Рассказываем о лучших EdTech-стартапах России и СНГ 2021-го по версии HolonIQ Russia & CIS
На рынке EdTech России и СНГ непрерывно растёт число совсем молодых и успешных компаний. Что помогает им преуспеть?
сайт LINGsCARS
Глобальная аналитическая компания в сфере онлайн-образования HolonIQ подготовила список ста лучших EdTech-стартапов в России и СНГ в 2021 году. Список создаётся для клиентов компании ежегодно, аналитики и сторонние эксперты оценивают инвестиционную привлекательность ниши, в которой работает компания, уникальность её продукта и его влияние на рынок, команду стартапа, его выручку, а также его способность привлечь капитал и быстро расти.
В этом году аналитики и эксперты рассмотрели 2 тысячи ЕdTech-стартапов из России и СНГ, данные о которых есть на платформе HolonIQ. В сотню лучших попали компании из России (75% списка), Украины и из стран СНГ (Армении, Казахстана, Беларуси и Молдовы).
Оказалось, что половина успешных стартапов в новом списке топ-100 основаны меньше шести лет назад, а некоторые созданы в пандемию и уже успели вырасти. По данным исследования, наиболее успешными в этом году оказались компании, занимающиеся обучением взрослых рабочим и профессиональным навыкам (55% списка), а также компании, обучающие детей младшего и среднего школьного возраста до 12 лет (36% списка).
Самые молодые и успешные
По случаю публикации списка топ-100 2021 года HolonIQ провела онлайн-конференцию и представила пять наиболее ярких победителей этого года. Самым молодым стартапом среди этих пяти компаний оказалась онлайн-школа разработки программного обеспечения Qwant из Казахстана, которая была создана в самый разгар первой волны пандемии в апреле 2020 года.
Qwant предлагает годовую интенсивную программу по методикам экспертов Кремниевой долины. Особенность школы в том, что в ней нет учителей. Участники программы делают проекты и проходят квесты самостоятельно, помогая друг другу и обучаясь вместе, рассказал на конференции руководитель Qwant Бейбарыс Умирбаев. По его словам, с апреля 2020 г. заявки на обучение в школе подали 5 тысяч человек, но вступительные испытания прошли лишь 800. Окончить школу из-за сложности программы смогли и вовсе только 120 пользователей.
Сейчас в школе обучается 280 студентов из Казахстана и 250 из Таджикистана, Узбекистана и других стран СНГ. Курс стоит 45 000 тенге (7 616 рублей) в месяц. Многие живут в небольших городках и сёлах. Им трудно оплачивать курсы, и Qwant предоставляет самым талантливым из них гранты, объяснил Умирбаев в беседе со Skillbox Media.
По словам Умирбаева, секрет успеха школы прост: она даёт возможность быстро получить образование в сфере IT по качественной американской методике, устроиться на работу по востребованной специальности и зарабатывать в два раза больше, чем в среднем в Казахстане. В пандемию услуга востребована, поскольку многие начали получать меньше или потеряли работу в своей профессиональной сфере.
По словам Умирбаева, в дальнейших планах школы Qwant развитие недавно созданной платформы, которая связывает работодателей с потенциальными стажёрами, а также предлагает компаниям весь набор цифровых инструментов для обучения стажёров и их последующей адаптации в компании в качестве сотрудника. К платформе уже присоединилось 20 вузов, среди них два российских, говорит Умирбаев.
Услуги по обучению взрослых рабочим и профессиональным навыкам не только в сфере программирования, но и в других областях сейчас занимают самую большую нишу на рынке EdTech в России и СНГ, показало исследование HolonIQ. По данным компании, на эту нишу приходится более одной пятой части рынка (22%).
Другие ниши отстают, но ненамного. По данным исследования, на STEAM-образование (естественные науки, технология, инженерное искусство, искусство, математика) приходится 15% рынка, на управление образованием — 14%, на изучение иностранных языков и прохождение тестов — по 12%, на обучение передовым технологиям — 7%.
При этом далеко не все ниши на рынке EdTech в России и СНГ заняты крупными компаниями, поэтому на рынке есть место для новых молодых стартапов, сказал на конференции основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьёв. Он отметил, что появлению молодых компаний способствует также рост числа стратегических инвесторов на рынке EdTech. Если несколько лет назад в EdTech-стартапы инвестировали два крупных игрока — Mail.ru и «Яндекс», то теперь в новые проекты вкладывают деньги и другие игроки рынка — те, что ещё недавно сами были стартапами и быстро выросли.
Онлайн для школьников
Ещё три молодых проекта, представленные на конференции, оказались компаниями, обучающими детей школьного возраста. По данным недавнего исследования Smart Ranking, это одна из наиболее динамично развивающихся ниш рынка EdTech: в сумме компании этого сегмента за первый квартал 2021 года заработали более 3,5 млрд рублей.
На конференции Мария Спис отметила, что в немалой степени росту сегмента школьного онлайн-образования способствовало повышение интереса школ к онлайн-программам. В 2020 году школьники перешли на домашнее обучение, и вместе с ними в онлайн ушли многие обязательные и дополнительные курсы.
В список топ-100, составленный HolonIQ, попал один из лидеров рынка образовательных сервисов для детей — проект Skysmart, запущенный в 2019 году компанией Skyeng.
По данным рейтинга крупнейших компаний на рынке онлайн-образования Smart Ranking, во втором квартале 2021 года выручка Skysmart составила 725 млн рублей против 300 млн рублей во втором квартале 2020 года, за год проект вырос более чем в два раза. Сейчас, уточнил в беседе со Skillbox Media представитель Skyeng, доходы от Skysmart составляют половину (50%) всей выручки Skyeng.
На конференции Анна Анащенко, руководитель направления «Skysmart Класс», заявила, что экосистема проекта нацелена на создание полного образовательного цикла для семей, чтобы детей можно было обучать с раннего возраста и до момента выбора карьерного пути.
Среди образовательных сервисов Skysmart есть онлайн-школа для детей и подростков, где обучают школьным предметам и навыкам профориентации, школа будущих профессий Skysmart Pro, а также сервисы для родителей, учеников и учителей — например, платформа «Skysmart Класс», которая позволяет создавать и автоматически проверять домашние задания, проводить тестирование, конкурсы и олимпиады с мотивирующими призами для учеников.
Сейчас в онлайн-школе Skysmart обучается более 50 тысяч учеников в возрасте от 4 до 18 лет, со школой сотрудничают 3400 учителей, а всего на платформе зарегистрировано 220 тысяч учителей, которые задают через платформу домашние задания своим ученикам.
Ещё два образовательных проекта, представленные на конференции и вошедшие в топ-100 списка HolonIQ, специализируются на дополнительном образовании и развитии детей.
Созданная в 2018 году онлайн-платформа развивающих игр для детей от 6 до 13 лет «Умназия» в пандемию стала более гибко подходить к разработке образовательных программ и сократила сроки вывода на рынок новых продуктов компании на рынок, рассказала сооснователь платформы Галина Кан.
По её словам, компания начала тщательно исследовать запросы потребителей и всего за 3–6 месяцев создаёт программы под конкретные нужды аудитории. К концу 2020 года, по данным системы «СПАРК-Интерфакс», выручка «Умназии» составила 14,4 млн рублей. А аудитория платформы сейчас насчитывает 15 тысяч русскоговорящих детей из 94 стран.
Преуспела в пандемию и белорусская платформа развития логики и математического интеллекта у детей 5–12 лет LogicLike.com. Начиная с 2020 года она ежемесячно привлекает по 2 млн пользователей из стран СНГ и дальнего зарубежья, преимущественно из США. По словам сооснователя платформы Матвея Олевинского, проект был изначально создан в 2013 году как офлайновая школа в Минске, но уже в 2015 году начал развивать онлайн-направление. Сейчас, говорит Олевинский, LogicLike.com растёт в два раза каждый год. Только 25% выручки приносит офлайновая школа, доля онлайна в доходах год от года растёт.
Спрос на иностранные языки
Пятым в списке топ-100, который HolonIQ представила на конференции, стало мобильное приложение FunEasyLearn (продукт молдавской компании Felsoft Technologies).
По мнению авторов исследования HolonIQ, сегмент онлайн-программ по изучению иностранных языков на территории России и СНГ в России по-прежнему хорошо развивается — и благодаря давно существующим платформам (Skyeng, EnglishDom), и благодаря новым (Basenji Apps, AllRight).
Приложение FunEasyLearn было создано в своём нынешнем виде в 2019 году, рассказала Александрина Плугари, директор по продуктам компании. Сейчас оно позволяет носителям 62 языков (почти всему населению планеты) в игровой интерактивной форме изучать 34 разных языка. По словам Плугари, приложение включает 30 игр, 11 тысяч иллюстраций и 300 тысяч аудиозаписей.
Особенность FunEasyLearn в том, что его можно скачать и использовать без подключения к интернету. Это позволяет FunEasyLearn продавать свой продукт даже в странах со слабым интернет-покрытием. Сейчас у приложения больше 2,5 млн индивидуальных пользователей в более чем 190 странах, 10% из них — в России, объяснила Плугари. Она добавляет, что в пандемию интерес пользователей к приложению резко вырос и благодаря этому в 2021 году доходы компании увеличились на 30% по сравнению с 2020 годом.
Рост доходов позволил задуматься о выходе в B2B-сектор. Отдельные корпоративные клиенты у FunEasyLearn есть и сейчас, но в этом году компания начала активные переговоры с большим числом школ в Швейцарии, Швеции и Нидерландах. В 2022 году FunEasyLearn планирует искать корпоративных клиентов и в России, заявила Плугари.
Возможности рынка
Битва на рынке EdTech только началась, и инвесторы ждут выхода на него всё новых и новых стартапов, заявил на конференции инвестор Алексей Соловьёв.
С ним соглашаются и другие участники рынка. Например, Анна Чащина, директор по маркетингу инкубатора специалистов в образовании EdМarket (входит в «Нетологию-групп»), полагает, что в ближайшие годы рынок образования будет расти в 1,8–2 раза за год.
В подтверждение она приводит данные платформы GetCourse, на которой размещают дистанционные курсы сотни онлайн-школ. В 2020 году совокупный доход всех школ на этой платформе составил 46,5 млрд рублей, к середине сентября 2021 года он вырос до 60 млрд рублей с лишним, а к концу этого года он, скорее всего, составит более 80 млрд рублей.
Стремительный рост рынка, говорит Чащина, сейчас идёт за счёт предложения пользователям новых онлайн-курсов, повышения цен на образовательные продукты, расширения возможностей рассрочки с 12 до 24 месяцев и охвата широких слоёв целевой аудитории. Кроме того, популярны подписные модели и клубные форматы, которые тоже позволяют образовательным онлайн-проектам расти, замечает она.
Однако есть факторы, которые могут помешать росту рынка EdTech и сократить число выходящих на этот рынок стартапов, предостерегает Алексей Соловьёв. Он напоминает, что сейчас рынок онлайн-образования в России мало регулируется государством, но правительство может в любой момент установить жёсткий контроль над любой сферой образования детей или взрослых. Подобное недавно произошло в Китае, где власти ввели строгие правила в отношении внеклассного обучения школьников.
Кроме того, в некоторых сегментах рынка EdTech — например, в обучении цифровым специальностям — предложение уже превышает спрос, говорит Соловьёв. Молодым, едва вышедшим на рынок стартапам нужно разрабатывать программы с новыми форматами обучения, чтобы выделиться среди конкурентов. И это повысит порог входа на рынок для новых проектов. Уже сейчас на посевной стадии EdTech-стартап нуждается в 200–300 тысячах долларов, чтобы активно расти, говорит Соловьёв.