Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Кино
#статьи

Небоскрёбы Москвы и сёрфинг на Камчатке: российский док Beat Film Festival

Что показывают российские документалисты в программе «Док индустрия» в этом году.

Кадр: фильм «Николай Дроздов. Правила жизни на Земле»

С 5 по 15 июня в Москве проходит фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. В 2025 году смотру исполняется 16 лет, а программа «Док индустрия», куда каждый год попадают российские картины, празднует 10-летний юбилей. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает историю «Док индустрии» и рекомендует пять картин из программы этого года.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.

Что за программа «Док индустрия»

Секция Beat Film Festival под названием «Док индустрия» впервые появилась в 2015 году под названием «Смена» — нейминг более чем говорящий. Другие российские фестивали, например ММКФ, «Послание к человеку» и «Флаэртиана», в то время чаще обращали внимание на работы студентов и выпускников вузов и киношкол. Команда Битфеста же решила привлечь людей с совершенно другим, неакадемическим бэкграундом. Изначальное название секции позже поменялось на «Национальный конкурс», сейчас — «Док индустрия».

Именно в рамках «Смены» в российской документалистике стали появляться новые имена — режиссёры, не знакомые с реалиями киноиндустриальной тусовки. Многие из них до съёмок документального кино делали музыкальные клипы и рекламные ролики. Учитывая, что в первые годы команда Beat Film Festival привозила в Москву документальные фильмы о музыке и культуре, видение и стилистика молодых режиссёров клипово-рекламного цеха оказалась близка отборщикам.

До 2020 года включительно секция не подразумевала вручения наград, это был лишь показ заявленных картин. Программа выглядела как «национальная выставка достижений документально-молодёжного хозяйства». С 2021-го Beat Film Festival награждает победителей секции, причём каждый год визуальную айдентику статуэтки разрабатывают современные художники. Из маленькой программы без соревновательного духа «Док индустрия» выросла в серьёзный и влиятельный конкурс, где каждый рвётся к награде.

Что на «Док индустрии» показывали раньше

В секцию «Док индустрия» отбирают короткометражные и полнометражные документальные фильмы (от 2 до 120 минут по регламенту), которые предлагают свежий взгляд на темы, связанные с обществом и культурой. В разные годы в программе были:

  • «ГЭС-2» Насти Коркия о процессе реконструкции исторического здания электростанции на Болотной набережной;
  • «Москва будто бы сон» Маргариты Захаровой о молодом черногорце, который погружается в арт-тусовку столицы благодаря русской девушке;
  • «Приключение» Филиппа Задорожного, музыкальная док-одиссея о группе AkmelikA Василия Бейлина;
  • «Хозяюшки» Таира Полад-заде о буднях административных сотрудниц в офисах «Яндекса».

Отталкиваясь от людей из музыкальной и рекламной отрасли, «Док индустрия» со временем стала площадкой для самых разных авторов и тем. Здесь демонстрировали:

  • картину о взрослении 13-летней девочки в летнем лагере («Бумажные звёзды» Инны Омельченко);
  • экспериментальный кинокомикс о философах-супергероях («Тетраграмматон» Клима Козинского);
  • архитектурно-музыкальную экскурсию по Москве разных столетий («Гимны Московии» Дмитрия Венкова);
  • фильм-расследование о криптомайнерах в Абхазии («Край ночи» Андрея Натоцинского).

В последние годы кураторы «Док индустрии» обращали внимание и на документальные сериалы. В рамках фестиваля состоялись премьеры первых эпизодов сериалов об истории Рунета («Холивар») и жизни людей пред- и пенсионного возраста («Дедлайн»).

Что посмотреть в этом году

Тематически фильмы программы «‎Док индустрия» разделены на четыре блока:

  • режиссёрское документальное кино;
  • брендированный контент;
  • видео-арт и гибридные фильмы;
  • кино и сериалы платформ.

«Николай Дроздов. Правила жизни на Земле»

Режиссёр Родион Чепель

Взлёты и падения главного популяризатора зоологиии в России

Голос ведущего телепередачи «В мире животных» знаком практически всем. Но даже если вы не смотрели это легендарное шоу, то наверняка видели Николая Дроздова в «Последнем герое» или в рекламе GQ Russia и Gucci, где он снимался в 2020-м. Документалист Родион Чепель, известный по картинам о Владиславе Листьеве и Павле Дурове, предлагает свой взгляд на жизнь известного советского и российского учёного-зоолога.

Кадр: фильм «Николай Дроздов. Правила жизни на Земле»

В отличие от «В мире животных», где главными действующими лицами были львы, змеи, обезьяны и другие представители животного мира, в картине Чепеля рассказ пойдёт о самом Дроздове. Зрители узнают о детстве Николая Николаевича, нюансах учёбы в МГУ, первых зоологических экспедициях и старте журналистской карьеры, на которую он потратил без малого 40 лет.

«Дом радио»

Режиссёры Максим Еруженец и Маринэ Киракосян

Мини-экскурсия в место, которое культурно обогащает людей

Нередко документальное кино посвящено отнюдь не людям и даже не малым сообществам, а месту, и «Дом радио» — пример именно такого высказывания. Это трогательное кино, рассказывающее о легендарном памятнике культуры в Санкт-Петербурге. Здесь с начала 1930-х располагалась редакция Ленинградского радио, а с 2019-го Дом радио стал творческой резиденцией оркестра и хора musicAeterna Теодора Курентзиса.

Кадр: фильм «Дом радио»

Благодаря инициативе Курентзиса уже несколько лет в Доме Радио проходят самые разные культурно-просветительские мероприятия в области искусства — лекции и мастер-классы ведущих специалистов, авторские театральные постановки, экспериментальные спектакли и театральные фестивали. Редкое место, где художник может в полной мере самовыражаться без оглядки на что бы то ни было.

«Последний сезон»

Режиссёр Вадим Жуланов

Фильм о том, как научиться отпускать и уходить красиво

История частного образовательного учреждения, против которой выступает администрация. В 2017 году на Камчатке появилась школа сёрфинга Quiksilver, её основал Алексей Лещёв — гуру сёрф-индустрии России. Помимо лагеря Quiksilver, он организовал на Камчатке и другие сёрф-институции — лагерь «Локалс» и школу по обучению сёрфингу «Волна». Небольшой лагерь на Халактырском пляже за восемь лет стал настоящим местом силы: вокруг Quksilver образовалось целое комьюнити единомышленников.

Кадр: фильм «Последний сезон»

Зимой 2024 года городская администрация заявила, что пляж — природоохранная зона, а школу необходимо ликвидировать, как и многие другие учреждения на камчатском побережье. «Последний сезон» — летопись последних 165 дней школы Quksilver: команда покоряет последние летние волны, собирается у костра и подолгу смотрит на линию горизонта — кажется, с надеждой на светлое будущее.

«Москоу Тауэрс»

Режиссёр Максим Томаш

Фильм об уникальной архитектурной постройке

Ещё один фильм, посвящённый значению места, а не истории персоны. Максим Томаш начинал как оператор и режиссёр музыкальных клипов — например, для Антохи MC. Несколько лет назад он заинтересовался историей самых больших башен в «Москва-Сити». На стадии проекта, ещё в 1991 году, огромный комплекс не считался перспективным — в него никто не верил, и архитекторам было сложно добиться согласования и выделения средств для строительства.

Кадр: фильм «Москоу Тауэрс»

Сегодня это один из самых ярких и статусных символов современной Москвы. В 2024 году были введены в эксплуатацию две башни Moscow Towers, образующие визуально букву М. Над проектом гигантских небоскрёбов трудились специалисты архитектурного бюро Werner Sobek из Германии. Через призму камеры документалиста зрители узнают все технологические секреты двух башен.

«Племя»

Режиссёр Саша Козьма

Экспериментальное кино о рыбаках и рыбах

Выпускник мастерской неигрового кино СПбГИКиТ Саша Козьма предлагает изучить малую группу социума, объединённую общим делом. В центре «Племени», в частности, рыболовство — промысел, знакомый всем ещё с первобытных времён. Козьма наблюдает за одинокими рыбаками на Финском заливе, но не вступает с ними в диалог.

Кадр: фильм «Племя»

В фильме вообще нет ни единого слова — автор предполагает, что зритель должен сам прочувствовать атмосферу, а не услышать о ней от людей на экране. Отсюда и образная система картины — бескрайние льды, серое небо над головами рыбаков, щелчки спиннингов и поплавков. В самой древности сначала изображали лишь самих рыб, но потом начали появляться и сюжеты про рыбаков, которые и сегодня приковывают внимание. Перед нами — необыкновенное наблюдение о трансформации культурного ландшафта, в котором морские охотники противостоят подводным чудовищам.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована