В ожидании «Преступления и наказания»
Что известно о новой экранизации классического романа.
Кадр: сериал «Преступление и наказание» / «Кинопоиск HD»
Осенью на «Кинопоиске» выйдет сериал, который уже сейчас называют главной премьерой сезона, — «Преступление и наказание» в версии Владимира Мирзоева. Режиссёр снял свою интерпретацию одного из самых известных романов русской классики, собрав для этого по-настоящему звёздную команду.
В этой статье расскажем, что уже известно о проекте:
Команда проекта
Зимой 2022 года стало известно, что Владимир Мирзоев снимет новую экранизацию грандиозного романа Достоевского «Преступление и наказание». Проектом занимается «Плюс Студия», которой он достался по наследству от онлайн-кинотеатра START. Однако в этой истории выпускающая студия не так уж и важна: с самого начала было понятно, что будущий сериал — в первую очередь авторская интерпретация режиссёра. Зрители знают Владимира Мирзоева как создателя нашумевших сериалов «Топи» и «Внутри убийцы». А ещё как того, кто мастерски удерживает зрителя в постоянном напряжении, использует для этого нестандартные приёмы и умеет добиться на экране филигранно выстроенного визуала.
Для работы над «Преступлением и наказанием» к Мирзоеву присоединились продюсеры, подарившие нам лучшие российские проекты последних лет. Михаил Китаев — «Игры», «Майор Гром: Чумной доктор» и «Майор Гром: Игра», «Король и Шут», «Конец света». Владимир Маслов — «Топи», «Внутри убийцы». Ольга Филипук — «Кибердеревня», «Триггер», «Нулевой пациент», «Король и Шут».
Осенью 2023 года появилась первая информация о касте сериала: на главную роль пригласили Ивана Янковского, который уже работал с Мирзоевым. Чуть позже был анонсирован остальной актёрский состав. Дмитрия Разумихина сыграл Тихон Жизневский («Майор Гром»), Соню Мармеладову — Алёна Михайлова («Калимба»), Дуню, сестру Родиона, — Любовь Аксёнова («Жить жизнь») и Диана Енакаева («Плакса»), Свидригайлова — Владислав Абашин («Внутри убийцы»), старуху-процентщицу — Ёла Санько («Библиотекарь»). Другие значимые роли исполнили Юлия Снигирь («Мастер и Маргарита»), Виктория Толстоганова («Казнь»), Олег Дуленин («Хитровка. Знак четырёх»), Юлия Марченко («Поедем с тобой в Макао»), Мария Смольникова («Я знаю, кто тебя убил»), Никита Тарасов («Фишер»), Борис Хвошнянский («Большой дом»).
Жизневский и Янковский уже работали вместе — в «Топях» их дуэт получил высокую оценку, а зрители навострили уши в ожидании большего числа совместных проектов и клепали всё новые и новые шутки.
Участие звёздного дуэта в сериале все восприняли как нечто само собой разумеющееся, но других актёров пришлось искать довольно долго и кропотливо.
«Это длинный путь — найти своего человека, я продолжу эту метафору: как с семейной жизнью и любовью, тут должно совпасть очень много вещей. Это не всегда значит, что ты ищешь крутого профессионала или медийное лицо. Ты ищешь человека в актёре, который говорит с тобой на одном языке, который тебя легко понимает, с которым ты на одной волне, с которым у тебя совпадает химия, который тебя достраивает».
Владимир Мирзоев
для «Комсомольской правды»
Интересен не только выбор актёров, но и в принципе система персонажей, которую выстраивает Мирзоев. В романе Дуня, сестра Раскольникова, — второстепенный персонаж. Здесь же она становится одной из ключевых фигур. Образ сильной и великодушной девушки в интерпретации Любови Аксёновой приобретает черты Настасьи Филипповны из «Идиота», героини чуть более противоречивой. Чёрт в исполнении Бориса Хвошнянского, со слов режиссёра, становится этакой юнгианской тенью главного героя. Пока сложно сказать, как этот персонаж повлияет на повествование, но уже сейчас актёр акцентирует внимание на своём образе — например, на недавней пресс-конференции Bubble Weekend он появился в ботинках таби, напоминающих копыта.
Все, кто следил за предыдущими проектами Мирзоева, знают, что он требует от съёмочной команды максимального погружения в процесс — и новый сериал не стал исключением. Иван Янковский прямо говорит, что роль Раскольникова далась ему тяжело: было сложно работать над персонажем, входить в образ, выстраивать нужную атмосферу. Чтобы погрузиться в тему богоборчества и понять противоречивый внутренний мир своего героя, он читал биографии Наполеона и Гитлера, изучал работы Эдварда Мунка, каталог которых специально купил для работы над ролью. Любопытно, что с отсылки к знаменитому «Крику» Мунка начинается тизер сериала — и, кто знает, возможно, это не режиссёрская задумка, а инициатива самого актёра.
«Ещё я специально вгонял себя в стрессовые обстоятельства и пил эспрессо за эспрессо, чтобы меня колбасило. И это нервное напряжение я прятал внутрь: у меня дёргался глаз, я был немного не в себе».
Иван Янковский
для «Кинопоиска»
О проекте известно не так уж много, но уже сейчас понятно, что команда подобралась профессиональная, а главное — слаженная. Возможно, положительные реакции на промоматериалы не фальстарт и проект действительно соберёт все лавры предстоящего сезона.
Продакшен
Сериал снимали в Петербурге и Москве, но большая часть уличных съёмок проходила в Северной столице. Петербург Достоевского — практически самостоятельный герой истории, с его дуальностью реального и воображаемого, нуарностью и мистицизмом, граничащим с сумасшествием. В сериале засветились совершенно разные по настроению локации: Университетская набережная, Менделеевская линия, фабрика «Красный треугольник», а также места, которые упоминаются в самом романе.
Читайте также:
Разнообразные уличные съёмки потребовали серьёзного технического оснащения и тщательной проработки локаций. Например, на территории фабрики «Красный треугольник» команда выстроила целый рынок, жуткий и фантасмагоричный. А чтобы добиться нужной картинки, оператору Матвею Ставицкому пришлось искать особые винтажные объективы — настолько редкие, что на съёмках использовался единственный в стране экземпляр, который доставили из Москвы со всеми возможными предосторожностями.
Иррациональность происходящего в кадре усиливает и работа художников по гриму. Улицы Петербурга в фильме заполняют жуткие существа, среди которых однозначно опознать можно разве что старуху-процентщицу, да и та появляется с пугающе рассечённым лицом. Всё это делает новый фильм похожим больше на хоррор, чем на драму по мотивам русской классики.
Читайте также:
Предполагаемый сюжет
Вся история должна поместиться в анонсированные семь серий, тайминг которых пока неизвестен. Известно, что общий сюжет будет близок к оригинальному тексту романа, хотя, как говорится, есть нюанс — в картине много деталей, намекающих, что действие перемещается из XIX века в XXI-й. При этом пространство и время в фильме нельзя определить однозначно — вот как об этом рассказывает сам Мирзоев: «Действие происходит в пространстве вечной России. Мы живём в пространстве сновидений с нашими героями». Герои и зрители оказываются где-то между сном и явью, не в состоянии понять, чем они вообще отличаются друг от друга. И в этом видение Мирзоева, безусловно, следует за внутренней структурой самого романа.
История, как и у Достоевского, выстраивается вокруг Родиона Раскольникова. Бедного студента, который однажды задумался о справедливости мира. Чтобы проверить свою теорию о праве творить зло с добрыми побуждениями, он убивает старуху-процентщицу. Но терзания совести становятся всё сильнее, а правоохранительные органы не намерены закрывать глаза на совершённое преступление. Раскольников бродит по мрачному городу, наполненному тайнами и монстрами, и бестиарий Петербурга органично дополняют внутренние демоны Родиона.
Хотя сериал заявлен как экранизация романа, доверять мы можем только общему синопсису. Известно, что Мирзоев, глубоко погружаясь в проект, может спонтанно вносить изменения в повествование. Он положительно относится к импровизации, главных актёров воспринимает как соавторов и готов прислушиваться к предложениям команды. «Преступление и наказание» не стало исключением — в процессе съёмок постоянно появляются новые сцены, которых не было в изначальном плане. Посмотрим, войдут ли они в итоговый монтаж.
Ожидания от проекта
Сегодня у нас есть только один полноценный тизер и промофотографии, однако «Преступление и наказание» уже получило мощную поддержку фанатов, которые пиарят его так же активно, как и сама студия. Да, по тизеру можно предположить, что будущий сериал вписывается в тренды, выглядит модно, наконец, просто качественно сделан. Но почему же его ждут с таким нетерпением?
Сложно отрицать очевидное: главное достоинство «Преступления и наказания» — это каст. Он полностью состоит из звёзд отечественного кино, участие которых обычно гарантирует проекту успех.
Вспомним, например, сериал «Почка», который многие смотрели только ради Любови Аксёновой. Дуэт Аксёновой и Тихона Жизневского известен зрителям по фильмам про Майора Грома, а вот с Иваном Янковским Жизневский в последнее время будто бы и вовсе не расстаётся — меняются только проекты и режиссёры. Немалый вклад в такую популярность внёс успех сериала «Топи», стремительно закрепившего за собой в медиа статус культового, несмотря на шквал критики. История же о том, как фанаты чуть ли не наныли камео Янковского в другом проекте Мирзоева, «Внутри убийцы», стоит аплодисментов.
Отечественный зритель всегда любил добротные экранизации русской литературы, а в последнее время даже молодое поколение демонстрирует стойкий интерес к классике. Возможно, это могло случиться и раньше, если бы отечественная киноиндустрия предлагала зрителям больше качественных фильмов вместо неловких поделок — чего стоит один только недавний «Онегин». Но после выхода «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина все и правда будто бы стали фанатами классической русской литературы.
Читайте также:
Вопрос качества здесь стоит особняком. К хорошему быстро привыкаешь, а за последние годы вышло много визуально красивых картин — вспомним хотя бы «Серебряные коньки» и «Дылду». Да и после фильмов Романа Михайлова, который успевает виртуозно монтировать картины непосредственно во время съёмок, не хочется делать остальным какие-то послабления. К счастью, большинство сериалов на стримингах соответствуют этой планке. А спецпроекты от «Плюс Студии» поднимают её ещё выше.
«Кинопоиск» в принципе очень грамотно подходит к продвижению. После критики промо других проектов платформы команда явно проделала работу над ошибками: теперь мы получаем информацию вовремя и в нужной дозировке. А главное — из первых уст. На помощь приходят и материалы со съёмок, и офлайн-мероприятия, например Q&A-сессии с командой сериала на «Яндекс Даче». Но всё-таки, если смотреть правде в глаза, пока что мы знаем о «Преступлении и наказании» очень мало. Придётся ждать октября.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс