Кино
#Интервью

«Телеведущим может стать абсолютно любой человек»

Насколько успех проекта зависит от ведущего, в чём сила невербалики и как научиться видеоблогингу: продолжили беседу с режиссёром Андреем Няньчуком.

 vlada_maestro / shutterstock

Краткая справка

Андрей Няньчук — режиссёр театра и кино, лауреат Каннского фестиваля в номинациях «Лучший музыкальный фильм» и «Лучшая мужская роль», тренер по невербалике и основатель «Академии невербалики», а также эксперт по публичным выступлениям. Преподаёт на курсе «Сторителлинг».

В интервью Андрей рассказал:


В прошлый раз мы выяснили у Андрея, как создаётся телевидение в России и как ведущему пробиться на ТВ. Теперь расспросили о специфике телевизионной работы и его преподавательской деятельности.


Насколько успех проекта зависит от ведущего

— Вспомните ваше первое телешоу в качестве ведущего.

— Когда я решил изучить телевидение изнутри, то понял, что могу попасть в телекомпанию, только предложив что-то необычное. Но с серьёзным продуктом легко провалиться, поэтому мне нужно было создать что-то юмористическое — чтобы в любой момент списать неумение на концепцию. Тогда я как раз занимался капустниками и понял, что надо взять их за основу, потому что я владею темой.

Я предложил сделать передачу «Лапша», в которой активно врал, то есть «вешал лапшу на уши». Руководству канала идея безумно нравилась, но была проблема с рекламодателями. Из-за названия никто не хотел размещать в ней свои продукты. Денег нанять ведущего у меня тоже не было, поэтому пришлось стать ведущим самому. Потом я вёл разножанровые программы, но, признаться честно, не очень это любил. Мне больше нравится стоять за камерой, чем перед ней.

— А насколько успех проекта зависит от ведущего? Какие есть отличия у авторских проектов, где режиссёр и ведущий — это одно лицо, от всех остальных?

— Бывают ситуации, когда ведущий — это автор или режиссёр. А бывают просто нанятые ведущие. Разница принципиальная, потому что автор знает, о чём хочет сказать, режиссёр знает, как надо говорить, а приглашённый ведущий лишь исполняет роль. Многое зависит от того, как распределилось старшинство в команде. Поэтому очень важно договориться об условиях игры на берегу.

Как правило, режиссёр отвечает за картинку и её содержание, а автор — за сценарий. Когда проект рождается, он в руках автора, а дальше, по-хорошему, должен командовать режиссёр. Он снимает, а автору в процессе приходится всё переделывать. Если главным остаётся автор, история складывается совершенно иначе.

— Как ведущий готовится к съёмкам программы?

— О самой подготовке материала коротко не расскажешь. Когда человек записывает на бумагу то, что будет говорить в эфире, начинается самый большой труд. Потому что сначала это выглядит стройно и красиво, но когда начинаешь произносить фразу, оказывается, что рядом стоит куча букв, которые сложно выговорить. Приходится заменять одни слова на другие, удобные для произношения.

Поэтому ведущий записывает текст снова, чтобы он не потерял смысл и подтекст, и наговаривает его. При этом важно распределить всю партитуру невербально: где повернуться, улыбнуться, хихикнуть, пустить слезу, — и проиграть её. После будет репетиция с оператором, который внесёт свои коррективы. Тот рисунок, который ты придумал, отредактируют. Важно быть к этому готовым и не психовать.

«Несколько десятков программ я воспитывал, запускал, консультировал или отстраивал с нуля»

— Вы были режиссёром и ведущим на центральном ТВ. А как стали преподавать и тренировать других?

— Я начал преподавать, потому что людям нужны знания, которые у меня есть. Когда я только решил заняться телевидением, никто не мог мне ответить на мои вопросы. Я ходил к людям и просил объяснить мне что-то, а многие сами не до конца понимали, что делают. В стране появились иностранные специалисты, я замучил их до такой степени, что они не знали, куда от меня деться: им приходилось читать мне лекции.

Позже, когда стали обращаться уже ко мне, я понял, что не имею права не пойти навстречу. Потому что помнил, как редко я находил тех, кто мог поделиться со мной своими знаниями. Сейчас я учу людей, они меняются и достигают результатов. И судя по тому, что происходит, всё не зря.

— О каких результатах идёт речь?

— Если говорить именно о телевидении, то у меня несколько десятков программ, которые я воспитывал, запускал, консультировал или отстраивал полностью с нуля. Другие я придумывал и отдавал людям, которые их запускали. Порядка десятка программ получили ТЭФИ.

Что касается невербального языка, который я преподаю, многие мои ученики кардинально поменяли жизнь. Например, одна девушка, обыкновенная закройщица в доме быта, после занятий со мной развелась с мужем, бросила работу, продала квартиру и уехала в Лондон. Там она сняла стеклянный павильон, стала шить и выставлять свои модели. Девушку увидел один дизайнер, пригласил поучаствовать в конкурсе, где её заметил знаменитый кутюрье — и взял к себе главным конструктором.

Андрей рассказывает о своём спектакле «Чушь собачья» на радио «Комсомольская правда»

«Одна девушка после занятий со мной развелась с мужем, бросила работу, продала квартиру и уехала в Лондон»

— Как невербалика помогает в повседневной жизни? Чему вы учите на своих мастер-классах?

— Я ставлю ученикам задачи для решения какой-то определённой проблемы. Люди над ними стараются, трудятся, и за это время снимают с себя блок защиты, контроль. Та часть тела, которая мне нужна, расслабляется и действует так, как задумано природой. Постепенно человек начинает пользоваться тем языком, который запрещал себе всю жизнь. И я вижу, как меняются люди, как начинает работать их фантазия.

Понимаете, наши психологические зажимы усиливаются физическими зажимами. Запретами, которые мы накладываем на наше тело в течение жизни. Человек рождается свободным, способным пользоваться невербальным языком. Пока мы не умеем говорить, нам приходится коммуницировать с окружающим миром жестами, мимикой, звуком голоса, тембром. Когда появляется вербальное общение, нам запрещают размахивать руками, заставляют сидеть скромно и так далее. И это очень плохо.

На молодёжном форуме iВолга, 2018 год

А вот когда ты пользуешься невербальным языком, то нет нужды говорить лишние слова. Уходит желание вставлять междометия, потому что ты можешь доиграть это слово мимикой, жестом или позой. Мысль течёт свободно, и ты, размахивая руками, увеличиваешь объём своей фантазии, раскрываешь творческие способности, начинаешь творить.

Нужно ли блогерам профильное образование?

— У вас есть свой YouTube-канал. Для кого в первую очередь записываете уроки по невербалике и мастер-классы?

— Два или три года назад у меня появился продюсер, который принуждал меня делать уроки онлайн, потому что все уходят туда. Я пытался ему объяснить, что это профанация. Всё равно что читать книжку по плаванию. Какой бы замечательной она ни была, начитавшись её, ты пойдёшь плавать и утонешь — ведь плавание требует практики. Но он был настойчив. Тогда я решил снимать на видео маленькие мастер-классы, чтобы люди их могли хотя бы увидеть, а не просто послушать. То же самое я, по сути, делаю и у вас в Skillbox — снимаю упражнения, которые помогают решать определённые вопросы.

Пример упражнения по невербальному сторителлингу с канала Андрея Няньчука

— Можно ли сказать, что YouTube-блогеры — это новые телеведущие? Некоторые даже переходят оттуда в телевизор. Это норма, или они отстают от ведущих с профильным образованием?

— У человека с профильным образованием есть ключик — метод, с которым он подходит к исполнению задач. Остальным приходится изобретать велосипед: тратить силы и энергию на то, что можно сделать гораздо быстрее. Но тут нужно помнить об одной вещи.

У некоторых есть уникальная природная предрасположенность. Недавно открыл для себя ведущую Чума Вечеринка. Девочка создала свой собственный язык и покорила интернет. В ней есть и природные качества — невероятные обаяние и азарт. Она нигде не училась и сделала себя сама, но таких в реальности единицы. К сожалению, не всем везёт, не всех замечают продюсеры.

— Телеведущим может стать любой человек? Или для этого нужны какие-то особые задатки, без которых невозможно попасть в профессию?

— Абсолютно любой — это вопрос усердия и желания. Тут всё как с пением. Многие хотят научиться, но ничего не делают для этого, объясняя «отсутствием слуха». Но людей без музыкального слуха нет, есть те, у кого он не развит. Если брать уроки и тренироваться каждый день, будет результат. То же и здесь. Любой может стать телевизионным ведущим, если у него есть к этому великое желание, усердие и запрос на образование. Главное — найти людей, которые смогут тебя научить. Иначе придётся сидеть и ждать, когда удача повернётся и тебя заметят.

Как передавать эмоции одной мимикой

— В программе вашего курса «Ведущий видеоблога» есть урок «Движение головы», в котором студент узнаёт, как передавать эмоции с помощью мимики и движений головы, носа, бровей, глаз, век, губ, рта, подбородка. Как это — передавать эмоции с помощью носа?

— Нос — самый крупный предмет на лице. Даже когда мы не видим издалека глаза человека, всё равно можем определить нос. Он рисует направление. Например, в театре у кукол не двигаются глаза, и мы можем определить, куда они смотрят, только по носу. Мало того, он показывает эмоции. Не зря есть столько выражений: «ходить с опущенным носом», «задирать нос», «воротить нос».

Поэтому нос — очень значимая часть лица, которая играет большую роль в невербальной коммуникации. Как и голова в целом. Мы со спины можем определить, в каком настроении человек, если его голова безвольно опущена вниз или, наоборот, запрокинута вверх.

— По сути, невербалика, которую студенты изучают на курсе, — то же актёрское мастерство. Насколько здесь уместен онлайн-формат?

— Если человек не ленится, а самостоятельно практикуется и делает домашнее задание после каждого урока, то толк есть. Телеведущему всё-таки предстоит работа на камеру, поэтому навык можно изучить и таким способом. Кроме того, у нас будет несколько занятий офлайн. Я встречусь в Москве с теми, кто сможет, и помогу им — научу не бояться камеры, общаться с ней как с человеком.

— Чем может заниматься студент после того, как закончит курс, помимо работы ведущего или развития собственного блога? Где ещё пригодятся навыки, которые он получит?

— В деловом и личностном общении с людьми. В программе есть основы коммуникации, которые в любом случае будут полезны. Например, я учу слушать других людей, что очень важно для телеведущего в контексте интервью. Если внимательно слушать собеседника и смотреть на него, он сам всё расскажет без лишних вопросов.

Когда человек чувствует, что его слушают, это ему льстит, он расслабляется и говорит охотнее — вам остаётся только подталкивать его в нужном направлении.

— Что представляет собой дипломный проект в конце курса — видеовизитка? Поможет ли она выпускнику найти работу?

— Видеовизитка — это то, что проще всего послать на телеканал. Одно дело резюме, в котором можно написать что угодно и которому не все склонны доверять. Увидеть человека глазами — совсем другое дело. Можно понять, насколько он свободен в отношениях с камерой, как держит материал, выразительно ли говорит, красивый или некрасивый.

Причём последнее для телевидения не имеет никакого значения — любая внешность может быть обыграна. У Сирано де Бержерака был большой нос, и он сделал его своей фишкой. Всегда шутил по этому поводу, сочинял стихи и вошёл в историю как поэт с большим носом — хотя большого носа у него не было. Просто он был поэтом с воображением, а где оно есть, там есть и большие комплексы. В случае с ведущим любой недостаток можно сделать достоинством.

— Если отойти от ведущих и блогеров. Совет по невербалике, который пригодится любому человеку?

— Когда говорите, помогайте себе руками и мимикой, тогда вы будете более выразительны. Каждое наше слово воспринимается другим человеком по-своему. Слово одно, но разные люди воспринимают его по-разному. Мимикой вы дополняете речь, что даёт возможность не говорить лишних слов. Мимика показывает отношение, а руки — объём.

Блиц

Как говорится: спрашиваем кратко, но отвечать можно не совсем кратко

— Какой ваш личный топ отечественных ведущих?

— Мне нравилась первая ведущая «Орла и Решки», Жанна Бадоева. Она нашла интересную штуку — придумала жест впечатления. И ещё, конечно, Регина Тодоренко. Формат позволял ей баловаться, и она делала это очень органично. Ваня Ургант в первой части своего карьерного роста был свеж и азартен. Но в таком объёме сложно долго существовать, он устал. Из зарубежных, тут ничего нового не скажу, — Ларри Кинг и Опра Уинфри. Они самые яркие.

— Какие книги должны прочитать все, кто хочет работать на телевидении?

— Прежде всего, это классика. Именно классика, а не современная литература учит слогу, помогает говорить и ориентироваться в своей речи. Учит ставить знаки препинания, что важно не только при написании, но и при произношении. Учит образному мышлению — ничто не тренирует фантазию лучше, чем классическая художественная литература.

Научитесь: Сторителлинг Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована