«Падение империи» и ещё 4 премьеры 2024 года, которые вы, возможно, пропустили
Джейк Джилленхол остался без работы, а Адаму Сэндлеру снится трава у дома.
Кадр: фильм «Падение империи» / DNA Film / IPR.VC
Если громкие премьеры вроде второй «Дюны» и очередной экранизации «Мастера и Маргариты» отвлекли ваше внимание от других лент, это и понятно: пропустить блокбастер — это как пропустить обед, потом весь день наперекосяк. Про красоты и смыслы «Дюны-2» мы уже писали, а в этом материале восстанавливаем справедливость и рассказываем о, возможно, менее заметных, но не менее интересных картинах:
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Падение империи
Формат: фильм
Жанр: боевик, драма
Рейтинг IMDb: 7,7
Страны: США, Великобритания
Режиссёр: Алекс Гарленд
В ролях: Кирстен Данст, Вагнер Моура, Стивен Хендерсон
В альтернативной Америке неспокойно: на улицах бушует гражданская война. Силы Запада — союз Техаса и Калифорнии — двигаются в сторону Вашингтона, чтобы убить президента (Ник Офферман). За происходящим пристально следят трое: опытный фоторепортёр Ли (Кирстен Данст), её коллега Джоэл (Вагнер Моура) и бывалый журналист из NYT Сэмми (Стивен Хендерсон). Герои решают взять последнее интервью и сделать предсмертный снимок президента, а потому выдвигаются из Нью-Йорка в столицу. С собой журналисты берут четвёртую отчаянную, девочку-подростка Джесси (Кейли Спейни) — она начинающий фотограф и фанатка Ли.
Режиссёр картины Алекс Гарленд любит снимать злободневные антиутопии — достаточно вспомнить его сценарную работу «28 дней спустя» или режиссёрскую «Из машины». Обе они, как и «Падение империи» (в оригинале Civil War), — кинопритчи о глупости человеческой и её плодах. В «Падении» Гарленд размышляет о поляризованном американском обществе, которое позволило начаться гражданской войне. А случилось это потому, что президент-автократ решил переизбраться на третий срок подряд. Иными словами, никогда такого не было — и вот опять.
Интересно, что сам президент присутствует на экране не дольше пары минут. О его действиях зритель узнаёт, как и в реальной жизни, из косвенных источников: репортажа по радио или официального обращения нелегитимного к народу, а то и вовсе из разговора главных героев. Все сюжетные детали в картине представлены, но собрать пазл по кусочкам сможет только наблюдательный. Такой ход со стороны Гарленда — попытка сделать зрителя соучастником событий и заставить его думать.
Другие соучастники — герои «Падения». Ли — военкор, бесстрашный профессионал своего дела. На своём веку она видела и снимала бои, перестрелки и казни, и теперь девушку преследуют воспоминания о них — чего стоит только эпизод с человеком, сожжённым заживо. Ли держится в стороне от дискуссии на тему правых и виноватых, хотя осуждает своих родителей: они засели где-то на ранчо и делают вид, будто ничего не происходит. Других людей героиня не судит и в основном старается беспристрастно фиксировать безумие. Этому же она учит свою протеже — Джесси.
У Джесси самая любопытная и цельная арка персонажа: героиня проходит путь от неуверенной и сомневающейся фанатки до бесстрашного фотожурналиста, готового пойти на всё ради удачного кадра. Джесси проходит через известные стадии принятия реальности и осознаёт свой долг.
Читайте также:
Есть ещё Джоэл и Сэмми: первый строит из себя храбреца, но заглушает ужас переживаемого алкоголем, второй раздаёт советы налево и направо. Коллеги к нему не прислушиваются и поступают по-своему. Сэмми, впрочем, и сам не особо настаивает: «Не ходите туда, там опасно!.. Ладно, идите, только осторожнее».
Действие развивается волнами: динамичные экшен-сцены сменяются умиротворёнными эпизодами. В напряжённые моменты Гарленд смягчает восприятие нейтральной музыкой: штурм Вашингтона сопровождают гитарные риффы, контрастирующие со взрывами и убийствами в кадре.
Иногда постановщик останавливает кадр, чтобы акцентировать происходящее: так, Ли или Джесси снимают, как пули попадают в военных, — и снимки тут же всплывают на экране. Героини фиксируют ужасную реальность отстранённо и профессионально (у Джесси плёночный Nikon): так пейзажист рисует на пленэре.
Примерно так же подходит к визуалу сам Гарленд: экшен-сцены он снимает на ручную камеру, а в остальных кадрах можно наблюдать кубриковскую симметрию, воздух и приверженность правилу золотого сечения — такие вот красота и уродство войны.
Что до смыслового высказывания Гарленда, то мы не узнали чего-то нового: всё это в известном смысле уже происходит в действительности. «Падение» сложно воспринимать как антиутопию: это печальная и суровая аналитика новостной повестки, в которой люди убивают друг друга по признаку национальности.
Дом у дороги
Формат: фильм
Жанр: боевик, драма, криминал
Рейтинг IMDb: 6,2
Страны: США
Режиссёр: Даг Лайман
В ролях: Джейк Джилленхол, Конор Макгрегор, Даниэла Мелшиор
Элвуд Далтон (Джейк Джилленхол) — бывший боец UFC, оставшийся без работы, жилья и денег. Далтон подрабатывает, участвуя в подпольных боях. Ну как «участвуя» — просто выходит на ринг и получает награду: желающих драться с Элвудом нет. На одном из таких бесконтактных поединков бойца замечает Фрэнки (Джессика Уильямс) — владелица флоридского бара «Дом у дороги». Девушка предлагает Далтону работу: месяц побыть вышибалой за 20 тысяч долларов, и он соглашается. Герой не знает главного: «Дом» терроризируют не просто хулиганы, а банда байкеров. Её нанял бизнесмен, который планирует построить на месте заведения элитную недвижимость.
Оригинальный фильм 1989-го был образцово-показательным боевиком категории B, в котором любовную линию между Патриком Суэйзи и Келли Линч разбавляли плохо поставленные драки и нереалистичный экшен. Ремейк Дага Лаймана бережно обращается с оригиналом, хотя и отличается фасадом: штат Миссури уступил место Флориде, а Далтон полюбил гавайские рубашки и обрёл предысторию, из-за чего его персонаж стал глубже.
Впрочем, обворожительному Джилленхолу и без того хочется сопереживать. Судите сами: перед тем как избить, этот милый костолом спешит удостовериться, что рядом есть больница. И не просто удостовериться, а после ещё и отвезти туда избитых жертв — так ведёт себя только настоящий мужчина. Далтон добр и порядочен — в противоположность противнику, безумному Ноксу (дебют Конора Макгрегора в кино). Макгрегор и не играет вовсе: кажется, что и в жизни он частенько прогуливается полуголым, втягивая голову в плечи.
Драки в фильме выглядят сказочно — в том смысле, что не подчиняются законам физики. От удара Далтон отлетает на несколько метров и приземляется абсолютно невредимым — уровень шестого «Форсажа», не меньше. Герой Джилленхола больше похож на супергероя, чем на профессионального бойца, — простой смертный не может наносить настолько быстрые и сокрушительные удары (разве что Макгрегор?). Но достаточно отключить логику — и экшен доставляет удовольствие своей балетной красотой: бои сняты длинными планами, камера поспевает за героями, вытворяя пируэты, — двигается синхронно с ударами либо показывает происходящее от первого лица.
Даг Лайман нисколько не стесняется глупости происходящего: одна из героинь даже сравнивает Далтона с героями стереотипных вестернов.
Читайте также:
Приятно, что постановщик после долгих лет режиссирования преимущественно мрачных драматических картин («Идентификация Борна», «Грань будущего». «Поступь Хаоса») решился взяться за винтажные боевики в духе восьмидесятых и девяностых.
Ведь, если звёзды зажигают кто-то продолжает снимать маскулинное кино с драками, погонями и взрывами — значит, это кому-нибудь нужно?
Космонавт
Формат: фильм
Жанр: драма, фантастика
Рейтинг IMDb: 5,7
Страны: США, Чехия
Режиссёр: Йохан Ренк
В ролях: Адам Сэндлер, Кэри Маллиган, Пол Дано
Чешский космонавт Якуб (Адам Сэндлер) уже полгода находится в космосе — его отправили туда собрать образцы неизвестного розового облака. И без того тяжёлую одиночную миссию омрачает тот факт, что жена космонавта Ленка (Кэри Маллиган) беременна и собирается от него уйти. Из-за тревог и переживаний космонавт почти не спит и начинает видеть на борту огромного паука с голосом Пола Дано. Хашем — такую кличку Якуб дал пауку — не опасен, он лишь помогает космонавту справиться с психотравмой.
Йохан Ренк — опытный режиссёр сериалов («Чернобыль», «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы»), при поддержке Netflix решивший попробовать силы в полнометражном кино. Вводные были многообещающими: Сэндлер в драматической роли, оммажи к культовым «Солярису» и «Космической одиссее», борьба персонажа с собственными демонами в замкнутом пространстве. Космос — хоть и избитый, но всё ещё интересный повод для разговоров о человеческом одиночестве; а в этом фильме он и вовсе становится чем-то вроде кабинета психолога, где безопасно и где skinny human участливо расспрашивают о его проблемах. Из такого могла бы получиться как отличная комедия, так и экзистенциальная драма. Получилось ни то ни другое.
«Космонавт» — кино, в котором есть все необходимые для успеха и любви зрителя элементы, но нет одного — химической реакции между ними. Вроде актёры играют хорошо, сценарий нелинейный — с флешбэками и любопытными подробностями, и оператор постарался — крупные планы передают усталость и растерянность героя. Вот только смотреть на это скучно. Терапевтические сеансы тоже не цепляют и выглядят нелогичными: Якуб просто утопает в воспоминаниях, а потом восклицает: «Дурак! Не любил! Исправлюсь!» Интерес вызывает только паук — впрочем, с таким голосом он даже самого замкнутого и чёрствого расположит выдать самое сокровенное.
Привыкший снимать для малых экранов Ренк реализовал потенциал картины только наполовину. Он, очевидно, не знает, как показать открытое бесконечное пространство так, чтобы зритель поверил в происходящее. Открытый космос уж больно условный: никаких игр с искажениями и глубиной кадра. Правда, сцены внутри корабля убедительно клаустрофобные, да и финал принесёт долгожданный катарсис.
Орион и Тьма
Формат: мультфильм
Жанр: фэнтези, комедия, приключения
Рейтинг IMDb: 6,4
Страны: США, Франция
Режиссёр: Шон Чэрмэтц
В ролях: Джейкоб Тремблей, Пол Уолтер Хаузер, Вернер Херцог
Орион — умный, но зажатый мальчик с фобиями. Он одинаково боится заговорить с понравившейся девочкой и дать отпор приставучему задире. Убежать от пугающей реальности мальчику помогают иллюстрации в тетради, только перед главным страхом — темнотой — любые рисунки бессильны. Тогда Тьма является Ориону во плоти, чтобы доказать мальчику, что ночь прекрасна. Добродушный властитель ночи сажает героя на спину, и отправляется с ним в кругосветное (а точнее — круготёмное) приключение.
«Орион и Тьма» — экранизация одноимённой книги Яммы Ярлетт, снятая дебютантом Шоном Чэрмэтцем, адаптированная сценаристом Чарли Кауфманом («Вечное сияние чистого разума»). Посмотреть мультфильм от студии DreamWorks можно на платформе Netflix.
Чэрмэтц добавил происходящему сказочности, а Кауфман — психологичности, заставив бедолагу героя в столь раннем возрасте анализировать свои потаённые страхи.
«Орион» напрашивается на сравнение с работами Pixar — в частности, он напоминает «Головоломку» Пита Доктера. В пиксаровской картине 2015 года оживали эмоции, а у DreamWorks в 2024 действуют ночные сущности: Бессонница, Сонливость, Тишина, Неизвестный шум и Сладкий сон. Вдобавок, мальчик встречает антипода Тьмы — Свет. Последний оказывается на редкость противным мачоменом с зашкаливающей самооценкой. Сам Тьма раскрывается с неожиданной стороны — герой обеспокоен тем, что дети боятся его, и чувствует себя бесполезным.
Мастеру подтекстов и странностей Кауфману в этом королевстве негде было разгуляться: первоисточник не нуждался в изменении, да и идея о важности проработки страхов не нова. DreamWorks в последнее время как будто взяли курс на психотерапию: то Кот в «Последнем желании» борется с паническими атаками и страхом смерти, теперь вот Орион побеждает комплексы. Недавно ещё и Майлз Моралес присоединился к команде — бедняга на потолок лезет от эмоционального перегруза. Но диалоги в «Орионе» хороши: они тут остроумные и совсем «недетские» — как будто к нам вернулся старый добрый DreamWorks времён «Шреков».
Мультфильм может похвастать изобретательной анимацией: а-ля пластилиновый рисунок дополняется плоскостными иллюстрациями (напоминают комиксы) самого мальчика. Его мысли материализуются на экране в виде этих скетчей — и служат комментариями к сценам. Некоторые линии сделаны нарочито небрежно, а пропорции игнорируются — напоминает манеру Альберто Мьельго.
«Орион и Тьма» получился добротным мультфильмом с интересным визуалом. Он сулит Шону Чэрмэтцу прекрасное будущее в анимации, а вот для Кауфмана это просто ещё одна строчка в резюме. Пожелаем невротику-интеллектуалу найти проект, не ограничивающий свободу творчества и бросающий вызов его потенциалу. Pixar, Sony, есть вакансия?
Кунг-фу Панда — 4
Формат: мультфильм
Жанр: фэнтези, комедия, боевик
Рейтинг IMDb: 6,4
Страны: США, Китай
Режиссёры: Майк Митчелл, Стефани Стайн
В ролях: Джек Блэк, Дастин Хоффман, Брайан Крэнстон
Панда По вот уже много лет остаётся Воином Дракона. Пока Неистовая Пятёрка занимается своими делами, По раздаёт автографы, хвастается посохом Инь-Ян и открывает новую лапшичную вместе с «нетрадиционной» семьёй: отцом-гусём Пингом и отцом-пандой Ли. Тем временем мастер Шифу напоминает, что По пора искать замену — титул Воина Дракона должен получить следующий достойный кандидат, а сам По вырастет до наставника. Пока Панда выбирает преемника, злодейка Хамелеонша повергает в страх всю долину, меняя обличья и превращаясь во всех прежних врагов По. Панда собирается обезвредить колдунью, а помогает ему в этом лисица Чжэнь, воровка и приёмная дочь Хамелеонши.
«Кунг-фу Панда — 4» — весёлое продолжение популярной франшизы. Панда По всё такой же обаятельный и забавный, во многом благодаря озвучке Джека Блэка. Шутки про пельмешки никуда не делись, да и бои остались на прежнем уровне — разве что финальная схватка первой части всё ещё на голову выше остальных. К очевидным улучшениям можно отнести качество проработки рисунка: теперь каждую шерстинку, каждый волосок на могучем торсе По можно детально рассмотреть. Это касается не только главного героя, но и остальных персонажей, да и вообще всего визуального оформления — всё стало чётче и красивее.
Сюжет звёзд с неба не хватает — впрочем, когда он был сильной стороной франшизы? В этот раз это бадди-муви: По путешествует с Чжэнь — опять Аквафина становится незаменимой помощницей в пути («Райя и последний дракон»), — а за ними по пятам следуют обеспокоенные отцы. Меняются локации, герои дерутся с плохишами и, конечно, много шутят — всё как по учебнику. Правда, куда-то подевались друзья и коллеги По из предыдущих частей франшизы, а вот бесполезный для сюжета Тай Лунг на месте — просто чтобы был.
Да и пусть, если бы новые персонажи затмили Пятёрку своими перформансами. Только вот Аквафина тут — всего лишь типичная Аквафина, а вот харизматичной Дэвис было маловато. Панда расправился с всесильной Хамелеоншей совсем легко, даже не применив Пальцевого захвата Уси. Но «скидыщ» был несколько раз за мультфильм — и на том спасибо.
Четвёртая «Панда» по итогу ощущается как стерильное развлекательное шоу на полтора часа. В этой точке можно уже остановиться и уйти в закат, но финал картины намекает на возможность софт-ребута — кажется, это будет совсем уж кустарщина. С другой стороны, где-то по китайским холмам всё ещё бегают члены Неистовой Пятёрки — может, у этих ребят найдётся парочка историй для новых полных метров. Но если запевающий на титрах Блэк — последнее, что случалось во франшизе «Кунг-фу Панда», это будет славное прощание.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс