Странный бизнес из Японии: аренда родственников, продажа объятий и «очистка от похмелья»
Подборка шести нетипичных бизнесов, которых нет (или пока нет) в России.
Фото: официальный сайт Gatebox
В Японии много того, что кажется странным жителям других стран. Например, там можно купить извинения, арендовать друга или воспользоваться услугами отеля для покойников Lastel за 150 долларов в сутки. Рассказываем, какие ещё необычные бизнес-идеи популярны в Стране восходящего солнца, и выясняем, есть ли что-то подобное за её пределами.
- Зачем японцы арендуют родственников
- Кто такие «плачущие мальчики» и кому они нужны
- Что умеет виртуальная жена
- Как работает алкогольный секонд-хенд
- Кто и зачем продаёт объятия
- Что входит в услугу «очистка от похмелья»
Аренда родственников существует больше 30 лет
Аренда актёров, которые играют родственников, стала доступна в Японии в 1989 году, когда случился экономический бум и одновременно упала рождаемость. Причины появления такого бизнеса — одиночество японцев и дань традициям: во многих регионах на свадьбу приглашают минимум 60–80 человек. И если родственников и знакомых недостаточно, на помощь приходят профессионалы.
Сейчас актёров нанимают по другим причинам — чтобы те присутствовали вместо клиентов на мероприятиях, сыграли мужа для устройства ребёнка в детский сад или пошли на вечеринку в качестве друга. Актриса подобного жанра рассказала, что японцы прибегают к аренде родственников, поскольку им важно общественное мнение.
Стоимость подобных услуг в среднем — 10 тысяч иен (около 6,5 тысячи рублей) за одного актёра в день. Именно в такую сумму японское агентство Family Romance оценивает приглашение гостей на свадьбу. Чтобы арендовать семью, придётся заплатить уже по 20 тысяч иен (около 13 тысяч рублей) за человека.
Это интересно: в разных источниках часто упоминают случай с подставной невестой. Актриса официально вышла замуж за клиента, и за это он заплатил 47 тысяч долларов (более 3,5 млн рублей).
Подобный бизнес зарождается и в России. На досках объявлений предлагают услуги друга или подруги на час — за 300–400 рублей можно получить общение по переписке или пригласить «друга» в бар.
«Плачущие мальчики» помогают выплёскивать эмоции
Японцы нередко работают свыше 60 часов в неделю, а иногда даже умирают от переутомления. В таком темпе некогда встретиться с друзьями, да и японцы не привыкли открыто выражать эмоции. На помощь им приходят профессиональные слёзотерапевты, в дословном переводе «плачущие мальчики». Они помогают избавиться от негатива через слёзы. Их можно вызвать для сотрудников в офис.
«Плачущие мальчики» поддерживают клиентов: выслушивают и вытирают слёзы носовым платком. Если у человека не получается выразить эмоции, терапевты показывают ему грустные видео или сами начинают плакать. На сайте компании Ikemeso Danshi размещён прайс: вызов «плачущего мальчика» в офис компании обойдётся в 7900 иен (чуть более 5 тысяч рублей), а индивидуальный онлайн-приём — в 5670 иен (около 3,5 тысячи рублей).
В России такого формата поддержки пока нет. Можно обратиться только к корпоративным и личным психологам.
Виртуальная жена заменяет японцам реальную
В Японии много тех, кто не женится и не выходит замуж, — это подтверждает статистика по домохозяйствам. Среди жителей страны даже расцветает культура суперсоло: всё больше людей там не стесняются показывать своё одиночество.
Отношение японцев к браку послужило причиной создания виртуальных жён. Это специальные гаджеты с искусственным интеллектом, которые могут общаться с владельцем и помогать ему управлять умным домом.
Например, устройство Gatebox оборудуется небольшим прозрачным цилиндром, внутри которого проецируется голограмма. Она может двигаться, разговаривать, включать музыку, озвучивать прогнозы погоды, переписываться в чате, реагировать на появление «мужа», помогать управлять бытовой техникой. Пользователи Gatebox могут менять голограммы и даже создавать собственные модели «жён». Стоимость устройства на сайте Gatebox — 120 тысяч иен (около 77,5 тысячи рублей). Ещё 1,5 тысячи иен (970 рублей) придётся платить каждый месяц за подписку.
Некоторые жители Страны восходящего солнца даже женятся на виртуальных девушках. Как утверждает профессор Ямада, это связано с экономикой: всё больше японок отказываются от поиска партнёра, а молодые люди понимают, что у них нет шансов на реальный брак.
В алкогольном секонд-хенде можно купить «лишний» алкоголь
В Японии не привыкли хранить ненужные вещи. Вместо этого там практикуют метод Конмари. В основе метода — избавление от предметов, которыми никто давно не пользовался.
Поскольку японцы отличаются ещё и экономностью, старые вещи они сдают либо на переработку, либо в комиссионные магазины. Так в стране появились алкогольные секонд-хенды.
Это магазины, в которые можно сдать ненужное спиртное и получить за это деньги. Напитки потом продают со значительной скидкой. В Японии работает целая сеть секонд-хендов Liqour Off, которая имеет 925 торговых точек по всей стране.
В России тоже есть люди, которые хотят продать не пригодившийся алкоголь. Но сложно сказать, приживётся ли подобный бизнес у нас в стране. Этому могут помешать особенности местного регулирования и культуры употребления спиртного. Пока что владельцам ненужного спиртного советуют передарить его или выложить объявления на специальные площадки.
Продажа объятий — для тех, кто хочет уюта
Ещё один японский метод борьбы с одиночеством — покупка объятий. О нём рассказал ведущий программы «Мир наизнанку» Дмитрий Комаров. За 8 тысяч иен (около 5 тысяч рублей) он купил вечер с девушкой в специальном кафе.
Услуга выглядит так: клиент с девушкой уходят в отдельную комнату и ложатся на матрас. Можно просто полежать, подремать или поговорить о чём-то. Девушка выслушает, поговорит или обнимет, но ничего больше.
Объятия продают и девушкам. «Аренда» друга стоит около 30 тысяч иен (19,5 тысячи рублей) за 7 часов. Если выбирать свою программу развлечений — около 50 тысяч иен (32 тысячи рублей) в день.
При «очистке от похмелья» предлагают не только уборку квартиры
В Японии развита культура потребления спиртного: номикай (вечеринки, на которых присутствует алкоголь) — часть делового культурного опыта. Чтобы справиться с последствиями таких мероприятий, в стране был создан специальный сервис по «очистке от похмелья».
Клиентам предлагают вывоз мусора, мытьё посуды, уборку на кухне, а также помогают справиться с похмельным синдромом. Например, в Hangover Helpers раньше привозили еду, сейчас — только прохладительные напитки. Кроме того, компании могут помочь подготовиться к вечеринке, предоставив бокалы в аренду.
В России подобной практики нет. Можно вызвать клининговую службу, но в сервис не будет входить доставка минеральной воды и еды, помогающей справиться с похмельем.