Кино и музыка
#статьи

5 оттенков Аллы Пугачёвой: женщина, которая поёт, пишет, продюсирует, бунтует и царствует

В этом году легенде российской музыки исполняется 75 лет.

Фото: Клаус Винклер / Ullstein bild / Getty Images

Как не объять необъятное, так не объять Пугачёву. Об одних только причёсках легендарной певицы можно написать целую книгу. Поэтому мы решили разложить феномен Аллы Борисовны на главные составляющие и написать о них. И вот какая Пугачёва у нас получилась:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Пугачёва — автор песен

В 1978 году на экраны вышел фильм «Женщина, которая поёт». Главной героиней была эстрадная певица Анна Стрельцова, и в её судьбе было много общего с биографией Пугачёвой. Сама Пугачёва играла главную роль, а всю музыку для фильма должен был написать Александр Зацепин — гуру советского кино, автор саундтреков к «Операции Ы», «Ивану Васильевичу», «Кавказской пленнице», «Бриллиантовой руке». В общем, тяжеловес.

Фото: IgorGolovniov / Shutterstock

Пугачёва очень хотела, чтобы в фильме звучали песни её собственного сочинения, но, хотя она уже была звездой, тягаться с Зацепиным выглядело бессмысленной затеей. Одно дело — исполнять музыку, другое — писать. Это мог делать только профессионал. И Союз композиторов СССР строго бдил за этим.

Тогда Алла решила пойти на обман. Она принесла создателям фильма четыре песни некого Бориса Горбоноса. О нём было известно только то, что живший в Люберцах Борис неизлечимо болен, не встаёт с постели и поэтому никак не может приехать в «Мосфильм» обсудить своё участие в картине. Песни всем понравились, их утвердили для фильма.

Зацепин возмутился, когда узнал, что в саундтрек попадёт музыка какого-то гения-инвалида, о котором он никогда не слышал. Но что он почувствовал, когда узнал, что на самом деле никакого Бориса нет?

Пугачёва выдумала Горбоноса, чтобы наконец петь о том, о чём ей хочется петь. Для этого ей нужно было признание её таланта не только исполнительницы, но и автора песен. Фильм был идеальным средством продвижения певицы — тогда её редко показывали по телевизору, хоть все и знали её голос благодаря хиту «Арлекино» и фильму «Ирония судьбы», где Пугачёва пела за Барбару Брыльску. Она уже больше 10 лет была на эстраде, но до сих пор за неё решали, что она должна петь. Благодаря Борису Горбоносу в фильм попало несколько авторских песен Пугачёвой: для трёх она написала музыку («Женщина, которая поёт», «Приезжай», «Сонет №90»), а для «Приезжай» — ещё и слова. Позже эти песни вошли в альбом «Зеркало души» — первый сольный альбом Пугачёвой, изданный в том же 1978 году.

После выхода альбома и фильма Пугачёва смогла позволить себе самой решать, какой будет её музыка. И уже для третьего альбома «Поднимись над суетой!» певица написала все песни сама.

Музыка Пугачёвой выделялась на фоне аккуратной и сдержанной советской эстрады, ориентированной на классическое оркестровое звучание. Её песни были раскованными, эмоциональными, драйвовыми, насыщенными, с большим количеством инструментов в аранжировке, от саксофона до флейты, с разнообразными клавишными, в том числе синтезаторами. А в музыке Пугачёвой смешивались элементы манящих западных жанров: рока, фанка, блюза, джаза, барокко-попа. Как она это делала — разберём на примере одного альбома.

Альбом «Поднимись над суетой!» (1980)

Заглавная песня — энергичная, с диско-битом и фанковой ритм-секцией, бодрым фортепианным риффом, синтезаторными переливами, слэповым басом и раскатами саксофона.

Композиция «Вот так случилось, мама!» — изысканный блюз с гламурной партией фортепиано и джазовыми духовыми. А «Что не может сделать атом» — песня, которая удивляет уже текстом, и музыка только усиливает впечатление. Пугачёва поёт о том, как исчезнут ядерные бомбы, а атомная энергетика поможет всему человечеству. Музыкально песня выполнена в жанре кантри, а текст — перевод песни американского кантри-певца Вуди Гатри. Стиль кантри как бы намекает на идею примирения СССР и США.

По мнению Артемия Троицкого (объявлен в России иностранным агентом), Пугачёва — недооцённый автор. Своими самыми любимыми песнями Аллы критик называет «Королеву», «Три счастливых дня», «Найти меня». Последняя — самый настоящий рок-н-ролл.

Пугачёва — бунтарка

С ранних лет Алла умела отстоять своё мнение. В 14 лет она поругалась с матерью, ушла из дома и просидела всю ночь в подъезде. Когда после восьмого класса Алла поступила в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, то вела себя там как рокер: нарушала общественный порядок, курила, пила, носила вызывающую одежду.

Первую песню «Робот» Пугачёва исполнила в 1965 году, когда ей было 16 лет. Песня звучала в юмористической передаче «Пиф-паф, или Сатирические выстрелы по промахам». Автор «Робота» Левон Мерабов вспоминал: хотя при первом прослушивании ему не понравился вокал Аллы, её внутреннее содержание подкупало. Она была живой, искренней. Режиссёр шоу Борис Левинсон, поговорив с юной исполнительницей один на один, сказал команде: «Вы её особо не учите. Она сама талант». А талант этот сформировался под влиянием эмоциональной и чувственной эстрады Франции, которую Пугачёва много слушала в детстве. Особенно она любила Эдит Пиаф — женщину, в маленьком теле которой скрывался голос огромной силы.

Шестидесятые были временем, когда радиоэфиром управляли чиновники. Они хотели, чтобы на радио звучали только профессионалы: люди с музыкальным образованием, идеально поставленным голосом и умением играть на инструментах. И конечно, они должны быть официально трудоустроены в учреждении культуры. Всё должно было быть чинно и по-комсомольски.

Таких, как Пугачёва, называли самодеятельными артистами. Хотя у неё и было музыкальное образование, её звучание не было респектабельным и академическим, она будто и не пела, а распевала, держалась свободно и раскованно, махала руками, — словом, всем отличалась от других певцов и певиц.

Эти живость и энергия радовали слушателей и смущали консервативных чиновников. Например, председатель Гостелерадио Лапин запрещал показывать певицу крупным планом: она приближала к губам микрофон, а он видел в этом намёк на оральный секс.

А ещё Пугачёва нарушала правила безопасности на собственном шоу, чтобы устроить эффектное зрелище. Речь о легендарном перформансе во время исполнения песни «Миллион алых роз» под куполом цирка.

В начале 1980-х Пугачёва вела шоу «Новогодний аттракцион», которое снимали в цирке. Ей захотелось подняться на высоту и спеть, раскачиваясь на трапеции. Опасаясь, что никто не разрешит ей этого сделать, Алла не стала обсуждать свою идею с организаторами и подговорила рабочего сцены поднять трапецию под купол в нужный момент. А чтобы он был посговорчивее, подкупила его пластинкой с автографом. Рабочий свою задачу выполнил, и на глазах у изумлённой толпы суперзвезда вознеслась ввысь, безмятежно напевая «Миллион алых роз». Никакой страховки на певице, разумеется не было.

Пугачёва — рок-звезда

Первый сольный альбом Пугачёвой, «Зеркало души» произвёл на советской эстраде эффект разорвавшейся бомбы. Музыка в альбоме — самый настоящий арт-рок или даже прогрессивный рок. На плотную рок-основу нанизаны блюз, фанк, барокко-поп. Такой звук в СССР 1970-х нельзя было даже вообразить. Это примерно то же самое, как если бы в пятидесятые в США рядом с набриолиненным Элвисом сыграла Nirvana.

Открывающий трек альбома сразу сшибает с ног — это семиминутная песня «Бубен шамана» с мощнейшей бас-партией уровня Roundabout группы Yes. Фанковый грув, быстрые духовые, гитара с эффектом wah-wah, исполняющая короткое соло в середине. В общем, песня одинаково органично вписалась бы как в шоу Soul Train, где выступали фанк-группы, так и в альбом King Crimson.

Пышная аранжировка песни «Верю в тебя» напоминает симфонический рок, только с меньшим объёмом гитар — сравните, например, с одной из самых каноничных песен прог-рока Nights in White Satin Moody Blues. Атмосфера оторванности от Земли и переходы между частями сделаны в духе Starless King Crimson.

Песни Пугачёвой не особенно длинны, но это не мешало ей и её авторам создавать сложную структуру и экспериментировать со звуком. Например, в «Песенке про меня» необычно тихое для Аллы исполнение отрегулировано эффектами — в некоторых моментах появляется эхо. Акустическая гитара поддерживается флейтой, а затем сменяется оркестром и электрогитарным фуззом. Такая работа со звуком и инструментами — стандарт для сложного прогрессивного зарубежного рока, но никак не для советской эстрады.

Пожалуй, главный рок-период у Пугачёвой был во второй половине восьмидесятых — начале девяностых, когда она исполняла песни Юрия Чернавского и Владимира Кузьмина. Одной из первых песен, которые Кузьмин написал для Пугачёвой, была «Надо же» — электро-диско, в аранжировку которой вплетена гитара. А ещё в песне есть гитарное соло.

Кузьмин и Пугачёва часто пели дуэтом. В песне «Некогда» они поют в унисон под бодрый гитарный глэм-метал с синтезатором.

В 1987 году Алла Пугачёва выступила на концерте «Рок за безъядерный мир» в Дуйсбурге. Вместе с немецким рок-музыкантом Удо Линденбергом она исполнила пацифистский трек «Wozu sind Kriege da?» («Для чего нужны войны?») на немецком и русском языках:

А в 1988 году вышел совместный альбом Аллы Пугачёвой и Удо «Песни вместо писем». На одной стороне виниловой пластинки разместились письма-песни Удо на английском языке, на обратной — Аллы Пугачёвой на русском. В треке Удо Horizon можно также услышать, как Пугачёва подпевает ему на бэк-вокале.

Пугачёва — примадонна

О том, что Пугачёва — наше всё, не высказался только ленивый. Даже сегодня она будоражит умы людей. В конце 2022 года BBC включил Аллу Борисовну в топ самых вдохновляющих и влиятельных женщин мира. Но главный комплимент достался ей в советском анекдоте.

Сын спрашивает отца:

— Кто такой Брежнев?

Отец лезет в энциклопедию:

— Брежнев Л. И. — мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачёвой.

Прозвище «Примадонна российской эстрады» приклеилось к Пугачёвой довольно поздно, уже после распада СССР. Это случилось после «Евровидения-1997» — там Алла Борисовна исполняла песню с таким названием. В оперном мире слово «примадонна» означает певицу, которая исполняет главные партии.

Но уже задолго до «Евровидения» Пугачёва стала не просто знаменитой певицей, а повелительницей отечественной поп-сцены и крёстной матерью эстрады. Она привела на сцену многих талантливых авторов и певцов — например, Игоря Николаева, который написал для неё песню «Айсберг», а позже сделал сольную карьеру.

Алла Борисовна помогала не только эстрадным, но и андерграундным музыкантам, — ведь, как мы выяснили, она была настоящей рокершей. Так, она помогла молодой группе «Наутилус Помпилиус» записать альбом «Князь Тишины» и даже учила петь Вячеслава Бутусова. А её бэк-вокал звучит в песне «Доктор твоего тела».

В 1986 году Пугачёва использовала свои имя и вес в советском обществе для большого краудфандингового проекта. После аварии на чернобыльской АЭС она организовала благотворительный концерт «Счёт 904» в поддержку ликвидаторов. Там выступали группы «Браво», «Круиз», «Автограф» и «Рецитал», а ещё Кузьмин, Градский и сама Пугачёва. Фестиваль собрал полный «Олимпийский» и выручил 543 миллиона советских рублей — в пересчёте на современные деньги это около 2 миллиардов долларов.

Спустя несколько месяцев она выступила в самом Чернобыле. Там Пугачёва танцевала с ликвидатором, который после умер из-за лучевой болезни. За этот концерт Алла Борисовна расплатилась здоровьем — получила проблемы с эндокринной системой, а уже спустя пару лет её голос заметно огрубел. Впрочем, мы любим его и таким.

Пугачёва — исполнительница

Ну, а об этой Алле вы всё знаете сами 😉

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована