Бизнес
Бизнес
#статьи

Uber для мёртвых, цифровое кладбище и бриллиант из праха: технологии в похоронном бизнесе

Некоторым, чтобы похоронить близкого, уже недостаточно гроба и венка. Рассказываем, как похоронный бизнес трансформируется в эпоху цифровизации.

Из статьи вы узнаете:


В книге «Рождение и смерть похоронной индустрии» антрополог Сергей Мохов отмечает, что погребение — это прежде всего бизнес. В XVII–XVIII веках возникли первые профессии, связанные с похоронами. Стоимость услуги погребения не была высокой из-за огромной конкуренции, поэтому в продаже появились дорогие гробы, венки и прочие аксессуары с максимальными наценками по сравнению с себестоимостью. Уже после появились катафалки, церемонии и прочие способы увеличить траты на похороны.

Мохов считает, что XXI век перевернёт представление о человеческой памяти и её привязанности к месту. Современный человек уже не покупает дома, предпочитая арендовать квартиры и путешествовать, а для получения информации он не ходит в библиотеку или вуз — теперь всё происходит в один клик. Скорбь, по версии Мохова, переедет в облако, а обычные кладбища просто исчезнут.

Skillbox Медиа рассказывает, что российские современные технологии предлагают взамен привычных ритуалов и как к этому относятся представители церкви.


алёна кокорина

Обозреватель Skillbox Media. Пишет про бизнес, интернет-маркетинг и управление.


Вместо похорон и блужданий по кладбищу — конференция в Zoom и NFC-чип для покойника

В разгар пандемии коронавируса по всей России ввели временные ограничения на прощание с родственником. На кладбище могли присутствовать до 5–7 человек, и похороны начали транслировать онлайн. Эту услугу агенты предоставляли и ранее, но 2020 год ускорил продвижение цифровизации в ритуальной сфере.

Например, в Уфе родственники, которые не смогли лично проститься с усопшим, по желанию получали приглашение в закрытую группу в Zoom или WhatsApp, где прощались с близким через экран. Ритуальный агент, который занимался организацией похорон, по желанию родственников снимал прощание на смартфон. А в Москве для онлайн-похорон во всех прощальных домах крематориев были установлены камеры.

Новые технологии используются не только в процессе похорон, но и на местах последнего упокоения. По словам руководителя похоронной службы «УфаРитуал» Галины Рублёвой, одно кладбище в Уфе занимает площадь 903 футбольных полей — на поиск могилы родственника может уйти несколько часов. Поэтому клиентам предлагают NFC-метку с GPS, которая крепится на надгробие. Гаджет можно вмонтировать незаметно, стилизовав под один из камней. GPS поможет быстро найти памятник, а NFC-чип — посмотреть мемориальную онлайн-страницу усопшего. Это может быть как специальный лендинг или видео, так и аккаунт во «ВКонтакте». Достаточно поднести смартфон, поддерживающий технологию NFC, и в браузере откроется страница покойного.

Вместо консультаций и выездов к агенту — Uber для похорон

В 2017 году руководитель «Яндекс.Погоды» Дмитрий Геранин пофантазировал, как уберизация могла бы коснуться похоронной индустрии. Он придумал приложение Umer — оно было должно рассчитывать примерную стоимость похорон и давать информацию о других вещах, связанных с погребением. Геранин собрал лендинг и написал, что «приложение вот-вот появится в сторах». Однако в 2021 году агрегатор похоронных услуг в App Store и на Google Play так и не появился.

Идею Геранина подхватили в Московском регионе — компания «Честный агент» создала IT-платформу для похоронного бизнеса. Система связывает между собой всех участников ритуального рынка — от похоронщиков и крематоров до людей, которые будут следить за могилой. В единой базе зарегистрированы более 1 000 ритуальных компаний и похоронных агентов, которые помогут оформить документы, похоронить усопшего или благоустроить могилу. Клиент может пообщаться со своим ритуальным агентом в приложении и сразу забронировать время в крематорий, выбрать конкретное кладбище, получить 3D-макет памятника или даже заказать комплекс услуг.

«Мы называем это швейцарским ножом ритуального агента», — рассказал директор по развитию компании «Честный агент» Павел Сосновый.

При оформлении заказа клиенту приходит уведомление: «Вы забронировали место на кладбище», «Урна с прахом готова к выдаче» и так далее. Родственникам остаётся только приехать к указанному времени на церемонию, которую подготовят агенты. Как говорит Сосновый, поддерживать связь можно даже после похорон. Сегодня клиентам может понадобиться помощь в захоронении, а через год — установка памятника или уход за могилой.

Вместо каменных памятников — цифровое кладбище

Цифровой след, который человек оставляет при жизни, может быть использован для создания соцсети мёртвых для живых — фактически цифрового кладбища. В основу страницы покойного могут лечь размещённое на YouTube видео, публикация в Instagram, голосовые сообщения в Telegram или загруженное в «Одноклассники» фото.

Сосновый не исключает, что в будущем может появиться государственное цифровое кладбище. На могильных плитах можно разместить QR-код, который ведёт на страницу похороненного на этом кладбище или в мобильное приложение. Родственники будут иметь доступ к данным покойного и смогут их редактировать. Например, добавлять фото и видео с поминок, делиться обновлениями с семьёй и получать уведомления о памятных датах.

В России уже начали появляться цифровые кладбища, не имеющие какой-либо юридической силы. Всё это частные инициативы — «Кладбищароссии.рф», «Российское виртуальное кладбище», «Помним-скорбим.ру» и десятки других проектов пока не имеют единой базы захоронений.

Соцсети заполняются мемориальными страницами. В Facebook даже есть функция «хранитель» — можно выбрать человека, который после смерти будет управлять вашей страницей, а в аккаунте появится памятный статус в виде букета цветов и надпись «Светлая память». «ВКонтакте» тоже начал помечать страницы умерших людей.

В будущем может появиться не просто цифровое кладбище какого-то одного некрополя или страницы в соцсетях умерших людей, а единый сервис для захороненных на территории России или даже по всему миру. Запуск цифрового кладбища и использование QR-кодов поможет отследить родословную, укрепить семейные связи и создать генеалогическое древо.

По словам доцента Московской Сретенской духовной академии протоиерея Павла Великанова, ничего плохого в цифровых кладбищах нет. «Мы всё равно сохраняем память об ушедших людях, и нет никакой разницы, где будут храниться фотографии о нём — в телефоне или в соцсети».

Вместо гроба и трупа — бриллиант на память

Украинские похоронные агенты предлагают сделать из праха умершего бриллианты — праховые камни. Сама технология не новая, её впервые применили в Швейцарии в 2005 году. Один из основателей компании Ринальдо Вилли, ещё будучи студентом, прочитал статью российского учёного о новом методе выращивания искусственных алмазов для создания полупроводников. В качестве основного сырья тот использовал пепел после сжигания мусора. Но Вилли неправильно перевёл и решил, что алмазы предлагается выращивать из праха человека. Так и появилась его компания.

Украина — единственная страна на территории бывшего СССР, которая выращивает бриллианты из праха. Для создания драгоценного камня, процесс которого занимает до двух месяцев, необходим прах после кремации. Например, из 200 грамм праха вырастет камень в 0,3 карата.

Скриншот сайта alkor-d.com

По желанию заказчика цвет будущего камня могут сделать синим, если добавить бор, или жёлтым — с помощью азота. Невооружённым глазом отличить искусственно выращенный бриллиант от настоящего невозможно — для этого необходимы специальные приборы, по всем своим свойствам камни будут идентичны. Выращенный камень подлежит государственной сертификации, где будут указаны характеристики бриллианта, его чистота, размер и возможные трещины.

Однако, как говорит гемолог «Алькор Д» Юлия Кушер, для выращивания алмаза не обязательно использовать прах человека. «Драгоценный камень состоит из углерода, поэтому подойдёт практически любой биоматериал: волосы, кровь, высушенные цветы или даже футболка».

Церковь относится к такому способу увековечивания памяти с неодобрением. По словам отца Павла Великанова, это провокативный способ: «Мне сложно представить того, кто захотел бы носить такой бриллиант. Это уже серьёзная деформация у человека».

Церковь верит, что есть естественный путь, по которому человек уходит в землю, и в этом заключён свой глубокий символизм. «Могильный холмик над захоронением напоминает беременный живот и означает начало новой жизни. И когда мы отказываемся от этой традиции и смыслов, мы сами себя обкрадываем», — сказал протоиерей.

Но, несмотря на привычное для многих традиционное прощание с человеком, когда гроб с умершим опускают в землю, и Священное Писание, которое запрещает общаться с духами мёртвых, мы наблюдаем, как серия Be Right Back из «Чёрного зеркала» начинает сбываться. Из умерших делают чат-ботов, покойного Примакова предлагают сделать советником, а у школьников будет возможность пообщаться с Пушкиным. Перевод памяти об умерших в онлайн может стать началом нового осмысления территорий кладбищ и смерти в целом.

обложка:

Anatoly Maslennikov / Mr.Nikon / Hanzi-mor / fad82 / Shutterstock / Полина Суворова для Skillbox

онлайн-магистратура

Управление инновационным развитием бизнеса


Дистанционная программа от Государственного университета управления и образовательной платформы Skillbox. После двух лет обучения вы сможете переводить бизнес из офлайна в онлайн, автоматизировать процессы, анализировать данные, работать по Agile и Scrum и многое другое. Есть все бонусы высшего образования: диплом гособразца, налоговый вычет, студенческие льготы.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪