Лучшие фильмы 2023 года
Выбрали 23 картины, которые не грех пересмотреть (а какие-то — увидеть впервые).
Кадр: фильм «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» / Russian World Vision
Прошлый год радовал и тихими премьерами («Оставленные»), и громкими кинособытиями вроде «Барбигеймера», в режиссёрские кресла вернулись мэтры (Мартин Скорсезе и Хаяо Миядзаки), вышли долгожданные продолжения громких франшиз. В этом материале вспоминаем интересные проекты 2023 года, которые вы, возможно, пропустили.
- Драмы: история создания атомной бомбы, будни уборщика и поиск девушки из грёз
- Комедии: ожившая кукла, рождественское чудо и диктатор-упырь
- Анимация: сказка от Миядзаки и целая толпа Человеков-пауков
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Драмы
Оппенгеймер
18+
Жанры: драма, биография, история
Рейтинг IMDb: 8,3
Страны: США, Великобритания
Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Киллиан Мёрфи, Роберт Дауни — младший, Эмили Блант, Мэтт Деймон, Флоренс Пью
1942 год. США ведут войну с Германией и Японией. Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) живёт в Калифорнии, преподаёт квантовую физику и крутит интрижку с психиатром Джин Тэтлок, которая состоит в Коммунистической партии. Неожиданно к физику обращается за помощью генерал Лесли Гровс (Мэтт Дэймон). Военного недавно назначили руководителем «Манхэттенского проекта» — инициативы по созданию ядерного оружия, и он хочет, чтобы Оппенгеймер принял в этом участие. Роберт от предложения не в восторге, но в то же время опасается, что учёные нацистской Германии создадут бомбу первыми, — и вот тогда никому мало не покажется. Поэтому Оппенгеймер принимает приглашение Гровса и возглавляет лабораторию в Лос-Аламосе, собрав вокруг себя лучшие умы того времени.
Байопик Кристофера Нолана, пожалуй, стал главным фильмом 2023 года. По количеству наград и номинаций уж точно. Конечно, местами это чересчур претенциозное кино, которое больше напоминает экранизацию странички «Википедии». Но при ближайшем рассмотрении в «Оппенгеймере» обнаруживаются все качества, присущие хорошим фильмам: феноменальная актёрская игра (два «Оскара»!), великолепная режиссура, музыка и операторская работа. Похоже, это действительно magnum opus Нолана, к которому он давно шёл.
Читайте также:
Убийцы цветочной луны
18+
Жанры: драма, криминал, история
Рейтинг IMDb: 7,6
Страна: США
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун, Джон Литгоу, Брендан Фрейзер
Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо) возвращается домой в Оклахому после окончания Первой мировой войны. Там его встречает влиятельный дядя Уильям Хейл (Роберт Де Ниро), который водит дружбу с местным племенем осейджей. Индейцы этого племени, живущие в резервации, разбогатели благодаря найденной ими нефти — и конечно, с точки зрения местного Короля, это недоразумение нужно исправить. Предприимчивый дядя сватает Эрнесту Молли Кайл (Лили Гладстоун), девушку из племени с хорошим приданым. План Хейла в том, чтобы завладеть землёй Кайл, — но для этого нужно убить всё её семейство.
Мартин Скорсезе, кажется, тоже снял свой magnum opus (или что-то вроде того). В карьере постановщика были ленты куда масштабнее и динамичнее, но здесь и масштаб, и динамика отходят на второй план. «Убийцы» — неспешное кино, в котором экшен уступает место идее: показать судьбу угнетённого народа через историю всего одной семьи.
Как ни странно, но Скорсезе снова создал фильм о гангстерах и подковёрных играх. Только местные гангстеры куда более изобретательные и скрытные, чем, например, в «Славных парнях», — здесь бандиты прикрываются буквой закона, пытаясь прикинуться добропорядочными бизнесменами.
Анатомия падения
18+
Жанры: драма, детектив
Рейтинг IMDb: 7,7
Страна: Франция
Режиссёр: Жюстин Трие
В ролях: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер
В отдалённом доме в альпийских горах живёт маленькая семья: Самуэль, его жена Сандра и их слабовидящий сын Даниэль. Однажды молодая журналистка решает навестить Сандру, чтобы взять у писательницы интервью о её творчестве. Их разговор прерывает громкая музыка — кажется, будто бы Самуэль включил её назло, чтобы насолить жене.
Когда журналистка уезжает, Сандра поднимается к мужу, а их 11-летний сын решает уйти подальше с собакой. Меньше всего ему хочется в очередной раз слушать, как ссорятся родители. Вернувшись с прогулки, Даниэль находит бездыханное тело отца. Поскольку, кроме Сандры, в доме в этот момент никого не было, именно она становится главной подозреваемой в деле об убийстве.
«Анатомия падения» — история распада семьи в обёртке процедурала. Картина Жюстин Трие — это трип по болезненным воспоминаниям, которые приходится выставить напоказ в зале суда. Тяжелее всего в этой ситуации мальчику, которому нужно смириться не только со смертью отца, но и с конфликтами родителей, о которых он даже не подозревал. При этом «Падение» не спешит делиться ответами на вопросы: о многом зритель должен догадаться сам.
Фильм получил «Оскар» за лучший сценарий, а ещё «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Прошлые жизни
18+
Жанры: драма, мелодрама
Рейтинг IMDb: 7,8
Страны: США, Южная Корея
Режиссёр: Селин Сон
В ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро
«Прошлые жизни» — дебютная полнометражная работа Селин Сон, полная ностальгии по дому и людям, оставшимся в прошлом.
Когда-то Нору (Грета Ли) звали На Ён — она родилась в Южной Корее, жила в Сеуле и была влюблена в Хэ Сона (Тео Ю), своего одноклассника и лучшего друга. Однако потом семья На Ён эмигрировала в Канаду, и она потеряла связь с Хэ.
Спустя 12 лет героиня живёт на Манхэттене и планирует стать писательницей. Мирные будни нарушает сообщение Хэ Сона в соцсети: тот пишет, что ищет девушку по имени На Ён (не зная, что это и есть Нора). Они снова начинают сближаться. Однако вскоре Нора решает, что ей стоит сосредоточиться на писательской карьере, и прерывает общение.
Проходит ещё 12 лет. Нора всё так же живёт в Нью-Йорке, но теперь она счастливо замужем за Артуром, с которым познакомилась на писательском семинаре. Внезапно ей снова пишет Хэ Сон: он прилетает в Нью-Йорк на пару дней. Встреча Хэ Сона, Артура и Норы ставит перед участниками этого фантомного любовного треугольника неудобные вопросы, ответить на которые каждый должен самостоятельно.
История биографична: в детстве Селин Сон много общалась с мальчиком из своего класса, но затем потеряла с ним связь, когда её родители решили эмигрировать из Кореи. Спустя много лет пара возобновила общение в интернете, а затем, так же как герои фильма, встретилась в реальной жизни.
«Прошлые жизни» кажутся трагичной историей, полной тоски по несбывшимся надеждам. Однако Селин Сон как бы говорит нам: всё происходит так, как и должно. Давайте не сожалеть об упущенном, а радоваться тому, что есть сейчас.
Читайте также:
Идеальные дни
18+
Жанр: драма
Рейтинг IMDb: 7,9
Страны: Япония, Германия
Режиссёр: Вим Вендерс
В ролях: Кодзи Якусё, Ариса Накано, Токио Эмото
Одинокий мужчина Хираяма (Кодзи Якусё) живёт в Токио и работает уборщиком общественных туалетов. Каждый его день проходит одинаково: он встаёт до восхода солнца, умывается, бреется, готовит сэндвичи, берёт кофе в автомате, садится в фургончик и едет драить городские уборные. После работы Хираяма может заскочить в баню или зайти в любимую забегаловку. Он фотографирует деревья, слушает классический рок, а перед сном непременно читает бумажную книгу. Вся его жизнь — воплощение японского понятия «коморэби»: игры света и теней, которую создают трепещущие на ветру листья. Мимолётной красоты момента здесь и сейчас. Но эта размеренность нарушается, когда в привычную жизнь Хираямы вмешиваются другие люди.
Немецкого режиссёра Вима Вендерса пригласили в Японию после пандемии, чтобы он создал серию рекламных роликов об общественных туалетах Страны восходящего солнца. Вендерс был настолько очарован дизайном местных уборных, что решил снять о них полноценный художественный фильм. Так на свет появилась медитативная драма о жизни одного неприметного уборщика, который слушает в машине Лу Рида и о чём-то тихо сожалеет.
Может показаться, что фильм до одури унылый, но это не так: Вим Вендерс рассказывает историю героя с такой любовью и трепетом, что оторваться от просмотра невозможно.
Май декабрь
18+
Жанр: драма
Рейтинг IMDb: 6,8
Страна: США
Режиссёр: Тодд Хейнс
В ролях: Натали Портман, Джулианна Мур, Чарльз Мелтон, Кор Майкл Смит
Актриса Элизабет (Натали Портман) получила роль мечты: она сыграет роль Грейси (Джулианна Мур), женщины необычной судьбы. 20 лет назад, когда Грейси было 36, она совратила семиклассника Джо (Чарльз Мелтон), после чего оказалась за решёткой. Казалось бы, тут и конец истории — но нет: Грейси вышла из тюрьмы, снова начала встречаться с Джо, и теперь у них счастливая семья, несколько детей, любящие друзья, большой дом и всё, что только нужно для счастья.
Семья разрешила Элизабет пожить с ними некоторое время, чтобы собрать материал для роли. Девушка много общается с Грейси, её мужем, детьми, соседями и жителями городка, постепенно понимая, что и без того отличная роль может получиться сенсационной — слишком уж много тараканов в головах у членов семьи.
«Май декабрь» — это история о запретной любви и её последствиях для обеих сторон. Если героиня Мур довольна своей жизнью и не жалеет о связи с несовершеннолетним, то вот Джо — явно травмированный ребёнок во взрослом теле.
Картина Тодда Хейнса полна бергмановских и фрейдистских мотивов, однако не выглядит как что-то вторичное. Триллер, в который фильм превращается к третьему акту, пугает похлеще классических хорроров. А помешанная актриса в исполнении Портман — яркий пример того, что порой для людей, одержимых искусством, личные границы других перестают существовать.
Опавшие листья
18+
Жанры: драма, мелодрама, комедия
Рейтинг IMDb: 7,3
Страны: Финляндия, Германия
Режиссёр: Аки Каурисмяки
В ролях: Альма Пёвсти, Юсси Ватанен, Янне Хюютийнен
Анса (Альма Пёвсти) — одинокая женщина, живущая на окраине Хельсинки. Она работает в супермаркете, где занимается в основном утилизацией просроченных продуктов. Несколько раз Анса подкармливала собак колбасой и что-то уносила домой. Узнав об этом, вредная начальница женщину сразу же увольняет. А где-то неподалёку за пьянство увольняют строителя по имени Холаппа (Юсси Ватанен). Холаппа случайно знакомится с Ансой и ведёт её в кино смотреть Джармуша. Только вот после сеанса, прощаясь, случайно теряет бумажку с номером Ансы.
Аки Каурисмяки, мастер экзистенциальных драмеди, снова выпустил мини-шедевр, который многие даже не заметили. «Опавшие листья» — это тихая незамысловатая история об одиночестве и надежде. Оба героя давно забыли о том, как находить счастье — в себе самом, в работе или в ком-то ещё. Но каким-то чудом при встрече они друг другу об этом напоминают. Так грустно и мило, что самому хочется вслед за героем достать водку из электрощитка и немного пригубить.
Кентавр
18+
Жанры: драма, триллер, криминал
Рейтинг IMDb: 7,0
Страна: Россия
Режиссёр: Кирилл Кемниц
В ролях: Юра Борисов, Анастасия Талызина, Сергей Гилёв, Григорий Верник, Кирилл Мелехов
Саша (Юра Борисов) — московский таксист на жёлтом седане, к которому он прикован буквально и фигурально: Юра инвалид, и машина для него — единственная возможность заработать. Мужчина предпочитает работать ночью: так спокойнее, без пробок и без нервозных менеджеров среднего звена. Его даже не беспокоит, что с недавнего времени в столице и недалеко за её пределами орудует маньяк.
Очередная рабочая ночь знакомит Сашу с эскортницей Лизой (Анастасия Талызина), которая выкупает такси до утра. Саша возит Лизу по клиентам, попутно расспрашивая её о жизни. В какой-то момент становится понятно, что и водитель, и пассажирка что-то скрывают.
«Кентавр» — этакий симбиоз «Драйва» и «Таксиста», только на русский манер. Вместо невозмутимости Гослинга — очаровательная улыбка Юры Борисова, а вместо грязного Нью-Йорка — чистый центр похорошевшей ночной Москвы.
Режиссёр Кирилл Кемниц действительно хорошо поработал с визуальной частью картины, но всё-таки много позаимствовал у Николаса Рефна. Обилие неона, крупные планы с цветом, символизирующим мотивы героя, вычурная цветокоррекция в некоторых эпизодах — всё это стильно, но не ново. С другой стороны, когда в последний раз отечественный кинематограф радовал нас добротно сделанным неонуар-триллером?
Читайте также:
Химера
18+
Жанры: драма, фэнтези, мелодрама, комедия, приключения
Рейтинг IMDb: 7,3
Страны: Италия, Франция, Швейцария, Турция
Режиссёр: Аличе Рорвахер
В ролях: Джош О’Коннор, Карол Дуарте, Винченцо Немолато, Изабелла Росселлини
Италия, середина 1980-х. Британский археолог Артур (Джош О’Коннор) возвращается из тюрьмы, чтобы воссоединиться со старыми подельниками. Банда зарабатывает тем, что расхищает гробницы этрусков. Награбленное они продают некоему Спартаку. Артур — самый важный член команды, поскольку благодаря его экстрасенсорным способностям итальянцы и обнаруживают эти самые гробницы. Только вот оказывается, что молодой человек не заинтересован в нечестном заработке. Его цель — найти вход в потусторонний мир, где Артура давно ждёт возлюбленная по имени Беньямина.
Постановщица Аличе Рорвахер работает в стиле магического реализма. Все её картины — и «Химера» в частности — соединяют необычайную лёгкость повествования с неприглядными реалиями жизни простых людей. Но благодаря снам главного героя и его искренней вере в то, что таинственная Беньямина вот-вот объявится, происходящее кажется местами настоящей сказкой.
Убийца
18+
Жанры: драма, триллер, криминал
Рейтинг IMDb: 6,7
Страна: США
Режиссёр: Дэвид Финчер
В ролях: Майкл Фассбендер, Тильда Суинтон, Чарльз Парнелл, Кэрри О’Мэлли
Первоклассный киллер (Майкл Фассбендер) почти неделю поджидал свою жертву в Париже. Однако в самый ответственный момент всё пошло не по плану. Убийца собирает свои вещи и впопыхах мчится в Америку, где его, как оказалось, уже ждут заказчики, готовые прикончить киллера, который провалил задание.
«Убийца» — фильм, нетипичный для Дэвида Финчера. Обычно режиссёр снимает детективы или напряжённые драмы, но здесь он создал нечто среднее, приправив действие несвойственным ему юмором. Герой Фассбендера всё время твердит, какой он исключительный профессионал, а потом начинает косячить раз за разом, — и это не может не вызвать улыбку.
Снегирь
18+
Жанры: драма, триллер
Рейтинг IMDb: 7,1
Страна: Россия
Режиссёр: Борис Хлебников
В ролях: Макар Хлебников, Олег Савостюк, Александр Робак
Два друга-студента, Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк), вынуждены проходить учебную практику на небольшом рыболовном судне «Снегирь». Экипаж корабля новичкам не рад, но делать нечего: ребят приветствуют сквозь зубы и принимают на борт.
Первый же выход в море грозит стать последним: капитан судна решил заплыть в территориальные воды Норвегии, где «Снегиря» застал разбушевавшийся шторм. Теперь студенты вынуждены не просто быстро учиться, а буквально схватывать азы мореплавания на лету, иначе вся команда пойдёт ко дну.
Борис Хлебников уже вдоль и поперёк изучил русскую глубинку, а теперь, видимо, решил уйти (или, скорее, уплыть) подальше от надоевших панелек. Новая работа снята на борту судна, где в небольших каютах теснятся и спорят два поколения. Мужиков раздражает холёность новичков, а тем претит образ жизни неопрятных моряков. Но разногласия заканчиваются, когда все они буквально оказываются в одной лодке, на грани жизни и смерти.
Комедии
Американское чтиво
18+
Жанры: комедия, драма
Рейтинг IMDb: 7,5
Страна: США
Режиссёр: Корд Джефферсон
В ролях: Джеффри Райт, Эрика Александер, Стерлинг К. Браун, Лесли Аггамс
Телониус Эллисон по прозвищу Монк (Джеффри Райт) — малоизвестный чернокожий писатель и по совместительству профессор литературы. Очередная лекция заканчивается конфликтом с ученицей: белая девушка оскорбилась использованием N-word. Взяв вынужденный отпуск, Монк летит домой в Бостон, где его ждут мама с деменцией, брат и сестра. Денег на дорогостоящее содержание матери больше не хватает: сестра помогать не может, а последняя книга Монка прибыли не приносит, — да ещё и агент капает на мозги речью о том, что его романы «недостаточно чёрные».
Тогда профессор, налив себе бокал виски, садится писать шуточную книгу — исповедь чернокожего бандита, который владеет английским преимущественно на уровне сленга. И — о чудо! Новое произведение становится бестселлером и даже претендует на звание лучшей книги года. Монк фрустрирован, но понимает: иным способом таких больших денег не заработать.
Картина Корда Джефферсона — это тонкая сатира на американскую моду последних лет, критика общества, которое готово воспринимать «чёрные» истории, только если они про гангстеров, перестрелки и наркотики. Главный герой отчаянно борется с этим стереотипом, но в конце концов и сам вынужден воспользоваться спросом читателей на клишированные сюжеты.
Чтобы не порочить своё имя, Монк публикует новую книгу под псевдонимом, а с потенциальными инвесторами встречается в образе беглого зэка. И все эти сцены настолько же смешны, насколько драматичны, — как вопрошал герой «Зелёной книги»: «То есть я недостаточно чёрный, и недостаточно белый. Скажи, Тони, кто я такой?!»
Барби
18+
Жанры: комедия, приключения, фэнтези
Рейтинг IMDb: 6,8
Страны: США, Великобритания
Режиссёр: Грета Гервиг
В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера, Уилл Феррелл, Майкл Сера
Кукла Барби (Марго Робби) счастливо живёт в Барбиленде и успешно игнорирует запавших на неё Кенов (компанию которых возглавляет Райан Гослинг). Но однажды идеальный мир рушится: Барби начинают посещать мысли о смерти, воображаемая вода в душе становится горячей, ноги опускаются с носочков на полную стопу. Оказывается, что всему виной ребёнок, который играет с куклой как-то не так и думает о чём-то нехорошем.
Чтобы разобраться в ситуации, Барби отправляется из Барбиленда в реальный мир. По дороге обнаруживается, что в её машину тайком пробрался Кен. Очутившись в реальности, они сталкиваются с коварными боссами компании Mattel, а Кен решает, что все его мечты исполнятся, если в Барбиленде воцарится патриархат.
Мем-феномен «Барбигеймер» (или «Барбенгеймер») в прошлом году дошёл даже до России, хотя официального релиза в стране не было ни у ленты Нолана, ни у картины Гервиг. Выход одновременно с «Оппенгеймером», безусловно, повлиял на интерес к истории Барби, но даже без своего мрачного компаньона этот фильм был бы не менее успешен. Всё-таки это не просто комедия об одной из самых известных кукол в истории, а ещё и феминистическое высказывание об эмансипации и любви к себе.
Бедные-несчастные
18+
Жанры: комедия, приключения, фэнтези
Рейтинг IMDb: 7,8
Страны: Ирландия, Великобритания, США, Венгрия
Режиссёр: Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало
В викторианском Лондоне живёт сумасшедший хирург Гудвин (Уиллем Дефо), который всю жизнь экспериментирует с собственным и с чужими телами. Однажды он вылавливает из реки бездыханную молодую беременную женщину. Врач решает пересадить мозг нерождённого ребёнка в тело его матери.
Эксперимент проходит удачно: Белла (Эмма Стоун) довольно быстро развивается и всего за пару месяцев становится взрослой личностью со своими желаниями и потребностями. Одно из них — поскорее убраться из дома Годвина, чтобы увидеть большой мир. В этом девушке решается помочь влюблённый в неё юрист Дункан (Марк Руффало).
Картина Йоргоса Лантимоса, как и «Барби», — ироническое высказывание о сепарации женщин и устаревшей системе патриархата. Белла Бакстер за короткий промежуток времени успевает прожить самые распространённые сценарии, вокруг которых строится жизнь многих женщин: побег от властного отца, неудачная первая любовь, поиск себя, объективация со стороны мужчин и, конечно же, абьюз. Персонаж Эммы Стоун становится своеобразным микрокосмом, который наглядно демонстрирует несовершенства не только абсурдистской реальности «Бедных-несчастных», но и нашей собственной.
Читайте также:
Оставленные
18+
Жанры: комедия, драма
Рейтинг IMDb: 7,9
Страна: США
Режиссёр: Александр Пэйн
В ролях: Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рэндольф
В академии Бартон начинаются рождественские каникулы. Домой уезжает большинство учеников, кроме нескольких ребят, среди которых Ангус Талли (Доминик Сесса), — его мама предпочла встрече с сыном медовый месяц с новым мужем. За старшего в академии остаётся строгий профессор Пол Ханнэм (Пол Джаматти) по прозвищу Косоглаз.
Суровые будни под присмотром Ханнэма прерываются, когда за одним из учеников прилетает отец, который с разрешения руководства забирает всех ребят на горнолыжный курорт. Всех, кроме Ангуса, — его мать не ответила на звонок профессора. В итоге академию не покидают лишь трое: Ханнэм, Ангус и Мэри (Давайн Джой Рэндольф) — кухарка, потерявшая сына на войне во Вьетнаме. Поначалу их взаимоотношения совсем не клеятся. Молодой студент отказывается соблюдать пуританские обычаи, по которым его заставляют существовать во время каникул, и, протестуя против них, даже ломает руку. Но дальнейшие события сближают этих совершенно разных людей, образуя почти семейную связь между ними.
Картина Александра Пэйна непохожа на привычные рождественские ленты, где нет места горю, а все герои счастливы и любимы. Режиссёр не боится показывать истинные взаимоотношения людей со всеми их неловкостями и недосказанностью, а бездумному веселью на ровном месте предпочитает меланхолию. «Оставленные» — это душевное и немного грустное кино о людях, чьи жизни на короткий промежуток времени переплелись и стали неотделимы друг от друга.
Я не киллер
18+
Жанры: комедия, мелодрама, криминал
Рейтинг IMDb: 6,8
Страна: США
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Глен Пауэлл, Адриа Архона, Остин Амелио
Гэри Джонсон (Глен Пауэлл) преподаёт философию в университете, водит Honda Civic, подкармливает птиц и ухаживает за цветами. И где-то между этими увлекательными занятиями затесалась работа в полиции на полставки. Гэри работает в группе, которая ловит потенциальных преступников — тех, кто заказывает услуги киллера. Происходит это так: один сотрудник прикидывается наёмным убийцей и вытягивает из преступника информацию, пока остальные следят за их встречей из неприметного фургончика.
Однажды Гэри приходится заменить «артиста», поскольку тот превысил полномочия и напал на подростков. Джонсон справляется с работой гораздо лучше предшественника, и его незамедлительно утверждают на роль «убийцы». Поймав не один десяток потенциальных преступников, Гэри под видом мачо-киллера знакомится с очаровательной девушкой Мэдисон (Адриа Архона), которая просит устранить её мужа-абьюзера. Гэри сочувствует Мэдисон и отпускает девушку, подарив ей второй шанс. Вскоре двое начинают встречаться, но их отношения заходят слишком далеко.
Ричард Линклейтер — один из главных авторов американского независимого кино. Он любит приземлённые истории об обычных школьниках («Под кайфом и в смятении») и студентах («Каждому своё»), которые тратят свободное время на бессмысленные свидания и покуривание травки. Поэтому довольно непривычно видеть в новой работе режиссёра криминально-детективный подтекст. При этом детективная линия здесь второстепенна, на первом месте у Линклейтера — история любви между полярными личностями, которые страстно хотят казаться теми, кем не являются.
Граф
16+
Жанры: комедия, ужасы
Рейтинг IMDb: 6,4
Страна: Чили
Режиссёр: Пабло Ларраин
В ролях: Хайме Ведель, Глория Мюнхаймер, Альфредо Кастро
Чилийский диктатор Аугусто Пиночет (Хайме Ведель) умирает. Точнее, инсценирует свою смерть — поскольку на самом деле он вампир, которому уже не одна сотня лет. Пиночет продолжает пить кровь своих граждан по ночам, но втайне мечтает наконец покинуть этот мир и обрести покой. Размеренную жизнь экс-диктатора нарушает толпа наследников, которые приезжают к нему, мечтая разжиться наследством. Но нашествие алчных отпрысков — это ещё полбеды, ведь под видом бухгалтера с ними прибывает молодая экзорцистка, которая прячет под костюмом распятие.
Нетрудно догадаться, что «Граф» — это сатира, высмеивающая всех диктаторов-вурдалаков, которые живут, как им кажется, бесконечные безгрешные жизни. Ларраин охотно поощряет самоуверенность своего героя, но в финале ленты воздаёт Пиночету по заслугам. И всё это, конечно, очень смешно и символично.
Великая ирония
18+
Жанры: комедия, мелодрама, триллер, драма
Рейтинг IMDb: 6,4
Страны: США, Франция, Великобритания
Режиссёр: Вуди Аллен
В ролях: Лу де Лааж, Нильс Шнайдер, Анна Лаик
Фанни (Лу де Лааж), сотрудница аукционного дома, живёт в несчастливом браке с богатым финансистом Жаном (Мельвиль Пупо). Жан вроде ничего, но больно скучен и никогда не слушает свою супругу. То ли дело Ален (Нильс Шнайдер) — молодой писатель и бывший одноклассник, которого Фанни случайно встретила у работы.
Довольно быстро Ален и Фанни становятся любовниками: вместе гуляют, ужинают на уютном чердаке писателя, там же спят и там же мечтают убежать из Парижа и от назойливого Жана. Только вот финансист не так глуп и понимает, что жена ходит налево. Чтобы решить проблему, Жан нанимает киллера (нет, не Гэри Джонсона, настоящего).
«Великая ирония» — юбилейный фильм Вуди Аллена. Пятидесятый! И первый, снятый полностью на французском. В прошлой ленте, «Фестивале Рифкина», Вуди снова воспевал Бергмана, а его картина утопала в отсылках, чего в «Иронии» нет и в помине. Новое полотно больше похоже на помесь «Манхэттена», «Энни Холл» и «Иррационального человека». Словом, это опять ироничное (да, название не врёт), едкое, остроумное и просто с любовью снятое кино, в котором нет ничего лишнего.
Читайте также:
Герой наших снов
18+
Жанры: комедия, драма, фантастика
Рейтинг IMDb: 6,9
Страны: США, Канада
Режиссёр: Кристоффер Боргли
В ролях: Николас Кейдж, Джулианна Николсон, Лили Берд
Профессор Пол Мэтьюс (Николас Кейдж) — человек непримечательный и скучный. Его жизнь идёт так же скучно и непримечательно, пока не происходит нечто странное: мужчина начинает появляться во снах людей, где всякий раз предстаёт отстранённым наблюдателем происходящей вокруг суматохи. Неожиданно обретя всемирную популярность — его лицо теперь знают буквально по всему земному шару, — Пол наконец-то чувствует себя значимым.
Но счастье длится недолго: в какой-то момент из наблюдателя профессор превращается в убийцу и начинает жестоко расправляться с героями снов. Народ негодует и сторонится его, хотя Пол уверяет, что никак не контролирует свои выходки в чужом подсознании. Кончается эпопея «отменой» мужчины. Его увольняют с работы, ему не дают спокойно обедать в кафе, даже не разрешают присутствовать в школе на выступлении дочери.
«Герой наших снов» — недвусмысленная критика культуры отмены в США. Ещё Томас Винтерберг в картине «Охота» задавался вопросом этичности осуждения тех, чья вина не доказана. Это же происходит и в «Герое наших снов», только с куда меньшим драматизмом. И пускай посыл очевиден, наблюдать за происходящим на экране всё равно интересно — не в последнюю очередь благодаря игре Кейджа и сюрреалистичным сновидениям.
Air: Большой прыжок
18+
Жанры: комедия, драма, биография
Рейтинг IMDb: 7,4
Страна: США
Режиссёр: Бен Аффлек
В ролях: Мэтт Дэймон, Джейсон Бейтман, Бен Аффлек
1984 год. Adidas и Converse пока гораздо успешнее Nike, а мир ещё не знает таланта Майкла Джордана. Сонни Ваккаро (Мэтт Дэймон), маркетинговый скаут Nike, должен заключить несколько довольно скромных контрактов с перспективными баскетболистами. Но Сонни поражён игрой только одного — Майкла Джордана. Ваккаро уговаривает своего босса, Фила Найта (Бен Аффлек), предложить семье Джорданов уникальную сделку. По задумке Сонни, нужно не просто обуть спортсмена в существующие кроссовки, а создать отдельную линейку под его именем.
Бен Аффлек — редкий гость в режиссёрском кресле. И очень зря: настолько динамичных и увлекательных бизнес-байопиков сегодня не так много. Да, на ум сразу приходят «Кто убил BlackBerry» и «Тетрис», но один становится скучным уже во второй трети, а другой полон «клюквы» и компьютерных погонь.
Air в этом плане — уникальный экземпляр. Здесь есть всё: прекрасная актёрская работа, хорошая режиссура, интрига (несмотря на известный конец) и тот драйв, которого не хватает многим спортивным драмам, — хотя спорт тут даже не на втором, а на третьем месте.
Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца
18+
Жанры: комедия, ужасы, мелодрама
Рейтинг IMDb: 7,1
Страна: США
Режиссёр: Ариан Луи-Сейз
В ролях: Сара Монтпети, Феликс-Антуан Бенар, Стив Лапланте
Саша (Сара Монтпети) родилась вампиршей. Как и любой другой вампир, девушка должна выходить на охоту, чтобы добывать заветную красную жидкость. Только вот родственники травмировали Сашу в детстве, убив на её глазах клоуна-аниматора. С тех пор она и думать не может о том, чтобы причинить кому-то страдания. Родители до поры снабжали дочку кровью, но терпение матери иссякло, когда Саше исполнилось 80 и у неё наконец прорезались клыки. Семейка пришла к коллегиальному решению: девушка должна сама добывать еду.
Смекнув, что убивать можно тех, кто и сам не прочь умереть, вампирша знакомится с юношей по имени Пол (Феликс-Антуан Бенар). Молодой человек готов стать ужином, да вот только Саша всё никак не прильнёт к его шее — девушка хочет сперва исполнить последнее желание друга: наказать всех, кто как-либо насолил закомплексованному Полу.
«Вампирша-гуманистка» — канадский мамблкор на французском языке о трудностях первой любви и муках самоопределения. Лента прекрасно играет на полутонах: никто из актёров не скажет прямым текстом о своих чувствах и не проявит особых эмоций; композитор не ворвётся в сцену с душераздирающей мелодией, а оператор не станет облетать героев в момент страстного поцелуя — только задержит чуть подольше план, не сбивая медитативного ритма происходящего. Это тихий фильм с меланхоличной историей, лишённый шума и спешки.
Читайте также:
Анимационные фильмы
Мальчик и птица
18+
Жанры: аниме, мультфильм, фэнтези, драма
Рейтинг IMDb: 7,5
Страна: Япония
Режиссёр: Хаяо Миядзаки
В ролях: Сома Сантоки, Масаки Суда, Аимён
У Махито (Сома Сантоки) непростая судьба: его мать погибла во время бомбардировки Токио, а отец вскоре женился на её младшей сестре Нацуко (Ёсино Кимура).
Махито чувствует, что весь мир против него: беременная мачеха чересчур навязчива, отец занят работой, а в школе задирают одноклассники. К тому же его постоянно преследует загадочная серая цапля (Масаки Суда). Однажды цапля начинает говорить и обещает устроить мальчику встречу с матерью. Махито не верит словам птицы, но ситуация меняется, когда пропадает Нацуко. Теперь герою предстоит спасти мачеху, отправившись в другой мир.
Хаяо Миядзаки целых десять лет не выпускал полнометражных мультфильмов и несколько раз грозился уйти на пенсию. Благо в итоге японский аниматор всё же передумал, и уже ведутся разговоры о его новом аниме.
В «Мальчике и птице» Миядзаки много рассуждает о творчестве, о понятии наследия и о собственных мирах, которые создавал на протяжении десятилетий. Былой оптимизм улетучился: последняя работа кажется куда трагичнее и печальнее предыдущих сказок.
Читайте также:
Человек-паук: Паутина вселенных
12+
Жанры: мультфильм, фантастика, фэнтези, боевик
Рейтинг IMDb: 8,6
Страна: США
Режиссёры: Жуакин Душ Сантуш, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон
В ролях: Шамеик Мур, Хейли Стайнфелд, Брайан Тайри Генри
Майлз Моралес (Шамеик Мур) пытается совмещать школьные занятия с супергеройскими обязанностями. Его родители убеждены, что Майлз безответственный и инфантильный, поскольку он часто пропадает и вообще ведёт себя странно. Например, опаздывает на важное семейное событие — родителям невдомёк, что это из-за стычки со злодеем Пятном (Джейсон Шварцман), бывшим учёным, который умеет создавать порталы. Появление новой угрозы вынуждает Майлза примкнуть к Обществу пауков, которое возглавляет Мигель О’Хара (Оскар Айзек) — Человек-паук из 2099 года.
Сиквел мультфильма «Через вселенные» такой же яркий, драйвовый и бойкий, как и первая часть. Майлз Моралес подрос, но всё ещё не до конца осознаёт, какая ответственность лежит на его плечах. Новая часть франшизы — очередной урок для персонажа, очередная ступень его эволюции.
Обычно в историях про Человека-паука погибает его дядя Бен — это ключевой поворотный момент, «с большой силой приходит большая ответственность», вот это всё. В «Паутине вселенных» дядя вне опасности, но оказывается, что если Майлз не вмешается, погибнет его отец. Все капитаны полиции, связанные с Пауками, долго не живут — таков канон. Чем закончится противостояние Майлза и судьбы, мы пока не узнаем: вторая часть — всего лишь начало масштабной истории.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс