Кино
#статьи

О чём говорят женщины в кино: оценивает тест Бекдел

Разбираем систему оценки, которая борется с сексизмом на экране.

Кадр: сериал «Секс в большом городе» / Darren Star Productions / HBO Original

Тест Бекдел — Уоллес проверяет художественное произведение на гендерную предвзятость — ею отличаются даже самые современные. Сайт Bechdel Test собирает статистику: из 110 фильмов 2023 года проверку не прошли 30 лент (среди них «Оппенгеймер», «Убийцы цветочной луны», «Все страхи Бо»). Получается, раз треть фильмов не могут пройти тест, то он слишком сложен? А может, отличается завышенными требованиями? Попробуем разобраться.

В этом материале выясняем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

В чём суть теста Бекдел: три заветных правила

По результатам теста Бекдел — Уоллес художественное произведение может считаться репрезентативным, если:

  • в нём есть два (и более) женских персонажа;
  • которые говорят между собой;
  • о чём-то, кроме мужчин.

Эти правила стали культурным эталоном в 1985 году, а сегодня отдельные критики дополняют их новыми положениями. Например, женские персонажи должны быть названы по имени, говорить друг другу более пяти слов, а их диалог должен занимать более минуты экранного времени. Пожелания хоть и не стали догмой — чаще используются оригинальные правила, — но показывают, что проверка на непредвзятость остаётся актуальной и становится более взыскательной.

Существует также «Обратный тест Бекдел». Чтобы его пройти — по аналогии с оригиналом — необходимо наличие в кадре двух мужчин, которые не говорят о женщинах и обо всем с ними связанном. И тот и другой тесты чаще остальных жанровых картин проваливают ромкомы — хорошим примером может послужить фильм «Метод Хитча» с Уиллом Смитом: там мужчины говорят только о женщинах, а женщины — о мужчинах.

Как был придуман тест

В 1929 году британская писательница Вирджиния Вулф в эссе «Собственная комната» рассуждала: «„Все эти отношения между женщинами, — подумала я, вспоминая известных литературных героинь, — кажутся слишком простыми“. Многое осталось нераскрытым и не исследованным. Я пыталась вспомнить хоть одну книгу, где две женщины изображены как подруги. В „Диане Кроссвей“ есть такая попытка. У Расина и в греческих трагедиях они, конечно, доверенные лица. Иногда они матери и дочери. Но почти всегда их показывают в отношениях с мужчинами. Это странно, но все великие женщины в литературе до Джейн Остин не только воспринимались через призму мужского взгляда на них, но и вообще упоминались только в связи с мужчинами».

Спустя более полувека — в 1985 году — Элисон Бекдел (отвечала за рисунок) и Лиз Уоллес (отвечала за идею) преобразовали мысли Вулф в комикс Dykes to Watch Out For. В нём две девушки проходят мимо кинотеатра и обсуждают три требования к фильму, которые делают его достойным просмотра. Шуточный комикс быстро обрёл популярность сперва среди деятелей киноиндустрии, а затем и среди обывателей.

В 2015 году в интервью Fresh Air Бекдел вспоминала: «…молодые феминистки каким-то образом нашли этот старый комикс и воскресили его в интернете. Теперь люди всерьёз используют его для анализа кино. И удивительно малое количество фильмов проходят тест».

Как женские разговоры влияют на сборы в прокате

Ещё в конце прошлого века на экране доминировали мужские истории, женщин в которых могло не быть вовсе. Нынешнее столетие более чутко реагирует на запросы аудитории. В современном мире гендерная предвзятость произведения может повлиять на бюджет фильма или на сборы в прокате — правда, не самым очевидным образом.

Портал FiveThirtyEight проанализировал, как менялся средний бюджет фильмов с 1990 года по 2013-й. Выяснилось, что фильмы с участием как минимум двух женщин получали более высокие бюджеты, чем фильмы без них, — но только тогда, когда эти женщины не разговаривали друг с другом.

То есть Голливуд вкладывает больше денег в фильмы про мужчин и для них, чем в фильмы, в которых женщины о чём-то говорят между собой. Казалось бы, со времён исследования FiveThirtyEight прошло 11 лет, и многое в индустрии поменялось, но нет: исследование 2023 года показало, что количество главных женских ролей в голливудских фильмах достигло 10-летнего минимума.

FiveThirtyEight также отмечает, что фильмы, которые проходят тест Бекдел, приносят в среднем 2,68 доллара на каждый потраченный доллар. В то время как фильмы, не прошедшие тест, приносят только 2,45 доллара на каждый потраченный доллар.

Хотя это может быть связано с тем, что фильмы с меньшими бюджетами обычно приносят больше прибыли, эти данные всё равно показывают, что фильмы с женщинами в главных ролях могут быть очень успешными. Более успешными, чем «мужское кино».

Всегда ли тест справедлив

Тест Бекдел отражает понятное желание женщин не быть лишь дополнением к мужчинам — ни в художественных произведениях, ни в реальной жизни. Соблюсти три правила совсем просто, но достаточно ли этого, чтобы отстоять права женщин? Поговорим о том, чего не хватает тесту Бекдел:

  • Разнообразия критериев. Тест фокусируется только на факте разговора двух женщин на тему, не связанную с мужчинами. Он не учитывает качество и глубину диалогов и самих женских образов, их значимость для сюжета и проработку характеров.
  • Учёта других важных факторов. Тест не учитывает расовую принадлежность и этническую, не обращается к самоопределению девушки в рамках её сексуальных предпочтений.
  • Контекстуальности. Тест Бекдел не учитывает контекст произведения, его жанр, целевую аудиторию и иносказательные элементы.

Какие фильмы и сериалы не прошли тест

Тест Бекдел — полезный инструмент для выявления гендерной предвзятости, но он точно не универсальный. Это особенно заметно на примере следующих проектов:

Гравитация

Формат: фильм

Жанр: драма, фантастика, триллер

Рейтинг IMDb: 7,7

Год выхода: 2013

Страны: США, Мексика, Великобритания

Режиссёр: Альфонсо Куарон

В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис

«Гравитация» — фильм-моноспектакль Сандры Буллок, в котором её героиня пытается вернуться из космоса на Землю и одновременно с этим пережить недавнюю утрату в личной жизни. Примерно до середины ленты в ней мелькает лучезарный Джордж Клуни, но его персонаж здесь нужен лишь как вспомогательный элемент.

Естественно, при таких условиях речи не идёт о соблюдении трёх правил теста. Однако это не меняет того факта, что картина Альфонсо Куарона — история женского чувственного проживания горя, а также героический эпос о преодолении, казалось бы, невозможного.

Элвис

Формат: фильм

Жанр: биография, драма, музыка

Рейтинг IMDb: 7,3

Год выхода: 2022

Страна: США, Австралия

Режиссёр: Баз Лурман

В ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДиЙон

Байопик База Лурмана охватывает порядка 20 лет жизни Элвиса Пресли — певец знакомится с полковником Томом Паркером, женится на Присцилле и становится королём рок-н-ролла.

Герои этого фильма — мужчины, а женщинам Лурман отвёл в нём третьестепенные роли. Хелен Томсон сыграла мать Пресли, которая в первой половине фильма поддерживает молодого Элвиса, а во второй превращается в карикатурного родителя-алкоголика. Отношения с Присциллой и вовсе показаны мельком. Между собой женщины не разговаривают — твёрдый неуд по тесту Бекдел.

500 дней лета

Формат: фильм

Жанр: мелодрама, комедия

Рейтинг IMDb: 7,7

Год выхода: 2009

Страна: США

Режиссёр: Марк Уэбб

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Зои Дешанель, Хлоя Грейс Морец

Антиромком Марка Уэбба повествует о неудачных отношениях Тома (Джозеф Гордон-Левитт) и Саммер (Зои Дешанель). Рассказ ведёт Том, и его глазами мы наблюдаем за романом, прыжками перемещаясь по хронологии: от ясных дней в отношениях до пасмурных.

Хоть картина не проходит тест — разговоры офисных сотрудниц на заднем плане не в счёт, — её всё же можно назвать прогрессивной: эмоциональный интеллект Саммер и младшей сестрёнки Тома гораздо выше, чем у влюбчивого паренька. Пока Том с глуповатыми друзьями страдает так, как его этому научили классические ромкомы, Саммер прислушивается к себе и своим чувствам, в конце концов обретает счастье с другим человеком.

Завтрак у Тиффани

Формат: фильм

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Рейтинг IMDb: 7,6

Год выхода: 1961

Страна: США

Режиссёр: Блейк Эдвардс

В ролях: Одри Хепберн, Джордж Пеппард, Патриша Нил

В фильме «Завтрак у Тиффани» Одри Хепберн играет обворожительную девушку Холли, которая ищет в большом городе мужчину при деньгах. Она инфантильна, но независима: «Я никому не позволю запереть себя в клетку».

Несмотря на самодостаточную главную героиню и смелый посыл о женской эмансипации, картина недалеко ушла от канонов классических ромкомов. Девушки есть, но они только и говорят что о мужчинах.

Девушка с татуировкой дракона

Формат: фильм

Жанр: детектив, триллер, драма

Рейтинг IMDb: 7,8

Год выхода: 2011

Страны: США, Швеция, Норвегия

Режиссёр: Дэвид Финчер

В ролях: Дэниэл Крейг, Руни Мара, Кристофер Пламмер

«Девушка с татуировкой дракона» — детективный триллер Дэвида Финчера, в котором нет места женским разговорам. Этому факту даже не мешает Руни Мара на второй после Крейга по значимости роли.

Американская версия ленты тест Бекдел не проходит, однако знатоки осведомлены о существовании кинотеатральной версии, созданной специально для Швеции, — в ней Лисбет разговаривает с матерью. Не о мужчинах.

Настоящий детектив

Формат: сериал

Жанр: драма, детектив, триллер

Рейтинг IMDb: 8,9

Годы выхода: 2014 — настоящее время

Страна: США

Режиссёры: Кэри Дзёдзи Фукунага, Исса Лопес, Дэниэл Сакхайм

В ролях: Мэттью Макконахи, Мишель Монахэн, Рэйчел Макадамс, Колин Фаррелл, Махершала Али, Джоди Фостер

Знаменитый детективный сериал в первом сезоне женщинам времени не уделял. Единственный диалог двух женщин — разговор Мэгги со своей матерью о муже, Марти Харте. У пары есть ещё две дочери — но они на экране не общаются.

Во втором и третьем сезонах ситуацию исправили: и там и там появились главные женские персонажи, но общаются они преимущественно с «настоящими детективами» — мужчинами. И только четвёртый сезон решил проблему кардинально: женщины здесь — и детективы, и говорят много, и о всяком. Хотя глобально «Настоящий детектив» остался суровой историей о мужском мире.

Фильмы и сериалы, которые прошли тест

Безумный Макс: Дорога ярости

Формат: фильм

Жанр: боевик, фантастика, приключения

Рейтинг IMDb: 8,1

Год выхода: 2015

Страна: Австралия

Режиссёр: Джордж Миллер

В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт

Франшиза Джорджа Миллера — это история про суровый мир постапокалипсиса, в котором выживает сильнейший. Девушкам отводится немного внимания, хотя они неизменно присутствуют рядом с главным героем с 1979 года — тогда вышла первая часть.

Фильм «Дорога ярости» всё такой же маскулинный, хотя обзавёлся большим количеством женских персонажей. Главный из них — Фуриоса, которую здесь играет Шарлиз Терон. Тест Бекдел пройден на отлично: женщины на экране обсуждают творящееся вокруг них безумие, но никак не мужчин.

Однажды в… Голливуде

Формат: фильм

Жанр: драма, комедия

Рейтинг IMDb: 7,6

Год выхода: 2019

Страны: США, Великобритания, Китай

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби

Квентин Тарантино — феминист. А ещё он любит женские ступни. Героини в его фильмах затмевают персонажей-мужчин харизмой, интеллектом, обаянием и красотой. Про Тарантино мы недавно выпустили отдельную статью — почитайте.

Однако последний на данный момент фильм режиссёра с Марго Робби с трудом справляется с прохождением трёх пунктов теста. Героиня Марго перекидывается парой фраз с билетёршей в кино, а ещё здесь разговаривают между собой девушки секты Мэнсона — на этом женское общение в фильме заканчивается.

Славные парни

Формат: фильм

Жанр: драма, криминал, биография

Рейтинг IMDb: 8,7

Год выхода: 1990

Страна: США

Режиссёр: Мартин Скорсезе

В ролях: Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта, Джо Пеши

Мартину Скорсезе хорошо удаются истории про сломленных мужчин за 40, кидающих очередного негодяя в багажник и увозящих его подальше в лес. С женщинами всё не так. Едва ли кто-то вспомнит хоть одну выразительную героиню из его фильмов. Возможно, такой была Молли (Лили Гладстоун) из прошлогодних «Убийц цветочной луны», но по большому счёту она — жертва мужчин, а фильм так и завалил тест Бекдел. Что не делает картину плохой.

В «Славных парнях» женщины на экране появляются редко, но соответствуют требованиям теста: на вечеринке Карен (Лоррейн Бракко) вступает в смол-токи с несколькими девушками.

Сумерки

Формат: фильм

Жанр: фэнтези, драма, мелодрама

Рейтинг IMDb: 5,3

Год выхода: 2008

Страна: США

Режиссёр: Кэтрин Хардвик

В ролях: Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон, Тейлор Лотнер

Увидеть «Сумерки» в списке «прошли тест» одновременно удивительно и предсказуемо. С одной стороны, лента Хардвик концентрируется на малопонятных для рационально мыслящих людей отношениях многовекового вампира и школьницы, окружение которых состоит исключительно из других вампиров и оборотней. С другой — почему бы школьнице не побыть самодостаточной и не поговорить с подругами о… платьях. Да, именно разговор Беллы (Кристен Стюарт), Джессики (Анна Кендрик) и Анджелы (Кристиан Серратос) о нарядах помогает фильму пройти тест.

Крёстный отец

Формат: фильм

Жанр: драма, криминал

Рейтинг IMDb: 9,2

Год выхода: 1972

Страна: США

Режиссёр: Френсис Форд Коппола

В ролях: Аль Пачино, Марлон Брандо, Роберт Дювалл

Как и Скорсезе, Коппола в своих фильмах женщинам внимания не уделял. В «Дракуле» одна героиня была девой в беде, а другая — роковой соблазнительницей, в «Апокалипсисе сегодня» девушки пару минут развлекали военных во Вьетнаме, а в «Крёстном отце» перед главным женским персонажем в прямом смысле закрываются двери.

Спас картину только мимолётный разговор о хлебе между Сандрой (Джули Грегг) и Конни (Талия Шайр) Корлеоне. Вопрос, насколько в контексте феминизма такая беседа важнее обсуждения мужчин.

Секс в большом городе

Формат: сериал

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Рейтинг IMDb: 7,3

Годы выхода: 1998 — 2004

Страна: США

Режиссёры: Майкл Патрик Кинг, Аллен Култер, Майкл Энглер

В ролях: Сара Джессика Паркер, Ким Кэтролл, Кристин Дэвис, Синтия Никсон

Было бы странно, если бы за 94 серии по 22 минуты четыре главные героини ни разу не обмолвились бы о чём-то и ком-то кроме мужчин. Подруги Кэрри (Сара Джессика Паркер), Миранда (Синтия Никсон), Шарлотта (Кристин Дэвис) и Саманта (Ким Кэтролл) помимо мужчин на протяжении всех сезонов много и подробно обсуждали секс (в том числе с другими женщинами), туфли Manolo Blahnik, развлечения и карьеру. Но как знать, прошёл бы революционный проект проверку тестом Бекдел, если бы тот учитывал процент разговоров про мужчин в произведении.

Критика и альтернатива

Тест Бекдел хоть и способствует укреплению позиций феминизма, на деле оказывается довольно примитивным инструментом. По логике теста «Крёстный отец» — более гендерно непредвзятый фильм, нежели «Гравитация». Сюжет последней, напомним, сконцентрирован на трагедии сильной духом женщины, самостоятельно выбирающейся из космической ловушки. Как отмечает Саманта Эллис в материале The Guardian: «Иногда женские разговоры о мужчинах носят феминистский характер. Две женщины, обсуждающие, как мужчина издевается над ними на работе, могли бы стать героинями феминистской драмы — что было бы предпочтительнее, чем картина, в которой две женщины кратко сравнивают туфли (выполняя тем самым условия теста), но всё остальное время обслуживают сюжетные арки мужчин».

Рассмотрим несколько альтернативных тестов, которые используют более гибкие или разнообразные критерии.

Тест Дюверне

Этот тест придумала и опубликовала в обзоре кинофестиваля Sundance в 2016 году кинокритик New York Times Манола Даргис. Тест Дюверне (названный в честь постановщицы Авы Дюверне) не имеет точных критериев, но, сохраняя три пункта Бекдел, добавляет к ним важность наличия чернокожих и/или других меньшинств, которые не играли бы роли «дополнения» к белым героям. Если дословно: «Афроамериканцы и другие меньшинства [должны] жить [на экране] полноценной жизнью, а не служить декорациями в историях белых». Эту идею в том же году одобрил феминистский киноблог Women in Hollywood.

Тест Вито Руссо

Данный тест тоже вдохновлён придумкой Бекдел и Уоллес, но анализирует присутствие в фильме сексуальных меньшинств, а не только девушек с разными цветами кожи. «Тест Вито Руссо» получил своё название в честь историка кино и соучредителя GLAAD Вито Руссо. Критерии теста:

  • В фильме есть персонаж, который явно является лесбиянкой, геем, бисексуалом и/или трансгендером.
  • Этот персонаж не должен определяться исключительно или преимущественно сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью. Он должен быть самобытным даже невзирая на сексуальность.
  • Персонаж должен быть связан с сюжетом таким образом, чтобы его удаление имело значительный эффект. Добавление этого героя в сюжет не должно быть оправдано «повесткой».

Тест Мако Мори

Тест назван в честь одноимённого персонажа из фильма «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо. Тест Мако Мори — проверка на гендерную непредвзятость, с помощью которой можно оценить степень проработанности героинь и их значимость для сюжета.

Кадр: фильм «Тихоокеанский рубеж» / Legendary Pictures / Double Dare You Productions

В отличие от других тестов, которые сосредоточены исключительно на количестве женских взаимодействий или диалогов, тест Мако Мори, как заверяют авторы, даёт более глубокий анализ. Он задаёт три вопроса:

  • Есть ли в фильме или сериале хотя бы один женский персонаж?
  • Есть ли у этого персонажа самостоятельная сюжетная линия?
  • Не зависит ли история героини от мужского персонажа?

The Sexy Lamp Test

Этот тест больше шутка, чем реальная проверка на что бы то ни было. TSLT придумала американская создательница комиксов Келли Сью Деконник. Тест определяет необходимость наличия в сюжете героини и звучит скорее как обращение к режиссёрам и сценаристам: «Если вы можете убрать из сюжета женского персонажа и заменить его сексуальной лампой, но ваша история всё равно будет работать, вы — халтурщик».

Пожалуй, все эти тесты в равной степени полезны (даже шуточный, да) и бесполезны. Иногда и без них видно, что женские образы в произведении никак не раскрыты или и вовсе отсутствуют. Объективность подобных тестов тоже под большим сомнением — просто потому, что они не могут предусмотреть все авторские задумки. Например, феминистский подтекст может быть спрятан в фильме со множеством мужских персонажей и одной-единственной женщиной — как, например, в феминистском хорроре Алекса Гарленда «Род мужской» (2022).

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована