Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Кино
#статьи

«Чёрное зеркало»: чем удивляет 7-й сезон научно-фантастической антологии

Жизнь по подписке, цифровые питомцы и иммерсивные похороны.

Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

Прогнозы о будущем человечества тревожны, а новые изобретения лишь сгущают краски. Размышляя о возможном вреде прогресса, писатель и сценарист Чарли Брукер создал антологию «Чёрное зеркало». Сериал рассказывает об антиутопических обществах с социальным рейтингом, о киберпреступлениях и о пагубном влиянии медиа. А в центре практически каждого сюжета неизбежно оказывается противостояние человека и технологий.

10 апреля вышел 7-й сезон «Чёрного зеркала». В нём снялись Рашида Джонс, Исса Рэй, Эмма Коррин, Питер Капальди, Пол Джаматти. А сюжет сезона вращается вокруг классических для антологии тем: искусственного интеллекта, дополненной реальности и экспериментальных технологий. Посмотрели все эпизоды нового сезона и рассказываем, чем они отличаются от предыдущих серий. И почему эти изменения — хорошая новость для поклонников шоу.

Заглянем в чёрное зеркало, чтобы узнать:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём «Чёрное зеркало» и почему антология стала популярной

До того как создать «Чёрное зеркало», Чарли Брукер работал журналистом: в девяностых писал рецензии на игры для PC Zone, а в нулевых стал обозревателем сериалов в The Guardian. Тогда же он начал работать над телевизионными проектами для BBC. Брукера интересовали СМИ и их влияние на жизнь людей. В 2009 году он выпустил шоу «Newswipe с Чарли Брукером», где саркастически комментировал изнанку работы новостных медиа. А в 2011 снял сериал с говорящим названием «Как телевидение разрушило вашу жизнь».

Создавая «Чёрное зеркало», Брукер вдохновлялся форматом антологии «Сумеречная зона» 1959 года. Прикрываясь сеттингом научной фантастики, сценарист Род Серлинг поднимал в сериале темы расизма, расчеловечивания, ядерной войны и массовой истерии. В «Чёрном зеркале» акцент сделан на обществе, которое использует передовые технологии ради получения выгоды и обретения власти. Название шоу отсылает к песне Black Mirror группы Arcade Fire. В интервью The Guardian Брукер рассказал о его значении:

«„Чёрное зеркало“ из названия — то, что вы найдёте на каждой стене, на каждом столе, в каждой ладони: холодный, блестящий экран телевизора, монитора, смартфона».

Чарли Брукер — создатель «Чёрного зеркала»
Фото: Featureflash Photo Agency / Shutterstock

Первые два сезона Брукер снял для британского Channel 4. Их отличает более мрачный тон и острые темы. В дебютном эпизоде «Национальный гимн» злоумышленники похищают члена королевской семьи и выдвигают требования: премьер-министр Великобритании должен в прямом эфире совокупиться со свиньёй. В других сериях также довольно часто встречаются темы секса и человеческой жестокости. На Netflix шоу стало жанрово разнообразнее. Эпизод «Сан-Джуниперо» строится вокруг любовной линии, серия «USS Каллистер» — космическая опера в духе «Звёздного пути». А в «Демоне 79» и вовсе появляются элементы мистики, которых в шоу раньше не было.

Первые сезоны сериала получили высокую оценку критиков и зрителей. «Чёрное зеркало» хвалили за увлекательные сюжеты с неожиданными развязками. Также прессу привлекала дерзкая и остроумная сатира на человеческие пороки. А тема инновационных технологий помогает автору не только критиковать общество настоящего, но и рефлексировать на тему будущего.

Многие зрители до сих пор считают дебютный эпизод «Национальный гимн» лучшим в антологии
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

Пятый и шестой сезоны приняли прохладнее (66 и 78% свежести на Rotten Tomatoes) и ругали за кризис идей. Седьмой же сезон во многом переосмысливает главную тему «Чёрного зеркала» — взаимоотношения людей и технологий. При этом показывает уверенные 89% одобрения критиков. Рассмотрим каждый эпизод в отдельности, чтобы понять, в чём дело.

Обзор 7-го сезона «Чёрного зеркала»


Серия 1: «Обычные люди»

Сварщик Майк и школьная учительница Аманда живут душа в душу и хотят завести детей. Но идиллия рушится, когда у героини находят опухоль мозга. Чтобы спасти жену, Майк соглашается на экспериментальную операцию от компании Rivermind. Её представители заменяют поражённую часть мозга Аманды на искусственную, а сознание женщины загружают в облако в обмен на ежемесячную плату. Но цена подписки с каждым разом становится больше, и обычные подработки уже не помогают Майку спасти жену.

В этой серии Брукер немного неуклюже критикует американскую систему здравоохранения и подписные сервисы. После операции жизнь Аманды ограничена тарифным планом: она не может выезжать за пределы родного округа и против воли говорит рекламными объявлениями. А когда героиня спит, компания использует её мозг, чтобы питать свои серверы. Очевидное высказывание на тему капитализма, при котором бедные люди вынуждены перерабатывать, чтобы сводить концы с концами.

Майк и Аманда узнают о новой дорогой подписке Rivermind
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

В этой серии автор не предлагает ничего нового в плане идей, но «Обычные люди» могут похвастаться первоклассной драматургией. Рашида Джонс и Крис О’Дауд великолепно сыграли любящую семейную пару, которая до последнего борется за своё счастье. Майк готов проводить треш-стримы, чтобы накопить на подписку, а Аманда с ужасом видит, как её привычная жизнь разрушается. И пусть концовка наверняка покажется предсказуемой, она всё равно способна глубоко ранить зрителя.

Серия 2: «Предмет отвращения» (Bête Noire)

Мария — технолог популярной кондитерской компании Ditta. Однажды на тестировании нового десерта она замечает в фокус-группе знакомое лицо — свою бывшую одноклассницу Верити Грин. Девушка настойчиво пытается поговорить с Марией после дегустации и даже устраивается в компанию лаборантом. С этого момента Мария начинает сомневаться в реальности окружающего мира. Например, путает название ресторана, где работал её парень, или говорит об аллергии на орехи, о которой в интернете нет никакой информации. Коллеги начинают считать Марию неадекватной, а сама она уверена лишь в одном: во всём виновата новенькая Верити.

Верити — милая стажёрка и, возможно, причина всех бед Марии
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

«Предмет отвращения» построен на эффекте Манделы — ложной коллективной памяти. Сценарий написан так, что невнимательный зритель начинает путаться в воспоминаниях вместе с Марией. Этот эпизод — пример качественного триллера, где атмосфера странности и жути нарастает с каждой новой сценой. Но концовка серии разочаровывает: главную загадку объясняют посредственно, а финальная сцена слабо связана с идеей истории.

Серия 3: «Отель „Мечта“»

Бренди Фрайдей, популярная голливудская актриса, пытается получить главную роль в достойном проекте. Вскоре она узнает о ремейке её любимого чёрно-белого фильма «Отель „Мечта“» и предлагает себя на роль главного героя — доктора Алекса Палмера. Благодаря инновационной технологии Redream героиню перемещают в реальность фильма, где всё происходит строго по сценарию. Но в какой-то момент система даёт сбой, и Бренди застревает в картине.

Эмма Коррин блистает в роли старлетки Клары
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

Брукер хоть и подкалывает современную индустрию ремейков, но не делает эту тему главной в серии. «Отель „Мечта“» — скорее увлекательное приключение, стилизованное под классический Голливуд. Каждое неверное действие Бренди меняет ход сюжета, из-за чего эпизод кажется напряжённым и непредсказуемым. А экранный дуэт Иссы Рэй и Эммы Коррин, которая играет в фильме богатую, но несчастную наследницу Клару, становится главным козырем истории. Визуально роскошная и прекрасно написанная, эта серия может разочаровать разве что немного растянутым хронометражем.

Серия 4: «Игрушка»

2034 год. Некий Кэмерон Уокер пытается ограбить местный продуктовый магазин, но его задерживает полиция. Когда Кэмерона пробивают по базе данных, оказывается, что он разыскивается по подозрению в убийстве. На допросе в участке он не признаётся, как звали убитого, но рассказывает другую занимательную историю из своей жизни. В 1990-е ему попалась игра, где пользователь может создавать и растить популяцию маленьких существ-сонмов. Кэмерон начал общаться с сонмами с помощью запрещённых веществ и узнал об их плане принести человечеству мир.

Разработчик игры про сонмов показывает диск с демоверсией
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

Вдохновившись тамагочи, Брукер посвящает серию концепции цифровых форм жизни, но сам как будто бы относится к ней несерьёзно. «Игрушка» воспринимается как неудачная пародия и практически ничем не способна зацепить. В серии недостаточно юмора, чтобы считать её комедийной. А идея с разумными сонмами раскрыта слишком бегло, чтобы эпизод можно было назвать хорошей научной фантастикой. После концовки складывается неприятное впечатление, что самое интересное ждало зрителя впереди.

Серия 5: «Скорбь»

В свои пятьдесят Филипп один живёт в загородном доме. Однажды гордое одиночество прерывает телефонный звонок: мужчине сообщают, что его давняя возлюбленная Кэрол скончалась. Семья умершей хочет провести иммерсивные похороны и с помощью ИИ-помощника собирает воспоминания всех, кто знал Кэрол. Так начинается путешествие Филиппа по старым фотокарточкам и счастливым моментам, которые уже не вернуть. Всю жизнь мужчина считал, что Кэрол ушла от него без причины и обрекла его на вечное одиночество. Но что, если на самом деле он не захотел выслушать девушку?

Инновационная технология позволяет Филиппу попасть в мир своих старых фото
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

В «Скорби» Брукер отходит от размышлений о вреде технологий — здесь они, наоборот, помогают главному герою разобраться в своих чувствах и воспоминаниях. Пол Джаматти блестяще вжился в роль одинокого травмированного мужчины, который всю жизнь жалеет об ошибках прошлого. Устройства для «погружения» в фотографии превращают его воспоминания в сцены из камерного спектакля. «Скорбь», без всяких сомнений, один из лучших драматических эпизодов во всей антологии.

Серия 6: «USS Каллистер: В бесконечность»

Эпизод продолжает серию «USS Каллистер» из четвёртого сезона. Сумасшедший разработчик Роберт Дейли создаёт цифровые копии коллег и издевается над ними в своей космической видеоигре. В конце эпизода команда клонов сбегает с его закрытого сервера в многопользовательский режим. В продолжении создатели показывают, как сложилась жизнь персонажей после этого. Сотрудница по имени Наннет Коул становится капитаном корабля и вместе с другими членами команды грабит других игроков, чтобы выжить. Из-за многочисленных жалоб на грабителей выходит директор компании-разработчика по имени Уолтон. Вместе с ним дело расследует и настоящая Наннет Коул.

Реальные люди попадают в игру, чтобы найти своих игровых клонов и спасти их — или убить
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow
Бродить по другим мирам с огромным розовым бластером — и не говорите, что не завидуете ей
Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron / House of Tomorrow

Продолжение «USS Каллистер» больше всего напоминает классическое «Чёрное зеркало». В центре сюжета здесь — злоупотребление властью и использование инноваций ради собственного удовлетворения. А на примере внутриигровой экономики в серии затрагивается тема капитализма. Команда Коул нарушает правила ради выживания, а директор Уолтон не стесняется эксплуатировать своих сотрудников. Финальный эпизод сезона — удачное сочетание яркого визуала и мрачных тем.

То же самое можно сказать и про весь седьмой сезон «Чёрного зеркала». Чарли Брукер пытается освежить идеи антологии и визуальное исполнение. Кроме знакомого поклонникам сериала ретрофутуризма, мы видим и другие стили: от цветастой космической оперы до винтажной голливудской картины. К тому же это первый сезон, где технологии не всегда выступают в роли глобального зла. И в этом нет никакого кризиса идей — просто спустя 14 лет в «Чёрном зеркале» отражается совсем другой мир. Мир, где страх перед прогрессом сменился постепенным принятием. И если Брукер сможет почувствовать эти перемены, мы увидим ещё далеко не один сезон шоу.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована