Кино
#статьи

Как написать сильный клиффхэнгер

И почему они цепляют даже опытных зрителей.

Кадр: фильм «Иллюзии обмана» / Summit Entertainment

Что такое клиффхэнгер

Клиффхэнгер — это художественный приём в литературе и кино, когда действие обрывается на «самом интересном месте». Например, герой попадает в западню, сталкивается со сложной дилеммой или узнаёт важную новость, которая влияет на его дальнейшие действия, — на этом повествование обрывается или переключается на других персонажей. Это создаёт у читателя или зрителя ощущение незавершённости ситуации, которое побуждает следить за историей дальше.

Слово «клиффхэнгер» в переводе означает «вцепившийся в обрыв». Термин берёт начало с романтического романа «Голубые глаза» английского писателя Томаса Гарди, который печатался в журнале в 1872–1873 годах. В одной из частей главный герой оступается под дождём и соскальзывает с высокогорного обрыва. Мужчина хватается за пучок травы и повисает над пропастью. А чудесное спасение автор описывает лишь спустя тридцать абзацев отвлечённых рассуждений.

Как психология объясняет эффект клиффхэнгера

Психологический эффект клиффхэнгера описала советский психолог Блюма Зейгарник. В экспериментах она показала, что люди лучше запоминают прерванные действия, чем завершённые. Например, официанты лучше помнят, какие блюда заказали люди, которым заказ пока не принесли. А вот уже исполненные заказы вспоминают хуже. Этот феномен получил название «Эффект Зейгарник».

Другой психолог русского происхождения Мария Овсянкина описала частный случай того же эффекта: человеку свойственно возобновлять прерванное действие, когда результат ещё не достигнут. Овсянкина давала испытуемым задание, например решить головоломку. Не дождавшись выполнения, она прерывала испытуемых и давала им другое задание. Когда люди с ним справлялись, психолог делала вид, что отвлеклась. В это время большинство испытуемых возвращались к первому заданию, хотя таких инструкций не было.

Эксперименты Зейгарник и Овсянкиной основаны на работах их учителя, автора теории психологического поля Курта Левина. Он писал, что прерванное действие создаёт так называемую квазипотребность. У человека возникает напряжение и навязчивые мысли о незакрытой задаче. А завершение несёт разрядку и удовлетворение.

Это согласуется с трудами гештальт-психологов, согласно которым психика человека стремится к целостной структуре. Например, читая буквы с недостающими частями, мы достраиваем их и понимаем текст. Также мы стремимся узнать окончание истории, которая нас увлекла.

История клиффхэнгера в литературе и кино

В литературе клиффхэнгеры использовали с давних времён. Например, на этом приёме построен сборник сказок и новелл «Тысяча и одна ночь». Царь Шахрияр разуверился в женщинах и каждое утро казнит очередную наложницу. Но мудрая Шахерезада рассказывает царю сказки, обрывая их под утро на самом интересном моменте. Каждый раз правитель решает дослушать историю следующей ночью и оставляет девушку в живых.

В XIX веке в Европе и США были популярны литературные сериалы — бульварные романы, поделённые на выпуски. Чтобы заставить читателей купить следующую часть, авторы выдумывали для героев опасные ситуации, которыми и заканчивали главы. Пользовались этим приёмом и такие мастера, как Чарльз Диккенс.

Чарльз Диккенс
Фото: Heritage Auction Gallery

В первой половине XX века клиффхэнгерами вооружились создатели детективных радиосериалов. Например, хитовое шоу радиостанции BBC о частном детективе Поле Темпле выходило с 1930-х по 1960-е годы — там часто встречались крючки в концовках, а в заставке использовали симфоническую сюиту «Шахерезада». С радио клиффхэнгеры перекочевали в комиксы: рисованные истории продавались лучше, когда приключения супергероя обрывались на самом интересном месте.

Позже всех распробовали приём телевизионщики. На заре телевидения американские продюсеры вдохновлялись скорее высокой литературой и бродвейскими драмами, чем радиошоу и фильмами. Сериалы часто состояли из несвязанных эпизодов, которые можно было смотреть в любом порядке. Но с 1950-х годов телевизоры стали дешеветь, а их аудитория расти. Тогда производители телешоу не смогли пройти мимо популярного приёма: сначала его стали использовать ситкомы, а затем и мыльные оперы. Разговорные шоу породили тип клиффхэнгера без экшена, когда герою сообщали некое шокирующее откровение, а зритель ждал реакции персонажа. Теперь это характерная черта жанра.

В 1980-х особенно отличились создатели криминального сериала «Даллас». Третий сезон кончается покушением на героя Джона Росса. Следующие три месяца Америка гадала, кто же стрелял. А СМИ выходили с вопросом на обложке «Who shot J. R.?». В 1990-х революционный «Твин Пикс» Дэвида Линча держался на вопросе «Кто убил Лору Палмер?» и потерял зрителя, когда ответ раскрыли.

С тех пор кино без клиффхэнгеров невозможно представить. А коммерческие законы телевидения лишь помогают делу. Например, рекламные паузы диктуют необходимость расставлять по ходу серии несколько крючков, чтобы возвращать зрителя к экрану.

Типы клиффхэнгеров с примерами из кино

Единой типологии клиффхэнгеров не существует. Ниже лишь примерные варианты, которые часто встречаются в знаменитых книгах, фильмах и сериалах. Осторожно, много спойлеров.


Подвешенный вопрос

В конце эпизода происходит событие, требующее от героя реакции. Действие обрывается, а зритель гадает, что же сделает герой? Вопрос может быть простым — например, сможет ли персонаж выбраться из горящего здания? Или более сложным, чтобы создать задел на сиквел или следующий сезон сериала. Частный случай такого крючка для мелодраматических историй: останутся ли герои вместе или кого из соперников выберет персонаж.

  • Фильм «Назад в будущее» заканчивается счастливым возвращением Марти из прошлого. Благодаря вмешательству в дела родителей его нынешняя жизнь стала куда лучше. Всё выглядит как хеппи-энд. Но тут появляется Док на машине времени и заявляет, что нужно срочно отправляться в будущее, чтобы предотвратить страшное событие из жизни детей Марти и Дженнифер. Возникает вопрос: какое событие и что ждёт героев?
  • Сериал «Остаться в живых» чуть ли не полностью состоит из клиффхэнгеров. Первый сезон кончается тем, что герои взрывают крышку таинственного бункера. Что там внутри?
  • В конце «Мстители: Война бесконечности» Танос уничтожает половину жителей Вселенной с помощью перчатки бесконечности. Чем ответят супергерои?
  • Сериал «Нормальные люди» о сложных отношениях двух влюблённых держит вовсе не сюжетом. Но так или иначе зрители задаются вопросом: останутся ли вместе Марианна и Коннелл?

Информационная бомба

Главный герой узнаёт правду, которая переворачивает его представления о происходящем. Правда шокирует, ставя персонажа перед дилеммой.

  • Легендарная фраза Дарта Вейдера «Люк, я твой отец» (в оригинале «Нет, я твой отец») в финале «Звёздные войны: Империя наносит ответный удар» — пожалуй, самый знаменитый такой клиффхэнгер. Скайуокеру предстоит принять горькую истину, что он сын своего злейшего врага. Тогда родственная связь протагониста и антагониста была в новинку, поэтому новость произвела фурор.
  • В первой части «Убить Билла» героиня Умы Турман мстит за убийство жениха и потерю дочери, которой была беременна. В конце оказывается, что её дочь жива.
  • Финал знаменитого эпизода «Красная свадьба» в «Игре престолов» похож на информационную бомбу. Внезапная расправа над Роббом Старком, его беременной женой Талисой и матерью Кейтлин настолько неожиданна, что повергает зрителя в шок. Даже сам Джордж Мартин считает эту сцену лучшей во всей книге «Песнь льда и пламени».

Конфронтация

Главный герой, наконец, сталкивается лицом к лицу со своим заклятым врагом. Ставки возрастают до предела.

  • В финале мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных» Майлз Моралес попадает в плен к своему врагу Бродяге. В это время его соратница Гвен Стейси собирает команду, чтобы отыскать друга.
  • Первый сезон «Дома дракона» кончается тем, что дракон принца Эйгона случайно убивает сына Рейниры. Колеблющаяся до этого королева решает поквитаться с обидчиками и начать войну. Казалось бы, война развернётся во втором сезоне, но создатели повторили тот же клиффхэнгер — после долгой подготовки Рейнира, наконец, готова напасть на врагов.

Нарушение планов

Планы героя летят под откос, но это не обязательно связано с кознями противником и опасностью. Возможно, на пороге вдруг появляются непутёвые родственники, героиня неожиданно беременеет или в доме отключается электричество. Такие клиффхэнгеры часто служат поворотным пунктом в конце первого акта или создают героям дополнительные проблемы. Частный случай этого клиффхэнгера — потеря оружия, ценного предмета или информации, что служит препятствием на пути к цели.

  • Этот приём часто встречается в книгах и экранизациях «Гарри Поттера». Даже в отдельных сценах персонажи сталкиваются с «необязательными» трудностями, что здорово поддерживает напряжение. Например, в «Тайной комнате» Гарри и Рон добираются до Хогвартса на летающей машине. Друзья рады возвращению, но тут двигатель глохнет. Герои в панике: им приходится пережить жёсткую посадку.
  • В пилоте «Во все тяжкие» учитель-неудачник Уолтер Уайт узнаёт, что болен раком, — это сподвигает его начать свой наркобизнес.
  • В первом сезоне «Фарго» неудачливый страховой агент в порыве гнева убивает жену, что вынуждает его совершать множество других несвойственных ему поступков и меняться.
  • В «Дедпуле» герой перед разборкой забывает в такси сумку с оружием. СМИ писали, что этот комичный клиффхэнгер сэкономил бюджет — денег на съёмку батальной сцены не было.

Прерванная серия

Герои собираются что-то делать, но тут серия кончается.

  • Так работают почти все современные сериалы. Из российских хорошим примером служит «Эпидемия». Первая серия кончается тем, что герои решают отправиться к спасительному озеру из охваченной хаосом Москвы. Каждую серию создатели заканчивают эффектным крючком, оставляя персонажей на неком перепутье.
  • Даже когда не планируется продолжение, клиффхэнгер может быть красивым финалом. Например, в конце нолановского «Начала» мы так и не узнаем, остановился ли волчок Кобба. Сцена прерывается затемнением.

Гонка со временем

Старый добрый дедлайн работает даже в кино. Героям нужно что-то сделать за ограниченный промежуток времени, иначе случится что-то плохое.

  • Фильм «Скорость» с Киану Ривзом и Сандрой Буллок — классический пример такого крючка. Террорист размещает в автобусе бомбу, которая сработает, если тот остановится. Героям нужно спасти заложников и вычислить преступника, прежде чем случится взрыв.
  • Фильмы-ограбления вроде «Иллюзии обмана» держатся на таких клиффхэнгерах. Героям нужно сделать что-то прежде чем: закроется дверь, повернётся камера, сработает сигнализация, противники узнают о планах и т. д.

Неожиданная реакция

Персонаж реагирует на события не так, как ожидал зритель. Это побуждает узнать, почему так происходит.

  • В фильме «Безжалостные люди» преступники похищают жену героя Дэнни ДеВито. Но вместо паники и сожалений тот отказывается выполнять требования похитителей и открывает шампанское.
  • В «Исчезнувшей» Дэвида Финчера пропадает прекрасная жена главного героя. Скоро выясняется, что он не так уж горюет по этому поводу. А следом оказывается, что Эми сама устроила «похищение», чтобы подставить мужа.

Драматическая ирония

Нам показывают источник опасности или важную информацию, а герой этого не знает. Зритель находится в более выгодном положении, чем персонаж.

Кадры со скрытой опасностью часто есть в хоррорах. При умелом использовании, как в «Паранормальном явлении», это приносит успех. Но в плохих фильмах такие приёмы часто вызывают разочарование и замешательство. А пародии в духе «Убойных каникул» высмеивают этот штамп: вот ревёт машина для дробления дерева, к ней не надо приближаться, но незадачливому студенту лишь бы самоубиться — мы знаем, чем всё закончится.

  • В «Залечь на дно в Брюгге» в какой-то момент Кен собирается убить Рэя по заданию босса. Он заходит со спины к сидящему на лавочке другу и быстро приближается к нему с нацеленным пистолетом. Но сцена переворачивается с ног на голову и разрешается комично: Рэй вдруг подносит к виску собственный пистолет, а шокированный Кен останавливает его от самоубийства.
  • В фильме Ксавье Долана «Том на ферме» герой приезжает похоронить своего любовника. Брат умершего пытается скрыть от матери, что тот был геем. Тому приходится подыгрывать и скрывать правду, хотя зрителю она известна, — на этом держится драматическая линия фильма.

Скрытый ответ

Тут наоборот: персонаж видит нечто и как-то реагирует, но зрителю не показывают источник.

  • Многим запомнился чемоданчик в «Криминальном чтиве», куда заглядывает Марселас Уоллес. Оттуда исходит золотистый свет, но, что в чемодане, мы так и не узнаем.
  • Саспенс хоррора «Тихое место» во многом держится на том, что создатели долго не показывают монстров. Как только это произошло, фильм уже не так пугает.

Как писать клиффхэнгеры

Клиффхэнгеры не работают в вакууме: чтобы крючок сработал, зритель должен сначала заинтересоваться персонажем и даже полюбить его. Зато, когда герой проник в сердце, клиффхэнгеры будут держать внимание.


Скрывайте информацию

Ставить вопросы в самом начале — это способ начать свою историю. Но не обязательно давать ответы сразу. Пусть зритель некоторое время побудет с чувством неопределённости. Так работают все детективы, но и в других жанрах часто есть интрига. Например, один из крючков фильма «Амели» — что за странный человек постоянно фотографируется в кабинке.

Однако важно не переборщить и связать концы с концами. Все загадки и сюжетные линии должны получить ответы, иначе зрители будут разочарованы, как фанаты «Остаться в живых» или «Игры престолов».

Намекайте на то, что будет дальше

Намёк на будущее и обещание приключений — отличный способ создать предвкушение будущих событий или саспенс. Недаром в начале множества сериалов используют флешфорварды. А Джоан Роулинг в конце каждой книги о «Гарри Поттере» пишет, что ждёт героя дальше: он с друзьями поедет в волшебную деревню Хогсмид, отправится на чемпионат мира по квиддичу или будет сражаться с Тёмным Лордом.

Оставляйте подсказки

Совсем уж неожиданные сюжетные повороты могут разочаровать зрителей. Поэтому на протяжении истории следует сажать маленькие семена будущих событий: те самые чеховские ружья, которые потом выстрелят. Это может быть небрежный комментарий, который один персонаж делает другому, или что-то безобидное, в чём позже откроется большой смысл. Например, когда герои первого сезона «Настоящего детектива» раскрывают маньяка, Раст вспоминает, как много лет назад беседовал с этим человеком на школьном дворе, — такое открытие добавляет драматизма.

Убедитесь, что ставки высоки

Если у героя на столе стоит чашка чая, зрителя не волнует, станет ли он её пить. Постановка такого вопроса — не клиффхэнгер. Но если показать, что в чашке яд, то зритель испытывает напряжение, когда герой возьмёт её в руки. Разница в последствиях для персонажей. Например, в фильме «Мама!» Даррена Аронофски героиня старается защитить своего ребёнка любой ценой, весь всё окружающее — угроза.

Экспериментируйте с точкой зрения

Продумайте, что создаст большее напряжение в конкретной сцене: зритель знает об опасности, а персонаж нет, или наоборот. В том же «Настоящем детективе» есть сцена, когда герои обнаруживают улику. Зрителю до последнего не показывают, что это, — так возникает саспенс.

Смена точки зрения также может работать на эмоциональную связь с персонажами. Например, пилот «Одних из нас» начинается так, что в кадре не главный герой Джоэл, а его дочь Сара. Когда в конце серии девушку убивают, эффект от такой потери выглядит сильнее.

Такой приём называется сменой фокала, или фокального персонажа, — чьё мироощущение открывается зрителю. В литературе менять фокал сложнее, а в кино это работает легче.

Используйте ритм, чтобы вызвать чувство предвкушения

Ускорение ритма к концу акта или серии тоже может служить клиффхэнгером. Зритель чувствует, что сейчас что-то случится, и это обостряет внимание. Например, в первом сезоне «Эпидемии» есть напряжённая сцена, где вооружённый ружьём персонаж Кирилла Кяро ведёт пленного — бывшего заключённого. Тот требует отпустить его или застрелить. Он пытается заговорить противника и подбирается поближе, чтобы ударить спрятанной в руке заточкой, — монтажный ритм сцены ускоряется, а закадровая музыка подчёркивает напряжение.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована