Странный бизнес из Японии: аренда родственников, продажа объятий и «очистка от похмелья»
Подборка шести нетипичных бизнесов, которых нет (или пока нет) в России.


Фото: официальный сайт Gatebox
В Японии много того, что кажется странным жителям других стран. Например, там можно купить извинения, арендовать друга или воспользоваться услугами отеля для покойников Lastel за 150 долларов в сутки. Рассказываем, какие ещё необычные бизнес-идеи популярны в Стране восходящего солнца, и выясняем, есть ли что-то подобное за её пределами.
- Зачем японцы арендуют родственников
- Кто такие «плачущие мальчики» и кому они нужны
- Что умеет виртуальная жена
- Как работает алкогольный секонд-хенд
- Кто и зачем продаёт объятия
- Что входит в услугу «очистка от похмелья»
Аренда родственников существует больше 30 лет
Аренда актёров, которые играют родственников, стала доступна в Японии в 1989 году, когда случился экономический бум и одновременно упала рождаемость. Причины появления такого бизнеса — одиночество японцев и дань традициям: во многих регионах на свадьбу приглашают минимум 60–80 человек. И если родственников и знакомых недостаточно, на помощь приходят профессионалы.
Сейчас актёров нанимают по другим причинам — чтобы те присутствовали вместо клиентов на мероприятиях, сыграли мужа для устройства ребёнка в детский сад или пошли на вечеринку в качестве друга. Актриса подобного жанра рассказала, что японцы прибегают к аренде родственников, поскольку им важно общественное мнение.
Стоимость подобных услуг в среднем — 10 тысяч иен (около 6,5 тысячи рублей) за одного актёра в день. Именно в такую сумму японское агентство Family Romance оценивает приглашение гостей на свадьбу. Чтобы арендовать семью, придётся заплатить уже по 20 тысяч иен (около 13 тысяч рублей) за человека.
Это интересно: в разных источниках часто упоминают случай с подставной невестой. Актриса официально вышла замуж за клиента, и за это он заплатил 47 тысяч долларов (более 3,5 млн рублей).
Подобный бизнес зарождается и в России. На досках объявлений предлагают услуги друга или подруги на час — за 300–400 рублей можно получить общение по переписке или пригласить «друга» в бар.

Скриншот: Дарья Сопина для Skillbox Media
«Плачущие мальчики» помогают выплёскивать эмоции
Японцы нередко работают свыше 60 часов в неделю, а иногда даже умирают от переутомления. В таком темпе некогда встретиться с друзьями, да и японцы не привыкли открыто выражать эмоции. На помощь им приходят профессиональные слёзотерапевты, в дословном переводе «плачущие мальчики». Они помогают избавиться от негатива через слёзы. Их можно вызвать для сотрудников в офис.
«Плачущие мальчики» поддерживают клиентов: выслушивают и вытирают слёзы носовым платком. Если у человека не получается выразить эмоции, терапевты показывают ему грустные видео или сами начинают плакать. На сайте компании Ikemeso Danshi размещён прайс: вызов «плачущего мальчика» в офис компании обойдётся в 7900 иен (чуть более 5 тысяч рублей), а индивидуальный онлайн-приём — в 5670 иен (около 3,5 тысячи рублей).

Скриншот: Дарья Сопина для Skillbox Media
В России такого формата поддержки пока нет. Можно обратиться только к корпоративным и личным психологам.
Виртуальная жена заменяет японцам реальную
В Японии много тех, кто не женится и не выходит замуж, — это подтверждает статистика по домохозяйствам. Среди жителей страны даже расцветает культура суперсоло: всё больше людей там не стесняются показывать своё одиночество.
Отношение японцев к браку послужило причиной создания виртуальных жён. Это специальные гаджеты с искусственным интеллектом, которые могут общаться с владельцем и помогать ему управлять умным домом.
Например, устройство Gatebox оборудуется небольшим прозрачным цилиндром, внутри которого проецируется голограмма. Она может двигаться, разговаривать, включать музыку, озвучивать прогнозы погоды, переписываться в чате, реагировать на появление «мужа», помогать управлять бытовой техникой. Пользователи Gatebox могут менять голограммы и даже создавать собственные модели «жён». Стоимость устройства на сайте Gatebox — 120 тысяч иен (около 77,5 тысячи рублей). Ещё 1,5 тысячи иен (970 рублей) придётся платить каждый месяц за подписку.

Фото: Gatebox
Некоторые жители Страны восходящего солнца даже женятся на виртуальных девушках. Как утверждает профессор Ямада, это связано с экономикой: всё больше японок отказываются от поиска партнёра, а молодые люди понимают, что у них нет шансов на реальный брак.
В алкогольном секонд-хенде можно купить «лишний» алкоголь
В Японии не привыкли хранить ненужные вещи. Вместо этого там практикуют метод Конмари. В основе метода — избавление от предметов, которыми никто давно не пользовался.
Поскольку японцы отличаются ещё и экономностью, старые вещи они сдают либо на переработку, либо в комиссионные магазины. Так в стране появились алкогольные секонд-хенды.
Это магазины, в которые можно сдать ненужное спиртное и получить за это деньги. Напитки потом продают со значительной скидкой. В Японии работает целая сеть секонд-хендов Liqour Off, которая имеет 925 торговых точек по всей стране.
В России тоже есть люди, которые хотят продать не пригодившийся алкоголь. Но сложно сказать, приживётся ли подобный бизнес у нас в стране. Этому могут помешать особенности местного регулирования и культуры употребления спиртного. Пока что владельцам ненужного спиртного советуют передарить его или выложить объявления на специальные площадки.

Скриншот: Дарья Сопина для Skillbox Media
Продажа объятий — для тех, кто хочет уюта
Ещё один японский метод борьбы с одиночеством — покупка объятий. О нём рассказал ведущий программы «Мир наизнанку» Дмитрий Комаров. За 8 тысяч иен (около 5 тысяч рублей) он купил вечер с девушкой в специальном кафе.
Услуга выглядит так: клиент с девушкой уходят в отдельную комнату и ложатся на матрас. Можно просто полежать, подремать или поговорить о чём-то. Девушка выслушает, поговорит или обнимет, но ничего больше.

Кадр: «Мир наизнанку» / телеканал «Пятница»
Объятия продают и девушкам. «Аренда» друга стоит около 30 тысяч иен (19,5 тысячи рублей) за 7 часов. Если выбирать свою программу развлечений — около 50 тысяч иен (32 тысячи рублей) в день.
При «очистке от похмелья» предлагают не только уборку квартиры
В Японии развита культура потребления спиртного: номикай (вечеринки, на которых присутствует алкоголь) — часть делового культурного опыта. Чтобы справиться с последствиями таких мероприятий, в стране был создан специальный сервис по «очистке от похмелья».
Клиентам предлагают вывоз мусора, мытьё посуды, уборку на кухне, а также помогают справиться с похмельным синдромом. Например, в Hangover Helpers раньше привозили еду, сейчас — только прохладительные напитки. Кроме того, компании могут помочь подготовиться к вечеринке, предоставив бокалы в аренду.

Фото: Hangover Helpers
В России подобной практики нет. Можно вызвать клининговую службу, но в сервис не будет входить доставка минеральной воды и еды, помогающей справиться с похмельем.