Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть?
Юристы «Делькредере» Семён Демченко и Алла Битарова оценивают перспективы иска и объясняют, как защитить свои права на голос в России и в США.
Русалочка против TikTok
Актриса озвучивания Беверли Стэндинг подала в суд на TikTok. Стэндинг считает, что соцсеть украла её голос. Этот случай немного напоминает историю Русалочки. Разница в том, что, в отличие от актрисы, сказочная героиня рассталась со своим голосом добровольно.
Беверли много лет озвучивает рекламу. В 2018 году она записала 10 тысяч английских слов для Китайского института акустики — части Китайской академии наук. Эти записи должны были использовать для озвучки английских слов в программе-переводчике.
Но недавно актриса с удивлением обнаружила, что её голосом «заговорил» TikTok. Записи используются в функции преобразования текста в речь, которая появилась в соцсети в конце 2020 года. Эта опция стала популярной среди пользователей: теперь вместо того, чтобы самостоятельно озвучивать ролики, они могут просто добавить к видео текст, а приложение «прочитает» его голосом Беверли Стэндинг.
То есть приложение фактически может «заставить» её сказать всё что угодно. Это возмутило актрису. В начале мая 2021 года стало известно, что она обратилась в суд Нью-Йорка с иском против ByteDance, материнской компании TikTok, обвинив соцсеть в использовании её голоса без разрешения. Беверли Стэндинг предполагает, что TikTok «заговорил» так после того, как компания незаконно приобрела записи, сделанные для Китайского института акустики, и использовала их в функции синтеза речи.
Актриса хочет получить компенсацию и запретить TikTok использовать свой голос. Её представитель отметил, что максимальный возможный штраф составляет 150 тысяч долларов за каждый эпизод, но без доступа к записям TikTok трудно сказать, сколько раз был использован голос Стэндинг.
В иске подчёркивается, что голос актрисы озвучивает любой текст, в том числе оскорбительную и нецензурную лексику, а не только слова, которые она лично записала. Сказанное Стэндинг преобразовали в синтезированную речь, которой можно озвучить любое слово и предложение. Это негативно влияет на её деловую репутацию.
Произошедшее — не первый случай, когда техногигант не платит за голос. Сьюзан Беннетт, которая озвучивала Siri, признаётся, что ей заплатили только за исходные аудиозаписи, сделанные для Siri Inc. в 2005 году. Она ничего не получила, когда Siri приобрела компания Apple, а сама Сьюзан стала голосом iPhone. Однако, в отличие от Стэндинг, Беннетт так и не обратилась в суд.
Ключевым для будущего судебного разбирательства будет вопрос о том, может ли компания использовать записи, созданные актёром озвучивания, не заплатив за них, или они защищены авторским правом. Американское и российское регулирование в этой сфере отличаются друг от друга. Начнём с наших реалий — представим, что актриса обратилась в российский суд.
Права на голос. Российская версия
Для актёра озвучивания голос — основной источник заработка, а ролики, озвученные известными артистами, пользуются популярностью. Например, авиакомпания «Победа» «говорит» голосами комика Гарика Харламова и актёра Сергея Бурунова. Это должно поднимать пассажирам настроение во время полёта. Дмитрий Сыендук, голосом которого разговаривают персонажи «Рика и Морти», озвучил банковские операции в приложении «Рокетбанка». Заказы на рекламу принимает голос британского Шерлока в России — Александр Головчанский.
Список объектов авторских прав, согласно Гражданскому кодексу РФ, довольно обширен. Например, к ним относятся литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, живопись, скульптура, графика, объекты дизайна, графические рассказы и комиксы.
У произведения всего два признака:
- Оно должно быть результатом творчества.
- Его обязательно нужно выразить в объективной форме. Если речь о голосе, то его звучание необходимо зафиксировать с помощью технических средств. Именно поэтому авторское право не распространяется на идеи и концепции.
С учётом этих признаков запись голоса может считаться объектом авторского права. Но практики по этому вопросу немного. Например, в одном из своих определений Верховный суд косвенно признал, что запись голоса защищается авторским правом. Кандидат в народные депутаты Государственного собрания Республики Саха посчитал, что его конкурент в своём предвыборном ролике незаконно озвучил лозунги голосом актёра Владимира Этуша. Суд не оспорил наличие авторских прав на голос, хотя и отказал в иске: истец не смог доказать, что в роликах звучит голос именно Этуша.
Когда голос можно использовать без разрешения
В некоторых случаях закон позволяет свободно использовать запись голоса. Например, в личных, информационных, научных, учебных или культурных целях (в частности, это могут делать библиотеки и университеты).
Однако свободное использование объекта авторских прав ограничено законом. Оно точно не должно быть коммерческим. В случае с голосом Беверли Стэндинг TikTok очевидно преследовал коммерческие интересы.
Что делать, если у вас украли голос
Согласно российскому законодательству, у автора есть две главные категории прав: неимущественные и имущественные (их ещё называют исключительными).
Неимущественные — это прежде всего права считаться создателем произведения и требовать указания своего имени или псевдонима при любом его использовании. Или, наоборот, публиковать произведение анонимно. В эту категорию также входит право обнародовать произведение или отозвать его. Такие права неотчуждаемы, то есть автор не может никому их передать.
Имущественные (исключительные) права — это возможности использовать произведение. Никто, кроме автора, не может делать это без его согласия. Такое согласие прописывается в договоре.
Если авторские права на запись нарушены, то автор может обратиться в суд и потребовать:
- признать своё авторство и указать своё имя;
- запретить использование записи;
- взыскать с нарушителя убытки (например, в размере недополученного дохода) или компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей.
Права на голос. Американская версия
В США голоса актёров озвучивания защищают без опоры на авторское право. В 1988 году певица и актриса Бетт Мидлер подала в суд на компанию Ford. Автопроизводитель в своей рекламе пародировал голос Мидлер без её разрешения. Суд пришёл к выводу, что голос не охраняется авторским правом, но всё равно встал на сторону актрисы, подчеркнув, что это важная часть личности, поэтому имитировать голос и использовать его без разрешения нельзя. Бетт Мидлер получила 400 тысяч долларов компенсации.
А в деле «Уэйтс против Frito-Lay Inc.» суд постановил, что радиореклама, имитирующая голос известного певца Тома Уэйтса, нарушает его права — опять же, не авторские, а «право контролировать использование элементов личности, воплощённых в голосе».
Таким образом, если Беверли Стэндинг докажет, что TikTok озвучил функцию именно её голосом, нарушив право актрисы контролировать такое использование, то суд, вероятно, удовлетворит иск.
Однако вполне возможно, что стороны придут к соглашению и суда не будет. TikTok уже поменял первоначальный голос в автоматическом озвучивании на новый. Не исключено, что это сделано по договорённости с актрисой.