все настройки каждой полосы находятся внутри главного окна.

Скриншот: Avid / Skillbox Media

Над обновлениями работают без учёта желаний пользователей

Avid довольно часто обновляет Pro Tools, но занимается в основном починкой багов в последних версиях. При этом нередко бывали ситуации, когда пользователи требовали что-то изменить, но разработчики игнорировали. Сейчас больше всего нужно изменить следующие моменты:

  • Сделать гибкой работу с горячими клавишами (шорткатами) — не на все команды их можно назначить. Для решения проблемы многие прибегают к SoundFlow — программе, которая позволяет создавать кастомные шорткаты и автоматизировать работу плагинов. Если у пользователя нет SoundFlow, ему приходится вручную мышкой находить окошко с записью автоматизации на участок и кликать мышкой, поскольку в Pro Tools всё ещё нельзя назначить клавишу для этого. Это отнимает много времени при сведении.
  • Долгая автоматизация — несмотря на качество исполнения, корпеть над ней приходится весьма долго: она не работает по одному клику, нужно выделять участки звуковой дорожки и настраивать. Каждый раз это отнимает лишние 0,5 секунды, а если работа идёт над двухчасовым кино, процесс сильно задерживается.
  • Проблемы с кнопкой Undo — обычно достаточно нажать на неё, чтобы отменить предыдущее действие. Однако эта функция доступна не для всех операций. Например, удалённый трек так не восстановишь — нужно лезть в бэкапы сессии.
  • Нельзя открывать параллельно две сессии — это замедляет работу над сложными проектами, поскольку приходится тратить время на переключение между сессиями.

Нужен ли для Pro Tools мощный компьютер

Если вы только начинаете изучать звукозапись, можно работать и с самыми стандартными ноутбуками за 50–60 тысяч. Однако проекты с большим количеством дорожек и виртуальных инструментов уже станут неподъёмными на базовых вариантах.

«Оптимальный вариант — MacBook с процессором M1 или M2. Они гораздо мощнее, чем процессоры от Intel. Большинство студий в России оборудованы Mac Pro 6.1, в больших студиях таких 2–3. В Mac Pro 6.1 64 ГБ оперативной памяти и процессор Intel Xeon E5 на 12 ядер. Для своих проектов мне вполне хватает ноутбука MacBook M1 Max, в нём 10 ядер и 32 ГБ оперативной памяти».

Артём Семёнов


Научитесь: Профессия Звукорежиссёр Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована