Кино
#статьи

Из актёров получаются крутые режиссёры. Брэдли Купер тому пример

Купер пока не получил «Оскар», но его амбициозность, самоотдача и страсть делают мир кино лучше.

Кадр: фильм «Маэстро» / Amblin Entertainment / Sikelia Productions

Одним из самых амбициозных номинантов на минувший «Оскар» был фильм «Маэстро». Картина про знаменитого дирижёра и композитора Леонарда Бернстайна претендовала на целых семь статуэток, включая призы за лучший фильм, лучший оригинальный сценарий, лучшему оператору, а также лучшим актёру и актрисе. Актриса, понятно, — Кэри Маллиган, сыгравшая жену Бернстайна Фелицию. Лучшим актёром Купер хотел бы быть назван сам. Как и режиссёром, и сценаристом.

Эта двойственность, если не тройственность, — отличительная особенность Брэдли Купера. Что-то похожее проходит красной линией в самом «Маэстро». Там Бернстайна постоянно спрашивают, кто же он — дирижёр или композитор? Да и самому Леонарду приходится решать: экстраверт-шоумен он или творец-затворник, популярный сочинитель мюзиклов или строгий ревнитель классики, наконец — семьянин или вольный ловелас… Не то чтобы Купер равнял себя с Бернстайном. Но тема наверняка для него родная.

И хотя «Маэстро» обошли полностью — он не выиграл ни в одной категории, — это не делает Брэдли Купера менее интересной персоной. Его траектория необычна: немногие актёры сами идут в режиссуру.

Как Брэдли дошёл до жизни такой, какое отношение к его карьерному росту имеет журнал People и при чём тут нос — разбираемся в нашем материале.

Из этой статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Ты помнишь, как всё начиналось

А начиналось всё с крошечной роли в «Сексе в большом городе» в 1999 году — Купер сыграл симпатягу-тусовщика Джейка и партнёра Кэрри Брэдшоу на один вечер. «Он то что надо. Одинокий, гетеросексуал и курильщик», — так главная героиня определила его плюсы. Не самый глубокий образ. Сам Купер рассказывал впоследствии, что работал в то время швейцаром в отеле «Морганс» и мечтал пройти прослушивание. Проблема была в том, что персонаж должен был разъезжать на крутой спортивной тачке, а Купер не умел ездить на механике. Он так хотел получить роль, что наврал на собеседовании, — позже всё, конечно, вскрылось, и сцену пришлось переделывать.

Потом были «Жаркое американское лето» и «Незваные гости», сериал «Шпионка» (Alias) и прорыв — в 2009 году с «Мальчишником в Вегасе» и всеми его продолжениями. Лицо Купера закрепилось в сознании зрителя. Но всё равно — в этой голливудской версии фильма «О чём говорят мужчины» с пальбой и ограблениями роль Купера сводилась к «тот смазливый». И очень смазливый — в 2011 году журнал People признал Купера самым сексуальным мужчиной на планете. Несомненное достижение, но Куперу явно хотелось чего-то не просто большего, а иного.

Брэдли Купер в роли Фила Веннека
Кадр: фильм «Мальчишник в Вегасе» / Legendary Pictures / Green Hat Films

Купер попытался преодолеть образ секс-бомбы без интеллектуальной начинки, и ему повезло: режиссёры смогли увидеть его иным. Об этом свидетельствует его первая чисто трагическая его роль в «Снайпере» Клинта Иствуда, который Купер, кстати, сам и спродюсировал. Как продюсер он выступил и в нашумевшем «Джокере» Тодда Филлипса. И даже роль енота Ракеты, которого Купер бессменно озвучивал в фильмах вселенной Marvel, — тоже как минимум самоироничная.

В этом всём Брэдли Купер похож, пожалуй, на Мэттью Макконахи, который тоже воспринимался в нулевые как приятный во всех отношениях герой ромкомов. А потом грянул с «Настоящим детективом» и «Далласским клубом покупателей». Купер тоже переломил инерцию восприятия, стал актёром, пригодным для серьёзных проектов. Но ему было мало: он хотел стать владычицей морскою сам снимать кино.

Как родилась звезда

В 2018 году он снимает музыкальную мелодраму «Звезда родилась». Как рассказывает сам Купер, близкие отговаривали его от того, чтобы начинать с такого сложного проекта. «Я не послушался их и очень рад этому, — говорит актёр. — Мне понравилось, что снимать фильм было так сложно. Это придало фильму ценность. Мне всегда хотелось делать то, что запомнится, каким бы сложным оно ни было».

«Звезда родилась» — это ремейк классического голливудского фильма 1937 года с Джанет Гейнор и Фредриком Марчем. Фабула очевидная: стареющий исполнитель, чей пик славы уже в прошлом, встречается с юной дебютанткой, влюбляется в неё и раскручивает, вознеся на небывалую высоту и при этом сам уходя со сцены. Тогда слово «звезда» ещё не воспринималось как синоним громкого имени, и метафора так и считывалась: это буквально зажигается новое светило, тогда как старое тускнеет и уплывает за горизонт.

Голливудская сказка так полюбилась кинопроизводителям, что блокбастер пересняли ещё пару раз: в 1954-м — с Джуди Гарленд и Джеймсом Мэйсоном, и в 1976-м — с Барброй Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном. Детали менялись: киноактёры сменились на музыкантов, алкоголь и наркотики стали играть более важную и зловещую роль в истории деградации мужского персонажа. А образ артистки, наоборот, эмансипировался и усиливался в актуальном феминистском духе. Уже не мужчина, красиво жертвуя собой, возносит старлетку к вершине — женщина оказывается абсолютно самостоятельной величиной и притом более приспособленной к экстремальным условиям на вершине Олимпа.

Первоначально новую версию «Звезды» собирался снимать Клинт Иствуд, и на главную роль он приглашал Бейонсе, но та отказалась из-за беременности. Рассматривались Дженнифер Лопес, Рианна, Шакира, Селена Гомес. На главную мужскую роль претендовали Кристиан Бэйл, Леонардо ДиКаприо, Том Круз, Джонни Депп и Уилл Смит. Наконец, выбрали Купера — но дело затянулось, и в итоге он взял режиссуру в свои руки.

Роль партнёрши Купер предложил абсолютно признанной звезде — Стефани Джоанн Анджелине Джерманотте, она же Леди Гага. Купер был не слишком знаком с её музыкой, пока не увидел её выступление на благотворительном вечере по борьбе с раком. Но важней другое: для Леди Гаги эта роль стала дебютной в большом кино. Она мечтала о кинокарьере с юности и, уже прославившись, получала небольшие камео в «Городе грехов» и «Американской истории ужасов» — но это было не то.

Сегодня она состоялась как актриса в «Доме Gucci», и мы безо всяких но ждём её появления в роли Харли Квинн в сиквеле «Джокера». Но в 2018-м именно Купер придал её кинокарьере ускорение. «Мы оба вступали в миры, которых не знали» — сказал он в интервью. Так сюжет фильма отчасти отразился и в жизни.

С другой стороны, Куперу и самому понятна драма его героя. В течение своей карьеры он пережил и трудные отказы, и наркозависимость, и алкоголизм, и суицидальные мысли, и тяжёлые разводы и расставания (Купер в разные годы был партнёром и Рене Зеллвегер, и Зои Салданы, и Ирины Шейк).

Кадр: фильм «Звезда родилась» / Warner Bros. / Metro-Goldwyn-Mayer

Его герой, певец Джек Мейн, — настоящий проспиртованный рокер с бородой, как будто перешедшей по наследству от Хемингуэя со всей маскулинностью впридачу. Звук его речи российскому зрителю, возможно, напомнит о ещё одном эталоне мужественности на эстраде — Никите Джигурде. Вообще, трудно понять, как именно Купер, который в жизни обладает нормальным голосом, смог извлечь из себя настолько пропитой и скрипучий тембр — но именно он подобает кантри-блюзовому демону.

Купер серьёзно готовился: тренировал голос и певческий вокал, около года осваивал гитару, общался с музыкантами Эдди Веддером из Pearl Jam и Джеком Уайтом из The White Stripes. Манеру говорить он позаимствовал у заслуженного актёра Сэма Элиотта, который в фильме играет старшего брата Джека и даже упрекает его несколько раз, мол, ты украл мой голос (похоже, шутка для внутреннего пользования).

Правда, эта ипостась отвязного блюзмена — для сцены и для флирта; почти сразу мы видим совершенно другого Джека, безмерно заботливого наставника молодой звезды. И не успеть оглянуться — как он превращается в распадающуюся на глазах, злобную и капризную, обиженную на весь мир алкоголическую руину.

Героиня Гаги тоже меняется до неузнаваемости. Поначалу скромная официантка Элли, уверенная в себе лишь настолько, чтоб петь в клубе для друзей, чувствует свой потенциал, но не видит выхода для этой энергии, — а к финалу из неё вылупляется настоящая звезда. Она, правда, не похожа на саму Леди Гагу с её рискованными образами и скандальным вайбом: Элли — традиционная американская поп-певица.

Конечно, это немножко игра с предсказанным заранее ответом: мы ведь заранее знаем, что Леди Гага — состоявшаяся, опытная, профессиональная певица, и ей, пожалуй, сложней сыграть новичка, чем звезду. Но поверить в то, что её Элли оказалась в нужном месте в нужное время, попала в нужный нерв и заслужила славу, «Грэмми» и всё прочее — можно.

Сложнее поверить в то, что она не бросит вконец опустившегося Джека и останется его женой и верной союзницей до конца. Это звучит как что-то из той старой голливудской сказки. С другой стороны — их отношения как раз и делают фильм больше, чем просто мюзиклом или мелодрамой.

Купер на удивление детально и тонко для режиссёра-дебютанта воссоздал нюансы отношений, не закапываясь в них и сбалансировав их музыкой. А главной была настоящая химия между актёрами. Неудивительно, что фильм обласкали критика и зрители, многократно номинировали — и он получил несколько важных призов. Например, саундтрек, который вместе исполнили Гага и Купер, был увенчан настоящими «Грэмми».

Из звезды в маэстро

Через пять лет после успеха «Звезды» Брэдли Купер взялся за байопик о Леонарде Бернстайне. Сценарий побывал в некотором производственному аду: сначала фильм должен был снимать Мартин Скорсезе, затем за него планировал взяться Стивен Спилберг, давний поклонник Бернстайна. Он же определил Купера на главную роль — а потом забросил проект и вместо этого занялся ремейком бернстайновской «Вестсайдской истории». Когда Спилберг посмотрел ленту «Звезда родилась», он предложил Куперу самому снять «Маэстро».

Пришлось убеждать наследников Бернстайна, которые рассчитывали на то, что руководить проектом будут титаны, — что Брэдли, новичок в режиссуре, потянет фильм. Возможно, их убедило то, что Купер не хотел снимать «Маэстро» как байопик — со всеми приевшимися клише жанра.

Спилберг и Скорсезе остались продюсерами картины. Фильм вышел на Netflix, а премьера состоялась в сентябре прошлого года на Венецианском фестивале, не получив призов, но заслужив сдержанное одобрение.

В «Маэстро» Купера как будто преследует тот же троп, что был в «Звезде». По крайней мере, в первой половине фильма: опять состоявшийся музыкант пытается вдохновить женщину на творчество и любовь, и опять их отношения омрачаются ревностью. Правда, в «Звезде» партнёр ревновал к успеху, а в «Маэстро» всё сложней.

Ленни Бернстайн в исполнении Купера встречает актрису Фелицию Монтеалегре (Кэри Маллиган) и поражается, как они похожи. Оба иностранцы: Бернстайн — сын еврея, беженца из Российской империи, Монтеалегре — родом из Коста-Рики и до 21 года росла в Чили. Ленни констатирует:

«Я поневоле сформирован смесью разных языков, манер и мировоззрений, что позволяет мне быть много кем одновременно. И вот почему мы — ты и я — способны терпеть и выживать: мир хочет, чтобы мы были кем-то одним, а это изматывает».

Вроде бы это сближает героев, они разрывают прочие отношения и создают семью. Но Бернстайн не хочет меняться и ради Фелиции. Ему нужно всё: и сцена, и дом, и семья, и связи на стороне, и слава, и уединение. Фелиции же остаются только дом и ожидание: карьеру она вынуждена забросить. Она пытается примириться со всем этим, но кажется, это для всех невыносимо на долгой дистанции.

«Какая мука — любить того, кто сам себя не любит и не принимает!» — кричит она, наконец, в сердцах. Эти принесённые в жертву мечты и необходимость вечно терпеть, похоже, спровоцировали фатальную болезнь Фелиции, о которой Купер предупредил нас сразу.

Всё это сделано так же разнообразно, как разнообразен подход Бернстайна. Первая половина, где действие происходит в 1950-е — чёрно-белая, и даже произношение актёров напоминает староголливудский выговор — в духе «Доброй ночи и удачи».

Глава про 1960–1970-е — это семейная драма в духе фильмов «Крамер против Крамера» или «Выпускник», словом — нового Голливуда, в состаренной, немного сепийной палитре. А эпилог, уже после Фелиции, — это какое-то неоновое рейв-безумие из 1990-х. Бернстайн умер в 1990-м, застав наступление совсем новых времён — и в музыке, и в жизни.

Почему Купер не получил Оскара. Пока

Недостаток «Маэстро» — вовсе не накладной еврейский нос Купера, за который его уже успели обвинить в антисемитизме. Нос и вообще грим — ничуть не карикатурны и смотрятся отлично; как и гнусавый глуховатый голос, имитирующий манеру Ленни, не кажется пародией. То, что Купер шесть лет учился дирижировать оркестром ради шестиминутной сцены в фильме, — и вовсе вызывает восхищение: каждый ли профессионал столько учится?

Беды фильма в том же, в чём его преимущества и в чём особенности самого Бернстайна (если верить сценарию). Это — крайнее разнообразие.

Купер, стремясь снять не плоский байопик, а живую и полифоническую картину жизни мастера, хватается за его отношения с женой, потом вспоминает, что Ленни занимался творчеством, начинает показывать его, не успевает, вдруг внедряет в реалистическое кино сюрреалистические метафоры (когда, например, над руинами семейной жизни четы Бернстайнов медленно и трагично проплывает огромный надувной пёс Снупи), и останавливается на рассуждениях маэстро о жизни вообще.

В итоге на зрителя опрокидывается россыпь ярких, свежих, но не очень скреплённых меж собой сцен, которые не складываются в целостное кино. Но что с женой было сложно, он запомнит — это несомненно.

Может быть, эти проблемы помешали фильму получить хоть один «Оскар»; может, всё-таки история с носом оттолкнула (из-за которой только ленивый не сострил, что Брэдли Купер остался с носом). А может, просто решили пока дать опытному актёру, но начинающему режиссёру настояться. И если так, то «Оскар» рано или поздно у него непременно будет. Тому способствует страсть и желание меняться, и чистота помыслов, так сказать.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована