Кино
#подборки

16 лучших композиций электронной музыки эпохи рейва

Рассказываем, как появились главные жанры современных танцполов — от техно до дабстепа. И конечно, наслаждаемся музыкой.

Фото: Andy Sheppard / Redferns / Getty Images

Мы уже говорили о том, как зародилась электронная музыка. Её ещё в начале 20-го века начали делать авангардисты: они использовали немузыкальные шумы вроде звуков природы и города. Далее к ним присоединились инженеры, которые изобретали необычные электрические инструменты, например терменвокс. А потом появились исполнители, которые создавали свои произведения с помощью регулирования скорости движения звуковых лент, их монтажа и наложения — практически тем же сегодня занимаются диджеи, только со звуковыми дорожками.

А в 1980-е началась эпоха рейва — танцевальной музыки, для которой живые инструменты были не нужны. Диджей в одиночку мог прокачать толпу. Сначала появились техно и хаус, но по мере развития техники жанров стало больше — основных насчитывают 16. О главных композициях в каждом из этих жанров и поговорим в этом статье.

No UFO’s — Model 500

Жанр: techno / техно

Дата выхода: 1985

Жанр техно появился в Детройте, который к середине 1980-х превратился из промышленного гиганта в постапоклиптичный призрак. Среди технологичной разрухи и были созданы первые композиции, которые передавали ритм уже неработающих машин.

Однако в техно нашлось место веселью. Музыкант Хуан Аткинс, он же Model 500, вдохновляющийся афроамериканским танцевальным жанром фанк, придумал ломаные ритмы, которые идеально легли на последние достижения европейской электронной музыкальной индустрии.

Так Аткинс и другие диджеи из Детройта создали смесь из «белой» и «чёрной» музыки, которая при этом звучала как саундтрек для будущего.

Baby Wants To Ride — Frankie Knuckles

Жанр: house / хаус

Дата выхода: 1987

Хаус тоже вышел из «чёрной» танцевальной музыки, но из диско. Оттуда продюсеры позаимствовали простой и ровный бит (его называют прямой бочкой), который можно повторять очень долго, а также сексуальную развязность. Хаус появился в богемных клубах и прославлял безудержный гедонизм.

Фрэнки Наклз — диджей из Чикаго, где хаус и родился. Он был одним из первых, кто начал делать ремиксы диско-композиций, добавляя электронные ударные. В Baby Wants To Ride он доводит сексуальную напряжённость хауса до предела: всю песню томный голос повторяет призывы к объекту вожделения.

The Theme — Unique 3

Жанр: bleep & bass / блип-н-бейс

Дата выхода: 1989

Bleep & Bass — это первый рейв-жанр, появившийся в Британии, а конкретно — в Шеффилде. Он состоит из двух элементов, вынесенных в название. Блипы — это примитивные и писклявые мелодии, будто сыгранные на старом калькуляторе. И бас — мощный и глубокий.

Бас стал настоящей манией для продюсеров, которые всячески экспериментировали с аппаратурой, чтобы он чувствовался всем телом. Часто из-за этих экспериментов студийное оборудование выходило из строя.

Некоторые по много раз записывали бас, повышая громкость до максимума. В треке The Theme, одном из прорывных для сцены Шеффилда, бас сделали с помощью фидбэка — акустического эффекта, который возникает, когда микрофон улавливает звук, исходящий из колонок, и как бы возвращает его обратно в колонки — и так по кругу. Это звучит как нарастающий визг или гул.

James Brown Is Dead — L.A. Style

Жанр: hardcore techno / хардкор-техно

Дата выхода: 1991

Хардкор-техно появилось в Европе и окончательно порвало связь рейва с фанком. У белых продюсеров техно стало похоже на метал: оно опиралось на средние частоты, сшибающие с ног эффекты и крайнюю агрессию. Хардкор-техно-клубы были похожи на бункеры, танцполы стали агрессивнее, а диджеи выступали в противогазах и костюмах химзащиты.

Трек James Brown Is Dead продюсера L.A. Style с маршевым ритмом, эффектом ментазма, по звучанию похожим на рой пчёл-киборгов, и тяжёлыми риффами стал одним из ярких представителей жанра.

Honey — Ultramarine

Жанр: chillout / чилаут, ambient / эмбиент, ambient techno / эмбиент-техно, ambient house / эмбиент-хаус

Дата выхода: 1991

Музыка на рейвах начала 1990-х стала тяжелее и быстрее, но и отдыхать тусовщикам когда-то надо было 🙂 Многие продюсеры смешивали техно и хаус с эмбиентом — медленной и атмосферной музыкой, обычно состоящей из минималистичных мелодий, сыгранных на синтезаторе. Некоторые выступали на огромных стадионах с чистым эмбиентом.

На общем фоне выделялся дуэт Ultramarine, который добавлял в хаус непривычные семплы живых инструментов, взятые из лёгкого рока или фолка. В их песне Honey звучит нежный вокал из старой рок-баллады, поддерживаемый акустической гитарой и флейтой. Такого светлого хиппи-звучания у рейверов ещё не было.

Drop This — 4-Mega

Жанр: breakbeat hardcore / брейкбит-хардкор

Дата выхода: 1992

Breakbeat Hardcore — пожалуй, главная музыка золотой эпохи британского рейва. В США хип-хоп и хаус не сходились вместе: хип-хоп был музыкой гетто, а хаус слушали богачи. Но в Англии эти смыслы не считывали, и электронные продюсеры подсели на семплы и ускоренные хип-хоп-ударные.

Подход в создании такой музыки был максимально пиратским: треки сводили дома, семплы беспардонно крали. Часто вокалисты звучали как бурундуки, поскольку голос надо было синхронизировать со скоростью бита и вокал ускоряли искусственно.

Трек группы 4-Mega — это абсолютно перегретая погоня за кайфом, которая управляла рейвом и заставляла продюсеров писать всё более быструю музыку.

Scottie — Subnation

Жанр: darkcore / дарккор

Дата выхода: 1993

В 1993 году в Британии начался экономический кризис, а психика многих ветеранов рейва пошатнулась от безостановочного кутежа. С танцполов исчезло ощущение любви и всеобщего братства. Все забивались в углы и не танцевали.

Продюсеры прочувствовали настроения публики и переключились на очень мрачную музыку, передающую ощущение паранойи, морального истощения и упущенного кайфа. Под такие ритмы уже довольно сложно танцевать.

Трек Scottie состоит из тяжёлых и неровных ударных, поверх которых наложены мрачные выкрики, взятые из хорроров: «Мы не умрём! Мы убежим отсюда!»

Original Nuttah — Shy FX & UK Apache

Жанр: jungle / джангл

Дата выхода: 1994

Джангл стал вершиной эволюции афроамериканских влияний в британском рейве, хоть его часто и играли белые. В нём смешались быстрые и сложные ударные со множеством микросбивок, замедленный в два раза бас, взятый из ямайского даба, регги-распевки, речитатив, хип-хоп-бравада и звуки выстрелов. На джангл-вечеринках было много криминала и агрессивных танцев.

В 1994 году джангл был главной музыкой на карнавале в Ноттинг-Хилле, одном из главных культурных событий «чёрного» Лондона. На каждой остановке все просили поставить Original Nuttah — безумный трек с одним из самых интересных ритмических рисунков за всю историю рейва. Сопровождает его смесь из мелодичных распевок и пулемётного речитатива от UK Apache — частично араба, частично ямайца.

Такой звук мог появиться только в мультикультурном Лондоне.

Timeless — Goldie

Жанр: drum & bass / драм-н-бейс

Дата выхода: 1995

Драм-н-бейс-продюсеры сделали джангл буржуазным и приятным уху более спокойной публики. Они убрали МС, сделали ритм менее ломаным, добавили мелодичных текстур. И хотя позже в драм-н-бейсе появились более жёсткие и качающие вариации, стартовал он как прогрессивный ответ дикому джанглу.

Иконой жанра стал эпический альбом Timeless от диджея Goldie. Его заглавный трек длится 21 минуту, хотя изначально были планы на 40-минутную композицию. Goldie переходит от одних атмосферных синтезаторов к другим поверх достаточно простого бита, а вторит ему утончённый женский вокал.

Girl/Boy — Aphex Twin

Жанр: IDM (inteligence dance music)

Дата выхода: 1996

Любой жанр рано или поздно захватывают «безумные профессора», которые хотят создать что-то очень экспериментальное, дикое и зачастую пугающее. Такими стали IDM-продюсеры. Они собирали треки из случайных звуков и шумов. Их песни были атональными, а ритм сбивался так часто, что танцевать было невозможно. Это музыка скорее для домашнего прослушивания, нежели для клубов.

Главной звездой жанра был Aphex Twin. Он провоцировал байками в интервью, странными клипами и дикой музыкой. Вершиной его поисков можно назвать песню Girl/Boy, в которую поверх сложных ударных Aphex наложил утончённую партию оркестровых инструментов.

Firestarter — Prodigy

Жанр: big beat / биг-бит

Дата выхода: 1996

Музыканты из Prodigy были мегазвёздами ещё в начале 1990-х. Уже тогда лидер группы Лиам Хоулетт пытался уйти от высоких скоростей на рейвах. Результатом стал трек Firestarter — смесь закольцованного бита, хип-хопа среднего темпа и агрессивных рок-гитар.

Этот жанр назвали биг-битом. Он стал идеальным выбором для рокеров, которые искали новую музыку. Prodigy перешли из тесных клубов на большие стадионы, выступали с гитаристами, а из-за своего стиля вокалист группы Кит Флинт ассоциировался с образом безумного панка едва ли не больше, чем сами панки.

Gunman — 187 Lockdown

Жанр: garage / гэридж

Дата выхода: 1997

Гэридж возник из ремиксов на R& B-композиции и ознаменовал возвращения рейва к гламуру и роскоши. По сути, это был ускоренный хаус, но в британском стиле — с ломаными ритмами, волнообразным глубоким басом и ямайским речитативом. Гэридж вышел из уличной музыки, но под него пили дорогое шампанское и носили дизайнерскую одежду.

Песня Gunman от 187 Lockdown иллюстрирует двойственную природу гэриджа. В этой песне есть даже звуки выстрелов и полицейских сирен, как в самом грязном и андерграундном джангле. Но джангл высоко в чарты не пропускали, а эта песня добралась до 16-го места.

For an Angel — Paul van Dyk

Жанр: trance / транс

Дата выхода: 1998

Транс появился ещё в начале 1990-х, но на пик славы вышел уже в конце десятилетия. Публика устала от сложных ритмов джангла или IDM, исполнители которых больше занимались «наукой о сложном бите», нежели музыкой для крутой вечеринки. Люди хотели простых эмоций, и транс их дал.

Все разновидности этого жанра объединял простой бит, основанный на прямой бас-бочке. Более психоделические диджеи насыщали песни сложными партиями синтезаторов. Однако самым доступным и популярным стал евротранс, представленный звёздами вроде Пола ван Дайка или Армина ван Бюрена.

Главный хит ван Дайка For an Angel — это посвящение любимой девушке, с лёгкими и приятными клавишными. Идеальный хит для мегарейва на десятки тысяч человек.

Fuck the Pain Away — Peaches

Жанр: electroclash / электроклэш

Дата выхода: 2000

К началу нулевых основной массив рейв-жанров уже сложился. Изобретатели новых стилей шли по пути переработки готовых форм и добавления чего-то радикально иного, а часто и совмещали два подхода. Так появился и электроклэш.

Разберём на примере Fuck the Pain Away. С одной стороны, Peaches перерабатывает электронную музыку 1980-х, добавляя её звучанию брутальности. В духе тех лет — вокалистка не поёт, а скорее декламирует текст.

С другой стороны, в песне чувствуется большое влияние панк-рока: тяжёлые ударные, мрачные синтезаторы. Другие группы даже играли на гитарах. От панка взята и любовь к провокациям.

Электроклэш стал самым женским рейв-жанром — исполнительницы не боялись смелой секс-лексики и феминистских посылов.

I Luv U — Dizzee Rascal

Жанр: grime / грайм

Дата выхода: 2003

Когда гэридж стал слишком попсовым, андерграундные продюсеры начали делать его более мрачным и уличным. Место вокалистов с сахарными голосами заняли рэперы. Постепенно гэридж эволюционировал в грайм, для которого было характерно грязное и тяжёлое продюсирование. И самое главное — никогда раньше рэперы не занимали так много места на рейвах.

Грайм, хоть и появился из электронной сцены, стал британским ответом хип-хопу. Звёздами жанра были именно MC. В 2003 году премию Mercury Prize, которую дают автору лучшего британского альбома, получил Диззи Раскал, один из отцов грайма. Его трек I Luv U — филигранный пример того, как скоростной речитатив уживается на ломаных битах, под которые не так-то и просто читать.

Midnight Request Line — Skream

Жанр: dubstep / дабстеп

Дата выхода: 2005

Дабстеп — это ещё одно воспроизведение ямайской музыки на мультикультурной почве Лондона. Исполнители брали регги-песни, убирали почти все клавишные и гитары и оставляли только глубокий бас и ударные.

В Кройдоне, районе Лондона с большой долей чернокожего населения, диджеи писали похожую музыку, только используя вместо живых инструментов компьютеры. Сейчас слово «дабстеп» ассоциируют с громкой и жужжащей музыкой Skrillex, но оригинальный дабстеп был медленным, медитативным и задумчивым. Сингл Midnight Request Line часто считают одним из эталонов жанра.


Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована