Кино
#статьи

«Еретик»: психологический хоррор от A24, в котором Хью Грант издевается над миссионерками

Новое амплуа звезды ромкомов, сравнение христианства с «Монополией» и размышления о вторичности в культуре.

Кадр: «Еретик» / A24

В российский прокат вышел фильм «Еретик». В этом напряжённом триллере персонаж Хью Гранта пытается доказать двум миссионеркам, что ни одна из религий не уникальна: в ход идут классические аргументы, абсурдные сравнения — и пытки. У создателей получился изобретательный хоррор, в котором нет большого количества скримеров, зато есть кое-что поинтереснее.

В материале расскажем:

О чём эта картина

Две девушки-мормонки, сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист), ходят по домам и рассказывают о своём учении. Однажды миссия приводит их к старому дому, где живёт обходительный англичанин мистер Рид (Хью Грант). Выслушав девушек, он предлагает продолжить беседу в более комфортной обстановке — у него в гостиной.

Кадр: «Еретик» / A24

Поначалу сёстры колеблются, ведь правила запрещают им заходить в дом, если там нет женщины. Однако радушный хозяин уверяет девушек, что он не один: его супруга якобы печёт черничный пирог на кухне. Поверив на слово милому незнакомцу, Барнс и Пакстон переступают порог дома. Роковая ошибка.

Никакой жены у мистера Рида нет, и никакого пирога в духовке тоже. Всё это лишь уловка, чтобы заманить девушек в ловушку. Невинный, на первый взгляд, разговор о религии оборачивается изощрённой пыткой, которую хозяин дома приготовил своим гостьям.

Кто снял хоррор

Сняли картину сценаристы Скотт Бек и Брайан Вудс, которые ранее работали над другим запоминающимся фильмом ужасов — «Тихое место». До работы над фильмом «Еретик» режиссёрский дуэт Бека и Вудса оставался неизвестен широкой публике. Их послужной список включал лишь пару малобюджетных слэшеров («Ночной огонёк» и «Они») и откровенно провальный во всех отношениях фантастический боевик «65». Последний с треском провалился в прокате и был разгромлен критиками, несмотря на участие голливудской звезды Адама Драйвера. Тот играл астронавта, который сражается с динозаврами на доисторической Земле.

В отличие от предыдущих работ Бека и Вудса, у «Еретика» есть все шансы прославить своих создателей. В частности, благодаря участию студии А24, которая взяла на себя маркетинг и организацию проката фильма. А24 уже успела зарекомендовать себя как компания, способная превратить неординарные хорроры в настоящие хиты («Солнцестояние», «Собиратель душ»).

Какими получились главные герои

Мистер Рид — хрестоматийный научный атеист: здравомыслящий, рассудительный и эрудированный. Он с лёгкостью цитирует священные тексты, словно настоящий учёный, но при этом не скрывает презрительного отношения к религиозным догмам и манипуляциям. Очевидно, что работа над «Еретиком» полностью захватила Гранта: актёр блестяще раскрылся в новом для себя амплуа. А ведь переход от образа сдержанного британца к образу пугающего иррационального безумца — задача не из лёгких.

Кадр: «Еретик» / A24

Не менее интересны и персонажи девушек. Хлоя Ист, знакомая зрителям по фильму Спилберга «Фабельманы», создаёт образ неуверенной в себе, нервной блондинки Пакстон. Героиня Софи Тэтчер («Шершни») — спокойная и молчаливая брюнетка Барнс. Её героиня обратила в свою веру не один десяток людей, однако за внешней невозмутимостью Барнс скрываются травмы прошлого.

Обе героини далеки от стереотипного образа религиозных фанатиков. Пакстон находит доказательства божественного промысла в порнографии, а Барнс позволяет себе иронизировать над священным текстом мормонов. Мистер Рид тоже не похож на типичного еретика: он скорее циник и прагматик, и в фокусах его привлекает в первую очередь неизбежность разоблачения.

Кадр: «Еретик» / A24

Перед нами редкий пример идеологической конструкции, при которой зрительские симпатии оказываются на стороне верующих — хотя те представляют религиозную организацию с сомнительной репутацией. Воинствующий же атеист предстаёт маниакальной личностью: изворотливой и беспощадной.

О чём спорят в фильме

Фильм «Еретик» не медлит — с первых минут бросает зрителя и героев в водоворот событий. Мистер Рид без лишних прелюдий начинает бомбардировать девушек провокационными вопросами. Например: почему многожёнство было дозволено пророку Джозефу Смиту, но запрещено современным мормонам? И как можно считать свою веру единственно истинной, если все религии так похожи друг на друга?

Развивая мысль, герой пускается в настоящую антирелигиозную тираду. Он настаивает: христианство, иудаизм и ислам основаны на едином моносюжете — везде перерождение, гуляющий по воде мужик и свод строгих правил. Мистер Рид даже сравнивает религии с настольной игрой «Монополия», идею которой когда-то умыкнули у создательницы The Landlord’s Game Элизабет Мэги. Мол, иудаизм — та самая настолка, которую затем переделали в более успешную «Монополию» — христианство.

В пылу полемики мужчина вспоминает и Лану Дель Рей, укравшую песню Creep у Radiohead (которая, в свою очередь, позаимствовала её у The Hollies), и даже Джа-Джа Бинкса из «Звёздных войн». Джордж Лукас тоже взял его образ из мифологического сюжета, но вполне намеренно. На заимствование его вдохновила книга «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, исследователя мифологии и религии.

Словом, набор атеистических аргументов подан с изрядной долей иронии. При этом тезисы мистера Рида просты и наглядны, а объяснения девушек нередко выглядят путанно и разрозненно. В итоге герой Хью Гранта проверяет на прочность убеждения не только миссионерок, но и зрителя.

Как устроена лента

Режиссёрский дуэт здорово поработал над классической трёхактной структурой. Каждый акт превратился в отдельный уровень:

  • Первый акт, относительно спокойный и наиболее «душный», развивается в основных комнатах дома. Здесь нет типичных для жанра элементов ужаса, но есть страх перед неизвестностью.
  • Второй акт происходит в подвале дома. После слегка затянувшейся лекции зрителю демонстрируют более прямолинейный и жёсткий хоррор, в котором есть кровь, всякая мерзость и тёмные помещения.
  • Третий заключительный акт начинается ещё одним этажом ниже: герои оказываются под подвалом. А затем мы вместе с протагонистами возвращаемся наверх, к катарсису.

Режиссёры с каждым новым актом спускают героев и зрителей всё ниже. Сделано это для того, чтобы, испытав полную палитру эмоций от погружения в пучину ужаса, мы хотя бы немного изменились и вынырнули уже другими. Скотт Бек и Брайан Вудс, словно Данте Алигьери в «Божественной комедии», проводят нас по всем уровням, показывая и ад, и чистилище, и рай. Впрочем, последний появляется только в финальном отрывке картины.

Кадр: «Еретик» / A24

Скажем честно, разбирать устройство фильма гораздо интереснее, чем следить за его хоррор-составляющей. Сцены пыток, которые призваны держать зрителя в напряжении, строятся на паре-тройке избитых приёмов и нескольких предсказуемых скримерах. В «Еретике» нет ни шокирующей жестокости, ни пробирающего до костей саспенса.

Вторая половина фильма высвечивает главный недостаток концепции: для интеллектуального хоррора «Еретику» не хватает глубины. Аргументы мистера Рида часто звучат банально и старомодно. Однако это не значит, что вы заскучаете: фильм оставляет после просмотра пищу для размышлений, а бывшая звезда ромкомов Хью Грант в роли социопата выглядит по-настоящему свежо.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована