Как стартовать начинающему музыканту
Создатели приложения «Панч» — о том, как написать хит, найти продюсера и аудиторию для своей музыки.
Кадр: фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках» / HanWay Films / Little Punk / See-Saw Films / A24 / StudioCanal UK
Творческий путь начинающих артистов всегда был непростым. А сейчас тем более кажется, что добиться успеха в музыкальной сфере нереально. Но российский музыкальный рынок не замер: всегда найдутся способы продвигать своё творчество. Так, в 2022 году запустилось мобильное приложение для музыкантов «Панч». В нём можно самостоятельно записать трек, найти аудиторию и даже познакомиться с менеджерами лейблов.
Создатели приложения рассказали:
- как написать хит;
- нужны ли начинающему артисту продюсер и лейбл;
- как выложить свою песню на стриминговый сервис;
- как музыканту помогают соцсети;
- что такое «Панч» и как он работает.
Как написать хит?
На успешность песни влияет множество факторов. Однако можно выделить некоторые закономерности, которые помогут в написании хита.
Не надо гнаться за трендами
Они быстро меняются.
Ищите свою уникальность в звучании — в подаче, тембре, вокале
Есть много талантливых артистов, которые пишут качественные треки, но те не становятся хитами, потому что все звучат примерно одинаково или очень похожи на что-то другое. Но если мы послушаем Zivert, Asti, Slava Marlow, Big Baby Tape, OG Buda, Gayazovs Brothers, мы сразу узнаём манеру исполнения, с которой они пришли в чарты. Или треки исполнителей Guma и Konfuz — в них артисты смещают акценты в словах так, что песни стали запоминающимися хитами.
Изучайте сонграйтинг и пишите много демок
Большинство хитмейкеров пишут по 50–100 демок, чтобы нащупать своё исполнение, аранжировку, стиль текста. Они ищут, работают над фишками и постепенно понимают, из какого материала реально выйдет хит, а из какого — нет.
Анализируя пользователей приложения «Панч», мы увидели, что некоторые исполнители записывают по 20–30 песен в месяц. И это круто! Раньше, чтобы записать трек, приходилось идти в студию, и поэтому удавалось написать от силы 2–3 демки в месяц. И было обидно, когда потратил кучу времени и денег, а песни не зашли.
А «Панч» как мини-студия в смартфоне позволяет записывать и экспериментировать больше. Нашёл бит по духу, накинул эффект на голос, быстро записал демку, сразу услышал, как это может звучать на студии записи. Тут же получил отклик от музыкантов, репостнул в соцсети, протестировал на своей аудитории, получил обратную связь от подписчиков, сам всё заценил и пошёл доделывать трек.
Использовать триггеры — слова и фразы, которые цепляют внимание
Какое-то время назад это были названия брендов, марки тачек. Всегда актуальной темой остаются отношения и любовь.
Важно придумать «кетч-фразу», то есть запоминающуюся фразу, которая несколько раз повторяется в треке и которую захочется повторять слушателю.
Смысл текста и исполнение должны подходить артисту
Чтобы, когда человек услышал вашу песню, он вам поверил. Можно сделать дико крутой трек, но если он не сочетается с образом исполнителя, то никогда не станет хитом.
Читайте также:
Нужен ли начинающему музыканту продюсер?
Здесь главное избежать подмены понятий.
Музыкальный продюсер — это человек, который продюсирует треки, делает аранжировки. Музыкальный менеджер — это специалист, который занимается менеджментом, продвижением артиста и его треков. В идеале нужен и тот, и другой: первый — для качества музыки, второй — чтобы её доносить до масс. Нужно собирать команду из тех, с кем ты будешь быстро расти.
Менеджер — сейчас самая востребованная профессия в музыке. Каждый артист должен не полениться найти своего менеджера, который полюбит его творчество и поверит в него. Только так можно развиваться.
«Панч» частично заменяет менеджмент для начинающих артистов, давая знания, нетворк-среду и возможность расти, например когда исполнители участвуют в челленджах. Через приложение можно выиграть продакшен трека у известного продюсера, попасть на лейбл, выступить с живой группой, сделать фит с известным артистом, выступить на фестивалях. Это даёт буст, промоушен, опыт. Но менеджер может этот опыт масштабировать, продвигать артиста дальше.
Читайте также:
А нужен ли лейбл?
Лейбл выполняет важную функцию: он доносит музыку до слушателей и отвечает за маркетинг, берёт на себя всю работу по выгрузке музыки на стриминговые сервисы и промоушену через различные рекламные каналы. Для начинающего музыканта работа с лейблом — ценный опыт и возможность успешного старта.
При этом не стоит забывать про то, что вы и сами можете презентовать свои треки в соцсетях, там же создавать дополнительный контент, генерировать инфоповоды, выступать на концертах. Когда лейбл выпускает ваш релиз, вы должны работать над продвижением трека не меньше, чем лейбл.
Когда лейбл-менеджер увидит, что вы прикладываете усилия и что цифры у ваших песен в стриминговых сервисах растут, лейбл, скорее всего, вложит ещё больше ресурсов, чтобы сделать вас ещё популярнее.
Можно ли музыканту продвинуть своё творчество самостоятельно?
Можно, но только тем, у кого есть предпринимательская жилка и крепкие нервы 🙂
Это более непредсказуемый и долгий путь — придётся упаковывать себя как артиста (продумать образ, понять, кто ты по архетипу), самостоятельно изучать инструменты для продвижения, организовывать концерты, фотосессии, делать сниппеты треков, продумывать стратегии развития.
Любой артист рано или поздно приходит к тому, что он хочет больше заниматься творчеством, а для организационной работы ему нужна команда.
Как попасть на стриминговый сервис?
Основные стриминговые площадки в России сегодня — это «Яндекс Музыка», VK, «Звук». Загружают песни на платформы только лейблы или дистрибьюторы. Список таких компаний можно найти на сайте интересующего вас стримингового сервиса. Вот, например, такой список на «Яндекс Музыке».
Чтобы договориться с дистрибьютором о публикации песни, теоретически можно отправить письмо на общую электронную почту или заполнить специальную форму для исполнителей на сайте. Но по факту такой путь редко приводит к успеху. Чаще всего дистрибьюторы сами выбирают, с кем им работать, а значит — нужно сначала заявить о себе, привлечь внимание и тогда вам предложат сотрудничество.
Кит Сандерс
директор по развитию приложения «Панч»
«„Панч“ — это одновременно и мобильная студия для записи треков, и неолейбл. В прошлом году мы отобрали 14 исполнителей, записывающих песни в приложении, и сделали с ними первый в мире UGC-альбом из треков, придуманных в приложении. Выпустили сборник в конце июля 2022 года. И он отлично зашёл слушателям.
Сейчас с помощью „Панч“ регулярно выходят релизы, фиты новичков с известными артистами и продюсерами. Аудитория приложения растёт, и оно становится рабочей площадкой для продвижения музыкантов».
Как музыканту помогают соцсети?
Соцсети — ещё один необходимый инструмент для продвижения музыки. В VK можно настроить таргетированную рекламу. Если бюджет на продвижение совсем небольшой и денег на таргет нет, попробуйте договориться о нативной рекламе в пабликах: пост с одной или несколькими песнями, цитатой из трека и подходящей картинкой. Цены на такое размещение могут быть самые разные, а некоторые паблики могут публиковать творчество и вовсе бесплатно.
Также администраторы популярных групп часто составляют пользовательские плейлисты, в которых тоже можно купить место для трека.
Есть и редакторские плейлисты от самих соцсетей и площадок. Если площадка не добавила вас в тот плейлист, в который вам хотелось бы попасть, вы можете отправить на почту редакции свой трек, рассказать о сильных сторонах вашего материала и о том, какому слушателю он может быть интересен. Желательно за две недели до релиза. Опишите себя как артиста: как вы себя позиционируете, в каких жанрах работаете. Редакции ежедневно рассматривают заявки артистов.
Если говорить о продвижении в «Панч», то пользователи регулярно получают поддержку своих релизов: алгоритмы могут продвинуть их сниппеты на широкую аудиторию. Также у исполнителей есть возможность попасть в плейлисты «Панч» на стриминговых сервисах и в посты в соцсетях.
Какие ещё есть способы представить свою музыку?
Участвуйте во всевозможных джемах, сборных концертах, шоукейсах, релиз-пати и фестивалях. Упоминания в их пабликах, живые выступления, промосъёмка с выступлений, нетворкинг на мероприятиях с представителями индустрии — это рост для артиста и его треков.
Чтобы попасть к ним, можно отправить заявку (как правило, информация об этом есть в их соцсетях). А можно прийти на мероприятие как зритель, познакомиться с выступающими артистами и организаторами, взять их контакты, показать им своё творчество. Страница с анонсами мероприятий в «Панч» тоже есть. Можно посмотреть, на какие ивенты стоит подать заявку, а можно записать авторский трек, поставить нужный тег и ждать приглашения на выступление.
Комьюнити — это сильный двигатель для любых творческих людей. В каком бы жанре вы ни работали, важно сотрудничать с другими артистами. Сотрудничайте, вместо того чтобы конкурировать, пишите вместе музыку, обменивайтесь опытом.
Кит Сандерс
«Каждый месяц мы отбираем 15–20 артистов из приложения и организуем с ними живые концерты под названием „#ПАНЧLIVE“. Помогаем им сделать аранжировку с лайв-бандом, а на самом концерте снимаем профессиональные фото и видео, чтобы артисты могли этот материал использовать в промоушене, делаем анонсы, визуалы для выступлений. Приглашаем на концерт лейбл-менеджеров, организаторов концертов и фестивалей, музыкальных маркетологов».
Фестивали также играют огромную роль в продвижении. Не только потому, что это шанс выступить перед большой толпой. Это даст вам невероятное продвижение, повысит ваш статус как музыканта, и там тоже можно познакомиться с огромным количеством представителей музыкальной индустрии.
Деньги за участие в фестивалях начинающим музыкантам просить не стоит. В начале карьеры артисты работают на своё имя и узнаваемость. Фестивали для них — возможность быть упомянутыми в соцсетях, приглашёнными на интервью. А ещё это бесплатный промоконтент — фото и видео.
Кит Сандерс
«Артисты выиграли в „Панч“ выступление на шоукейсе Colisium. Одного из них после выступления пригласили на лейбл, а ещё одной исполнительнице предложили выступить на большом фестивале на 30 тысяч человек. Так что шоукейсами и фестивалями точно пренебрегать не стоит!»
В конце концов, можно организовать собственный концерт! Самый лёгкий путь — найти бар или кафе и договориться с владельцами о мероприятии на определённых условиях. Обычно это происходит так: бар бесплатно предоставляет площадку для выступления, а артист сам приводит людей. Заведение в таком случае получает прибыль с заказанной еды и алкоголя. В каждом городе есть заведения, которые приглашают к себе выступать молодых исполнителей.
А что же со СМИ, радио и телевидением?
Музыка сама по себе перестала быть инфоповодом, поэтому СМИ работают на продвижение лишь в исключительных случаях.
Кит Сандерс
«У нас в приложении вышел релиз 60-летней женщины из Новосибирской области, которая занялась музыкой на пенсии. У неё есть и TikTok, и в „Панч“ она пишет треки, которые репостит Клава Кока. Мы специально связывались со СМИ, чтобы они сделали о ней материал. В её случае это отличный способ продвижения, потому что она сама по себе — событие. Но молодым ребятам, которые делают музыку, а не инфоповоды, стоит ориентироваться именно на соцсети».
Радио необходимо тем артистам, которые пишут понятную форматную музыку. Плюс в том, что радио даёт «шазамы», а «шазамы» дают прослушивания в стриминговых сервисах. Хороший промоушен по-прежнему получается на ТВ-шоу — «Голос», «Песни на ТНТ», «Битва каверов».
В целом упоминания в СМИ, появление на радио и телевидении — это дополнительный контент для соцсетей артиста, повышение интереса со стороны организаторов концертов и фестивалей, лейблов, рекламных агентств.
Что ещё поможет на старте?
На первых порах «Панч» станет отличным стартом. Приложение фактически заменяет и студию звукозаписи, и менеджера. Там есть сформировавшееся комьюнити начинающих исполнителей.
Наджиб Муаббат
сооснователь «Панч»
«Мы увидели, что нет платформ, кроме стриминговых сервисов, где исполнители могут делиться своим творчеством. А на эти сервисы не так-то просто попасть. Наша главная задача — дать доступ к созданию музыки каждому и помочь крутым авторам найти свою первую аудиторию.
У нас большой фокус на сообщество, образование, поддержку и создание возможностей роста для артистов. Ленту „Панч“ постоянно мониторит команда приложения, состоящая из профессиональных саунд-продюсеров, сонграйтеров, менеджеров. Понравившихся артистов мы приглашаем к сотрудничеству уже как лейбл и помогаем сделать первый профессиональный релиз: за дело берутся звукорежиссёры, аранжировщики и другие специалисты».