Что такое блюз
Как он появился, какие у него особенности, на какие жанры повлиял.
Фото: Roberto Finizio / NurPhoto / Getty Images
Из этой статьи вы узнаете:
- как появился блюз;
- какие главные особенности жанра;
- как получается фирменный звук блюза;
- о чём поют блюзмены;
- на какие жанры повлиял блюз.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как появился блюз?
Корни этого жанра уходят в музыкальные традиции людей, которых в качестве рабов привозили из Африки в США. Песни, которые рабы исполняли во время работы или молитвы, повлияли на вокальный стиль блюза. Барабаны для темнокожих были запрещены почти везде, а вот на струнных они могли играть, поэтому основой для блюза стала гитара.
Жанр сформировался, вероятно, к 1890 или 1900 году. Точную дату назвать трудно из-за плохо сохранившихся свидетельств, поскольку авторы и слушатели блюза зачастую были неграмотными.
Родиной блюза считаются южные штаты США — Миссисипи, Джорджия, Алабама. Здесь к рабам относились намного хуже, чем на севере. Вероятно, поэтому блюз славится как печальная музыка о жизненных невзгодах.
Какие главные особенности жанра?
Давайте разбираться, из чего состоит блюзовая композиция.
Инструменты
В основе всего — гитара. Исторически блюз играли на акустике, но с появлением электрических разновидностей их тоже начали использовать.
Современные вариации блюза чаще опираются на электрогитары. Иногда блюзмены используют губную гармошку — ещё один максимально простой и доступный инструмент, которым можно подчеркнуть нужное настроение.
Блюзовый лад
Особый способ нотной организации, при котором некоторые ноты понижаются в высоте по сравнению со стандартным строем. Этот лад также характерен для джаза.
Читайте также:
Блюзовый квадрат
Так называют 12-тактовую систему со специфическим гармоническим планом. Она основана на вопросно-ответной форме: одна поэтическая строфа равна одному квадрату. Каждый раз за пропетой фразой гитара вторит ей вопросительными интонациями аккордов, поднимающихся на полтона вверх.
На третьей строке интонация понижается, гитара вслед за голосом «ставит точку». Вот пример классического построения текста и квадрата из песни Me and the Devil Blues Роберта Джонсона:
«Early this mornin', when you knocked upon my door
Early this mornin', ooh, when you knocked upon my door
And I said, „hello, satan, I believe it’s time to go“».
Лирика
Обычно она грустная. Ниже мы подробно разберём темы песен и пройдёмся по культурным и социальным факторам, сформировавшим лирику блюза, близкую к философии экзистенциализма, при этом абсолютно простую и народную.
Импровизация
Песня может состоять из повторяющихся аккордов, но часто за основной частью следует гитарное соло, которое при живом исполнении может быть сыграно совсем не так, как задумывалось раньше.
Приёмы блюза: как получается фирменный звук в этом жанре?
Слайд. Приём, при котором гитарист крепит на пальцах посторонний предмет, обычно металлический или стеклянный цилиндр, бутылочное горлышко. Скольжение по ладам приобретает металлические оттенки, гудящие призвуки, переходы между звуками становятся очень мягкими. Слайд приближает звучание гитары к голосу, оно становится похоже на плач или вздох, подчёркивая печальный настрой певца.
Бенд. Это наиболее узнаваемый приём блюзового интонирования, при котором струну подтягивают вверх по ладу, изменяя высоту звука. Тембр получается напряжённым и особо выразительным. Гитаристы с агрессивным стилем делают бенд сразу на двух струнах, отчего звучание становится более диссонирующим. Так играют Эрик Клэптон и Гэри Мур.
Вибрато. Зажатая струна движется пальцем из стороны в сторону, из-за чего звук кажется «вибрирующим». Чаще всего при помощи вибрато выделяют звук, чтобы сделать на нём акцент.
Пулл-офф и хаммер-он. При первом приёме палец левой руки отпускает струну, при этом подцепляет её. При втором нужно ударить по струне, а затем пальцем левой руки снова ударить её, пока она издаёт звук.
О чём поют блюзмены?
Блюз — это американский вариант народных баллад, которые есть в каждой стране. Для них характерен трагедийно-бытовой тип конфликта, то есть человек противостоит судьбе в её повседневных проявлениях: ушла жена, нет денег, обидел враг.
В блюзе поменялась только стилистика исполнения, но форма текста осталась той же. В неё добавился социальный контекст общества США: афроамериканцы сохранили угнетённое положение даже после отмены рабства, поскольку сразу наступила эра сегрегации.
Но если в традиционных балладах злой рок чаще всего был побеждён, то в блюзе как будто даже надежды на это нет: постоянная дискриминация оставила в лирике только ощущение хаоса, пустоты и абсурда.
Разберём основные черты блюзовых текстов.
1. Блюз всегда помнит о своих сельских корнях. Частый сюжет: крестьянин или провинциал переезжает в большой город и чувствует себя там неуютно.
«Добрался до Нью-Йорка сегодня утром, примерно в половине девятого.
Авалон, мой родной город, всегда в моих мыслях.
Красавица в Авалоне, хочу остаться там навсегда.
Когда поезд покинул Авалон, она бросала поцелуи и махала мне».
2. В отличие от лирики в роке или поп-музыке, блюз чаще рассказывает не про состояние человека, а про конкретные события, что также характерно для народных баллад.
Классический пример — Cross Road Blues Роберта Джонсона. Сначала герой песни молится на перекрёстке, потом боится приближающейся темноты и сетует, что не может поймать попутку. Текст отражает страх перед сегрегационными законами: для афроамериканцев действовал комендантский час, а бродяжничество было наказуемо.
При этом песня породила миф, что на этом перекрёстке Джонсон продал душу дьяволу за музыкальный талант, за что стал первым членом «Клуба 27».
3. Как и свойственно народной культуре, блюзмены постоянно цитируют друг друга. Хорошую песню будут исполнять многие, а меткая фраза разойдётся по чужим текстам. Вот фраза «I’m goin' where the Southern cross the Dog», которая стала названием песни, но встречалась ещё много где.
4. Блюз вышел из среды простых работяг, поэтому исполнители никогда не забывают про «карнавальную поэтику», то есть воспевают «низменные» развлечения и любят сексуальную тематику. Лирический герой песни Мадди Уотерса Hoochie Coochie Man называет себя в честь хучи-кучи — сексуального провокационного танца наподобие танца живота, ставшего популярным в заведениях США в 19-м веке.
В песне Pony Blues Чарли Паттон, обращаясь к девушке, призывает оседлать его пони и чёрную кобылу.
5. Лирический герой в блюзе почти никогда не может победить судьбу, которая бьёт его по голове. Это своеобразное прочтение философии экзистенциализма в народной культуре. Но стратегии поведения у блюзменов всё же разные.
В песне Скипа Джеймса Devil Got My Woman герой безропотно принимает тот факт, что другой мужчина увёл его возлюбленную. В лирике Джеймса есть только бесконечная тоска и никаких попыток как-то исправить ситуацию.
Однако некоторые герои решаются на остервенелый бунт. У того же Джеймса есть песня Cypress Grove Blues, где герой очень злобно высказывается о женщине, которую не может контролировать. Последние строчки внушают ужас и намекают, что герой, возможно, даже убил возлюбленную.
В редких случаях герой сам становится тем, кто вершит судьбу. В песне Crawlin Kingsnake Джона Ли Хукера герой называет себя змеёй, которой охраняет своё логово (отношения) от посягательств других людей.
6. Воинственное отношение к власти и государству. Белые считали чёрных людьми второго сорта. Афроамериканцам постоянно приходилось быть прагматичными, чтобы выживать в тяжёлых условиях, а расистские законы создали нигилизм по отношению к нормам.
Миссисипи Джон Хёрт переработал историю Стака О’Ли — циничного убийцы, которого не может достать правосудие.
Читайте также:
На какие жанры повлиял блюз?
Блюз заметно повлиял на формирование рока, поэтому неудивительно, что одним из первых его поджанров стал блюз-рок. Он не был уже чистой «чёрной» музыкой, его много и охотно играли белые, в том числе в Британии.
Для блюз-рока характерны протяжённые гитарные соло и длительные импровизации.
Когда блюз потяжелел, то стал хард-роком, так что без блюза не было бы и метала.
На современной сцене блюз-рок часто встречается в связке с гаражным роком. В таком стиле играют The White Stipes.
Также блюз значительно повлиял на стоунер-рок и стоунер-метал — жанры, насадившие на вязкие риффы блюз-рока огромное количество гитарного перегруза.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс