Кино
#статьи

Логлайн: что такое и как написать

Разбираем на примерах известных фильмов и сериалов.

Иллюстрация: кадр из фильма «Один Дома»‎ / Kseniia Rastvorova / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Из статьи вы узнаете:


Что такое логлайн

Логлайн — это интригующий пересказ идеи фильма или сериала в одно или несколько предложений. Он нужен, чтобы презентовать историю и заинтересовать продюсеров.

Пример логлайна для фильма «Один дома»: «Родители забывают своего восьмилетнего сына дома в канун Рождества. В дом заявляются грабители-недотёпы, и, чтобы защититься них, мальчик строит хитроумные ловушки». Считается, что логлайны придумали, чтобы упростить делопроизводство в кино. У каждого фильма была папочка с документами, на которой подписывали его краткое содержание, чтобы сотрудникам было проще ориентироваться.

Со временем функционал логлайна расширился. Он стал обязательной частью сценарного пакета, поскольку помогает в работе самому сценаристу, редактору и продюсеру.

Логлайн не стоит путать с теглайном — слоганом, которым создатели и прокатчики завлекают зрителя. Например, у фильма «Один дома» официальный теглайн такой: «Когда семья Кевина уехала в отпуск, они забыли одну незначительную деталь — Кевина. Но не волнуйтесь… Он готовит. Он убирается. Он надерёт кое-кому задницу».

Зачем нужен логлайн

Логлайн решает две задачи:

  • Помогает сценаристу сформулировать суть истории и держать её в фокусе. Часто в начале работы над сценарием у автора много разных идей. Он в общих чертах представляет себе тему, сюжет, персонажей и их конфликты. Работа над логлайном помогает «выпарить» всё это до сухого остатка. Сформулировать суть и задать для себя границы: что главное в истории, персонажах и сюжете.
  • С помощью логлайна автор может увидеть историю непредвзято. Если идеи кажутся гениальными, но сформулировать краткий и цепляющий логлайн не получается — скорее всего, с историей что-то не так. И наоборот: если получился захватывающий логлайн, из него с большой вероятностью выйдет качественный сценарий. Не всегда получается сформулировать логлайн в самом начале. Но это обязательно нужно сделать по ходу работы над сценарием.
  • Помогает продюсеру понять, о чём будет фильм, и решить, стоит ли читать сценарий. Кинокомпании получают десятки сценариев, читать их все целиком нет времени. А из логлайна сразу виден потенциал истории, примерный бюджет (это блокбастер или камерная комедия), на какой платформе или канале можно показать такое кино. Так что удачный логлайн убедит продюсера прочитать сценарий или хотя бы синопсис.

Требования к логлайну

Нет единых правил, каким должен быть логлайн. Но можно выделить следующие принципы:

  • Лаконичность. Считается, что в американском кино принято ограничение в 25–30 слов (хотя на англоязычных сайтах пишут и про 50 слов). Конечно, никто не будет высчитывать количество слов, если история захватывающая, но всё же стоит держать в голове, что логлайн — это самая главная мысль сценария. Если в ней растекаться мыслью по древу, то продюсеры поймут, что основной идеи нет.
  • Конкретика. «Это история о человеке, который попал в сложную ситуацию и был вынужден решать проблему, преодолевая невероятные препятствия» — плохой вариант, потому что так можно описать почти любое кино. Добавьте то, чем ваш фильм о жизненных сложностях отличается от тысяч других подобных историй.
  • Образность. Идеально, когда логлайн будит воображение, показывает самые яркие черты героев, подстёгивает представлять сцены и даже диалоги. Вернёмся к нашему примеру логлайна для «Один дома». В нём всего два предложения, но они одновременно дают много информации и вызывают интерес: что это за семья, которая забыла дома ребёнка? И что это за ребёнок? Как выглядят грабители-недотёпы? Что за хитроумные ловушки? Чем кончится битва мальчика с бандитами?

Из чего состоит логлайн

Большинство источников рекомендуют составлять логлайн из четырёх элементов.

  • Герой. Какая главная черта точнее всего характеризует персонажа? Если главных героев несколько, надо обозначить группу: «школьники-неудачники», «заблудившиеся туристы», «семейка суперагентов».
  • Побуждающее происшествие. Какое событие выбивает героя из привычного мира и запускает историю?
  • Цель героя. Чего он хочет и к чему стремится?
  • Конфликт. Кто или что мешает герою?

Возьмём для примера фильм «Побег из Шоушенка».

Герой. Энди Дюфрейна можно обозначить как «интеллигентный мужчина». Но главная ли это деталь для сюжета? Важнее то, что он «законопослушный банкир».

Побуждающее происшествие. Всё начинается с того, что Энди сажают в тюрьму за то, чего он не делал. Зритель поначалу не знает, что герой невиновен, но это важная деталь, которую необходимо сообщить продюсеру.

Цель героя. В тяжёлых тюремных буднях Энди хочет двух вещей — сохранить человечность и выйти на свободу.

Конфликт. У Дюфрейна много врагов, но в логлайне всех не перечислишь. Берём главного — начальника тюрьмы.

Вот как может выглядеть логлайн для этого фильма:

«Законопослушного банкира пожизненно сажают в тюрьму строгого режима за убийство, которого он не совершал. Он пытается сохранить человечность и однажды получает шанс освободиться. Для этого он идёт против коррумпированного начальника тюрьмы, который не хочет выпускать полезного ему заключённого».

Примеры плохих и хороших логлайнов

В интернете можно найти много сценариев фильмов и сериалов. Но отыскать авторские логлайны к ним трудно.

Есть много статей с примерами хороших логлайнов, но, скорее всего, их написали сами авторы этих статей. И далеко не все такие логлайны можно назвать удачными. Не зря сценаристы признают, что сформулировать логлайн — одна из самых трудных задач.

Фото: Dmytro Sheremeta / Shutterstock

Возьмём примеры слабых логлайнов и попробуем усилить их:

«Титаник». «Семнадцатилетняя аристократка влюбляется в доброго, но бедного художника на борту роскошного злополучного „Титаника“».

Хотя этот логлайн представляет персонажей и задаёт интригу, кажется, в нём упущены важные детали. Например, антагонист. Можно усилить так:

«На борту „Титаника“ юная аристократка влюбляется в обаятельного бедного художника. Её ревнивый жених мешает их счастью, а крушение корабля вынуждает бороться за жизнь».

«Во все тяжкие». «Больной раком учитель химии начинает делать наркотики, чтобы обеспечить семью».

Можно добавить важных деталей: «Ничего не добившийся в жизни учитель химии узнаёт, что у него рак. Чтобы хоть что-то оставить своей семье после смерти, он начинает варить и продавать наркотики, что приводит его в мир мексиканских наркокартелей».

«Тихое место». «В постапокалиптическом мире семья вынуждена жить в тишине, скрываясь от монстров со сверхчувствительным слухом».

Тоже можно добавить больше деталей: «В постапокалиптическом мире муж и жена с тремя детьми вынуждены жить в тишине, скрываясь от опасных монстров, которые слышат каждый шорох».

«Игра в кальмара». «Должники участвуют в смертельной игре, которую затеяла тайная организация богачей».

Выделим главного героя и его дилемму: «Отчаявшийся неудачник соглашается участвовать в таинственной игре с огромным денежным призом. Ему приходится идти против принципов и конкурировать с сотней других должников в смертельных испытаниях, где победителем станет лишь один».

Но и это не идеальные варианты, и можно придумать лучше 🙂

Как написать логлайн

Сценаристы советуют делать так:

  • Сначала сформулируйте элементы логлайна (герой, побуждающее происшествие, цель и конфликт) по отдельности. Не переживайте о количестве слов. Пишите свободно, как идёт.
  • Попробуйте совместить все ответы в одно или несколько предложений. Поищите более точные, яркие, интригующие формулировки.
  • Отредактируйте, чтобы описание стало короче, сохранив смысл.

Создание логлайна может занять не одну неделю. Но, скорее всего, в итоге это сэкономит время и силы: поможет не увести историю не туда или вернуться к задумке, если запутался.

Научитесь: Профессия Сценарист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована